Что ждёт рынок спецтехники от новой волны санкций?

12.12.2018
Волна санкций отразится на игроках

Очередные пакеты санкций в отношении России приготовили не только США, но и Евросоюз. Формальные поводы — применение химического оружия в Сирии и Великобритании, а также конфликт в Украине из-за Крыма.

С 2014 года, как подсчитала представитель российского МИД Мария Захарова, только американские власти вводили санкции уже 62 раза. И, естественно, убеждала, что это на самом деле никак не отразится на россиянах.

Однако аналитики уверены: рынок спецтехники и запчастей ждут потрясения. Новая волна санкций вызовет неизменный рост валют и, соответственно, повышение цен как на саму технику, так и на комплектующие. Однако у каждой медали две стороны.

Импортозамещение провалилось

«С 2014 года идёт спад на рынке спецтехники. С этого времени уровень продаж упал до 70 %. В 2017-2018 годы замечен небольшой подъём, но, естественно, до того уровня, который был до 2014 года, ещё очень далеко.


Рост цен на спецтехнику импортного производства приведёт к сокращению приобретения этой техники. Люди будут ремонтировать и использовать то, что есть, приобретать больше б/у-технику.

Российский производитель спецтехники пока ещё не готов заместить даже 35 % техники импортного производителя», — напоминает руководитель направления оценки спецтехники и грузовой техники ГК «Альфа-Лизинг» Кирилл Осипов.

Хотя у властей курс импортозамещения всё ещё в приоритете. То и дело отечественные машиностроители рапортуют об успехах на этом поприще.

Министру промышленности и торговли Денису Мантурову во время визитов на предприятия и во время выставок с гордостью рассказывают об отечественных экскаваторах, грузовиках, фронтальных погрузчиках и других видах техники.

Только вот собраны они или на совместных с иностранцами предприятиях по ИХ технологиям и на ИХ оборудовании или же из преимущественно импортных комплектующих.

Те, у кого ещё есть совесть, скромно представляют свои разработки без акцента на импортозамещение, делая упор на качество и сервис.

«Может пора ввести уголовную ответственность за деталь «сделанную в Китае, с наклеенным шильдиком «Сделано в России»? Политика импортозамещения довольно агрессивна. Невозможно выдать продукт европейского качества за короткий промежуток времени.

Однако предпосылки всё-таки существуют. И для того, чтобы качественный продукт появлялся на рынке в оригинальном исполнении, необходимо, чтобы в разработке законопроектов, которые регулируют данный процесс, принимали участие технически грамотные люди, а также непосредственно сами поставщики компонентов, которые открывают участки по сборке в России.


Вот, например, ситуация. В Российской Федерации есть осевые агрегаты для прицепной техники российского производства. Но отсутствует возможность сервисного обслуживания в каждой точке нашей необъятной страны, не говоря уже о сервисных центрах в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Также остро стоит проблема с приобретением запасных частей для осевых агрегатов российского производства», — объясняет директор ООО «Новус Трейлер» Евгения Налётова.

Запчасти для спецтехники
Запчасти для спецтехники

К слову, на территории России организовали свои сборочные производства иностранные производители: Volvo, Caterpillar, Komatsu, Scania, Hitachi и другие.

Причём, уровень локализации там не так уж отстаёт от продукции, выпущенной под эгидой импортозамещения. Только вот никто именитых брендов не кичится этим.

Затянуть пояса

В том, что цены вырастут, не сомневается ни один из опрошенных нами экспертов. И дело не только в санкциях.

«В начале июня Правительство РФ всё-таки приняло решение о повышении ставок утилизационного сбора в среднем на 15%», — рассказывал нам летом менеджер по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery Eurasia Евгений Римский.

До этого индексацию утильсбора проводили в 2016 году.

Впрочем, несмотря на это и на санкции, основные доли импорта в Россию, по данным Федеральной таможенной службы, составляют дорогостоящие товары из групп «Машины, оборудование и аппаратура» (на 314,4 млрд долларов с 2014 года общим весом 23 275 тыс. тонн), «Транспорт» (на 110,1 млрд долларов с 2014 года общим весом 15 740 тыс. тонн), искусственный корунд и оксиды алюминия (на 7,2 млрд долларов с 2014 года).

Отмечают таможенники и рост поставок из других стран электрооборудования и инструментов. И если глянуть на графики по годам, то введение заградительных мер со стороны Правительства РФ особо на ситуацию не влияет.

«Есть несколько категорий покупателей, сами же понимаете. Первая категория делает ставку на качество продукции и согласна потратить немного больше денежных средств, но приобрести технику, с которой будет меньше проблем в процессе эксплуатации.


Вторая категория выбирает исключительно по ценовому критерию. В любом случае приобретать технику российского производства намного выгоднее, так как существуют государственные программы субсидирования», — считает г-жа Налётова.

Но по большей части сейчас мы вновь на пороге формирования отложенного спроса. В первом полугодии спрос на строительную технику вырос на 60 % по сравнению с прошлым годом. Но покупательская способность с учётом грядущего повышения цен вновь начнёт стагнировать.

«Учитывая сложившиеся факторы, большие доли приобретает рынок сервиса и обслуживания техники. Что касается спецтехники и комплектующих, то здесь российская продукция начинает занимать выигрышное положение.

Многие закупщики, во избежание приобретения дополнительной дорогостоящей спецтехники, приняли решение увеличивать функциональность уже имеющихся специальных машин.

Многофункциональность достигается установкой дополнительного оборудования с новыми возможностями на уже имеющийся транспорт», — говорит ведущий технический специалист компании «Промснаб» Антон Лукин.

Но не любую технику можно модернизировать. Да и ремонты тоже требуют покупки закупки комплектующих. Поэтому эксперты говорят о росте доли отечественной техники в ближайшей перспективе.

«Увеличение цен на строительно-дорожную технику возможно. В первую очередь из-за того, что в ближайшие месяцы могут вырасти в цене те товары и услуги, которые производители техники используют в качестве сырья: (металл, резина, стекло), услуги по перевозке (в частности, из-за удорожания ГСМ), стоимость коммунальных услуг (электроэнергия, водоснабжение, отопление, газ, водоотведение).


Также на цену готовой продукции может повлиять изменение курсов валют. Так, если курс рубля будет снижаться, иностранные комплектующие будут обходиться производителям дороже, что повлияет на отпускную цену техники.

Изменения фискального регулирования и мер государственной поддержки также могут повлиять на стоимость машин и механизмов, причём как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в зависимости от того, какие именно решения будут приняты властями.

Да и сами производители в рамках стимулирования покупателей и поддержки спроса могут снизить цену на отдельные модели, так что только лишь увеличения стоимости может не быть», — рассуждает директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков.

Гидравлика для спецтехники
Гидравлика для спецтехники

Кто поможет?

Тем не менее, сказать, что складывается патовая ситуация, нельзя никак. Наряду с некоторыми откровенно бесполезными инициативами со стороны государства есть вполне работающие инструменты.

«Правительство использует субсидии для смягчения роста цен на новую спецтехнику. С 2017 года в России введено субсидирование при покупке спецтехники в лизинг, и список моделей и лимиты субсидирования непрерывно растут. Например, сейчас обсуждается увеличение субсидирования в отдалённых регионах с 15 до 20 %», — говорит Кирилл Осипов.

Собственно, есть и все предпосылки, чтобы отечественные машиностроители не поднимали конечную стоимость продукции.

«Сейчас получить субсидии от государства на уплату утилизационного сбора могут только предприятия, подтвердившие изготовление промышленной продукции, произведённой на территории РФ, с большим уровнем локализации компонентов.

И с каждым годом требования становятся все жёстче. Это касается прицепной техники, но, несомненно, условия будут меняться и для строительно-дорожной техники», — объясняет исполнительный директор ООО «Автомастер» Андрей Мещеряков.

А вот воспользуются этим производители или же под шумок предпочтут получить больше прибыли — вопрос жадности. Хотя некоторые опять же будут кивать на удорожание компонентов.

«Поставщики импортных комплектующих работают в валюте. Доля импортных компонентов составляет около 30-50 %. Соответственно, при повышении курса валюты на 10 % стоимость может увеличится примерно на 5 %», — подсчитывает Евгения Налётова.

Ремонт двигателя
Ремонт двигателя

«Доля комплектующих в составе техники различна, поэтому сложно судить о конкретных цифрах. В целом прирост возможен от 2 до 20 %. За последние пару лет подорожание комплектующих составило около 50 %.

Но не стоит забывать о том, что большинство российских крупных заводов разрабатывают политику импортозамещения, помимо этого китайские и турецкие заводы представляют вполне неплохие продукты по привлекательным ценам.

В условиях возрастания цен производители спецтехники всё больше обращают внимание на более выгодные аналоги», — делится Антон Лукин.

Генеральный директор ООО «СИМС Трейлер РУС» Ольга Маслакова оценивает подорожание отечественной техники, где применяют импортные детали, на уровне 3-5 %. Правда, она полагает, что непростые отношения между Китаем и США дадут положительные для производителей техники результаты.

«Будем надеяться, что санкции против Китая дадут результат, так как сейчас львиная доля заказов уходит в США, а с января следующего года ситуация может коренным образом изменится и китайские поставщики снизят отпускные цены на комплектующие», — считает г-жа Маслакова.

Тем временем, в начале осени эксперты стали просчитывать варианты развития событий, если Китай присоединится к санкциям против России. Поводом послужил отказ некоторых банков исполнять платёжные поручения в адрес российских кредитных учреждений.

«Это некритично. И банков в КНР гораздо больше, есть и другие, но главное, в Китае, на государственном уровне политические и экономические отношения с РФ считают важными не только для двух стран, но и для всего мира, стремятся их развивать и дальше и о каких-либо изменениях не сообщали.

И, кстати говоря, государственные банки и компании в КНР являются одними из самых крупных и мощных в экономике страны, и они продолжат сотрудничать с РФ, ведь это является одним из приоритетов политики Поднебесной», — уверен Ярослав Кабаков.

Эту политику две страны активно демонстрировали на Первой китайской международной выставке импортных товаров в Шанхае. Хотя российским машиностроителям там хвастать было нечем.

Вот пюре быстрого приготовления и безглютеновую продукцию из амарантовой муки в Поднебесной оценили. Нефть, газ, военные технологии — пожалуйста. А машин там своих хватает. Наоборот, это Китай увеличит объёмы поставок своей техники в Россию. А, соответственно, и компонентов.

«Китайские поставщики тоже бывают разные, не стоит отвечать на первое попавшееся предложение. Для закупки продукции необходимо рассмотреть все возможные варианты, найти наиболее подходящие решения.

Как известно, компания John Deere расположила свои производственные мощности в том числе и в Китае. Там одновременно сконцентрировались и крупные надёжные поставщики, и небольшие предприятия, поставляющие недоброкачественную продукцию.

Поэтому закупать продукцию стоит только у известных и проверенных партнёров», — напоминает г-н Лукин.

Не лучший сценарий

Кирилл Осипов, руководитель направления оценки спецтехники и грузовой техники ГК «Альфа-Лизинг»

«Если будет ограничен ввоз китайской техники и комплектующих в Россию, то, как результат, сократится её потребление. Так как на текущий момент заменить китайские или другие импортные бренды невозможно в полном объёме.

На лизинговые компании это наверняка окажет негативное влияние, потому что есть ряд моделей китайской техники, которые пользуются популярностью в РФ.

Например, это фронтальные погрузчики, бульдозеры, складская техника и т. д. Но, с другой стороны, подобная ситуация может стать толчком для отечественного машиностроения, чтобы сделать прорывы в развитии.

Сейчас рынок строительной техники находится в большом упадке. Если санкции коснутся китайских и западных производителей спецтехники, то начнётся следующий виток кризиса. И это, возможно, будет существенным ударом по потребителю техники».

Не надо закручивать гайки

Евгения Налётова, директор ООО «Новус Трейлер»

Евгения Налётова, директор ООО «Новус Трейлер»
Евгения Налётова

«В настоящий момент только российский производитель, признанный таковым Минпромторгом РФ, может быть поставщиком продукции по 44-ФЗ. Однако, чтобы подтвердить статус российского производителя, необходимо использовать в производстве ось российского происхождения.

Соответственно, изготовив прицеп на российских осях, производитель столкнётся с проблемой — как обеспечить гарантийный срок эксплуатации оси. Ладно, если на протяжении года проблем не будет, а по истечении гарантий это уже проблема того, кто с ней столкнулся.

Но ведь данный подход напрочь исключает формирование положительного имиджа продукции российского производства, согласитесь?

Но в то же самое время на рынке есть лидер мирового масштаба по производству осевых агрегатов BPW. В июне 2018 года они анонсировали начало запуска сборки оси в РФ, Московская область.

Но до сих пор «БПВ-Ост» не может получить сертификат СТ-1 в связи с тем, что не определена адвалорная доля для данного вида компонента. Кроме того, представители БПВ поясняют, что они рады довести эту долю до 100 %, но в настоящий момент пока не нашли поставщиков комплектующих, качество которых соответствовало бы мировым стандартам, которые требует марка BPW.

Несмотря на это, многие производители полуприцепной техники используют агрегаты BPW, так как сервисные центры расположены по всему земному шару, а комплектующие можно приобрести в любом магазине запчастей.

Кроме того, бывалые знают, что с BPW в принципе мало проблем, благодаря тому, что производитель предъявляет строгие требования к выпускаемому продукту и проводит постоянные испытания своих агрегатов в условиях бездорожья.

На мой взгляд, тот факт, что BPW уже открыло производственный участок сборки, — результат политики импортозамещения. Но не стоит закручивать гайки и ставить производителей в безвыходное положение.

Долю операций и количества комплектующих нужно увеличивать постепенно. Именно размеренный переход от импортных комплектующих к комплектующим «Сделано в России» позволит выпускать действительно качественный российский продукт!».

Как снизить влияние санкций?

Антон Лукин, ведущий технический специалист ООО «Промснаб»

Антон Лукин, ведущий технический специалист ООО «Промснаб»
Антон Лукин

«Всё зависит от рынка: если строительная отрасль стоит на месте, то рынок нефтегазового оборудования, коммунальной техники или сельскохозяйственной техники более чувствителен к удорожанию комплектующих.

Производители ищут эффективные аналоги на рынке, рассматривают отечественных производителей как потенциальных поставщиков — санкции дают возможность новому витку развития российских отраслей. В условиях санкций работать сложнее, но гораздо интереснее, приходится искать новые пути разрешения возникших проблем.

Отмечу, что санкции США против нескольких российских компаний и физических лиц никак не мешают развиваться отечественному машиностроению.

А перспектив развития совместных с Китаем промышленных проектов в России нет, всё остаётся на прежнем уровне: Китай продолжает поставлять оборудование и запчасти, которые активно реализуются на отечественном рынке.

Сроки поставки и раньше были достаточно длительными — около полугода, поэтому никаких существенных изменений во взаимоотношениях с китайскими партнёрами пока не наблюдается».

Другое мнение

Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «ФИНАМ»

Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «ФИНАМ»
Ярослав Кабаков

«Производители техники, безусловно, делают многое для повышения своей эффективности, улучшения операционных результатов, а не только для уменьшения влияния санкций.

В первую очередь, этого требует конкуренция, необходимость бороться за долю рынка. Во-вторых, это позволяет компаниям достигать лучших результатов, увеличивать свой доход и стоимость, объёмы производства.

В-третьих, развитие отрасли, растущие требования покупателей заставляют и производителей совершенствоваться, делать технику с увеличенным сроком службы, высокой производительностью, отличными техническими и потребительскими характеристиками.

К числу используемых производителями мер можно отнести повышение производительности труда, автоматизацию и роботизацию производства, сокращение различных расходов, уменьшение потерь различных ресурсов, например, проведение политики энергосбережения.

Также компании активно работают с поставщиками, стремясь закупать всё им необходимое высокого качества по привлекательным ценам в наилучшие сроки.

Наряду со всем этим производители думают и о будущем, развиваются, стараются наращивать производство. Так, в середине августа ООО «Завод «Дорожных машин» (Рыбинск) завершило сделку по приобретению производственного цеха площадью 4 800 квадратных метров.

Это решение принято в соответствии с планом развития предприятия на 2018-2022 годы и позволит увеличить производственную базу, что особенно актуально в связи с ростом заказов.

Приобретение дополнительного цеха позволит компании вести дальнейшую модернизацию и будет способствовать увеличению объёмов производства уже в 2019 году на 30 %, по разным оценкам.

В июне компания «Сеспель» (Чувашия) открыла новый производственный комплекс первой очереди площадью 15 000 квадратных метров, что позволит ей увеличить выпуск готовой продукции.

Компания BPW (ФРГ) открыла в России производственную площадку по выпуску осевых агрегатов, уже запущен участок сварки кронштейнов оси, участок сборки элементов ступичной системы, участок монтажа подвески и участок покраски.

Это лишь часть примеров того, что производители техники и комплектующих для строительно-дорожной отрасли видят перспективы, готовы вкладываться в развитие, что, в том числе, стало возможно и благодаря различной поддержке государства.

Как сказал ранее глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, в 2017 году в создание российских аналогов иностранной продукции было инвестировано свыше 600 миллиардов рублей, из них государство выделило более 120 миллиардов рублей.

Это позволит обеспечить реализацию готовой продукции до 2020 года на сумму около 2,6 триллиона рублей, и, соответственно, налоговые поступления.

По словам Мантурова, на сегодняшний день есть 1708 проектных инициатив по замещению критичной с точки зрения зависимости от импорта продукции, услуг и технологий, 827, то есть почти половина из них, уже на финальном этапе реализации, 369 — на стадии серийного производства.

Только один пример: весной текущего года Денис Мантуров отметил, что за последние два года доля отечественного оборудования в горнодобывающей отрасли увеличилась с 57 до 74%.

А директор Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга РФ Евгений Корчевой летом сказал, что в последние годы российские заводы наладили производство целого ряда инновационных машин, что произошло, в том числе, благодаря государственной политике импортозамещения.

Понятно, что быстро заменить оборудование иностранного производства не всегда возможно, тем не менее, работа начата и она идёт.

Государство предлагает производству широкий спектр поддержки: специнвестконтракты, различные виды льгот, субсидии, поддержка НИОКР и экспорта, также поддерживают потребителей за счёт программу субсидирования ставок по кредитам, льготного лизинга, с помощью других мер в зависимости от конкретной отрасли и вида техники.

Несомненно, всё это будет способствовать дальнейшему импортозамещению, поможет увеличить долю российского машиностроения».

Материал опубликован в № 6 (30) 2018 г.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.