Тряхнуть стариной: в Красноярске прошла последняя в 2015 году выставка ретро-машин - iGrader.ru

Тряхнуть стариной: в Красноярске прошла последняя в 2015 году выставка ретро-машин

С наступлением холодов ритм жизни ретроавтомобилей, побывавших в руках реставраторов, заметно меняется. Машины перестают быть выставочными экземплярами на колесах и отправляются по своим гаражам на зимние каникулы. В последний день октября красноярский клуб «Авто-ретро» провел последнюю в 2015 году выставку железных коней с историей.

Помимо стайки разноцветных «Волг» и «Запорожцев» на выставке, как всегда, присутствовали и экземпляры спецтехники, созданной советским автопромом. Приехали и наши старые знакомцы ― автомобили, историю которых мы рассказывали в прошлых выпусках, и новички. Корреспондент журнала «Грейдер» повнимательнее присмотрелся к двум автомобилям.

Инкогнито из Челябинска

Автобус капотного типа, произведение механического завода «Уралец», что в одноименном поселке близ Нижнего Тагила, ― вот, на что действительно стоило посмотреть. Таких экземпляров на красноярских ретровыставках еще не было. Да и на российских, наверняка, тоже.

Красноярских реставраторов интересуют не только прошловековые «легковушки», но и образцы ретроспецтехники

Собственного имени у уральского автобуса нет, поскольку экземпляр этот ― несерийный. Он собран на базе автомобиля ГАЗ-63А ― полноприводной модификации ГАЗ-51. По всей вероятности, он изготовлен в единственном экземпляре по спецзаказу ― для нужд военных, геологоразведки или другой подобной структуры. Дело было где-то в середине 1950-х.

«Изначально мы предполагали, что это ПАЗ-654 ― очень редкая модель подобного типа. Именно под таким именем его продавал прежний владелец из Челябинска. До того, как попасть к нему в руки, автобус стоял на какой-то автобазе, и, по всей вероятности, стоял давно, так что сегодня следы затерялись. Консультацию нам дали Николай Марков и Денис Дементьев ― авторы серии книг «Автобусы пятилетки», которые и определили по ряду признаков, что наш экземпляр был изготовлен именно на Уральском мехзаводе», ― рассказывает администратор клуба «Авто-ретро» Илья Лопин.

На взгляд современного человека, челябинский автобус выглядит чудаковато. Бросается в глаза конструкция пассажирской двери, которая, однако, является типичной для большинства капотных автобусов СССР и России. Называется эта необычная система «кондуктор двери»: рычаг, на нем ― рукоятка, расположенная под рукой у водителя, от рычага идет тяга, открывающая дверь. Такая вот советская автоматика. Но главное потрясение ― это, конечно, кузов автобуса: деревянный, обшитый снаружи тонким листовым железом, а внутри ― фанерой. Так что, зайдя в автобус, чувствуешь себя странно ― будто не в транспорт попал, а в деревенский дом. Поэтому, кстати, техника досталась красноярским реставраторам в плачевном состоянии ― годы под дождем и снегом сделали свое дело, кузов сгнил практически полностью. Реставрация оказалась сложной и кропотливой: машина обновлялась буквально по кусочкам.

Автобус капотного типа, произведение механического завода «Уралец»

Автобус капотного типа, произведение механического завода «Уралец», сохранился в единственном экземпляре. Техника, созданная в 1950-х годах, попала в руки красноярских реставраторов в плачевном состоянии, но сегодня сложная и кропотливая работа завершена — автобус получился как новенький.

Усилия не пропали даром: автобус получился совсем как новенький. Сложные кузовные детали, например, металлические рамки окон, изготавливались по специально созданному шаблону. Двери деревянные, из массива, обшитые фанерой ― дело рук профессионального плотника. Со светотехникой сложностей не возникло ― она унифицированная. Рама, двигатель, трансмиссия, панель приборов достались автобусу от ГАЗ-63, что здорово облегчило жизнь реставраторам. Капот и оперение также от «газика», поэтому их тоже удалось «достать» в хорошем состоянии.

Первый выезд уральского автобуса получился очень торжественным: 29 октября в составе ретро-колонны он одним из первых проехал по новому мосту через Енисей. Реставрационные работы завершились аккурат накануне этого события.

Цистерна вместо кузова

Бензовоз на базе ГАЗ-51А

Бензовоз на базе ГАЗ-51А

Еще один заметный участник прошедшей выставки ― бензовоз на базе ГАЗ-51А. Год выпуска автомобиля ― 1952-й. Такие машины использовались в народном хозяйстве СССР не столько для транспортировки бензина ― объем бочки у нее достаточно небольшой, сколько в качестве топливозаправщика ― для сельхозтехники, например.

«Изначально это был бортовой газик. Кузов у него был деревянным и практически полностью разрушился от времени ― планировали делать новый. Но подвернулась родная газовская цистерна, и автомобиль решено было превратить в бензовоз. То есть можно считать, что это реплика, но реплика достоверная ― полностью из оригинальных деталей, никакой самодеятельности. В советское время подобное переоборудование грузовых машин было обычной практикой», ― рассказывает владелец бензовоза Павел Мезин.

С тех пор, как автомобиль попал в руки к Павлу, он приобретает новые, естественно, оригинальные детали. Помимо цистерны, машина обзавелась новыми капотом, крыльями, боковинами капота и решеткой радиатора. Сегодня техника выглядит вполне презентабельно, но процесс реставрации продолжается. По словам владельца, цели сразу восстановить машину «под ключ» не стоит ― доработка и замена деталей ведутся постепенно.

Наследник «трехтонки»

Окончание выставочного сезона энтузиастов из клуба «Авто-ретро» не расстраивает. Напротив, ценителям ретро не терпится вернуться в гаражи и боксы и «повозиться с железяками». Тем более что реставрационных планов ― хоть отбавляй.

ГАЗ-67

ГАЗ-67

В списке будущих музейных экспонатов ― УралЗИС-355М ― образец глубокой модернизации знаменитой «трехтонки» ЗИС-5. Агрегаты грузовику достались именно от этого произведения Завода имени Сталина, кабина ― от ГАЗ-51, а оперение автомобиль получил уникальное. Восстановить такую машину будет непросто. Выпущено их было меньше 200 000 штук, последняя сошла с конвейера в 1965-м, и большая часть экземпляров, бывшая госсобственностью, давно отправилась в металлолом.

«Это очень редкая машина, и детали на нее достать непросто, но постепенно находим, собираем. Недавно удалось достать абсолютно новое левое крыло, а правое у него и свое в неплохом состоянии ― оно будет восстанавливаться. Нашли и «жабры» ― боковины капота с вентиляционными прорезями. Карбюратор тоже недавно новый пришел по почте. Двери уже готовы, хотя пришлось повозиться ― они деревянные, обшитые жестью, так что с ними специалисты по дереву и работали. Да и кабина деревометаллическая ― от раннего ГАЗ-51, тоже редкость большая. Зато электротехника, оптика унифицированы с другими грузовиками, здесь детали будет проще найти. Со временем обязательно соберем», ― уверен обладатель раритета Павел Мезин.

Польша ― не заграница

А вот с реставрацией польской «Нысы» особых трудностей возникнуть не должно, тем более что процесс уже на заключительном этапе. Два технически близких автомобиля ― «Ныса» и «Жук» ― выпускались в Польше на агрегатах «Варшавы» ― лицензионной копии нашей «Победы». Только двигатель был модернизирован ― из нижнеклапанного превратился в верхнеклапанный. Выпускались микроавтобусы до 1990-х годов, некоторые эксплуатируются до сих пор, так что запчасти на них найти еще можно. Есть определенные сложности с кузовным ремонтом из-за округлых форм автомобиля, но зато каркас машины максимально простой ― рама из обычного проката, сложных штампованных деталей никаких. «Ныса» вскоре пополнит парк восстановленной техники клуба: сейчас она загрунтована и готова к покраске, да и сборка ждать себя не заставит.

Интеллигент с Урала

Автобус капотного типа, произведение механического завода «Уралец», сохранился в единственном экземпляре.

Автобус капотного типа, произведение механического завода «Уралец», сохранился в единственном экземпляре.

Еще одна находка красноярских реставраторов, которая ждет своей очереди в реставрационный бокс, ― автобус Уралец-66С. Экземпляр представляет семейство так называемых «барбухаек» ― автобусов, которые выпускались всевозможными советскими ремзаводами на базе грузовых автомобилей. Этот автомобиль ― «барбухайка» из культурного общества. Его прародителем стал ГАЗ-51. Механический завод «Уралец» (тот самый, чьему «перу» принадлежит автобус капотного типа, о котором шла речь в начале статьи) выпускал эти автобусы под нужды Министерства культуры СССР. Использовался Уралец-66С именно для дел культурных: в нем размещались кинопроектор, звуковая аппаратура, вешалки для костюмов и реквизита. Многочисленные творческие коллективы Союза ездили на нем на гастроли, а еще автобус работал мобильным кинотеатром ― с его помощью сельским жителям демонстрировались кинофильмы.

«Уралец» ― довольно неказистое произведение советского автопрома: автобус рубленый, грубых форм. Экземпляр, доставшийся красноярским реставраторам, и вовсе выглядит непрезентабельно ― непосвященному человеку он кажется грудой металлолома. Но члены клуба смотрят на него влюбленными глазами и уверяют, что восстановить машину ― вполне реально.

салон Уралец-66С выполнен из фанеры Созданный в 1950-х годах, автобус попал в руки красноярских реставраторов в плачевном состоянии, но сегодня сложная и кропотливая работа завершена — автобус получился как новенький.

«От автобуса сохранились только каркас кузова и рама. Для нас самое главное, что полностью сохранился силуэт, по которому можно воссоздать внешнюю обшивку. Она элементарно простая ― фанера, листовое железо. Все немногочисленные криволинейные детали кузова, которые определяют облик автобуса, сохранились. Автобус сделан на шасси ГАЗ-51: двигатель, трансмиссия, ходовая часть ― все от грузовика, но есть и нюансы. «Уралец» имеет бескапотную вагонную компоновку, поэтому рулевое управление у него свое, оригинальное. К счастью, рулевой механизм сохранился. Сложностей, думаю, не будет: возьмем автомобиль ГАЗ-51, снимем с него кабину, поставим на шасси этот автобус и доработаем. С кузовом тоже все понятно: удаляем остатки старой обшивки, восстанавливаем каркас, обрабатываем его антикоррозийными материалами, на него крепим новое железо и фанеру. Стекла у него все плоские, гнутых нет. Разумеется, это все «просто» только на словах, на самом деле процесс весьма трудоемкий, работы много, но ничего невозможного нет», ― уверяет руководитель автономного некоммерческого общества «Красноярский центр сохранения ретротранспорта «Авто-ретро» Александр Кнапнугель.

Хороший старт

Уходя на зимние каникулы, «Авто-ретро» подвел итог прошедшего года: в декабре клуб отмечает первый день рождения. Старт получился весьма успешным.

«Если раньше в Красноярске в год проводилось максимум два-три мероприятия с участием ретроавтомобителий, то за время существования клуба мы уже приняли участие в 14. Где-то все организовывали сами, где-то работали в тандеме. За этот год мы завели много новых знакомств. Например, подружились с ребятами из военно-исторического клуба «Красноярский гарнизон». Они занимаются военной реконструкцией, и мы на автомобилях военных лет принимаем участие в их интереснейших мероприятиях. Вместе с Библиотечным комплексом им. Островского организовали постановку «А завтра была война»: инсценировали последний мирный день ― 21 июня 1941 года. По-моему, очень красиво и душевно получилось. Конечно, самым ярким событием стало недавнее открытие нового моста ― наши автомобили проехали по нему первыми: своеобразный символ связи времен, мост между историей и будущим города. Так что год был очень насыщенным», ― рассказывает Илья Лопин.

Планов и задумок у ценителей ретро предостаточно ― новые выставки и новые находки еще впереди. Ну а сегодня железные кони уже в «стойлах», в боксе проведен субботник ― он готов к реставрационным работам. История на колесах замерла ― до весны.

ЗИЛ-ММЗ-585Л

ЗИЛ-ММЗ-585Л (подробнее о модели читайте в No5(11) 2015 г и на igrader.ru)

Клуб «Авто-ретро» благодарит Министерство транспорта Красноярского края в лице министра Сергея Васильевича Ерёмина, ГПКК «Красноярскавтотранс» в лице директора Алексея Владимировича Давыдова, генерального директора ООО УК «Сибтяжмаш» Ирину Александровну Шапирко за неоценимую помощь в своей деятельности, а также журнал «Грейдер» ― за информационную поддержку.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: