«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
Размах выставки СТТ Expo в 2023 году превзошёл все ожидания: на площади более 100 тыс. квадратных метров расположилось свыше 1100 экспонентов и свыше 1000 единиц техники. Разумеется, отраслевое мероприятие подобного масштаба потребовало отдельной церемонии. Перерезать красную ленту, знаменующую начало главной выставки строительной техники и технологии в России, вызвались не только представители российской стороны в лице генерального директора «СИГМА ЭКСПО ГРУП» Сергея Александрова и Рустама Шамсутдинова, заместителя генерального директора ПАО «КАМАЗ», но также и китайские партнёры, представившие на выставке собственные обширные экспозиции.
Разрезанная алая лента также положила начало деловой программе первого дня, традиционно посвящённого теме дорожного строительства и строительного транспорта.
Участники открывающей сессии исследовательской компании ID-marketing «Вызов принят: как изменился рынок спецтехники в условиях санкций» обсудили структуру импорта спецтехники, рассмотрели действующие меры поддержки участников рынка, как отечественных, так и зарубежных, в условиях санкционного давления, а также представили портрет современного покупателя.
Коммерческий директор агентства ID-Marketing Андрей Ловков представил общий анализ российского рынка спецтехники, отметив, что в связи с массовым уходом западных партнёров и заморозкой их бизнеса в России опустевшую нишу в 2022 году поспешили заполнить китайские производители: выставка 2023 года наглядно показала, что партнёры из КНР готовы к активному и плотному взаимодействию с российской стороной. Например, официальный представитель бренда XCMG выставил на своей экспозиции несколько десятков единиц различной техники, включая башенный кран — этот вид техники вот уже несколько лет на выставках не демонстрировался.
Сегодня по отношению к нашей стране, как подчеркнул спикер, коллективный Запад ввёл порядка 14 тыс. ограничений. Однако статистика показывает, что Россия продолжает активно приобретать технику зарубежного производства. Показатели импорта за первый квартал 2023 года, по данным ID-Marketing, выросли на 49% по сравнению с 2022 годом — самое большое значение, которое наша страна имела за всю историю. Однако, отметил эксперт, не всё так однозначно, и всегда, как это заведено в нашей стране, есть какое-то «но», которое не позволяет смотреть на ситуацию только с позитивной стороны.
Представитель государственной компании «Автодор» Антон Уралов, в свою очередь, отметил, что наиболее проблемным сегментом рынка на сегодняшний день являются те виды спецтехники, которые в России не производятся:
«Это, конечно, та техника, которая напрямую не производится сейчас в России. Это бетоноукладчики, ресайклеры, фрезы. Это, наверное, наиболее проблемный сегмент. Данную технику мы сейчас только импортируем».
И импортирует Россия эти виды спецтехники, как отметил Андрей Ловков, преимущественно из Китая, чья доля в структуре импорта за первый квартал 2023 года составила 77%. 6% приходится на долю Японии, 5% — на Республику Корея, 4% — на Турцию, 2% — на Индию. Ещё 6% приходится на долю других стран.
Представители китайских брендов LuiGong, SANY и XCMG данные приведённой статистики подтвердили, подчеркнув, что производители из Поднебесной готовы на 100% заместить ушедших из России европейцев и американцев.
Однако далеко не все игроки сегодня рады засилью китайской спецтехники на отечественном рынке. Исполнительный директор ООО «ЧЕТРА» Владимир Антонов в своём докладе обратил внимание на то, что «политический ветер» в любой момент может подуть в другую сторону и представители сегодняшней «дружественной» страны в любой момент могут отвернуться от российского рынка так же, как это в 2022 году сделали недавние западные партнёры. Кроме того, стоит учитывать и вопросы качества: зачастую китайские машины не имеют большого срока эксплуатации и потому служат не так уж долго. По этой причине, считает эксперт, стоит активно работать над развитием российского производства спецтехники:
«Мы сейчас видим яркий такой сегмент — китайцы занимают место премиальных поставщиков. Но это просто смена одного поставщика другим. Надо оценивать и их надёжность: часть китайских производителей может откровенно опустить глаза в пол: «Вот мы не поставляем технику для майнинга, потому что не можем обслужить, не можем что-то сделать», но это не так.
Китайцы не являются надёжным производителем. <…> Россия — суверенное государство, и с точки зрения технологического суверенитета это тоже работает».
Мнение Владимира Антонова вызвало большую дискуссию. Эксперт подчеркнул на примере компании «ЧЕТРА», что российские производители постепенно «отвоёвывают» свою часть рынка, являясь при этом надёжным поставщиком:
«Первый пакет санкций, седьмой пакет санкций, двадцать седьмой пакет санкций… Пришли «хорошие» товарищи из соседней страны: сметёт товарищей из соседней страны, не сметёт — я об этом не знаю и повлиять на это не могу, а мы существовали, существуем и будем существовать».
Что касается портрета покупателя, то он, как отметили эксперты, претерпел некоторые изменения. Сегодня покупатель ищет не просто технику, а «комплекс», в рамках которого производитель должен не только обеспечивать свой продукт необходимыми запчастями. В этот «комплекс» также входит обучение операторов и сотрудников сервисных служб, которые осуществляют ежедневное обслуживание машин. Потому главный вопрос, резюмировали эксперты, не в конкуренции на российском рынке спецтехники — ниша, образовавшаяся в 2022 году из-за ухода европейских компаний, даже слишком широка для производителей. Главный вопрос же заключается в том, смогут ли они конкурировать через два-три года по этим же продуктам или кто-то решит изменить свои приоритеты. Обеспечить качественный сервис продукции — вот первоочерёдная задача, и тем производителям, которые с ней не справятся, рано или поздно придётся уйти.
Текст: Яна Дрянговская
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: