«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
Сравнить несравнимое. Так можно охарактеризовать некоторые запросы от наших читателей. Тем не менее, они имеют право на жизнь, и мы обратились к уважаемым экспертам с неожиданной для многих просьбой: помочь разобраться в каких случаях стоит приобретать крано-манипуляторные установки, а в каких – автокраны.
Кто-то говорил нам, что сравнивать эти два вида техники некорректно, кто-то соглашался с тем, что в последние годы между КМУ и автокранами с малой грузоподъёмностью разгорелась серьёзная конкуренция.
И те, и другие могут поднимать небольшие грузы, перемещать их, а ещё и выступать в качестве автовышек. Дошло до того, что производители стали выпускать универсальные установки, совмещающие в себе несколько видов техники.
К примеру, в течение трёх лет «Клинцовский автокрановый завод» показывает модель ПКС-55713-5К-3, совмещающий в себе 25-тонный автокран, гидроподъёмник на 250 кг и буровую установку. А «Галичский автокрановый завод» в этом году представил КМУ-150 грузоподъёмностью 7 т и гидроподъёмник на 250 кг.
«По нашим прогнозам, в 2019 году спрос на многофункциональную технику будет увеличиваться, поскольку это более универсальный инструмент для работы. Здесь мы можем опираться на опыт европейских стран, где наиболее популярны манипуляторы, которые способны выполнять максимально возможное количество операций.
Представьте себе машину, с помощью которой можно, например, привезти столб, пробурить и установить его, а после с помощью люльки произвести монтаж дополнительного оборудования на столбе. И всё это используя всего 1 автомобиль», — считает маркетолог ООО «Мега Драйв» Алексей Севастьянов.
«Рынок новых бортовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн с тросовыми кранами оценивается около 1,5 тыс. ед. в год.
Спрос на универсальные установки (с сертифицированной люлькой и с буровой установкой, как, например, Palfinger Inman IT200) с каждым годом растёт и в ближайшие годы достигнет 5-10 % от общего спроса», — оценивает генеральный директор ООО «КРАН центр КАМАЗ» Альберт Ягудин.
Но при всех видимых плюсах, есть и недостатки. Аналитики считают, что российский потребитель пока не готов к таким универсальным машинам.
«Спрос на такие установки есть, но он невысокий. Ведь возможность выполнять сразу несколько видов работ накладывает значительные ограничения на такое оборудование.
Это влияет и на выполнение каждого вида работ, и требует большей квалификации персонала, ведь не будет же компания держать специалиста по каждому виду работ в штате.
А если в один день в разных местах одновременно проходит несколько однотипных работ? Не будешь же на каждый объект посылать по узкому профессионалу, это может обойтись слишком дорого. Обслуживание и ремонт подобных установок может занимать больше времени и требовать больше средств, что отрицательно сказывается на экономическом состоянии компании.
Важен и вопрос постоянной загрузки такого оборудования разными заказами, для каждого вида деятельности. Ведь если оно постоянно будет выполнять какие-то одни операции, а другие делать не будет, то неизбежно встаёт вопрос о целесообразности владения и содержания такого многофункционального оборудования.
Не проще ли тогда иметь в наличии ту технику, которая постоянно и много работает, то есть окупает себя, чем владеть навороченным экземпляром, используют лишь часть возможностей которого?», — рассуждает директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков.
Итак, вернёмся к вопросу, что же предпочтительнее – крано-манипуляторная установка или автокран. В первую очередь здесь стоит просчитать стоимость владения.
А этот показатель включает в себя в том числе и загрузку машины работой. То есть, если в вашем бизнесе, к примеру, требуется частая перевозка грузов, это одно. А если речь идёт о нескольких месяцах на строительной площадке, где требуется поднимать на высоту тяжести, то это немного другое.
«Безусловно, КМУ – универсальная машина, которая способна сама разгружать, перевозить без координации с крановой техникой. Но по грузоподъёмности она не дотягивает даже до 16-тонного автокрана, как максимум, её можно сравнить только с 10-тонными моделями.
КМУ лучше использовать в нерегулярных операциях, когда у потребителя нет возможности заранее спланировать свой маршрут. Она станет удачной заменой для компаний со «средней» логистикой – например, если автомобиль работает в качестве грузового такси на строительном рынке и ждёт какую-то крупную партию грузов.
Покупатель может использовать КМУ в любой момент: закупить товар, сразу загрузить его и вывозить», — объясняет директор по развитию ООО «ИМЗ Автокран» Вадим Шнейдер.
При этом эксперт подчёркивает, что для крупного бизнеса в сфере строительства выгоднее использовать автокран, так как он и пять грузовиков справятся с задачей лучше, чем пять машин с КМУ, потому что в сумме это обойдётся дешевле. Для малого и среднего бизнеса, где финансы на покупку и содержание автопарка ограничены, целесообразнее взять одну КМУ.
«КМУ может работать в ограниченном пространстве, по сравнению с автокраном, это, во-первых, например, если рядом на небольшой высоте находятся провода. Во-вторых, работа с грузами с помощью КМУ может занимать меньше времени, особенно, ведь автокрану для развёртывания и подготовки к работе нужно больше времени.
Но нужно понимать, что КМУ не имеет противовеса, что накладывает определённые ограничения на его работу. Автокран же противовес имеет, что важно с точки зрения безопасной работы. Кроме того, как правило, автокран может поднимать грузы большего веса и перемещать их дальше и выше, чем КМУ.
Работать с КМУ могут люди с меньшим уровнем квалификации, чем при работе на автокране», — взвешивает «за» и «против» директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков.
Безусловно, на рынке есть предложения от производителей КМУ с большой грузоподъёмностью. Например, в 2016 году производитель Fassi демонстрировал модель F2150RAL.2, способную работать с весом в 26750 кг на минимальном вылете.
Ещё раньше появилось КМУ Effer 3000, стрела которого выдерживает 63 тонны на 3,65 м и 19,3 тонны на 13,6 м. Естественно, что стоимость таких установок будет выше, нежели у автокрана.
Мало кто позволит себе приобретение этих помощников. Поэтому в основной массе заводы спецтехники выпускают модели грузоподъёмностью до 10 тонн и меньше. Этого хватает для большинства задач, в том числе, и для подъёма людей на высоту.
«Монтаж корзины на КМУ занимает порядка 15-20 минут и не требует специальных знаний. Однако не стоит забывать, что это не превратит автомобиль с КМУ в полноценный автогидроподъёмник, но может использоваться как локальное решение задач.
В данном случае можно сравнить КМУ с швейцарским ножом, который более функционален, однако повара предпочитают пользоваться поварским ножом, так как для профессиональной деятельности должен быть свой инструмент», — рассказывает Алексей Севастьянов.
В автогидроподъёмник можно легко дооборудовать и автокран. Весь вопрос в целесообразности и безопасности.
«Надо понимать, что требования к оборудованию для подъёма человека отличаются от требований к грузоподъёмному, которое и без того сертифицируется достаточно строго. Оборудование, которое поднимает человека, а то и двух, сертифицируется по гораздо более строгим нормам.
Самостоятельное дооборудование автокранов или КМУ люлькой и вовсе официально запрещено. Я категорически против такого самопала.
На наш завод часто приходят подобные запросы: отправляют спроектированные чертежи и просят прислать документы, которые позволят зарегистрировать проект. Причём иногда присылают довольно неплохие технические решения, но мы не имеем права их одобрить», — говорит Вадим Шнейдер.
Хотя в активе «ИМЗ Ивановец» есть такие решения. Конструкторы предприятия вместе с производителем люлек спроектировали нужное решение. Но такое дооборудование, по словам эксперта, нишевое.
Стремясь развести автокраны и КМУ в разные сегменты, производители последних уже не выпускают модели с грузоподъёмностью менее 25 тонн.
Так что на массовом рынке два вида техники предстают в разных весовых категориях. А подвести итог в вопросе, что же предпочтительнее приобретать мы попросили наших экспертов.
Маркетолог ООО «Мега Драйв» Алексей Севастьянов
«Трудно однозначно сказать, какое решение в данном вопросе будет оптимальным, поскольку все зависит от задач, которые стоят. Если вам необходимо перевезти бытовку один раз, то безусловно покупку техники для этой задачи вряд ли можно назвать верным решением.
Поэтому аренда однозначно выгоднее там, где использование техники минимально. Если же говорить о покупке – то решение в пользу автокрана или автомобиля с КМУ должно приниматься исходя из задач.
Если компания занимается малоэтажным строительством, то для стройки безусловно автокран будет приоритетнее, в то же время для перевозки строительных материалов и разгрузке их – удобнее приобрести кран-манипулятор.
Или же представим себе компанию, осуществляющую продажу и доставку бытовок — им бесспорно нет смысла приобретать автокран, поскольку манипулятор сможет погрузить их продукцию, доставить и разгрузить на месте. Так что однозначного ответа на данный вопрос нет».
«КМУ лучше использовать в нерегулярных операциях, когда у потребителя нет возможности заранее спланировать свой маршрут. Она станет удачной заменой для компаний со «средней» логистикой – например, если автомобиль работает в качестве грузового такси на строительном рынке и ждёт какую-то крупную партию грузов.
Покупатель может использовать КМУ в любой момент: закупить товар, сразу загрузить его и вывозить.
Сейчас львиная доля рынка автокранов представлена 25-тонным классом, 16-тонники приобретают для особых случаев – например, для ремонта теплоэнергетических систем.
Всё зависит от объёмов выполняемых работ, а также от их «разнообразия». Это больше вопрос не к производителю, а потребителю – сумеет ли он правильно проанализировать свои бизнес-процессы и определиться с выбором».
«Мобильность и манёвренность у автомобиля с КМУ выше чем у автокрана, это позволяет использовать автомобиль с КМУ в стеснённых условиях.
Автомобиль с КМУ обычно укомплектован бортовой платформой, что позволяет автомобилю с КМУ не только производить грузоподъёмные операции, но и транспортировать груз, у автокрана такой возможности нет. Автокран как правило имеет более высокую грузоподъёмность, что позволяет ему поднимать более тяжёлые грузы.
С точки зрения частой эксплуатации предпочтительнее покупать автомобиль с КМУ, т. к. это более универсальное транспортное средство, которое осуществляет не только грузоподъёмные операции, но и транспортировку груза».
«Нет однозначного ответа на этот вопрос, каждая компания выбирает для себя – что ей лучше: купить оборудование, взять в аренду или вообще отдать эти работы на аутсорсинг.
Важно и её экономическое состояние, и какие работы она выполняет, и что происходит в её регионе и соседних субъектах на рынке оборудования. Причём однажды выбранная стратегия не означает, что компания не может её поменять.
Напротив, именно изменения в экономике в целом и в конкретной отрасли в частности могут повлиять на то, продолжит ли компания владеть оборудованием или начнёт брать его в аренду, отдаст эти работы сторонним компаниям или сама откажется от остальной деятельности и будет другим предоставлять КМУ и автокраны в пользование».
Подготовил Артём Щетников
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: