«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
Любая погрузочно-разгрузочная работа на стройке получается быстрее и удобнее, если использовать автокран. Однако на современном рынке крановой техники в качестве альтернативы популярна компактная крано-манипуляторная установка (КМУ) — этакий гибрид обычного грузовика и крана. Может ли эта техника действительно быть полезной в строительной отрасли?
КМУ, в отличие от автокранов, способна как поднимать грузы небольших весовых категорий, так и перевозить их куда нужно. А исключая из этого процесса отдельный монофункциональный грузовик, ещё и освобождает пространство в рабочей зоне, что на стройплощадках больная тема.
Универсальный «боец», по словам старшего менеджера по развитию дилерской сети компании «КМУ-РУС» Виктора Смирнова, может выполнять любые операции, которые допускаются его грузоподъёмностью. Но почему-то многие до сих пор ошибочно воспринимают установку лишь как вспомогательную машину, которой можно доверить лёгкие задачи вроде доставки бордюров и стройматериалов.
А вот работа посерьёзнее, например, монтаж плит перекрытий под силу только кранам. И это не совсем верно.
«Современные КМУ имеют весьма высокую грузоподъёмность. А на максимальном вылете за счёт лёгкой стрелы даже имеют преимущество перед автокранами», — уверяет г-н Смирнов.
В чём же тогда причина такого недоверия? Эксперт отмечает, что стоимость не основной фактор. Дело в закоренелых привычках и недостаточных знаниях о новой технике руководящего состава стройплощадок. Другими словами, зачем использовать новое, если и старое справляется с задачей. Из-за такого заблеждения в той же полной строек Москве мощных кранов выше 80 тоннометров используется от силы около 10 тысяч штук.
Манипуляторы, помимо своей грузоподъёмной универсальности, имеют разных форм стрелы. Это разнообразие было отмечено уже с самого появления КМУ в Японии и Европе. Тогда стрела японских моделей имела телескопическое строение, а европейской — шарнирное. А вообще, такие обозначения им дали по схожести форм установок с латинскими буквами. Стрелы азиатских машин похожи на перевёрнутую L, а европейских — на Z.
Но отличия ведь проявляются не только в формах и обозначениях. Какие лучше? Виктор Смирнов отметил, что этот вопрос такой же интересный и волнующий умы, как выбор между переднеприводными и заднеприводными автомобилями. Он считает, что большей частью предпочтение той или иной установки — дело привычки и ценообразования.
Эксперты рекомендуют при выборе тщательно проанализировать, каких затрат будет стоить и одна, и другая установка, и остановиться на оптимальной цене. Например, Z-образная КМУ — достаточное тяжеловесная, а потому требует и шасси помощнее, а следовательно, подороже. Г-н Смирнов сравнивает: одна европейская КМУ с лебёдкой стоит в три раза дороже корейской с 20-метровой стрелой.
А ещё такими манипуляторами, по мнению практиков, неудобно работать с габаритными грузами, расположенными вблизи колонны: придётся постараться, чтобы сложить стрелу в исходное положение. Однако компании часто довольствуются тем, что в их парке имеется высокотехнологичная радиоуправляемая европейская техника. При этом простая, но надёжная корейская установка, выполняя тот же объём работы, требует гораздо меньших инвестиций, от чего и занимает 2/3 рынка крановой техники.
Эксперт утверждает, что опциональная часть установок легко поддаётся изменениям в независимости от принадлежности к европейскому или азиатскому лагерю производителей.
Этот факт даёт почву для размышлений: как ещё сократить место на и без того переполненной техникой и рабочими строительной площадке? Может быть, использовать КМУ в роли другого оборудования, например, габаритной буровой установки?
«Конструкция стрелы КМУ не рассчитана на ударные нагрузки — это вам не экскаватор», — отрезает старший менеджер по развитию дилерской сети компании «КМУ-РУС».
Но тут же добавляет, что корейские манипуляторы без проблем оснащаются люльками и бурами, например, все модели КМУ Hyundai Everdigm имеют суппорт для монтажа люлек. А европейские манипуляторы легко дополняются гидравлическими ковшами и захватами.
Однако модифицировать уже имеющиеся КМУ прямо на месте их работы, увы, не получится. Эксперт говорит, что всю необходимую комплектацию можно и нужно заказывать с завода-изготовителя установок для каждой конкретной задачи.
«Например, манипуляторы для бурения «КМУ-РУС» имеют двухконтурную гидравлику, минусовую стрелу и гидрофикацию оголовка стрелы с узлами подвеса бура. Такое решение собственный установщик не способен выполнить на месте в полном объёме», — отметил Виктор Смирнов.
Особенно гибки для разной комплектации европейские КМУ, они хорошо взаимодействуют даже с вибропогружателями.
Получается, с крано-манипуляторной установкой с завода можно провести ещё ряд модификаций: оснастить дополнительными частями и не только работать уже с подъёмом, погрузкой и выгрузкой, но и бурить. Но так как совершенству предела нет, то можно ещё и грузоподъёмность увеличить? А вот тут уж нет.
«Каждый производитель ставит на свои КМУ ограничитель грузоподъёмности: это нужно для того, чтобы установка без поломок достойно проработала заявленный срок службы в 10–12 лет», — объяснил г-н Смирнов.
Другое дело, если грузоподъёмность выступает способом конкурентной борьбы между производителями. Тогда для придания своим установкам дополнительной силы компании используют ультравысокопрочные стали для облегчения стрелы и сверхчувствительные системы безопасности, которые снижают динамический эффект, вызванный скоростью крана.
КМУ не отличается особенной сложностью в управлении, но пресловутый человеческий фактор не отменяется. Эксперты рекомендуют внимательно изучать руководство к использованию, где прописаны самые часто встречающиеся ошибки. Специалисты подчёркивают: зачастую правила написаны кровью.
Одна из проблем цифровой современности — смартфон как неотъемлемая часть жизни, где бы человек ни находился и чем ни занимался. Такая особенность нашей повседневной жизни уже повлекла за собой серьёзные последствия. Со слов Виктора Смирнова, один «cвоевременный» входящий звонок способен отвлечь самого опытного и трезвого оператора: тот может сорваться с места и покинуть рабочее место, не убрав опоры или не свернув кран. Минимальный исход этого происшествия — потеря финансов. Более печальный — человеческих жизней.
Известны случаи, когда стрела сталкивалась с препятствиями в виде мостов или вся установка опрокидывалась, не устояв на мягком грунте. Были и случаи, когда стрелы ломались от перегруза. Но, к счастью, современные производители оснащают основную комплектацию установок системами блокировок и предупреждений, которые могут снизить вероятность движения КМУ с поднятой стрелой.
Текст: Анастасия Семёнова
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: