Тряхнуть стариной: в Красноярске прошла последняя в 2015 году выставка ретро-машин

24.11.2015

С наступлением холодов ритм жизни ретроавтомобилей, побывавших в руках реставраторов, заметно меняется. Машины перестают быть выставочными экземплярами на колесах и отправляются по своим гаражам на зимние каникулы. В последний день октября красноярский клуб «Авто-ретро» провел последнюю в 2015 году выставку железных коней с историей.

Помимо стайки разноцветных «Волг» и «Запорожцев» на выставке, как всегда, присутствовали и экземпляры спецтехники, созданной советским автопромом. Приехали и наши старые знакомцы ― автомобили, историю которых мы рассказывали в прошлых выпусках, и новички. Корреспондент журнала «Грейдер» повнимательнее присмотрелся к двум автомобилям.

Инкогнито из Челябинска

Автобус капотного типа, произведение механического завода «Уралец», что в одноименном поселке близ Нижнего Тагила, ― вот, на что действительно стоило посмотреть. Таких экземпляров на красноярских ретровыставках еще не было. Да и на российских, наверняка, тоже.

Красноярских реставраторов интересуют не только прошловековые «легковушки», но и образцы ретроспецтехники

Собственного имени у уральского автобуса нет, поскольку экземпляр этот ― несерийный. Он собран на базе автомобиля ГАЗ-63А ― полноприводной модификации ГАЗ-51. По всей вероятности, он изготовлен в единственном экземпляре по спецзаказу ― для нужд военных, геологоразведки или другой подобной структуры. Дело было где-то в середине 1950-х.

«Изначально мы предполагали, что это ПАЗ-654 ― очень редкая модель подобного типа. Именно под таким именем его продавал прежний владелец из Челябинска. До того, как попасть к нему в руки, автобус стоял на какой-то автобазе, и, по всей вероятности, стоял давно, так что сегодня следы затерялись. Консультацию нам дали Николай Марков и Денис Дементьев ― авторы серии книг «Автобусы пятилетки», которые и определили по ряду признаков, что наш экземпляр был изготовлен именно на Уральском мехзаводе», ― рассказывает администратор клуба «Авто-ретро» Илья Лопин.

На взгляд современного человека, челябинский автобус выглядит чудаковато. Бросается в глаза конструкция пассажирской двери, которая, однако, является типичной для большинства капотных автобусов СССР и России. Называется эта необычная система «кондуктор двери»: рычаг, на нем ― рукоятка, расположенная под рукой у водителя, от рычага идет тяга, открывающая дверь. Такая вот советская автоматика. Но главное потрясение ― это, конечно, кузов автобуса: деревянный, обшитый снаружи тонким листовым железом, а внутри ― фанерой. Так что, зайдя в автобус, чувствуешь себя странно ― будто не в транспорт попал, а в деревенский дом. Поэтому, кстати, техника досталась красноярским реставраторам в плачевном состоянии ― годы под дождем и снегом сделали свое дело, кузов сгнил практически полностью. Реставрация оказалась сложной и кропотливой: машина обновлялась буквально по кусочкам.

Автобус капотного типа, произведение механического завода «Уралец»

Автобус капотного типа, произведение механического завода «Уралец», сохранился в единственном экземпляре. Техника, созданная в 1950-х годах, попала в руки красноярских реставраторов в плачевном состоянии, но сегодня сложная и кропотливая работа завершена — автобус получился как новенький.

Усилия не пропали даром: автобус получился совсем как новенький. Сложные кузовные детали, например, металлические рамки окон, изготавливались по специально созданному шаблону. Двери деревянные, из массива, обшитые фанерой ― дело рук профессионального плотника. Со светотехникой сложностей не возникло ― она унифицированная. Рама, двигатель, трансмиссия, панель приборов достались автобусу от ГАЗ-63, что здорово облегчило жизнь реставраторам. Капот и оперение также от «газика», поэтому их тоже удалось «достать» в хорошем состоянии.

Первый выезд уральского автобуса получился очень торжественным: 29 октября в составе ретро-колонны он одним из первых проехал по новому мосту через Енисей. Реставрационные работы завершились аккурат накануне этого события.

Цистерна вместо кузова

Бензовоз на базе ГАЗ-51А

Бензовоз на базе ГАЗ-51А

Еще один заметный участник прошедшей выставки ― бензовоз на базе ГАЗ-51А. Год выпуска автомобиля ― 1952-й. Такие машины использовались в народном хозяйстве СССР не столько для транспортировки бензина ― объем бочки у нее достаточно небольшой, сколько в качестве топливозаправщика ― для сельхозтехники, например.

«Изначально это был бортовой газик. Кузов у него был деревянным и практически полностью разрушился от времени ― планировали делать новый. Но подвернулась родная газовская цистерна, и автомобиль решено было превратить в бензовоз. То есть можно считать, что это реплика, но реплика достоверная ― полностью из оригинальных деталей, никакой самодеятельности. В советское время подобное переоборудование грузовых машин было обычной практикой», ― рассказывает владелец бензовоза Павел Мезин.

С тех пор, как автомобиль попал в руки к Павлу, он приобретает новые, естественно, оригинальные детали. Помимо цистерны, машина обзавелась новыми капотом, крыльями, боковинами капота и решеткой радиатора. Сегодня техника выглядит вполне презентабельно, но процесс реставрации продолжается. По словам владельца, цели сразу восстановить машину «под ключ» не стоит ― доработка и замена деталей ведутся постепенно.

Наследник «трехтонки»

Окончание выставочного сезона энтузиастов из клуба «Авто-ретро» не расстраивает. Напротив, ценителям ретро не терпится вернуться в гаражи и боксы и «повозиться с железяками». Тем более что реставрационных планов ― хоть отбавляй.

ГАЗ-67

ГАЗ-67

В списке будущих музейных экспонатов ― УралЗИС-355М ― образец глубокой модернизации знаменитой «трехтонки» ЗИС-5. Агрегаты грузовику достались именно от этого произведения Завода имени Сталина, кабина ― от ГАЗ-51, а оперение автомобиль получил уникальное. Восстановить такую машину будет непросто. Выпущено их было меньше 200 000 штук, последняя сошла с конвейера в 1965-м, и большая часть экземпляров, бывшая госсобственностью, давно отправилась в металлолом.

«Это очень редкая машина, и детали на нее достать непросто, но постепенно находим, собираем. Недавно удалось достать абсолютно новое левое крыло, а правое у него и свое в неплохом состоянии ― оно будет восстанавливаться. Нашли и «жабры» ― боковины капота с вентиляционными прорезями. Карбюратор тоже недавно новый пришел по почте. Двери уже готовы, хотя пришлось повозиться ― они деревянные, обшитые жестью, так что с ними специалисты по дереву и работали. Да и кабина деревометаллическая ― от раннего ГАЗ-51, тоже редкость большая. Зато электротехника, оптика унифицированы с другими грузовиками, здесь детали будет проще найти. Со временем обязательно соберем», ― уверен обладатель раритета Павел Мезин.

Польша ― не заграница

А вот с реставрацией польской «Нысы» особых трудностей возникнуть не должно, тем более что процесс уже на заключительном этапе. Два технически близких автомобиля ― «Ныса» и «Жук» ― выпускались в Польше на агрегатах «Варшавы» ― лицензионной копии нашей «Победы». Только двигатель был модернизирован ― из нижнеклапанного превратился в верхнеклапанный. Выпускались микроавтобусы до 1990-х годов, некоторые эксплуатируются до сих пор, так что запчасти на них найти еще можно. Есть определенные сложности с кузовным ремонтом из-за округлых форм автомобиля, но зато каркас машины максимально простой ― рама из обычного проката, сложных штампованных деталей никаких. «Ныса» вскоре пополнит парк восстановленной техники клуба: сейчас она загрунтована и готова к покраске, да и сборка ждать себя не заставит.

Интеллигент с Урала

Автобус капотного типа, произведение механического завода «Уралец», сохранился в единственном экземпляре.

Автобус капотного типа, произведение механического завода «Уралец», сохранился в единственном экземпляре.

Еще одна находка красноярских реставраторов, которая ждет своей очереди в реставрационный бокс, ― автобус Уралец-66С. Экземпляр представляет семейство так называемых «барбухаек» ― автобусов, которые выпускались всевозможными советскими ремзаводами на базе грузовых автомобилей. Этот автомобиль ― «барбухайка» из культурного общества. Его прародителем стал ГАЗ-51. Механический завод «Уралец» (тот самый, чьему «перу» принадлежит автобус капотного типа, о котором шла речь в начале статьи) выпускал эти автобусы под нужды Министерства культуры СССР. Использовался Уралец-66С именно для дел культурных: в нем размещались кинопроектор, звуковая аппаратура, вешалки для костюмов и реквизита. Многочисленные творческие коллективы Союза ездили на нем на гастроли, а еще автобус работал мобильным кинотеатром ― с его помощью сельским жителям демонстрировались кинофильмы.

«Уралец» ― довольно неказистое произведение советского автопрома: автобус рубленый, грубых форм. Экземпляр, доставшийся красноярским реставраторам, и вовсе выглядит непрезентабельно ― непосвященному человеку он кажется грудой металлолома. Но члены клуба смотрят на него влюбленными глазами и уверяют, что восстановить машину ― вполне реально.

салон Уралец-66С выполнен из фанеры Созданный в 1950-х годах, автобус попал в руки красноярских реставраторов в плачевном состоянии, но сегодня сложная и кропотливая работа завершена — автобус получился как новенький.

«От автобуса сохранились только каркас кузова и рама. Для нас самое главное, что полностью сохранился силуэт, по которому можно воссоздать внешнюю обшивку. Она элементарно простая ― фанера, листовое железо. Все немногочисленные криволинейные детали кузова, которые определяют облик автобуса, сохранились. Автобус сделан на шасси ГАЗ-51: двигатель, трансмиссия, ходовая часть ― все от грузовика, но есть и нюансы. «Уралец» имеет бескапотную вагонную компоновку, поэтому рулевое управление у него свое, оригинальное. К счастью, рулевой механизм сохранился. Сложностей, думаю, не будет: возьмем автомобиль ГАЗ-51, снимем с него кабину, поставим на шасси этот автобус и доработаем. С кузовом тоже все понятно: удаляем остатки старой обшивки, восстанавливаем каркас, обрабатываем его антикоррозийными материалами, на него крепим новое железо и фанеру. Стекла у него все плоские, гнутых нет. Разумеется, это все «просто» только на словах, на самом деле процесс весьма трудоемкий, работы много, но ничего невозможного нет», ― уверяет руководитель автономного некоммерческого общества «Красноярский центр сохранения ретротранспорта «Авто-ретро» Александр Кнапнугель.

Хороший старт

Уходя на зимние каникулы, «Авто-ретро» подвел итог прошедшего года: в декабре клуб отмечает первый день рождения. Старт получился весьма успешным.

«Если раньше в Красноярске в год проводилось максимум два-три мероприятия с участием ретроавтомобителий, то за время существования клуба мы уже приняли участие в 14. Где-то все организовывали сами, где-то работали в тандеме. За этот год мы завели много новых знакомств. Например, подружились с ребятами из военно-исторического клуба «Красноярский гарнизон». Они занимаются военной реконструкцией, и мы на автомобилях военных лет принимаем участие в их интереснейших мероприятиях. Вместе с Библиотечным комплексом им. Островского организовали постановку «А завтра была война»: инсценировали последний мирный день ― 21 июня 1941 года. По-моему, очень красиво и душевно получилось. Конечно, самым ярким событием стало недавнее открытие нового моста ― наши автомобили проехали по нему первыми: своеобразный символ связи времен, мост между историей и будущим города. Так что год был очень насыщенным», ― рассказывает Илья Лопин.

Планов и задумок у ценителей ретро предостаточно ― новые выставки и новые находки еще впереди. Ну а сегодня железные кони уже в «стойлах», в боксе проведен субботник ― он готов к реставрационным работам. История на колесах замерла ― до весны.

ЗИЛ-ММЗ-585Л

ЗИЛ-ММЗ-585Л (подробнее о модели читайте в No5(11) 2015 г и на igrader.ru)

Клуб «Авто-ретро» благодарит Министерство транспорта Красноярского края в лице министра Сергея Васильевича Ерёмина, ГПКК «Красноярскавтотранс» в лице директора Алексея Владимировича Давыдова, генерального директора ООО УК «Сибтяжмаш» Ирину Александровну Шапирко за неоценимую помощь в своей деятельности, а также журнал «Грейдер» ― за информационную поддержку.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.