Дальнобойщики большую часть своего времени проводят в своих грузовиках и создают внутри максимум уюта. Так и для операторов техники на работах «в полях» кабина становится вторым домом. В этом мы убедились, отправившись на новый карьер дорожной организации «ПК ДСУ» за 100 километров от Красноярска. Туда перебросили трудиться гусеничный экскаватор Hitachi Zaxis 470LC-5G, о котором и пойдёт речь.
Благо, погода выдалась жаркой, поэтому сервисный автомобиль официального дилера «Хит Машинери» с включённым полным приводом потихоньку смог пробраться сквозь непролазную чащу леса и затяжной подъём в гору. Прошёл бы дождь — застряли, к гадалке не ходи.
Пока машина аккуратно ныряла, чтобы не попасть в колею в грунте от тяжеловозов, вокруг стаями роились слепни, атакуя машину. И когда добрались до места, выходить было страшно. Но так как экскаватор неподалёку весело размахивал стрелой, собирая в ковш скальник и выдавал куда больше тепла вокруг, чем наш автомобиль, то кровососущие насекомые по природе своей устремились к нему почти всем роем.
А мы наконец получили возможность присмотреться к окрашенной в традиционный для бренда оранжевый цвет технике.
На этом карьере экскаватор всего третий день. Тут только-только взорвали породу. Но в эксплуатации машина с 2018 года. Её приобрели после того, как в автопарке компании хорошо показали себя фронтальные погрузчики Hitachi. И несмотря на то что гарантия уже закончилась, по сервисному контракту дилерский центр продолжает обслуживать «землеройку».
На вид Hitachi Zaxis 470LC-5G ничем не отличается от ранее виденных собратьев. Разве что размеры побольше. Рама и секции сварены — всё цельное. Гусеничный движитель работает от планетарных редукторов, запитанных в свою очередь от гидромоторов с аксиально-поршневой группой.
Каждое звено гусеницы оснащено тремя грунтозацепами, что позволяет экскаватору работать практически в полном бездорожье.
Главные детали ходовой закрыты металлом, так что грязь не выведет их из строя. Хотя износ тех же звёздочек и катков на глине или песке идёт.
К слову, сюда сквозь буреломы и глину после обильных дождей машина забралась своим ходом. В итоге оператор просто лопатой комья грязи с гусениц скинул и экскаватор вновь готов «к бою».
Что ж, пора знакомиться с машиной поближе. С левой стороны кабины установлена большая площадка, по которой можно пройти к моторному отсеку.
Забираемся наверх. Под откидной крышкой доступ к силовому агрегату — он традиционно для экскаваторов Hitachi от Isuzu. Двигатель с 315 л. с. выдаёт максимальный крутящий момент в 1275 Н∙м при 1500 оборотах в минуту.
Стрелу и рукоять питает двухпоточная гидравлика с системой управления, работы в ручном и программируемом режимах (HIOS IIIB) со скоростью потоков 720 литров в минуту.
Гидроцилиндры снабдили демпферами для защиты от ударных нагрузок, что особенно актуально при работе в режиме кратковременного повышения мощности.
А в контуре стрелы и рукояти установлена система рекуперации энергии.
А мы спускаемся обратно к кабине. Дверца распахивается на 180° и защёлкивается замком, чтобы ветром случайно не закрыло. Первое, что поражает, — идеальная чистота. Даже педали управления обшиты мехом, оператор работает тут босиком.
«Это — дом, это — кормилец мой. Кондиционер, климат-контроль, радио в кабине. Шприцовка идёт, всё для людей сделано. Только работай.
В морозы я на нём трудился, он не подводил. Тут Webasto стоит. В этой технике от замены до замены ничего больше не надо доделывать.
Сервисные инженеры приехали. Поменяли масло, фильтры и дальше работаем», — с гордостью рассказывает машинист экскаватора ООО «ПК ДСУ» Иван Кобаненко.
Именно он и поможет нам узнать особенности работы Hitachi Zaxis 470LC.
«Я на Komatsu и Hyundai работал. У каждой машины свои моменты есть рабочие. Корейский экскаватор послабее будет. А так, как и на любом, тут сел, прогрел, поднял рычажок. И такая махина тебя слушается. Если грунта захватил больше положенного, то он не будет поднимать. Тут всё продумано.
Ковшом 2,6 м3 он спокойно брал грунт, на скальник вот поменьше поставили 1,94 м3», — искренне восхищается своей рабочей лошадкой Иван Кобаненко.
В управлении машина очень проста. Даже на малых оборотах лёгким движением пальца джойстик ведёт стрелу в заданном направлении.
Обзорность отличная, можно открыть люк при работе стрелы на высоте. Зеркала заднего вида огромные, плюс есть видеокамера заднего вида. Изображение с неё передаётся на 7-дюймовый монитор.
Он же — компьютер. Здесь можно выбрать параметры эксплуатации, например, включить экономичный режим для меньшего расхода топлива. Всего тут 11 предустановленных вариантов работы, в соответствии с которыми гидравлика будет распределять потоки наиболее оптимально для конкретных операций. Кстати, рукава высокого давления контура стрелы облачены в защитный гофр.
Маневрировать и одновременно рыть может быстро научиться даже ребёнок. Ногами управляем направлением движения, а двумя джойстиками — стрелой и ковшом. Сиди себе, да управляй гигантом, словно игрушкой.
Пятизубый ковш с лёгкостью вгрызается в грунт. Не надо ни прилагать лишних усилий, ни дёргать за рычаги, как в экскаваторах советских времён.
Булыжник диаметром почти в 2 метра для Hitachi Zaxis 470LC-5G словно пушинка — поднял, перенёс и выбросил. На таком не грех и на конкурсе мастерства WorldSkills среди дорожников поучаствовать. Техника очень податливая.
«Здесь очень удобная функция профилировки. Вот надо мне, чтобы ковш волнами шёл, нажимаю кнопку, и он повторяет рельеф местности», — показывает оператор.
Сиденье с подголовником и подлокотниками можно регулировать под любой рост и вес оператора. А если закрыть дверь и окна, то шум двигателя становится похожим на убаюкивающее урчание кота.
Кстати, под сиденьем расположен рычаг экстренной остановки мотора на всякий непредвиденный случай. Но, по словам Ивана, пользоваться им не приходилось. Машина очень устойчива за счёт широких башмаков гусениц и низкорасположенного центра тяжести.
Работать доводилось в разных условиях. Даже в -40° с помощью Webasto заводили и в две смены с сыном по очереди копали. Главное, чтобы качество солярки не подвело, хотя топливный насос, по заверению представителей дилера, абсолютно неприхотлив
За всё время, когда оператор показывал нам возможности экскаватора и рассказывал о своём опыте, он не смог вспомнить ни одного неприятного случая.
Разве что один раз не уследил за уровнем топлива в 705-литровом баке и не оставил машину с 15 литрами. И то Hitachi Zaxis 470LC-5G не подвёл, а дал доработать. Хотя, конечно же, с минимальным количеством литров эксплуатировать машину не рекомендуют.
В остальном, Иван нарадоваться не может — говорит, раз работать комфортно, то и производительность выше.
«На машине российского производства надо лезть со шприцем, корячиться. А тут подошёл, шланг достал, нажал, смотал, на место поставил и всё. Каждые 250 моточасов приезжают сервисники, меняют фильтры, смазывают где нужно, обслуживают полностью технику», — резюмирует Иван.
Текст: Артём Щетников
Фото: Евгений Ошкин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: