«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
Конструкторы и производители по всему миру постоянно выпускают новую технику, стремясь к тому, чтобы дать своим пользователям максимум. А пользователям, в свою очередь, всё время хочется знать, какую из всех — старых и новых — моделей можно назвать самой лучшей, самой выдающейся, самой-самой?
Мы подготовили обзор выдающихся подъёмных кранов, причём попали в него как новинки, так и «старички». Готовы искать самый большой кран вместе с нами? Предупреждаем, это не так просто, как можно подумать!
Чаще всего такие «суперкраны» используются на масштабных и ответственных работах. С их помощью создают и монтируют тяжеловесное оборудование на объектах промышленности — в металлургии и нефтедобывающей отрасли, а также в атомной энергетике, где зачастую возникает необходимость установки конструкций, вес которых измеряется сотнями и тысячами тонн. И, конечно, без высоких и грузоподъёмных кранов не обходится и практически любое строительство!
Говоря о крупнейших кранах, нужно иметь в виду наличие сразу нескольких параметров, по которым ту или иную модель можно наградить званием рекордсмена.
Один из этих параметров — высота, на которую кран способен поднять свой груз. Второй — собственно масса поднимаемого груза. Сочетание высоты и массы могут быть самыми разными, и потому объективно выделить единственную модель и назвать её абсолютным лидером нельзя. Самый высокий кран вовсе не обязательно окажется краном с наибольшей грузоподъёмностью и наоборот.
Кроме того, специфика всех подъёмных кранов такова, что с увеличением веса поднимаемого груза уменьшается высота, на которую его можно поднять. Так что довольствоваться чаще всего приходится чем-то одним: либо впечатляющий вес, либо впечатляющие высоты!
Краны также отличаются друг от друга по возможности перемещения и по способу, с помощью которого перемещаются. При этом у каждой категории — свои возможности, свои особенности и свои рекорды.
Поэтому предлагаем познакомиться с выдающимися представителями разновидностей подъёмных кранов.
Башенные краны чрезвычайно популярны в строительстве. Они устанавливаются непосредственно на объекте, что, впрочем, отнюдь не означает статичности и неподвижности. Башенные краны могут как стоять на месте, так и передвигаться, будучи самоходными или прицепными. Также существуют «самоподъёмные» вариации, устанавливаемые на каркасе строящегося здания.
Высота башенных кранов обычно составляет от 20 до 90 метров.
Одним из самых больших башенных кранов считается K-10000 от датской компании KrollKranes.
Цифра в названии соответствует максимальному грузовому моменту — той самой характеристике, которая определяет устойчивость машины против опрокидывания.
Эта модель была создана в Дании в 1978 году для строительства атомных электростанций. За более чем 40 лет своего существования краны K-10000 успели поучаствовать в возведении немалого количества АЭС в разных государствах и на разных континентах — от недостроенной «Форкед Ривер» в США до Запорожской АЭС в Украине.
Впрочем, атомная энергетика — не единственная область применения этой модели. Так, например, один из нескольких до сих пор функционирующих экземпляров K-10000 занят на судостроительных работах в Сингапуре, другой разбирает нефтяные платформы в Норвегии. Единственный в России K-10000 работает на цементном заводе в районе города Черкесска.
K-10000 на самом деле состоит из двух кранов, основного и вспомогательного. Грузоподъёмность основного составляет 120 тонн при длине стрелы в 82 метра. Максимальная высота, на которую может подняться крюк, равна 81 метру. Полное обслуживание строительной площадки АЭС кран обеспечивает при вылете 84 м, а подъём самого тяжёлого груза (в случае с атомными электростанциями это купол реактора массой около 200 тонн) происходит при вылете 51,8 м.
При этом существует несколько модификаций K-10000. Он может быть как самоходным (на рельсовом ходу), так и установленным непосредственно в фундамент, то есть стационарным. В стационарном виде K-10000 может охватывать рабочую зону до 200 метров. Ещё один вариант исполнения — специально для сверхтяжёлых грузов. Такая модель способна поднять 360 тонн.
Общая масса гиганта составляет 880 тонн, высота вместе со вспомогательным краном превышает 140 метров, а для монтажа требуется больше 3 месяцев.
Автомобильные краны отличаются от башенных большей мобильностью: их не нужно собирать и разбирать, они доберутся до места назначения сами, а заодно — смогут перевезти и груз.
К слову, о грузе. Грузоподъёмность многих автомобильных кранов зачастую превышает 1 тыс. тонн и, скорее всего, в будущем эта цифра не станет пределом.
Одним из признанных лидеров среди автомобильных кранов считается колёсный Liebherr LTM-11200-9.1, основной задачей которого является установка и монтаж ветряных электрогенераторов.
Этот агрегат, родом из Германии и имеющий неофициальное название «Мамонт», имеет самую длинную телескопическую стрелу в мире и самую большую грузоподъемность: 100 метров и 1200 тонн соответственно.
Для того чтобы такая махина могла устойчиво стоять и перемещаться, она оснащена ни много ни мало девятью осями. Во время движения кран способен развивать скорость до 70 км/час.
Максимальная высота, на которую Liebherr LTM-11200-9.1 может поднять груз, составляет 188 метров. Это примерно равно высоте 50-этажного здания, в два раза больше высоты знаменитого Ниагарского водопада!
В числе основных конкурентов немецкого «Мамонта» — автокран ZACB01 от крупнейшей китайской компании Zoomlion.
Компания-производитель сделала выпуск этой модели подарком на собственный 20-летний юбилей, случившийся в 2015 году. Подарок удался: ZoomlionZACB01 попал в Книгу рекордов Гиннесса благодаря своей выдающейся грузоподъёмности (2000 тонн), сместив Liebherr LTM-11200-9.1 с первой строчки.
Правда, китайский гигант существенно уступает немцу в устойчивости. Этот автокран предпочитает идеальные поверхности, а на строительных площадках такие встречаются редко. Кусается и стоимость: цена ZoomlionZACB01 существенно превышает миллион долларов, и чаще всего самый мощный из ныне существующих автокранов предпочитают не покупать, а брать в аренду.
Читайте также: Автокраны с высокими стрелами. Стрелы к небу
Гусеничные краны — настоящие тяжеловозы подъёмного мира. Они способны поднимать грузы свыше 3000 тонн, которые не по зубам ни башенным, ни автомобильным моделям.
Рынок этой разновидности подъёмных кранов широко развивает Китай.
В 2011 году компания Sany выпустила гусеничный кран, поднимавший 3,2 тыс. тонн, что стало рекордом, но триумф продлился недолго. В 2013 году на свет появился кран XGC88000 китайского же производителя XCMG, и эта модель смогла поднять 3,6 тыс. тонн.
Читайте также: Огромный гусеничный китайский великан. И нет, это не странная азиатская притча
XGS88000 был создан в основном для работы на угольных разрезах, строительства в нефтехимической промышленности или возведения атомных электростанций. За 8 лет, минувшие со дня создания, этот кран успел поучаствовать более чем в 10 масштабных проектах у себя на родине, в Китае, и даже «засветился» на строительстве газоперерабатывающего завода в Саудовской Аравии.
В качестве европейской альтернативы китайским тяжеловесам выступает немецкая модель LR13000 от уже знакомого нам производителя Liebherr.
Максимальная грузоподъёмность этого крана составляет 3 тыс. тонн, правда, поднять такой вес LR13000 способен лишь на 12 метров, при том, что максимальная высота подъёма — 245 метров (это примерно равно высоте главной башне Московского государственного университета). Впрочем, уменьшение поднимаемого веса вместе с увеличением высоты характерно и для остальных кранов.
Краны могут передвигаться не только по твёрдой земле, но и по водной поверхности тоже: для этого они устанавливаются на понтоны. Используются плавучие краны для перемещения узлов морских бурильных платформ и других массивных структур.
Разумеется, среди плавучих кранов есть свои собственные гиганты и рекордсмены.
Одним из самых больших плавучих подъёмных кранов считается Hyundai-10000, грузоподъёмность которого равняется 10 тыс. тонн.
Этот кран, появившийся в 2018 году, оснащён двумя стрелами высотой по 180 метров, а крюков у него сразу 8 (вес равномерно распределяется между ними). Необходимую для работы энергию кран получает из установленных на борту генераторов мощностью 2,2 тыс. кВт — всего их 4, плюс один запасной, мощность которого меньше.
Работа плавучих устройств не только сопряжена с поднятием тяжёлых грузов на большую высоту, но и ведётся на достаточно нестабильной плоскости. Морские воды непредсказуемы. Поэтому на борту Hyundai-10000 установлены специальные цистерны: в случае поднятия особо массивного груза их можно наполнить забортной водой для придания максимальной устойчивости.
Кроме плавучих кранов, существуют и крановые судна: по большому счёту это то же самое, только наружные очертания плавучего основания близки к корабельным.
Здесь пальму первенства держит Sleipnir от компании Heerema. Это полупогружное крановое судно, оснащённое двумя кранами, каждый из которых способен поднять до 10 тыс. тонн на высоту 129 метров.
Sleipnir оборудован вертолётной площадкой и может держать на борту 20 тыс. тонн груза. В его жилом отсеке способны разместиться 400 человек. Соответственно, судно оборудовано и спасательными шлюпками — всего их 9, по 70 мест в каждой.
Гиганта со скандинавским названием (оно отсылает к Слейпниру — восьминогому коню верховного бога Одина) собрали в 2019 году в Сингапуре специально для работ по установке нефтяных и газовых платформ, а также морских ветротурбин.
За два года, прошедших с введения в эксплуатацию, Sleipnir уже успел войти в историю: в 2020 году судно осуществило подъём и транспортировку стальных деталей платформы Brent Alpha из Северного моря близ Великобритании в Норвегию. Вес груза составил больше 10 тыс. тонн. Также этот кран принимал участие в разработке газового месторождения Левиафан в Израиле. Там он поднял модуль весом более 15 тыс. тонн, чего раньше никогда не делали крановые судна.
Ещё один вид подъёмного крана — мостовой. Это кран, грузозахватное устройство которого подвешено к грузовой тележке и перемещается по подвижной стальной конструкции (собственно мосту).
Самым большим мостовым краном считается Taisun, уже долгие годы работающий в доке компании YantaiRafflesShipyard Limited (Сингапур, Китай). Эта компания занимается изготовлением плавучих буровых платформ для нефтедобывающей отрасли, а кран высотой в 133 метра и шириной пролёта в 126 метров незаменим при их сборке.
Параметры Taisun позволяют производить монтаж масштабных металлических конструкций, высота которых может равняться высоте десятиэтажного здания. Процесс осуществляется следующим образом: кран медленно поднимает верхнюю часть буровой платформы на высоту 80 метров, а после опускает её на заведённую в док нижнюю плавучую часть.
В этой работе «Тэйсуну» нет равных. Кран уже долгие годы является действующим рекордсменом Книги рекордов Гиннесса: изначально его лучшее достижение составляло 17 100 тонн, однако в апреле 2008 года Taisun обновил свой рекорд и поднял баржу весом в 20 133 тонны.
Очевидно, во всём мире не найти модель, которую можно было бы назвать самой большой среди кранов. Но каждый из кранов, о котором мы рассказали, впечатляет по-своему.
Больше того, количество удивительных машин с течением времени будет лишь увеличиваться. Ведь с каждым годом строительные работы обретают всю большую и большую сложность, а мощность и производительность техники растут, пытаясь соответствовать высоким запросам современного человечества.
В последние годы Китай демонстрирует нешуточное стремление к захвату лидерства в вопросе грузоподъёмности и эффективности подъёмного оборудования, но и другие производители не желают сдавать позиции.
Конкуренция, как известно, порождает развитие, и потому, скорее всего, уже недалёк тот момент, когда появятся краны-сверхгиганты, способные поднимать больше 5 тыс. тонн.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: