COMTRANS – крупнейшая в России выставка коммерческих автомобилей.
Ведущие компании-производители продемонстрируют новинки грузовиков
и грузовых LCV, автобусов большого и малого классов, специальной автотехники,
прицепов и полуприцепов, запчастей и комплектующих.
Реклама. ООО «АйТиИМФ Экспо», ИНН 7708326524
Erid: F7NfYUJCUneLuWRzkAQs
НефАЗ-5299 знаком многим. Его создали в далёком 2000 году на Нефтекамском заводе, с тех пор это одна из самых распространённых моделей среди большого класса. В Сети много пишут о том, что автобус не сразу «получился», хоть изначальная задумка и не была провальной. Изначально Камский автомобильный завод планировал выпускать собственный автобус на шасси своего производства.
Когда первая модель автобуса сошла с конвейера, большинству людей она понравилась. Для неё разработали шасси «КамАЗ-5297». Внутреннее и внешнее убранство было достойным, сидения мягкими, стеклопакеты вклеенными. Но эффект сохранялся до момента, пока автобус не завели. Всё же надо понимать, как двигатель от “КАМАЗА” гремел на весь салон, у мотора была крайне слабая шумоизоляция. Также немало шума создавали ведущий мост и коробка.
Время проявило и другие недостатки первой модели. Салон оказался спроектирован относительно неудачно. 25 посадочных мест было недостаточно, а поручни не выдерживали нагрузки. Также начала шуметь пластиковая обивка салона. Было очевидно, автобус нужно доработать. К слову, технически он был вполне себе приятен для водителей. Кабину наглухо отгородили от салона, а управление и трансмиссию сконструировали настолько удачно, что 12-метровый гигант оставался маневренным и с комфортом двигался в плотном трафике.
Дело техники
Стандартная модель автобуса базируется на шасси КАМАЗ-5297. Корпус машины цельнометаллический, а рёбра жёсткости сделаны из квадратных труб. Тормозную систему сюда установили пневматическую двухконтурную. Рулить помогает гидроусилитель, всё по классике, хоть и без лоска.
Автоматизированной вентиляции в автобусе нет, всё проветривается естественным образом через 3 люка в потолке. Разумеется, летом передвигаться в этом автобусе не особо комфортно. В холодное время салон согревали жидкостный и газовый отопители, второй, к слову, ещё и двигатель перед пуском греет.
Что касается габаритов стандартного НефАЗ, то они составляют 11,7×2,5×3,1 м при колёсной базе в 5840 мм. Полная масса достигает 18 тонн. На переднюю ось приходится 6,5 т, а на заднюю – 11,5 т. Клиренс автомобиля составляет 285 мм, а радиус разворота минимум 12 м.
Что касается двигателей, то их устанавливали несколько, притом еще и на разном топливе. От завода шли КАМАЗ 740-820.
Некоторые машины оборудовали Cummins 6ISBe270B на 270 лошадиных сил объёмом 6,7 литров. Он был оснащён турбонаддувом и расходовал 24 литра дизеля на 100 км при объёме бака в 250 литров. Также в разные модели устанавливали двигатели Mercedes-Benz и Caterpillar разной модификации. Например Mercedes-Benz M906 LAG/EEV/1, он выдавал 280 лошадей, да ещё и при меньшем объёме в 6,9 литров.
Коробки передач для разных модификаций также разнились, изначально в них стояли КамАЗ-141, позже применяли КамАЗ-142, Praga 5P120, ZF 6S-85,Voith DIWA D 851.3E и другие коробки этих компаний. Предпочтение отдавали 4-х ступенчатым “механкам” и 5-ступенчатым “автоматам” в зависимости от предназначения конкретной модели.
Вариации
У НефАЗ-5299 вышло 42 модификации с начала выпуска. Доработка изначально не самой удачной конструкции требовалась постоянно, тем более, что за рынок автобусов шла борьба с “ЛИАЗом”.
Базовая модель для перевозок на городских маршрутах вмещала 105 человек, 25 из которых могли ехать сидя. Пригородные модификации были менее вместительны и позволяли перевозить 89 человек, при том, что салон оборудовался более комфортными сидениями для дальних поездок в количестве 45 штук. К слову, такой автобус имел две двери в начале и в конце машины, проход был вытянутым и по ощущениям очень узким.
Также отметим, что все пригородные модификации являются среднепольными, городские изначально были высокопольными, а в последние несколько лет разработчикам пришлось сделать полунизкопольные и в низкопольные модификации. Тем более, что при закупках автобусах в тендерах теперь обязательными стали обозначаться условия для маломобильных людей.
В модификации созданной для севера главный упор сделали логично на отопление. Салон и аккумуляторы греются тщательнее. Также, как топливозаборник и, собственно, бак с топливом.
Что говорят водители?
Среди отзывов в интернете чаще всего звучат неласковые слова в сторону НефАЗ-5299, видимо это происходит потому, что автобус удобен скорее владельцам автопарков чем самим водителям. Они часто жалуются на то, что тросы перемерзают при первой же возможности, а в России шансов у чего бы то ни было перемерзнуть не мало. Отмечают всё тот же грохот в салоне и отсутствие возможности починить что-нибудь не прибегая к полномасштабной разборке. Из плюсов выделяют двигатели зарубежного производства. Отечественные силовые агрегаты от “КАМАЗАа” слишком шумят. Также из позитивного отмечают приятное управление, в частности на автоматических коробках. ГУР ведет себя хорошо, усилие на педаль оптимально — отмечают многие водители на специализированных форумах.
Тем временем в Башкирии продолжают модернизировать производство автобусов “НЕФАЗ”. Компания хочет увеличить объемы производства до 3000 машин в год.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: