Рынок спецтехники 2020. Что нам готовит год грядущий?

Традиционно под новый год принято подводить итоги. Конечно же, не финансовые — те объявят в лучшем случае в конце февраля. Но вот обсудить результаты деятельности игроков рынка, а также законодателей уже можно.

А заодно и дать некоторые прогнозы. Собственно, этим мы и занимались с экспертами рынка за виртуальным круглым столом.

— Какие события 2019 года на рынке вы считаете самыми значимыми для отрасли?

Директор департамента дорожно-строительной техники Volvo Construction Equipment Олег Никитин
Директор департамента дорожно-строительной техники Volvo Construction Equipment
Олег Никитин

«2019-й год — один из лучших за последние пять лет. Рынок спецтехники не потерял в объёмах: относительная стабильность рубля и низкие кредитные ставки позволили выполнять программы обновления парков техники несмотря на возросшие макроэкономические риски.

Высокие цены и повышенный спрос на золото и драгметаллы способствовали обновлению и наращиванию добывающих мощностей в этом секторе. Спрос со стороны предприятий чёрной и цветной металлургии, а также производителей строительных материалов сохраняется на уровне прошлых лет. Кроме того, стабильный интерес к новой технике отмечается со стороны передовых дорожных организаций и компаний лесного сектора.

Ещё одной причиной, замедляющей развитие рынка строительной техники в России, является неполное исполнение федерального бюджета. По данным Счётной палаты, за первые девять месяцев 2019-го было израсходовано лишь 62,9% средств, предусмотренных годовым планом. Это самый низкий показатель с 2010 года.

Также очень медленно осваиваются бюджетные средства, выделенные на реализацию национальных проектов, нацеленных на развитие инфраструктуры и внедрение решений по защите окружающей среды. Если ситуация изменится в лучшую сторону, рынок строительной техники ожидает период нового роста».

Исполнительный директор ООО «ЧЕТРА» Владимир Антонов

«Опыт нашей компании показал активный интерес потребителей к программе государственного субсидирования лизинга (Постановление №762 от 14 июня 2019 года, в рамках которого действие программы льготного лизинга специализированной техники отечественного производства было продлено до 01 декабря 2019 года, а ранее — N 518 от 3 мая 2017 г.).

В программу льготного субсидирования лизинга промышленная техника ЧЕТРА производства завода «Промтрактор» включена, начиная с мая 2017 года. В ней участвует вся линейка техники ЧЕТРА: промышленные бульдозеры, краны-трубоукладчики и фронтальные погрузчики. В 2019 году мы увеличили долю своего присутствия на российском рынке почти в два раза, при этом не за счёт господдержки.

Роста доли контрактов с использованием программ лизинга у нас не произошло (а планировали увеличение доли до 60-70%) из-за позднего принятия постановления Правительства РФ (подписано только 14 июня 2019 г.), регулирующего льготный лизинг техники, а также недостаточного, на наш взгляд, объёма средств федерального бюджета, при одновременном расширении списка субсидируемой техники».

Руководитель технической службы Itella в России
Дмитрий Макаревич

«В последние годы государство постоянно ужесточало требования для работников транспортной сферы, появлялись новые условия работы, которые в разной степени отражались на статьях затрат. Текущий год не стал исключением.

Достаточно вспомнить отмену льготы полного освобождения от уплаты транспортного налога, если внесённая плата в системе «Платон» вышеуказанными транспортными средствами превышает или равна сумме налога за данный налоговый период.

Отмечу, что в 2019 году начали вести активную борьбу со смертностью на дорогах путём развития систем видеофиксации нарушений ПДД (в том числе мобильных). Жаль, что благородное дело для кого-то становится способом заработка, и очень часто мошенническими методами.

Государство по-прежнему подталкивало перевозчиков к покупке транспорта отечественного производства, продлевая программы субсидирования льготного лизинга, предусматривающие компенсацию скидок лизинговым компаниям».

Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов

«В первом полугодии 2019 транспортные компании сталкивались с нестабильной стоимостью дизельного топлива после «заморозки», неопределённостью ставки в системе «Платон», а также усилением контроля со стороны налоговых органов.

Второе полугодие вызывало определённые вопросы по расширению грузового каркаса в Москве, увеличению штрафов по РТО и некоторым другим пунктам.

С существованием системы «Платон» большинство перевозчиков уже смирилось. И если в 2015 году можно было видеть тарифы, где отдельно выделялась стоимость компенсации оплат в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн, то в настоящий момент компенсация в рамках «Платон» является составляющей тарифа на грузоперевозку и отдельно не выделяется.

Объём реконструкции федеральных трасс в России, например, участков М5 между Москвой и Самарой, позволяет видеть реальную эффективность использования данных средств».

Директор департамента продаж ООО «ФАВ-Восточная Европа» Андрей Попов

«Самыми знаковыми для рынка коммерческого транспорта событиями в 2019 году стали увеличение тарифов в системе «Платон» на 7,37%, а также подписание правительством РФ постановления, повышающего ставки утилизационного сбора с 1 января 2020-го».

Менеджер по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery Eurasia Евгений Римский

«В целом в 2019 году на российском рынке спецтехники не произошло каких-либо значимых событий, серьёзно повлиявших на вектор развития отрасли. Большинство крупных проектов, такие как магистральный газопровод «Сила Сибири», «Крымский мост», скоростная автомобильная дорога М-11 «Нева», подошли к завершению.

Относительную стабильность продемонстрировали сырьевые рынки, за исключением угольного: мировое падение цен на данный вид топлива негативно сказалось на общем спросе на карьерную технику».

Директор департамента коммерческого транспорта ГК «АвтоСпецЦентр» Максим Шишко

«Существенное влияние на рынок в начале года оказало повышение НДС, что повлияло на снижение спроса в январе-марте
2019 года. После старта в марте 2019 года программы субсидированного лизинга и других программ господдержки отечественных автопроизводителей конечные покупатели активизировались, и рынок продемонстрировал положительную динамику.

Октябрь и ноябрь 2019 года — неожиданно сложные месяцы для дилеров грузовых автомобилей. Мы связываем это с общим
замедлением экономического роста и отсутствием денег в экономике.

Также 2019 год можно охарактеризовать общей неопределённостью в связи с ожиданием внедрения электронных ПТС и повышения утилизационного сбора. В полной мере эффект от этих нововведений будет понятен в 2020 году».

Фото: platon.ru
Директор программ электрооборудования автотракторной техники ООО «НПП «Итэлма» Дмитрий Батаков

«Отмечалось некоторое снижение объёма грузовых перевозок, но, думаю, что это — временное явление и спад сменится ростом.
Связано это с ещё одним событием этого года — развитием программы импортозамещения. Она оказала положительное влияние на производителей техники в целом, заставив их прислушиваться к требованиям потребителей и рынка.

Результатом станет то, что производители техники охотнее станут вкладывать силы и средства в современные разработки и выпускать продукцию, соответствующую мировым уровням».

Директор ООО «Болдер» Алексей Спинка

«Ряд строительств федерального значения весь год кормили отрасль строительной техники. Можно выделить проекты энергоэкспорта «Сила Сибири» в Китай и «Северный поток-2» в Германию. И строительство Крымского моста.

На некоторые типы спецтехники сильно сказались изменения в правилах уплаты утилизационного сбора.

В целом по отрасли совокупность факторов привела росту около 5% на конец третьего квартал по спецтехнике и около 22% в разрезе направления фронтальных погрузчиков».

Глава российского представительства Jungheinrich / генеральный директор ООО «Юнгхайнрих подъёмно-погрузочная техника» Алексей Макарьев

«Открытие крупнейшего автоматического РЦ в Европе (не называем клиента).

Этот объект вызвал большой резонанс в индустрии, показав, что компании в России готовы вкладывать в автоматизацию склада высшего порядка.

Изменения в регламентах взимания утилизационного сбора на самоходную технику.

Это в значительной степени сняло нагрузку с рынка, дав большую свободу в развитии компаний наших клиентов».

DOOSAN

— С 1 марта 2019 года регионам и муниципалитетам запрещено приобретать иностранную спецтехнику в лизинг. Как это отразилось на вашем бизнесе и на рынке в целом?

Директор департамента продаж ООО «ФАВ-Восточная Европа» Андрей Попов

«На нашем бизнесе это практически никак не отразилось, так как муниципальные предприятия не были основными потребителями техники FAW. Данный запрет также не окажет значительного влияния на рынок коммерческого транспорта. Покупатели, которые планировали приобрести продукцию иностранного производства, будут вынуждены переключиться на отечественные машины».

Глава российского представительства Jungheinrich/генеральный директор ООО «Юнгхайнрих подъёмно-погрузочная техника» Алексей Макарьев

«В основном эти изменения затронут рынок дорожной, сельскохозяйственной и строительной техники. Для рынка складского оборудования доля таких заказов достаточно мала: среди наших клиентов сегмент компаний с государственной долей достаточно малочислен — менее 3%. Из них лизинговых сделок было меньше половины, поэтому можно сказать, что на нашем бизнесе эти изменения напрямую не скажутся».

Директор программ электрооборудования автотракторной техники ООО «НПП «Итэлма» Дмитрий Батаков

«Естественно, сказалось позитивно. Всё больше и больше партнёров и потенциальных заказчиков стали обращать внимание российскую технику. Для нас это означает рост производства и продаж наших компонентов и систем, без которых невозможна комфортная эксплуатация техники конечными потребителями.

В итоге выиграют все игроки рынка, в том числе и покупатели, которые получат современную функциональную технику отечественного производства».

Исполнительный директор ООО «ЧЕТРА» Владимир Антонов

«На нашем бизнесе это отразилось слабо, так как муниципалитеты закупали в этом периоде технику без применения лизинговых инструментов».

Менеджер по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery Eurasia Евгений Римский

«Этот запрет практически не повлиял на реализацию техники Hitachi. Муниципалитеты традиционно существуют в рамках ограниченности бюджетов и, соответственно, выбирают машины нижнего ценового сегмента в основном российских брендов. Судя по всему, пока данное постановление никак не сказалось и на объёмах выпуска техники отечественного производства».

Директор ООО «Болдер» Алексей Спинка

«Действительно, в 2014 году чиновники запретили госзакупки иностранной техники. Но лизинг оставался как легальный способ обойти запрет. В 2019 году естественно закрыли эту дыру в законодательстве. Но я уверен, что рынок не сильно изменится.

В процентном соотношении от крупных строительных проектов ЖКХ закупают не много техники в собственное пользование. В основном используют контракты на услуги с подрядными организациями.

Которые могут использовать абсолютно любое оборудование, необходимое для работы. Так как мы являемся российским производителем, принятие данного постановления конечно является плюсом. Но мы всё же за добросовестную конкуренцию. И нацелены на то, что нашу технику выбирают не из-за отсутствия выбора. А потому что она имеет ряд преимуществ. Если были бы равные условия для всех производителей, это бы заставило отечественного промышленника работать над своей техникой, делать её лучше и доступнее зарубежных аналогов, улучшать сервис. Что меняет подход ко всему производству и рынку. И в случае успеха – возможность экспорта. Это теория.

В реальности же, ведение нового постановления, которое несёт в себе ряд стратегических моментов для развития российской экономики, направлено на локализацию иностранных производств. Но важно бороться за спрос на отечественное производство не только за счёт сужения рамок для иностранной техники, что называют гос. поддержкой промышленника. А параллельно вести работу над субсидированием развития производства, льготным приобретением современного оборудования и развития специальных условий логистики на территории нашей крупнейшей страны».

Утилизация автомобилей
Фото: greenflag.com

Директор департамента коммерческого транспорта ГК «АвтоСпецЦентр» Максим Шишко

«Среди наших клиентов и в нашем сегменте (грузовики полной массой до 12 тонн) есть лишь небольшое количество муниципальных организаций и пользователей специальной коммунальной техники.

При этом один из имеющихся у нас продуктов — грузовые автомобили Hyundai является российским (их собирают в Калининграде) и под данные ограничения не попадает.

Кроме того, ещё до введения ограничений основные продажи в данном сегменте формировали отечественные КАМАЗ и ГАЗ, так что структура данного рынка существенно не изменилась».

— Как повлияли на рынок изменения в правилах уплаты утилизационного сбора?

Руководитель технической службы Itella в России Дмитрий Макаревич

«Утилизационный сбор в полной мере всегда переносится на конечного покупателя. Конечно, его увеличение повлияет на стоимость автомобилей и специализированной техники. Данные меры от государства преследуют две цели.

Во-первых, нас подталкивают к приобретению нового транспорта, конечно же, отечественного производства.

Вторая цель является следствием первой — наш рынок ограничивают от транспортных средств иностранного производства.

Например, если некое предприятие захочет приобрести пятилетний седельный тягач массой 15 тонн, то стоимость утилизационного сбора составит около 3,5 млн рублей, что несопоставимо с ценой на автомобиль.

Не секрет, что даже побывавший в эксплуатации автомобиль из Европы может дать фору новым автомобилям местного производства. Качество деталей и сборки разнятся, а стоимость отработанного автомобиля в Европе значительно ниже, чем у нас».

Менеджер по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery Eurasia Евгений Римский

«Даже высокая степень локализации производства не освобождает компанию от уплаты утилизационного сбора, если она в полной мере не удовлетворяет все требования, предъявленные законодательством. В будущем ожидается повышение ставок утильсбора и ужесточение требований по локализации, что приведёт к удорожанию как импортной, так и «недостаточно локализованной» техники.

Поскольку объём российского рынка спецтехники в мировых масштабах крайне мал и роста уже не показывает, возможно, каким-то производителям будет проще отказаться от местного производства и перейти на импорт. Потребителю же придётся находить дополнительные средства и переплачивать за необходимое оборудование или приобретать только отечественную технику».

Директор ООО «Болдер» Алексей Спинка

«Изначально утилизационный сбор был введён в 2012 году на колесные ТС, в 2016 году распространился на ряд спецтехники. Можно в разном контексте обсуждать принципиально этот новый налог. Потому считаю в нём нужно вносить ряд доработок. Это касается частных случаев. Коэффициент, применяемый при расчёте величины утильсбора на спецтехнику, теперь зависит от мощности двигателя. Повысилась (с 150 000 до 172 500 рублей) база, с которой будет исчисляться утилизационный сбор.

Новые экскаваторы имеют минимальный коэффициент 4 при минимальном пороге исчисления мощности силовой установки менее 170 л. с. Соответственно сумма минимального утилизационного сбора на любую модель экскаватора составляет минимум 690 000 рублей. Производимые нами мини-экскаваторы попадают под этот код классификации. Модель массой 1000 кг имеет двигатель 10 л. с. Стоимость без утилизационного сбора составляет около 600 000 рублей.  То есть цена экскаватора и налога примерно равны. Под мощность до 170 л. с попадают экскаваторы до 20 тонн.

Стоимость которых от 8 млн рублей. В процентном соотношении это уже около 9%. Что уже более адекватно. Такая недоработка закона становится основанием для серого ввоза и продажи мини-экскаваторов по запчастям, без ПСМ. И без дальнейшей регистрации в Гостехнадзоре. Ведь это не сильно необходимо для малых организаций, так как мини-экскаваторы не передвигаются обычно по дорогам общего пользования самостоятельно.

Эти изменения в целом отразились на рынке мини-экскаваторов: их реализация сократилась примерно на треть, в сравнении с 2018 годом.

В целом изменения в правилах уплаты утилизационного сбора по факту не привели к сильному падению спроса на рынке. Так, как это было ярко заметно в 2016 году. В нашей компании продажи только растут. Но связано это не с ростом продаж отрасли, а с переделом рынка».

Глава российского представительства Jungheinrich / генеральный директор ООО «Юнгхайнрих подъёмно-погрузочная техника» Алексей Макарьев

«Эта мера безусловно положительно сказалась на динамике развития рынка. Многие интересные проекты были возобновлены, вернулись клиенты, которые вынуждены были рассматривать более дешёвые аналоги техники. Компании утвердили планы по обновлению парка техники, которые ещё полгода назад были заморожены.

Для нас, как и для наших клиентов, это одно из самых значимых изменений 2019, которое особенно пришлось кстати в этом году, на фоне увеличения налоговой нагрузки на предприятия и потребителей».

ООО «Скания-Лизинг», Андрей Павлов

«К сожалению, традиционно отстаёт отрасль коммунальных и компактных машин. Здесь существенным сдерживающим фактором является чрезмерный размер утилизационного сбора, делающий стоимость машин неподъёмной для большинства заказчиков, в особенности из регионов».

Директор департамента коммерческого транспорта ГК «АвтоСпецЦентр» Максим Шишко

«Условия, размер и порядок уплаты утилизационного сбора меняется каждый год с 2012 года. Потребители и производители уже привыкли к этим переменам. Влияние на спрос незначительное».

Директор программ электрооборудования автотракторной техники ООО «НПП «Итэлма» Дмитрий Батаков

«Особенно не повлияли. Утилизационный сбор ввели более пяти лет назад и рынок успел к нему привыкнуть. Это просто платёж в госбюджет, один из многих».

Директор департамента продаж ООО «ФАВ-Восточная Европа»
Андрей Попов

«Пока тяжело оценить данные изменения, поскольку официальная статистика появится только в 2020 году. Мы прогнозируем незначительное увеличение продаж по итогам ноября-декабря 2019-го, так как многие захотят купить технику перед январским подорожанием».

Фото: evakuator-podolsk.ru

— Насколько рынок готов к электронным ПТС или ПСМ?

Руководитель технической службы Itella в России Дмитрий Макаревич

«Переход на электронные ПТС отложили до 1 ноября 2020 года. Что касается самоходных машин, то отсрочка ещё больше, до 1 ноября 2021-го. Всё это говорит о том, что организовать данный процесс не так просто. Есть ряд нюансов, в том числе необходимо основательно дорабатывать законодательную базу.

Переходным периодом захотят воспользоваться мошенники, а для исключения этого нужно основательно всё продумать. Спешка тут ни к чему, важно качество исполнения. Переход на ЭПТС имеет свои достоинства, но мы и сейчас успешно справляемся со своей работой, применяя бумажные аналоги».

Исполнительный директор ООО «ЧЕТРА» Владимир Антонов

«Мы считаем, что будущее за цифровым хранением информации, поэтому у электронного ПТС целый ряд преимуществ, в том числе прозрачная история технического состояния машины.

Введение ЭПТС поспособствует также уходу с рынка «кустарных» производителей, которые занимаются восстановлением техники.

Переход на этот формат в России происходит не так уверенно, как
того хотелось бы, но, уверен, что со временем процесс сдвинется с этой точки».

Максим Шишко, ГК «АвтоСпецЦентр»

«Дилеры готовы к нововведениям, так как многие дистрибьюторы и производители уже перешли на электронный документооборот при работе с дилерскими сетями и партнёрами, а вот готовы ли клиенты и органы ГИБДД? Ответить на этот вопрос можно будет только после окончательного перехода на электронные ПТС. По нашим ощущениям, с этим будут сложности».

Менеджер по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery Eurasia Евгений Римский

«На данный момент российский рынок спецтехники не совсем готов к переходу на электронные паспорта самоходных машин по нескольким причинам. Введение самой системы регулярно откладывается: это должно было произойти ещё два года назад.

Помимо этого, новый формат паспорта предполагает внесение большего объёма данных по сравнению с текущим. Поэтому игрокам рынка придётся задействовать дополнительные трудовые ресурсы для издания и учёта электронных паспортов.

Ожидается, что данное изменение может вызвать некоторые задержки в работе на первых этапах реализации. Тем не менее введение и применение электронных документов позволит исправить неточности формулировок, присутствующие в текущем формате ПСМ».

Глава российского представительства Jungheinrich / генеральный директор ООО «Юнгхайнрих подъёмно-погрузочная техника» Алексей Макарьев

«Безусловно, переход к электронным ПТС потенциально позволит иметь прозрачную историю машины с момента покупки до утилизации. Однако нашей техники эта инициатива, к сожалению, не коснётся, потому что на неё выдаётся другой документ — ПСМ (паспорт самоходной машины).

Возможно, в будущем, если эксперимент с ПТС себя оправдает, диджитализировать будут и ПСМ, что помогло бы нам ощутимо снизить наши административные расходы на регистрацию техники. Мы регистрируем достаточно много техники на свою компанию — сейчас парк арендных машин Jungheinrich в России превышает 5,5 тыс. единиц и ежегодно увеличивается примерно на 5%».

Директор ООО «Болдер» Алексей Спинка

«Не вижу разницу, осуществится переход на электронные ПСМ в следующем году или через три года. В любом случае это произойдет. Большее значение имеет качество перехода на новую систему, проработка для производителей и пользователей процессов «выдачи» ЭПСМ, внесение изменений (о собственнике и других изменений). Теоретически не будут использоваться бланки, а значит должны снизиться затраты. На дынный момент бланк ПСМ стоит 800 рублей».

Производство грузовиков КАМАЗ
Фото: perevozka24.ru

Директор программ электрооборудования автотракторной техники ООО «НПП «Итэлма» Дмитрий Батаков

«По моему мнению, рынок грузовых автомобилей и спецтехники готов к введению электронных ПТС. Никакого негатива я не ожидаю, напротив, это может облегчить и ускорить процедуру оформления техники в собственность, а также выдачи кредитов на её покупку или заключения лизинговых договоров».

— Какие прогнозы по рынку вы можете дать на 2020 год?

Исполнительный директор ООО «ЧЕТРА» Владимир Антонов

«В сегменте гусеничных бульдозеров, а это основной продукт в линейке ЧЕТРА, тренд в этом году на российском рынке, к сожалению, отрицательный (общие продажи падают относительно 2018 г.) и мы не видим предпосылок к изменению до конца года.

По нашим оценкам, результаты 2020 года будут, вероятнее всего, также сопоставимы с итогами 2019 г.

Мы предполагаем, что по итогам 2019 года доля зарубежной техники в сегменте гусеничных бульдозеров может снизиться на 5-6%. В 2020 году тренд по снижению доли иностранных производителей в случае активных действий российских игроков рынка, наряду с возобновлением государственной поддержки, может продолжиться.

Что касается развития нашей компании, то мы продолжим
наращивание своего присутствия на российском и зарубежных
рынках и будем осуществлять плановые мероприятия по модернизации выпускаемой продукции. В наших планах на 2020 год — продолжить развитие сервисной сети и наполнение региональных складов запасными частями.

Мы также планируем расширить перечень предлагаемых потребителям финансовых инструментов для приобретения техники, таких как отсрочка платежа, лизинг, аренда и пр. Продолжим предлагать инструменты повышения коэффициента технической готовности: поставка техники с сервисным контрактом, мобильное сервисное обслуживание.

Ну и, наверное, главное событие года для нас — вывод на рынок нового тяжёлого бульдозера эксплуатационной массой более 70 тонн, а также продолжение обновления модельного ряда техники, расширение линейки запасных частей под брендом «ЧАЗ».

Директор ООО «Болдер» Алексей Спинка

«Глобальные проекты, требующие для выполнения задач множества единиц строительной спецтехники, тоже очевидно скажутся на отрасли. Например, на Восточном экономическом форуме в этом году было заявлено об окончательном решении о строительстве ВКАД – это масштабный проект, по нему уже готовят проектную документацию. Обойтись имеющимися средствами в таких случаях невозможно, так что в течении нескольких грядущих лет можно ожидать достаточно активного роста спроса на строительную спецтехнику.

Часть рынка будет потеряна в любом случае, — государственные субсидии заводам по производству сельскохозяйственной техники со следующего года, в соответствии с изменением к постановлению №1432 от 27 декабря 2012 года будут распространяться только на прямые продажи, а не на лизинговые сделки, как это было раньше.

Сложно сказать, во что это выльется в конечном итоге – аграрии пытаются отстоять свои права на лизинг, крупные производители, напротив, в этом не заинтересованы и угрожают остановить производство, если господдержка сосредоточит субсидии на инструментах лизинга. Так что даже если в этом году преимущество получат крупные сельскохозяйственники, которые могут позволить себе покупать технику напрямую, мы рискуем не увидеть роста продаж, так как средний и малый с/х сектор при таком раскладе полностью исчезнут из перечня потенциальных покупателей.

В расчёт надо принимать и вновь повышенный утилизационный сбор, который неизбежно скажется на цене. Каждое такое повышение точно не приводит к росту продаж: хотя в 2019 продажи дорожно-строительной техники выросли, глобально сегмент все ближе к стагнации, так как никаких стимулирующих законодательных правок или субсидий не предусматривается, а налоговая нагрузка вырастает. В общем я склоняюсь к мнению, что показатели 2020 года будут на уровне 2018 года по отрасли. Но в разрезе производства «Болдер» прогнозируется уверенный рост за счёт расширения географии продаж, конкурентоспособной ценовой политики и внедрения ряда патентов в обновившуюся в конце 2019 года линейку продукции».

Глава российского представительства Jungheinrich / генеральный директор ООО «Юнгхайнрих подъёмно-погрузочная техника» Алексей Макарьев

«В целом рынок в России достаточно турбулентен по сравнению с нашими европейскими представительствами. Очень многое зависит от изменений в законодательстве, которые последние 5 лет происходят достаточно часто и, к сожалению, не всегда в сторону упрощения развития бизнеса наших клиентов.

В 2018-2019 году рынок сокращался из-за изменений в налоговом законодательстве и ужесточения утилизационного сбора. Можно сказать, что ситуация постепенно выравнивается, по мере того как рынок адаптируется к новым условиям, но только пока не происходят новые значительные изменения.

Фактор непредсказуемости по-прежнему очень высокий. Оптимистично в 2020 можно ожидать замедление темпов падения рынка, но говорить о росте пока определённо рано. Для нас стратегической целью на этот период является увеличение нашей доли рынка, что само по себе непростая задача на фоне падения его общего объёма. Однако у Jungheinrich есть все необходимые ресурсы, чтобы суметь воплотить эти планы».

Директор программ электрооборудования автотракторной техники ООО «НПП «Итэлма» Дмитрий Батаков

«Каких-то предпосылок к кардинальным изменениям я не вижу. Рынок будет стабилен, в этом смысле 2020 год будет не лучше и не хуже 2019 года».

Директор департамента продаж ООО «ФАВ-Восточная Европа» Андрей Попов

Директор департамента продаж ООО «ФАВ-Восточная Европа» Андрей Попов

«Мы ожидаем, что рынок коммерческого транспорта также будет незначительно, ориентировочно на 2-4%, снижаться. Пока негативных тенденций больше, чем позитивных.

К неблагоприятным факторам относятся повышение утилизационного сбора с 1 января 2020-го, очередное увеличение тарифов в системе «Платон» более чем на 7% с февраля следующего года, а также продолжающееся в течение последних шести месяцев снижение деловой активности в России. Поэтому прогнозы относительно роста рынка коммерческого транспорта в 2020 году не слишком оптимистичные.

К положительным моментам пока можно отнести только снижение ключевой ставки ЦБ РФ, в результате чего кредитные деньги стали доступнее. Однако этого недостаточно, рынок могут поддержать только серьёзные субсидии со стороны государства».

Директор департамента дорожно-строительной техники Volvo Construction Equipment Олег Никитин

«В 2020 году большое значение будут иметь цены на экспортируемое Россией сырьё: углеводороды, металлы, лес, уголь.

Учитывая сохраняющиеся риски в политической и экономической сферах в США, Евросоюзе и Китае, для РФ возможны различные сценарии.

Ситуация в реальном секторе экономики обязательно коснётся финансовых рынков, однако при благоприятном стечении обстоятельств в России сохранится относительно дешёвое и доступное финансирование. Тем не менее в отрасли сейчас преобладают настроения, связанные с ожиданием снижения спроса».

Директор департамента коммерческого транспорта ГК «АвтоСпецЦентр» Максим Шишко

«Предпосылок для роста рынка нет. Спрос будет зависеть от наличия программ господдержки и бюджетного финансирования. Продолжится общий тренд на использование более дешёвых коммерческих автомобилей (отечественных, поддержанных) и удлинение жизненного цикла автопарков».

Руководитель технической службы Itella в России Дмитрий Макаревич

«Думаю, по насыщенности событиями следующий год будет похож на 2019-й. Предпосылок для шквального роста экономики нет, в этом году много фирм и отраслей уже оптимизировали свои затраты к условиям рынка».

Менеджер по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery Eurasia Евгений Римский

«В 2019 году в условиях сложившейся политической и экономической ситуации, а также в связи с глобальными тенденциями рынок спецтехники достиг своего пика. Мы ожидаем, что он останется на нынешнем уровне и в 2020 году, а возможный прирост будет не более 5%.

При этом на фоне общей насыщенности рынка и простоя большого количества техники не отрицаем возможность небольшого падения спроса».

Статья опубликована в журнале Грейдер №1 2020

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.