Два уральских завода-побратима: как тут всё устроено?

Два уральских завода-побратима: как тут всё устроено? Репортаж с предприятия УЗСТ

За длительное время работы в журналистике мы уже привыкли к тому, что перед приездом чиновников и представителей СМИ в какую-либо организацию или на предприятие там обычно стараются изобразить благообразную картинку. Дают инструктаж сотрудникам о запрещённых ответах на вопросы, стараются оградить гостей от посещения неприглядных мест, наводят лоск по пути следования и т. д. И очень отрадно, что есть компании, которые не стесняются показать, как всё у них работает, без прикрас.

В этот немногочисленный список входит и Уральский завод спецтехники. Во время пребывания в Миассе мы решили, что негоже терять момент и не заехать на производство суровой спецтехники, которая работает порой в экстремальных условиях.

Отметим, что на Урале много предприятий-бодибилдеров, которые монтируют различные надстройки на шасси. Договариваться со всеми времени не было, и мы наудачу напросились к обаятельной Олесе Кочетовой, известной своим творческим подходом к рассказам и видеороликам о деятельности завода и его продукции. Мы ожидали долгого согласования — PR-специалист в Челябинске, а мы в 100 километрах, но уже через 15 минут нас готовы были принять.

Репортаж с предприятия УЗСТ

На проходной строгие охранники, завидев фотокамеру, тотчас напряглись, но вежливо поинтересовались причиной нашего появления. Несколько минут переговоров по телефону, и охрана уже сопровождает нас в административное здание. Там без отлагательств проводят инструктаж по технике безопасности — всё же не поболтать пришли, а на производство. Надеваем каски и жилеты, и собственник ООО «УЗСТ» Николай Антонов приглашает нас в цех.

По дороге видим сотни грузовых шасси, в основном «Урал» и «КамАЗ» с надстройками и без. Наш провожатый поясняет, что конструкторский отдел имеет опыт работы и с  импортными Scania, Mercedes-Benz, Iveco и Volvo.

«50% всей продукции мы выпускаем уникальной, потому что заказчик очень требователен и старается свою спецтехнику использовать максимально эффективно.

К примеру, бортовой автомобиль с манипулятором заказчик хочет видеть в нескольких исполнениях: как автовышку, как грузоподъёмный механизм и как бурильную установку, то есть три в одном. Мы должны войти в положение заказчика, быть лояльным и постараться сделать именно ту технику, которая ему необходима.

Это в каждом направлении есть — и в фургонной, и в нефтепромысловой технике. Например, цементировочный агрегат и тут же он смесительный. В серийном производстве это две разные машины, но заказчик хочет технику унифицированную. Естественно, наш конструкторский отдел разработал машину, которая соответствует требованиям. По нефтепромысловой технике также есть поливомоечные машины, которые используют непосредственно для дорожных работ, но также можно применять для перевозки технической воды от места к месту», — делится Николай Александрович.

Помимо перечисленной техники в арсенале завода мастерские, передвижные лаборатории, масло-станции, электростанции, агрегаты исследования скважин, паропромысловые установки, универсальные моторные подогреватели, топливозаправщики, цистерны для перевозки светлых и тёмных нефтепродуктов, пищевых жидкостей объёмом от 20 до 50 кубометров, бортовые автомобили, полуприцепы бортовые, низкорамные, среднерамные и высокорамные тралы.

Уральский автозавод

С чего начинается техника?

А начинается процесс создания с желания клиента. После переговоров появляется техническое задание. Далее в работу включается конструкторский отдел, где 45 светлых умов рассчитывают, как подружить шасси с различными надстройками или вообще создать с нуля новую технику.

«У каждого заказчика свои требования для изготовления техники, так же, как и по наполнению. Соответственно, конструкторский отдел с технологами определяет возможность изготовления данной спецтехники, и уже после этого её принимаем в производство. Раму автомобиля мы не дорабатываем практически, за исключением тех случаев, когда необходимо изменить свес автомобиля.

Мы изготавливаем технику на основании одобрения типа транспортного средства, естественно, проходим сертификацию, получаем документы и на основании всех тех характеристик, которые мы заявляем, изготавливаем в строгом соответствии спецтехнику. У нас большое количество одобрений по наименованиям спецтехники», — с гордостью говорит Николай Александрович, ведя нас в цех.

В огромном помещении кипит работа. Грохот, лязг и другие звуки, что интересно, на уши вовсе не давят, больше на фоновый шум похоже. Даже разговаривать можно, не повышая голос.

Репортаж с предприятия УЗСТ

«С данного участка берёт начало всё изготовление спецтехники, это участок заготовки, на этом участке расположено всё оборудование, необходимое для изготовления спецтехники. Здесь расположено оборудование для плазменной и лазерной резки, гибочные станки, гильотины. Начнём с механической обработки, здесь расположены три японских станка с ЧПУ фирмы Mazak, очень хорошие комплексы.

Вот несколько образцов деталей, которые выполняет данный участок. Это муфты БРС для парогенераторных установок, это как один из примеров высокоточных деталей, которые изготавливают данные станки. Станки Mazak закупаем раз в  полгода, мы обновляем оборудование, но здесь, в данном случае, просто расширяем этот участок.

Станки с активным инструментом, основная подача и активный инструмент, сам пульт управления, если операторы, которые непосредственно загружают эти станки и, согласно сменному заданию, выполняют объём работы», — показывает глава производства.

Уж чего-чего, а оборудования различного тут много. Завод не  скупится на инвестиции в развитие. Предприятие сотрудничает с Минпромторгом и входит в список производителей — получателей субсидий по подпрограмме «Развитие транспортного и специального машиностроения» государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности». Поэтому клиентам без раздумий дают скидку до 10%.

«На этот станок приходят детали после плазмы, то есть это раскрой, и  по чертежу идёт гиб, и выходят примерно такие детали. Происходит гибка согласно указанному размеру в конструкторской документации, и после этого данная деталь допускается на участок изготовления. Каждая имеет свой конструкторский номер и, согласно этому номеру и заказу, она двигается по производству», — продолжает экскурсию Николай Антонов.

Продукция УЗСТ

Рядом — отдельный цех по изготовлению ёмкостей. Здесь также много станков — для плазменной резки, листоправильная машина, вальцы, сварочная колонна, кантователи, вращатели и участок испытания ёмкостей. К слову, УЗСТ — одно из немногих предприятий, обладающее установками для изготовления донышек ёмкостей. Их делают в нескольких вариантах — это круглое сечение, эллипс, «чемодан». Под каждое есть определённое оборудование и оснастка для изготовления донышек.

«Испытание ёмкостей проходит по нескольким технологиям. Первая — это гидравлические испытания, вторая — это пневматические и комбинированные, в зависимости от требований заказчика или от требований конструкторско-технологического отдела. Какая необходима методика, мы её и применяем и выполняем вот на этом участке. Здесь расположена сварочная колонна, она сваривает продольно-поперечные швы на обечайках ёмкости. Что такое обечайка?

После того, когда с раскроя, с плазмы металл проходит на листоправильную машину, попадает в вальцы, посредством данного оборудования вальцуется этот лист и превращается в обечайку, в общем-то, в окружность. Далее она сваривается в сварочной колонне, проходит по  вальцам на  следующий этап сварки, в зависимости от технического задания по кубатуре сваривается, попадает на формо-образователь. Он гидравлический, для изготовления чемоданного сечения.

На нём придаётся форма, далее проходит ещё раз обварка всей этой ёмкости и переходит уже непосредственно на  испытания. После успешных испытаний ёмкость передаётся на технологическую мойку, далее попадает в окрасочный цех. Из окрасочного цеха непосредственно идёт на сборку и  установку на шасси», — обрисовывает процесс создания цистерн собственник предприятия.

Далее мы проходим на участки изготовления фургонной и нефтепромысловой техники. И сразу поражает доселе невиданная конструкция, напоминающая гипертрофированную КДМ с кабиной от «ГАЗ-3309». Только тут нет колёс, всё установлено на длинной стальной раме с полозьями. Николай Александрович объясняет, что надстройка — установка для работы с тампонажной смесью. И техника будет не самоходной, несмотря на наличие кабины от старой модели грузовика. Это санный вариант, то есть без привода. Когда конструкцию доведут до ума, то доставят вертолётом к месту работы.

Идём дальше, где собирают передвижную мастерскую. По желанию заказчика надстройку смонтируют на вездеходном шасси «КамАЗ» с  небольшой грузовой платформой, а на заднем свесе установят кран-манипуляторную установку.

Уральский автозавод

«Исполнение фургона каркасно-металлическое с утеплением из сэндвич-панелей. Их, кстати, мы изготавливаем сами, у нас свой вакуумный стол. Панели делают на  отдельном участке, после этого приходят на участок сборки и склейки, и уже здесь происходит монтаж и установка на шасси. В данном случае здесь расположен фургон вахтового автобуса из сэндвич-панелей, с торца идёт утепление пенополистиролом, фанера с внутренней и внешней стороны, облицовка плакированный металл, внутри пластик для обшивки, по требованиям перевозки людей», — показывает Николай Александрович.

А мы перемещаемся дальше, на  участок сварки конструкций. Рабочие в спецодежде то и дело приносят сюда металлические бруски разных размеров. Дальше дело сварщика, который по чертежу соединяет части в единое целое. Помимо создания каркасов и саней тут изготавливают котлы для парогенераторных установок и для агрегатов депарафинизации скважин. Котлы, кстати, проходят испытания, на них выдают паспорт для постановки на учёт в Ростехнадзор.

Чуть дальше стоят свежеокрашенные цистерны. Рядом закутанное в полиэтилен шасси «КамАЗ» с  поднятой кабиной. Исполнительный директор объясняет, что сейчас тут будут перекрашивать напылением кабину со стандартного оранжевого в корпоративный цвет клиента. А чтобы капли не попали на раму и остальные части, их пеленают, аки младенца.

«На производстве у нас находятся три большие малярные камеры и две малые. В больших окрашиваем все полуфабрикаты, такие как фургоны, ёмкости, полуприцепы. В малых — все подсборочные детали, лестницы, площадки, крылья и т. д. Логистика по производству определяется планово-диспетчерской службой, на каждую смену выдаётся сменное задание, согласно ему уже каждая деталь и каждая единица техники или полуфабрикат двигаются по технологическим процессам производства», — говорит Николай Антонов.

Подходим к участку доработки спецтехники. Тут как раз готовят топливозаправщик АТЗ 7,5 с двухсекционным узлом выдачи топлива, с фильтрацией, со счётчиками, с поворотными барабанами и запорной арматурой. По словам исполнительного директора предприятия, здесь также устанавливают кондиционеры в вахтовые автобусы на шасси «Урал», внедряют «северные пакеты» и отопители, в общем, готовят автомобили к различным условиям эксплуатации.

Репортаж с предприятия УЗСТ

«Мы имеем многолетний опыт изготовления техники, и в большинстве случаев заказчик прислушивается к мнению наших специалистов», — подчёркивает Николай Александрович.

В среднем на изготовление заказа уходит до 40 дней. В случае если техника серийная, то и за 20 дней управляются.

В отдельном цехе создают прицепную технику. По словам нашего провожатого, это производство практически автономное, то есть не зависящее от занятости оборудования в других цехах. Здесь собственные малярная и дробеструйная камеры, участок изготовления трапов, уширителей, коников, бортов и участок сборки. На наших глазах рабочие заняты подготовкой трала высокой грузоподъёмности. Этот пока ещё полуфабрикат скоро отправят на окраску, а потом начнут сборку. Оси ставят по желанию заказчика, хоть импортные, хоть российские.

Репортаж с предприятия УЗСТ

Люди делают для людей

На производстве задействованы полтысячи сотрудников. Средний возраст — 37 лет. При этом кадровый голод ощущается, на проходной висят объявления о вакансиях. В основном не хватает рабочих рук, связанных со сваркой и механосборкой. Причина банальна — Миасс сам по себе городок небольшой, а  предприятий по ремонту техники тут много.

Добавим сюда так называемые гаражные сервисы, которые, получив заказ, тут же набирают на подряд квалифицированных мастеров. Естественно, разовая выплата за работу больше средней зарплаты на официальных предприятиях, вот и мечутся сварщики, слесари и другие специалисты по таким «шабашкам».

«Это проблема всех машиностроительных предприятий, не только наша. Мы проводили совещание с министерством образования, Центром занятости и администрацией Миасского городского округа на тему оттока кадров и молодых специалистов. Сейчас даже в высших учебных заведениях, в технических, в среднетехнических образовательных учреждениях присутствует нехватка студентов при приёме. Получается так, что в вузах города остаются бюджетные места, бесплатные места на обучение.

Пожалуйста, приходи и учись на экономиста, бухгалтера, конструктора, технолога, но студентов не хватает. Естественно, если учебные заведения не выпускают достаточное количество специалистов, которые необходимы производственным предприятиям, то мы их и не добираем. Приходится искать в Челябинске и в близлежащих городах размещать объявления, чтобы привлечь сотрудников работать на предприятии.

Мы предоставляем все социальные гарантии, официальное трудоустройство согласно ТК РФ. В общем-то, достаточно много преференций для сотрудников и стабильная заработная плата. Это на сегодняшний день одна из главных задач для работодателя», — делится Николай Александрович.

Репортаж с предприятия УЗСТ

На заводе развита система наставничества. За молодым специалистом закрепляют опытного сотрудника. Он курирует всю работу новичка в течение испытательного срока, который длится два месяца. Затем определяют компетенцию нового коллеги и пускают в самостоятельное плавание.

Во время экскурсии по производству мы отметили, что работники успевают перешучиваться. Да и сам процесс хоть и во многом рутинный, но на  лицах рабочих нет ни тоски, ни грусти.

«Наверное, это больше такой стереотип, что на Урале суровые люди, на самом деле они у нас очень доброжелательные и отзывчивые. Наверное, как и в большинстве других регионов России. Поэтому не  бывает плохих людей, плохих наций, по  крайней мере, у нас в городе здесь и на предприятии в частности. Коллектив очень дружный, слаженный.

Те задачи, которые ставятся предприятию, мы довольно-таки успешно реализовываем, выполняем, и можно посмотреть, наверное, по работе предприятия, насколько эффективно идёт работа. Ну и мы со стороны руководства стараемся делать всё необходимое для того, чтобы работать было на предприятии хорошо, стабильно, уверенно, с  каждым годом, с каждым разом стараемся улучшить условия труда и жизни всех своих рабочих», — улыбается Николай Антонов.

Он рассказывает, что завод активно участвует в социальной жизни города, проводит городские спортивные мероприятия, выступает спонсором соревнований по боксу, оказывает помощь школам, детским садам. Кроме того, завод спецтехники взял шефство над местным детским домом «Малютка», где находятся ребятишки с ограниченными возможностями.

Репортаж с предприятия УЗСТ

За 15 лет существования завода тут из молодых специалистов выросло много квалифицированных кадров. А начиналось всё в городе Усть-Катав, где собирали первые партии надстроек для грузовых шасси. Когда места стало маловато, собственник решил приобрести участок в Миассе. Тут и к автозаводу «Урал» поближе, он фактически за забором, и до столицы Южного Урала — Челябинска — рукой подать.

Правда, сначала на этом месте был только каркас здания. Всё производство строили практически с  нуля. Теперь тут 20 000 квадратных метров заняты цехами, конструкторским бюро, площадкой готовой продукции и полигоном для испытаний.

«Каждая несерийная машина проходит полный цикл испытаний, согласно представленной конструкторско-технологическим отделом методике. На всех режимах работы испытываем технику в  статике, в  динамике, при движении. Что касается серийной продукции, есть также методика испытаний. Это дождевальная камера на предмет герметизации, и также есть пробеговые испытания по технике и по оборудованию.

Каждый узел в спецтехнике проходит этапы контроля на каждом техпроцессе, есть контрольные точки определения качества продукции. Если техника проходит, или узел проходит эти испытания, естественно, они продолжают дальнейшее движение по производству. Если есть какие-то замечания, то их устраняют. Если невозможно исправить, то естественно, узел или техника прекращают своё движение по производству, переходя в брак, но такое бывает редко», — говорит собственник ООО «УЗСТ».

Репортаж с предприятия УЗСТ

Даёшь стране КМУ

Кран-манипуляторные установки — один из наиболее востребованных сегментов спецтехники. Ежегодно к нам завозят около 3000–4000 единиц импортного производства. Плюс несколько тысяч производят в России. Уральский завод спецтехники освоил выпуск КМУ ещё в 2010 году. Спрос на эту продукцию вырос настолько, что в 2020 году развивающееся направление выделили в отдельную структуру — ООО «Уральский завод подъёмных механизмов АНТ».

Под производство закупили новый участок площадью 5 000 квадратных метров, ещё 4 гектара отвели под склад готовой продукции. В новом здании разместили лабораторию, которая отслеживает качество поступаемого на завод металла. А для создания КМУ используют не абы что, а шведскую Strenx 700. Сталь отправляют на лазерную резку и листогибочные, фрезерные и расточные станки, где, согласно чертежам, узлы КМУ приобретают нужную форму. Затем в ход идут дробеструйная обработка и малярная камера.

Гидрораспределители, замки, гидроцилиндры и лебёдки используют от корейской Kanglim. А вот РВД производят самостоятельно и тоже с полным циклом испытаний.

Репортаж с предприятия УЗСТ

«Ленточнопильный станок изготавливает заготовку, рядом с ним находится станок для резьбонакатки на шпильки, а шпильки используются для установки кран-манипуляторных установок непосредственно на шасси.

Оборудование всё новое, мы приобрели большой расточный центр Haas, там у нас расположены пять горизонтально расточных станков 5-координатных, которые выполняют достаточно сложную работу по обработке деталей в нескольких плоскостях. Все стрелы, корпуса и все детали, требующие расточки, проходят через этот участок, посредством стапелей и  оснастки операторы размещают детали на данном столе, и уже происходит расточка деталей.

В данный момент происходит лазерная резка металла, лазер используется для резки металла с высокой точностью. С правой стороны расположена плазменная резка, там изготавливаются детали с наименьшей точностью, не требующие особой точности», — продолжает знакомить с производством Николай Антонов.

После плазменной резки детали попадают в галтовочный барабан, чтобы убрать окалину. Рядом работает турецкий гибочный пресс с давлением 400 тонн на метр. Ему в помощь для увеличения производительности ведут пусконаладку более мощного собрата — 600-тонного.

А мы подходим к участку сборки, куда после окраски и сушки доставляют стрелы манипуляторов. Сначала собирают стрелу, потом колонну, соединяют их вместе и проводят гидрообвязку. После вновь обязательная процедура тестирования готового изделия.

Репортаж с предприятия УЗСТ

«Если есть спрос, значит, есть и  предложение, вы понимаете, на сегодня заказчик достаточно требователен к поставщику, и все это прекрасно понимают. Естественно, за счёт чего мы можем выживать? Только за счёт того, что мы можем предлагать уникальные условия и хорошее качество. Если мы предоставляем хорошие цены, хорошее качество, естественно, заказчик идёт к нам и приобретает эту технику.

Мы живём в здоровой конкуренции, и в принципе, есть много предприятий, которые занимаются изготовлением спецтехники, пусть они занимаются. Это создаёт для нас реальные условия конкуренции, и за счёт этого мы становимся сильнее. Как и в спорте, побеждает сильнейший», — резюмирует Николай Александрович.


Текст: Артём Щетников
Фото: Евгений Ошкин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

автовышка | АНТ | буровая техника | вахтовый автобус | КАМАЗ | КМУ | ПАРМ | топливозаправщик | УЗСТ | урал | цистерна
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: