Бурильно-крановые машины: нюансы владения и аренды

Бурильно-крановые машины, или ямобуры, — техника вроде бы не самая распространённая по сравнению с продажами тех же КМУ, автокранов и уж тем более бортовых грузовиков. И наибольшее распространение этот вид техники получил в энергетике. Тем не менее для дорожных организаций зачастую это незаменимое оборудование.

Ямобур в работе

«Спектр производимых бурильно-крановой машиной работ достаточно обширен: бурение под установку столбов/опор (ЛЭП, связи, освещения), транспортировка опор, монтажные работы различного характера. А в случае комплектации БКМ дополнительными опциями список работ увеличивается.

Такими опциями являются: люлька для подъёма людей на высоту (для производства монтажных работ по подключению ЛЭП), гидро-домкрат для вытаскивания столбов/опор», ― рассказывает начальник отдела по работе с корпоративными клиентами ООО «СПМ» (завод «Строительные подъёмные машины») Максим Горбунов.

Правда, у дорожников в регионах полноценные бурильно-крановые машины ― редкость. В основном бур устанавливают на старенький трактор МТЗ «Беларус», который добирается своим ходом до места установки ограждений дорожных знаков, отбойников, опор освещения и приступает к работе. Но кое-где можно встретить и ямобуры на базе автомобильного шасси «КАМАЗ», «ГАЗ» и т. д., оснащённые выдвижной крановой установкой.

«Ямобур на базе автомобиля может передвигаться самостоятельно и быстро доезжать до места работ. Он мобилен и автономен. Благодаря выдвижной стреле можно за одну установку пробурить несколько отверстий на расстоянии от 8 до 12 метров от машины. Это существенно экономит время работ благодаря уменьшению количества переездов. Ямобур имеет крановую установку грузоподъёмностью, как правило, 3-5 т. Поэтому нет необходимости дополнительно заказывать кран», ― поясняет руководитель отдела продаж ООО ПКФ «Омский автоцентр» Олег Максимов.

«Есть некоторое региональное разделение по выбору. Например, компании, расположенные восточнее, склонны выбирать КМУ японского, корейского или китайского производства. Чаще всего к этим установкам добавляют навесной бур БМ205 производства «Стройдормаш», иногда буровые установки 302 Б. КМУ на шасси «ГАЗ», «КАМАЗ» или «Урал» удобны тем, что они неприхотливы, на рынке достаточно много машин б/у и можно подобрать технику по карману», ― делится опытом технический специалист ООО «ЭкспоТех» Герман Аюпов.

Не в штате

И хотя бурильно-крановые машины выступают отличными помощниками в дорожной отрасли, в качестве приобретения их рассматривают не часто.

«Стоимость буровой техники сейчас достаточно высокая, особенно если учитывать, что практически вся она зарубежного производства, поэтому иметь её в наличии экономически не целесообразно. Отмечу, что содержание парка ― не профильный вид деятельности для компаний и подразумевает дополнительные траты на ремонт и покупку расходных материалов, выплату налогов и заработную плату сотрудникам», ― считает генеральный директор Tech Rent Михаил Иванов.

Чаще дорожные организации берут на подряд ИП или организацию, которая имеет в своем гараже буровые установки, говорит Герман Аюпов. По его мнению, это обосновывается экономическими показателями. Если подряд имеет немного работ по бурению, то и смысла приобретать буровую технику нет. Зависит от специализации компании, от объёмов и частоты новых тендеров.

«Если компания не может загрузить машину на полную, то как правило, строители арендуют ямобуры. Это экономичнее. Нет надобности занимать парковочное место (гараж), содержать персонал, вкладываться в ремонт. Рациональнее взять на подряд компанию с ямобурами на определённый объём.

Если же компания специализируется на тендерах, которые включают в себя большие полосы дорожного покрытия со столбами ограждений, мостовые переходы, развязки, и если таких тендеров несколько, то рационально иметь в парке свою машину», ― рассуждает г-н Аюпов.

В свою очередь, Максим Горбунов напоминает, что заказчик может проводить работы в условиях Крайнего Севера, на отдалённых территориях, где может не быть возможности найти в аренду данный вид спецтехники.

«По нашему мнению, надёжны и российские, и импортные ямобуры. Тем не менее мы считаем, что ямобур Soosan SA-040 (Южная Корея) является лидером по качеству, при этом ямобуры производства завода АО «Стройдормаш» (Россия) не уступают по характеристикам иностранным аналогам. Если рассматривать кран-манипуляторные установки с опцией бура, то мы бы выделили такие марки, как Hangil, «Инман», Hiab», ― говорит г-н Горбунов.

МИХАИЛ ИВАНОВ,
генеральный директор
ООО СК «Перспектива»
Михаил Иванов, генеральный директор Tech Rent

«Выбор дорожными организациями буровых установок обуславливается спецификой задач и местностью, где будут производить те или иные строительные работы. Необходимо учитывать такие параметры, как проходимость и грузоподъёмность ямобуров.

На сегодняшний день наиболее востребована техника на базе ГАЗ 66 и ЗИЛ-131. Эти отечественные машины военного образца обладают непревзойденной проходимостью и развивают сравнительно высокую скорость.

Буровые установки, основанные на базе ГАЗ 66 и ЗИЛ-131, имеют свои уникальные особенности, с помощью которых можно работать на различных грунтовых поверхностях и использовать различные возможности бурения.

Вместе с тем буровое оборудование отечественных производителей пользуется ограниченным спросом в силу низкой конкурентоспособности по сравнению с современными зарубежными образцами такой техники, выпускаемой передовыми зарубежными фирмами.

Среди наиболее популярных производителей такого оборудования можно выделить корейские и японские марки, которые гораздо эффективнее справляются с поставленными задачами за счёт надёжности и качества исполнения».

Подготовил Артём Щетников

Статья опубликована в журнале Грейдер №6 2020

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.