крано-манипуляторная установка
Фото: Евгений Ошкин

Универсальный ли боец КМУ на стройплощадке?

Любая погрузочно-разгрузочная работа на стройке получается быстрее и удобнее, если использовать автокран. Однако на современном рынке крановой техники в качестве альтернативы популярна компактная крано-манипуляторная установка (КМУ) — этакий гибрид обычного грузовика и крана. Может ли эта техника действительно быть полезной в строительной отрасли?

И швец, и жнец

КМУ, в отличие от автокранов, способна как поднимать грузы небольших весовых категорий, так и  перевозить их куда нужно. А исключая из этого процесса отдельный монофункциональный грузовик, ещё и освобождает пространство в рабочей зоне, что на стройплощадках больная тема.

Универсальный «боец», по словам старшего менеджера по развитию дилерской сети компании «КМУ-РУС» Виктора Смирнова, может выполнять любые операции, которые допускаются его грузоподъёмностью. Но почему-то многие до сих пор ошибочно воспринимают установку лишь как вспомогательную машину, которой можно доверить лёгкие задачи вроде доставки бордюров и стройматериалов.

А вот работа посерьёзнее, например, монтаж плит перекрытий под силу только кранам. И это не совсем верно.

«Современные КМУ имеют весьма высокую грузоподъёмность. А  на максимальном вылете за счёт лёгкой стрелы даже имеют преимущество перед автокранами», — уверяет г-н Смирнов.

В чём же тогда причина такого недоверия? Эксперт отмечает, что стоимость не основной фактор. Дело в закоренелых привычках и  недостаточных знаниях о новой технике руководящего состава стройплощадок. Другими словами, зачем использовать новое, если и старое справляется с задачей. Из-за такого заблеждения в той же полной строек Москве мощных кранов выше 80 тоннометров используется от силы около 10 тысяч штук.

Z- или L-образные установки

Манипуляторы, помимо своей грузоподъёмной универсальности, имеют разных форм стрелы. Это разнообразие было отмечено уже с самого появления КМУ в Японии и Европе. Тогда стрела японских моделей имела телескопическое строение, а европейской — шарнирное. А вообще, такие обозначения им дали по схожести форм установок с латинскими буквами. Стрелы азиатских машин похожи на перевёрнутую L, а европейских — на Z.

Но отличия ведь проявляются не только в формах и обозначениях. Какие лучше? Виктор Смирнов отметил, что этот вопрос такой же интересный и волнующий умы, как выбор между переднеприводными и заднеприводными автомобилями. Он считает, что большей частью предпочтение той или иной установки — дело привычки и ценообразования.

Эксперты рекомендуют при выборе тщательно проанализировать, каких затрат будет стоить и одна, и  другая установка, и остановиться на оптимальной цене. Например, Z-образная КМУ — достаточное тяжеловесная, а потому требует и шасси помощнее, а следовательно, подороже. Г-н Смирнов сравнивает: одна европейская КМУ с лебёдкой стоит в три раза дороже корейской с 20-метровой стрелой.

А ещё такими манипуляторами, по мнению практиков, неудобно работать с габаритными грузами, расположенными вблизи колонны: придётся постараться, чтобы сложить стрелу в исходное положение. Однако компании часто довольствуются тем, что в их парке имеется высокотехнологичная радиоуправляемая европейская техника. При этом простая, но надёжная корейская установка, выполняя тот же объём работы, требует гораздо меньших инвестиций, от чего и занимает 2/3 рынка крановой техники.

Ещё больше функций

Эксперт утверждает, что опциональная часть установок легко поддаётся изменениям в независимости от принадлежности к европейскому или азиатскому лагерю производителей.
Этот факт даёт почву для размышлений: как ещё сократить место на и без того переполненной техникой и рабочими строительной площадке? Может быть, использовать КМУ в роли другого оборудования, например, габаритной буровой установки?

«Конструкция стрелы КМУ не рассчитана на ударные нагрузки — это вам не экскаватор», — отрезает старший менеджер по развитию дилерской сети компании «КМУ-РУС».

Но тут же добавляет, что корейские манипуляторы без проблем оснащаются люльками и бурами, например, все модели КМУ Hyundai Everdigm имеют суппорт для монтажа люлек. А европейские манипуляторы легко дополняются гидравлическими ковшами и захватами.

Однако модифицировать уже имеющиеся КМУ прямо на месте их работы, увы, не получится. Эксперт говорит, что всю необходимую комплектацию можно и нужно заказывать с завода-изготовителя установок для каждой конкретной задачи.

«Например, манипуляторы для бурения «КМУ-РУС» имеют двухконтурную гидравлику, минусовую стрелу и гидрофикацию оголовка стрелы с узлами подвеса бура. Такое решение собственный установщик не способен выполнить на  месте в полном объёме», — отметил Виктор Смирнов.

Особенно гибки для разной комплектации европейские КМУ, они хорошо взаимодействуют даже с вибропогружателями.

Получается, с крано-манипуляторной установкой с завода можно провести ещё ряд модификаций: оснастить дополнительными частями и  не только работать уже с подъёмом, погрузкой и выгрузкой, но  и  бурить. Но так как совершенству предела нет, то можно ещё и грузоподъёмность увеличить? А вот тут уж нет.

«Каждый производитель ставит на свои КМУ ограничитель грузоподъёмности: это нужно для того, чтобы установка без поломок достойно проработала заявленный срок службы в 10–12 лет», — объяснил г-н Смирнов.

Другое дело, если грузоподъёмность выступает способом конкурентной борьбы между производителями. Тогда для придания своим установкам дополнительной силы компании используют ультравысокопрочные стали для облегчения стрелы и сверхчувствительные системы безопасности, которые снижают динамический эффект, вызванный скоростью крана.

крано-манипуляторная установка
Фото: Евгений Ошкин

Главное — пользоваться с умом

КМУ не отличается особенной сложностью в управлении, но  пресловутый человеческий фактор не отменяется. Эксперты рекомендуют внимательно изучать руководство к использованию, где прописаны самые часто встречающиеся ошибки. Специалисты подчёркивают: зачастую правила написаны кровью.

Одна из проблем цифровой современности — смартфон как неотъемлемая часть жизни, где бы человек ни находился и чем ни занимался. Такая особенность нашей повседневной жизни уже повлекла за собой серьёзные последствия. Со слов Виктора Смирнова, один «cвоевременный» входящий звонок способен отвлечь самого опытного и трезвого оператора: тот может сорваться с  места и  покинуть рабочее место, не убрав опоры или не свернув кран. Минимальный исход этого происшествия  — потеря финансов. Более печальный — человеческих жизней.

Известны случаи, когда стрела сталкивалась с препятствиями в  виде мостов или вся установка опрокидывалась, не устояв на мягком грунте. Были и случаи, когда стрелы ломались от перегруза. Но, к счастью, современные производители оснащают основную комплектацию установок системами блокировок и предупреждений, которые могут снизить вероятность движения КМУ с поднятой стрелой.


Текст: Анастасия Семёнова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

everdigm | КМУ | кран
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: