«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
Несмотря на растущую долю китайской спецтехники на российском рынке, многие топ-менеджеры компаний до сих пор относятся к ней с опаской. А кое-кто и с пренебрежением. Причина проста — за последние десятилетия в нашей стране прочно укрепился стереотип: товары с биркой «made in China» уступают по качеству продукции других стран.
Понятно, что это мнение появилось не на пустом месте. В лихие 90-е россияне выживали, промышляя «челночным» бизнесом, и возили многие вещи из Китая. Понимая, что покупательская способность у большинства сограждан низкая, товары в КНР закупались самые дешевые. Созданные едва ли не «на коленке» у каких-нибудь частников. Естественно, срок службы и надежность этой продукции соответствовала ценнику. Те же китайские магнитофоны не отличались хорошим звуком, «зажевывали» кассеты. Одежда теряла цвет и форму после первой же стирки. А инструменты из дешевого металла и по сей день ломаются при попытке использования по назначению.
Между тем в Китае существует три категории производимых товаров:
— для внутреннего рынка — сделанные на совесть и не подлежащие продаже в другие страны;
— для экспорта — сделанные по лицензиям мировых брендов с хорошим качеством;
— кустарное производство — откровенные подделки с применением самых дешевых материалов в целях удешевления.
Вот из-за последней категории, которая зачастую «серым» импортом попадает в Россию, и жив до сих пор стереотип о некачественной китайской продукции. Не стал исключением и сегмент спецтехники, где периодически встречаются красивые с виду, но совершенно не подготовленные для работы машины.
Почему же такие образцы попадают к нам? Ответ прост — скупердяйство некоторых руководителей. В попытке снизить затраты до максимума они покупают не отвечающую даже малейшим требованиям технику. Справедливости ради отметим, что некоторые просто не могут отличить качественные образцы от подделок. Внешне то они идентичны, а проверкой машин «в полях» перед покупкой утруждают себя не все.
«Несомненно, китайскую спецтехнику лучше всего покупать у официальных дилеров, и этому есть ряд очень веских причин. Первое и самое важное — дилер продает технику, ввезенную официально, в случае с самосвалами по ОТТС (одобрению типа транспортного средства), которое выдается заводу-производителю, что является гарантией, что приобретенная техника полностью соответствует требованиям экологического класса (с января 2014 года это EURO V) и будет поставлена на учет в органах ГИБДД. Приобретая технику у неофициальных поставщиков, ввезенную по сертификатам, вы рискуете лишиться и денег, и техники. Во-вторых, официальная техника ввозится дистрибьюторами крупными партиями и размещается на стоянках в различных регионах, что гарантирует приобретение «из наличия». В-третьих, мы уже прекрасно знаем, что ввезенные официально грузовики Shacman и Shacman неофициальный не только стоят по-разному, но и представляют из себя совершенно различные машины с различными деталями и узлами. При более низкой стоимости «серый» самосвал создаст несоизмеримо больше проблем при снабжении запасными частями и в техническом обслуживании. По опыту общения с эксплуатирующими организациями, недовольными «китайцами», можно сказать, что все нарекания и указания на недостатки машин из Китая в 90% относятся как раз на счет купленных по случаю у неизвестного поставщика «с хорошей скидкой» машин, которые на деле и оказываются грубыми подделками, произведенными на неофициальных заводах», — уверяет директор по маркетингу группы компаний «РосИнтерТехника» Александр Клименко (г. Челябинск).
«Производитель никогда не про дает технику в другие страны напрямую, для этого существует дилерская сеть. Если техника приобретена мимо официального дилера, это означает, что данная машина «серая», и отсюда вытекает масса проблем. Во-первых, вы не сможете поставить на нее запчасти согласно каталогу, так как они попросту ему не соответствуют. Во-вторых, вы не сможете воспользоваться гарантией, а на практике почти каждая такая машина имеет большие проблемы эксплуатации почти с первых моточасов работы. Завод-производитель в таких случаях дает простой ответ: данная машина с таким серийным номером в страну не поставлялась, и завод никакой ответственности не несет. «Серая» техника произведена на внутренний рынок из низкокачественного металла, из не соответствующих сборке дилерских машин комплектующих, не имеет сертификата, ее также очень сложно поставить на учет в технадзоре», — объясняет директор ООО «АвтоБасРегион» Оксана Подгорная (г. Красноярск).
«В случае приобретения у дилера вы экономите много времени и нервов. У дилера отлаженный канал вывоза, логистика, механики, способные осуществить предпродажную подготовку. На текущий момент клиент, пожелавший купить самостоятельно в Китае, вывезти технику физически не сможет», — добавляет коммерческий директор ГК «Механика» Андрей Черепанов (г. Красноярск).
Правда, отрицательные отзывы о китайской технике встречаются и от тех, кто не пожалел денег на качественные самосвалы, бульдозеры, краны и т. д. Говорят, мол, через несколько лет работы цена ремонта выходит чуть ли не в половину стоимости самой машины. По словам экспертов рынка, такие ситуации возникают из-за неправильной эксплуатации.
«Одной из главных «особенностей» эксплуатации китайской техники в российских условиях является ее «безжалостность», то есть, приобретая недорогого «китайца», владелец выжимает из него все возможное за кратчайший период времени: громадный перегруз, разрушающий основные узлы и агрегаты техники, несоблюдение периодов технического обслуживания. Китайские грузовики имеют очень объемный кузов, но нагружать его под завязку нельзя ни в коем случае. Это означает практически двойной перегруз и автоматическую потерю гарантии. Однако большинство владельцев таких грузовиков машут рукой на эти ограничения и грузят их от души. В таком режиме техника работает всего года три, но за это время она может сполна себя окупить. Низкая цена и быстрая окупаемость привлекают к китайской большегрузной технике многих клиентов», — говорит Александр Клименко.
И действительно, результаты опросов отечественных пользователей говорят о желании покупать машины из КНР. Например, на вопрос, какой самосвал купить, бренд SCANIA выбрали 33% опрошенных, MAN — 12%, VOLVO — 4%, RENAULT — 12%, а 37% выбрали «китайцев». Российские грузовики выбрали единицы. По мнению экспертов, все дело в экономической целесообразности. Использовать 16-тонный МАЗ с расходом топлива на 30% больше, чем у 20-тонного «китайца», могут позволить себе лишь крупные перевозчики.
«Что касается автотехники Shacman — теперь это техника с понятным уровнем качества и прогнозируемым пробегом и сроком эксплуатации. В последние годы выросло качество поставляемой по официальным каналам грузовиков производства КНР. В этом заслуга и наших китайских партнеров, и их российских коллег. Что характерно, в работе с Shacman мы часто встречаемся с техническим руководством завода, они прислушиваются к нашим предложениям, вносят изменения в конструкцию грузовиков. Наша совместная цель — самосвал, адаптированный для эксплуатации в сложных российских условиях. В этом направлении мы движемся», — объясняет руководитель отдела маркетинга ЗАО «ГК АМПС» (СФО) Кирилл Медведев.
«За последние годы китайцы повысили не только качество сборки грузовиков, но и качество дизайна и эргономики. Работать на китайском самосвале легче и приятнее, чем на КамАЗе или МАЗе. У импортных моделей цена — ниже, кубатура — больше, соответственно, и грузоподъемность — больше, меньше расход топлива, быстрая окупаемость, и многое другое… Из российской техники достойное место может занять новый магистральный тягач КамАЗ, особенно если учесть, что китайцы не экспортируют в Россию магистральные тягачи», — рассказывает Александр Клименко.
Но и «на старуху бывает проруха». Даже ведущие игроки китайского рынка машиностроения умудряются сами же себе подпортить имидж. Так, на крупной выставке «Строительная техника и технологии» — 2012 известный бренд Sinomach представил новый 25-тонный гусеничный экскаватор ZG3255LC-9s. Посетители были удивлены плохо прикрученными бокорезами на ковше, ржавчиной на новом двигателе, отсутствием боковых и заднего зеркал и устаревшей ходовой частью. Позже представитель компании выступил с официальным заявлением, что все недочеты отсутствуют в коммерческих образцах для продажи, а выставочный экземпляр собирали второпях. Но впечатление у посетителей уже было испорчено.
У фронтальных погрузчиков LaiGong ZL20 пользователи нашли еще больше недостатков. Причем уже в процессе эксплуатации. Генераторы выдерживают максимум месяц-полтора работы, после чего их приходится менять по гарантии. Намучившись, русские кулибины приноровились ставить генераторы от КамАЗов. Нескольким покупателям достались образцы без термостатов. Ну и наконец, как отмечают пользователи погрузчика, все шланги в конструкции приходится менять почти сразу на российские, так как китайские просто не выдерживают нагрузок.
Подобных отзывов о различной китайской технике масса. Но ситуация не меняется и на первый взгляд напоминает историю с ежами, которые «кололись, но продолжали поедать кактус». То есть наши компании закупают машины из КНР, доводят их до ума с помощью отечественных запчастей, но саму российскую технику использовать не желают. Может, потому что отечественные производители не могут выпускать спецтехнику, сопоставимую по параметрам с китайской?
«Могут или не могут — вопрос риторический. По опыту в настоящее время, к сожалению, ни по ценовым критериям, ни по эксплуатационным, российские бульдозеры не могут конкурировать с китайскими. Я считаю себя патриотом своей страны, но факты отрицать трудно. Китайские бульдозеры в одинаковых условиях эксплуатации с аналогичными нашими бульдозерами дают большую производительность, гораздо реже ломаются, а в случае поломок сроки поставки запчастей намного короче, чем у российских. Когда мы вникли в этот вопрос, выяснилось, что наш производитель практически не работает на свой склад, а накапливает заказы, затем запускает конвейер и начинает выпуск запчастей и комплектующих. Между тем рынок наполнен запчастями на китайскую технику, а ходовые расходники поставщики держат на своих складах», — ответила нам на этот вопрос Оксана Подгорная.
«Мы искренне верим, что отечественный автопром еще не изжил себя, и возрождение былой славы возможно. Сопоставимая по параметрам с китайской техникой продукция существует и представлена на российском рынке в полном объеме. Ключевым вопросом при выборе производителя является цена. При аналогичном с китайцами качестве техника производства РФ на порядок дороже. Превосходящей по каким-либо параметрам техники отечественной особо нет. Есть продукция, специфичная для наших условий работы», — считает Андрей Черепанов.
О том, что отечественная техника проигрывает китайской по всем параметрам, мы услышали от многих опрошенных нами спикеров. Причем речь шла не только о сложных манипуляциях, но и о простейших задачах.
«Нам необходимо периодически чистить снег в гаражном кооперативе. Используем, как правило, бульдозеры Shantui SD16 и SD13, а также фронтальный погрузчик Shantui SL30W. А раньше для расчистки использовали бульдозеры челябинского производства типа Т-170, одного класса с Shantui SD16. Их характеристики идентичны, но в эксплуатации они показали себя по-разному, и Т-170 явно проигрывает своему китайскому «собрату» по многим критериям. Во-первых, при одинаковой массе в 17 тонн по внешнему виду Shantui SD16 кажется более «легковесным», чем Т-170. Выглядит «китаец» значительно опрятнее Т-170. Практически нет потеков и течи масла и гидравлики, чего нельзя сказать об отечественном бульдозере. Во-вторых, при нагрузке, толкая снег, SD16 кажется мощнее Т-170 и легче выгребает снег на «снежную гору». В-третьих, при свободном ходе назад без нагрузки SD16 заметно выигрывает по скорости движения, да и на поворотах он маневреннее даже под нагрузкой. В-четвертых, внутреннее убранство кабины бульдозера SD16 явно превосходит кабину Т-170. Обозримость и удобство места машиниста отмечается сразу всеми бульдозеристами, стоит им пересесть с Т-170 на китайскую модель. И в конечном итоге производительность SD16 заметно превосходит производительность Т-170 (при условии, что механизмы у них одного класса); что в наше время, когда все считают деньги, является существенным плюсом в выборе техники для работы», — поделился впечатлениями менеджер продаж ЗАО «ГК АМПС» Алексей Беляев.
Разнообразие продукции китайского машиностроения породило действительно острую проблему — недобросовестные российские коммерсанты стараются нажиться на ввозе машин, в принципе не предназначенных для эксплуатации в наших условиях. Они закупают технику, произведенную для внутреннего рынка Китая, и выставляют на продажу, убеждая покупателей, что она такая же по качеству, как и экспортные образцы. Но это не так.
«Так, из 8 сборочных конвейеров завода Shaanxi, выпускающих автотехнику Shacman, только на одном собираются машины для РФ. На остальных идет сборка техники для стран с теплым климатом и более мягкими требованиями к экологическому стандарту. Производство техники для стран с теплым климатом обходится дешевле (исключаются затраты на утепление кабины, подогрев топливной системы и на многие комплектующие, от которых, в погодных условиях России, зависит качество работы машин и их надежность)», — приводит данные руководитель отдела по связям с общественностью ЗАО «ГК АМПС» Елена Носова.
Росаккредитация во время проверки в 2012 году выявила из 10 700 сертификатов на грузовики Shacman всего 34 выданных без нарушений. 3829 документов аннулировали из-за не подтверждения экологическому классу — вместо «Евро 4» ввезенные машины оказались соответствующими лишь «Евро 2». Еще 6856 сертификатов аннулировали, так как выдавшие их компании отказались от прохождения проверки. В итоге этими организациями занялись правоохранительные органы.
По словам наших экспертов, сервисные службы компаний стараются отказаться от обслуживания и ремонта неофициально ввезенных в Россию китайских машин. Поэтому, чтобы избежать простоев и громадных затрат на запасные части, стоит сразу же проверить приобретаемую технику на предмет «серого» импорта.
«Простой способ отличить дилерскую машину от «серой» — дилерская машина имеет сертификат, на всех шильдах на самой машине в обязательном порядке присутствуют надписи на 2 или 3 языках: китайском, английском, русском. Если все надписи только на китайском языке — вы «счастливый» обладатель «серой» техники, — просвещает Оксана Подгорная. — Конечно же, дилерскую машину можно приобрести не только у дилеров, но обязательно сертифицированную и по дилерской цене. К примеру, на территориальной единице располагается лишь один официальный дилер техники Shantui. Все остальные — либо псевдодилеры, которые не стесняясь используют в своих названиях имя производителя, либо различные представительства на договорах с дилером».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: