Топливная эффективность для коммерческого транспорта: маркетинговая уловка или реальность? - iGrader.ru
Топливная эффективность для коммерческого транспорта: маркетинговая уловка или реальность?

Топливная эффективность для коммерческого транспорта: маркетинговая уловка или реальность?

MAN АКПП топливо 07 октября 2021

Расходы на топливо, пожалуй, одна из значимых строк в списке затрат. За нашим виртуальным круглым столом вместе с экспертами попробуем узнать, как эффективно использовать грузовые автомобили и LCV и не сжигать зазря драгоценные литры

— У выражения «топливная эффективность» несколько определений. Но для конечного потребителя красивые фразы мало что значат. Расскажите о конкретных изменениях в конструкции техники, позволяющих утверждать о снижении расхода топлива.

Александр Капитонов, начальник отдела КТО КППиТ НТЦ ПАО «КАМАЗ»

Александр Капитонов, начальник отдела КТО КППиТ НТЦ ПАО «КАМАЗ»
Александр Капитонов, начальник отдела КТО КППиТ НТЦ ПАО «КАМАЗ»

«Новый двигатель КАМАЗ — рядная «шестёрка», он является низкооборотистым, соответственно, за счёт низких оборотов коленчатого вала происходит экономия топлива. Именно в этом рабочем диапазоне достигается максимальный крутящий момент — 2300 Н·м. При этом обеспечивается минимальный удельный расход топлива по многопараметровой характеристике двигателя. Кроме того, сейчас проводятся испытания по внедрению компонентов, позволяющих снизить расход топлива, таких как улучшенный турбокомпрессор, электронная система Electronic Horizon.

Основными параметрами, характеризующими экономичность работы двигателя, являются эффективный КПД и  удельный расход топлива. Для улучшения данных параметров ПАО «КАМАЗ» ведёт работы по следующим основным направлениям.

1) Оптимизация рабочего процесса, включающая следующие задачи:

• совершенствование системы турбонаддува;
• оптимизацию смесеобразования и сгорания для обеспечения заданных норм токсичности и минимального расхода топлива: подбор величины степени сжатия, угла опережения впрыскивания, повышения давления сгорания, оптимизацию характеристики впрыскивания; оптимизацию геометрии камеры сгорания, параметров распылителей;
• совершенствование системы газообмена: оптимальное проектирование впускных и выпускных каналов, оптимизацию фаз газораспределения;
• совершенствование работы ДВС на неустановившихся режимах и оптимизацию алгоритмов системы управления.

2) Снижение механических потерь.

Механические потери рассматриваются в теории ДВС как потери, затраченные на преодоление всех видов сопротивления движению деталей, воздуха и жидкостей в двигателе часть индикаторной мощности.
Основные решения по снижению механических потерь ДВС:

• оптимизация форм и размеров поверхностей трения деталей кривошипно-шатунного, газораспределительного механизмов и цилиндро-поршневой группы;
• применение антифрикционных покрытий;
• гибкое регулирование частотой вращения в зависимости от режимов работы двигателя;
• применение энергосберегающих (маловязких) моторных масел;
• отказ от механического привода.

3) Гибридизация и электрификация навесного оборудования ДВС, заключающиеся в интеллектуальном управлении компонентами, системами с точки зрения оптимизации режима работы (в зависимости от условий нагружения и дорожных условий) и минимизации потерь на их привод.

Благодаря реализованным решениям, на текущий момент двигатель КАМАЗ 910 в классе 12-13 литров имеет лучшие показатели по минимальному удельному расходу топлива (разница составляет 0,5-1,5%). При этом существует потенциал улучшения данных показателей — до 5% от лучших мировых аналогов».

Топливная эффективность для коммерческого транспорта: маркетинговая уловка или реальность?

Михаил Марков, инженер по интеграции московского представительства компании «Аллисон Трансмишн Европа Б.В.» (Allison Transmission)

Михаил Марков, инженер по интеграции московского представительства компании «Аллисон Трансмишн Европа Б.В.» (Allison Transmission)
Михаил Марков, инженер по интеграции московского представительства компании «Аллисон Трансмишн Европа Б.В.» (Allison Transmission)

«Понятие эффективности использования топлива действительно довольно широкое, если говорить о коммерческой технике. Всегда необходимо отталкиваться от целей и задач, для выполнения которых спроектировано оборудование. Например, для легкового автомобиля, который в первую очередь доставляет пассажиров из одного пункта в другой, мерой эффективности использования будет пройденное расстояние за одну заправку топливом.

А если взять, к примеру, асфальтоукладчик, то здесь на первое место выходит уже количество моточасов при заданной производительности. Для коммерческих грузовых автомобилей, которые работают в непрерывном цикле, необходимо учитывать пройденное расстояние, массу перевезённого груза и время, за которое автомобиль проходит нужное расстояние на одной заправке топливом. Соответственно, для каждой области применения есть совокупность различных факторов, которые нужно учитывать, когда мы говорим о топливной эффективности.

Меры, которые позволяют добиться максимальной эффективности, сводятся к минимизации потерь при работе автомобиля в каждом конкретном цикле работы. Факторы, влияющие на ухудшение топливной экономичности: работа двигателя в неоптимальном режиме, потери во время переключений передач, потери крутящего момента в трансмиссии, потери крутящего момента на преодоление сопротивления качения, потери вследствие аэродинамического сопротивления, неоптимальная стратегия движения, выбираемая водителем и т. п. Воздействуя на каждый из этих факторов, можно существенно повысить топливную эффективность.

Для снижения аэродинамического сопротивления в конструкцию вводят дополнительные обтекатели и разного рода дефлекторы, для снижения потерь на преодоление сопротивления качения используют шины специальной конструкции, для снижения потерь в трансмиссии на этапе проектирования закладывают узлы с зубчатыми парами с  высоким КПД, для снижения потерь во время переключений передач используют автоматические коробки передач с переключениями без разрыва потока мощности. Работа двигателя в оптимальном режиме достигается проработкой связки двигатель-трансмиссия.

Понятно, что всегда присутствует человеческий фактор и  не  все водители умеют правильно рассчитывать момент переключения передач, с чем отлично справляются автоматические коробки передач. Электронный блок коробки связывается с блоком двигателя и сам принимает решение о моменте переключения. Для максимальной эффективности использования топлива переключение происходит в тот момент, когда потери после переключения будут меньше, чем до момента переключения.

Переключения без разрыва потока мощности позволяют убрать потери во время переключения передач и снизить время работы двигателя в неоптимальном режиме. Для снижения человеческого фактора во время движения, когда водитель чрезмерно ускоряет тяжёлый автомобиль, а потом нажимает тормоз, рассеивая накопленную энергию в тепло, разработана функция контроля ускорения автомобиля, которая контролирует крутящий момент двигателя таким образом, чтобы ускорение автомобиля с полной и неполной загрузкой были приблизительно одинаковые. Кроме этого, такая функция способна минимизировать так называемое агрессивное вождение, которое также характеризуется потерями».

Станислав Емельянов, управляющий партнёр ООО «Монтранс»

«В последние годы современные дизельные двигатели претерпели значительные изменения в конструкции с точки зрения экологичности, снижения выбросов. В Европе с конвейера сходят машины только с двигателями «Евро-6», в России — «Евро-5».

Дмитрий Гузеев, директор бизнес-направления «Монополия. Топливо» (ГК «Монополия»)

«Конкретные изменения, приводящие к снижению расхода топлива, сводятся к двум группам факторов. Первое — это уменьшение сопротивления качению: это и техрегламент, и правильный подбор шин. А второе — улучшение характеристик ДВС: повышение давления в камере сгорания и оптимизация распыла топлива, что приводит к лучшему сгоранию и увеличению мощности ДВС на меньшем объёме топлива. Здесь может быть довольно много решений. В качестве доказательства можно посмотреть на нормы расхода на грузовой автомобильной технике 20-25 лет назад и сравнить эти нормы с современными ТС».

Павел Саломатин, специалист отдела планирования продаж и управления продуктом ООО «Скания-Русь» (Scania)

Павел Саломатин, специалист отдела планирования продаж и управления продуктом ООО «Скания-Русь» (Scania)
Павел Саломатин, специалист отдела планирования продаж и управления продуктом ООО «Скания-Русь» (Scania)

«Выражение «топливная экономичность» или «топливная эффективность» относится к важнейшему эксплуатационному свойству автомобиля. И определение топливной экономичности всего одно — это расход топлива при выполнении автомобилем транспортной работы в различных условиях эксплуатации. На самом деле, эта «красивая фраза» значит для потребителя — владельца транспортной компании — очень и очень много, поскольку себестоимость перевозок грузов и пассажиров сильно зависит от расходов на топливо, которые составляют до 35–38% в структуре расходов компании.

Основные оценочные показатели в сфере эксплуатации: путевой расход топлива (л/100 км) и расход топлива на единицу транспортной работы (л/100 т. км).

Высокая топливная экономичность является важным конкурентным преимуществом на рынке грузовых автомобилей, поэтому все изготовители техники и компонентов для неё работают над снижением расхода топлива. Основное внимание уделяют совершенствованию рабочих процессов в цилиндре и двигателе в целом, включая программы управления, улучшению моментной характеристики, снижению потерь в двигателе и трансмиссии и сопротивления качению, улучшению аэродинамики автомобиля, снижению снаряжённой массы, автоматизации управления трансмиссией и двигателем, в том числе с учётом реального рельефа дороги.

Повышение топливной экономичности требует немалых инвестиций. На примере компании Scania назову лишь несколько реализованных конструктивных усовершенствований, способствующих снижению расхода топлива:

• новая конструкция поршней и поршневых колец, новое покрытие зеркала цилиндров;
• повышение степени сжатия;
• повышение эффективного давления в цилиндре;
• отключаемый привод воздушного компрессора;
• регулируемый насос рулевого гидроусилителя;
• турбокомпрессор с подшипниками качения и жидкостным охлаждением.

Однако даже детальное перечисление конструктивных усовершенствований выглядит не так убедительно, как результаты сравнительных тестов автомобилей-конкурентов, проводимых на реальных дорогах независимыми авторитетными организациями. Здесь огромная работа завода воплощается в конкретные и неоспоримые цифры экономии топлива, которыми Scania может гордиться.

К примеру, летом тягач Scania R 410 получил награду Green Truck 2021 как самый экономичный и экологичный коммерческий автомобиль в своем классе. Это пятая подряд победа грузовиков Scania в рейтинге популярных немецких отраслевых изданий Verkehrs-Rundschau и Trucker. Автомобиль Scania R 410 обошёл конкурентов благодаря самому низкому среднему расходу топлива — 23,53 литра на 100 км, а также самой высокой средней скорости — 80,60 км/ч на протяжении тестовой дистанции».

Павел Селев, коммерческий директор ООО «МАН Трак энд Бас РУС» (MAN Truck & Bus)

Павел Селев, коммерческий директор ООО «МАН Трак энд Бас РУС» (MAN Truck & Bus)
Павел Селев, коммерческий директор ООО «МАН Трак энд Бас РУС» (MAN Truck & Bus)

«В первую очередь отмечу, что мы добились многочисленных улучшений и  оптимизированный решений в области аэродинамики. Они оказали благоприятное влияние на снижение расхода топлива. Важно отметить, что в MAN нового поколения интегрированы современные электронные системы помощи водителю для снижения расхода. Например, темпомат EfficientCruise. Система во время движения определяет все подъёмы и спуски маршрута на расстоянии до трёх километров.

Водителю только остаётся самому выбрать необходимую скорость и установить одну из четырёх ступеней возможного предельного отклонения от заданной в темпомате скорости. Последний уровень обеспечивает максимальную экономию топлива и идеально подходит для движения по автомагистралям и шоссейным дорогам с малой интенсивностью транспортного потока.

В-третьих, это наша роботизированная коробка передач MAN Tipmatic 12 с интеллектуальной программой переключения и функцией SmartShifting. Она отвечает за быструю работу во всем диапазоне передач, что позволяет оптимизировать расход топлива в любом режиме движения».

— Производители часто пишут, что, мол, новая модель потребляет на 3, 15, 20% меньше топлива. И крайне редко указывают, в сравнении с чем они приводят такие данные. Подобные заявления — результат синтетических тестов в идеальных условиях, или они применимы к другим условиям тоже?

Станислав Емельянов, ООО «Монтранс»

«Недавно мой друг, автомобильный журналист со стажем, проехал на новом седельном тягаче одного из европейских производителей с полуприцепом, загруженным 10 тоннами от Екатеринбурга до Москвы. Средний расход топлива составил 21 литр на 100 км. Мы видим, что этот показатель на современной технике действительно ниже».

Дмитрий Гузеев, ГК «Монополия»

«Подобные заявления, как правило, подкреплены тестами и, да, их правильно называть синтетическими (лабораторными). В реальных условиях работы ТС (учитывая факторы погоды, дорожного покрытия, напряжённости трафика, мастерства водителя), вероятно, будет трудно достичь измеримых и сопоставимых с лабораторными тестами данных. Но при выборе производителя и модели ТС опираться на них можно, так как лабораторные тесты проводятся в сопоставимых условиях у разных производителей».

Топливная эффективность для коммерческого транспорта: маркетинговая уловка или реальность?

Павел Саломатин, Scania

«Естественно, производители информируют участников рынка о своих достижениях, приводя конкретные результаты экономии топлива в процентах. Как правило, эти цифры показывают преимущества нового поколения/семейства/модели над предыдущей версией.

Но надо быть внимательным и уметь правильно интерпретировать публикуемые данные.

Если мы будем мысленно расширять границы системы (отдельный цилиндр — двигатель на стенде — двигатель в объектовых условиях — автомобиль на стенде — автомобиль в стандартном дорожном испытательном цикле — и, наконец, автомобиль, выполняющий транспортную задачу под управлением водителя, с учётом характеристик дорожной сети и климатических условий в период опытной эксплуатации), то легко понять, что для каждого уровня системы будут свои показатели расхода топлива и свои условия их оценки.

Если инженеров интересуют результаты на всех уровнях системы, то для потребителя, скорее всего, актуальными будут только показатели расхода топлива для системы самого высокого уровня, наиболее близкой к условиям реальной эксплуатации.

Сказанное выше отвечает на вопрос о «синтетических» условиях испытаний. На определённых стадиях разработки автомобиля не обойтись без неких стандартных и надёжно воспроизводимых («идеальных») условий испытаний. Понятно также, что нельзя механически, без поправок, переносить на реальные условия эксплуатации автомобиля результаты по расходу топлива, полученные в определённых строго заданных условиях».

Михаил Марков, Allison Transmission

«К сожалению, на этот вопрос до сих пор нет чёткого ответа. Дело в том, что настоящие топливные испытания занимают продолжительное время, стоят дорого и их сложно организовать правильно. Самый главный аспект — следование определённому единому стандарту топливных испытаний. В США используют стандарты SAE J1321 и SAE J1526.

Первый больше подходит для испытания влияния элементов конструкции и  узлов на расход топлива, а второй — больше для сравнения разных автомобилей между собой. Эти стандарты отличаются высокой точностью, так как используется дополнительный контрольный автомобиль для минимизации влияния внешних факторов на показания, что позволяет получать достоверные результаты за минимальное число испытательных циклов.

Помимо этих стандартов, есть общепринятые стандарты различных испытательных циклов, которые были сняты с реальных транспортных средств (например, Манхэттенский, Пекинский и т. д.) В Западной Европе распространены тесты с трапециевидными циклами SORT. По такой методике испытывают городские и пригородные автобусы.

В РФ с недавнего времени есть ГОСТ Р 54810, разработанный ФГУП НАМИ.

Возвращаясь к изначальному вопросу: если производитель заявляет некоторую экономию по расходу топлива, то необходимо также ознакомиться с сертификатом, где будет указаны независимый проверяющий орган, стандарт и методика испытаний. Результат испытаний должен отражать как средний показатель по расходу топлива, так и полученный доверительный интервал. В этом случае картина уже будет намного яснее, так как методика стандартна и призвана минимизировать или даже полностью исключить внешние и внутренние факторы, влияющие на показания по расходу топлива.

Ввиду сложности и высокой стоимости подобных испытаний многие производители проводят только внутренние испытания, которые обычно сильно упрощены, в них нет контроля внешних факторов и  они, как правило, проводятся только при постоянной скорости движения, что не отражает условия реального режима эксплуатации. К сожалению, тут уже сложно делать какие-либо выводы, поскольку то, что хорошо в одном режиме работы, не всегда показывает хорошие результаты в другом.

Возьмём одни из самых «прожорливых» циклов работы коммерческого транспорта: городской автобус и мусоровоз. Оба цикла характеризует большое число остановок (а значит, много разгонов и торможений) и движение с переменной массой. У мусоровоза ещё нужно учесть работу дополнительного оборудования.

Если здесь попробовать измерить расход топлива без учёта особенностей цикла работы, а просто проехать 100 км с относительно постоянной скоростью, то полученные значения никак не будут отражать реальный расход топлива в рабочем цикле, ровно как нельзя будет использовать эти значения для сравнения с другими конфигурациями транспортных средств.

При движении с постоянной скоростью, массой и  минимальным числом переключений на первый план выходит КПД узлов и агрегатов, аэродинамика и т. п. А при движении в режиме городского автобуса или мусоровоза средняя скорость может быть очень низкой, и на первое место уже выходят способность двигателя использовать топливо с максимальной эффективностью в рабочей зоне скоростей и способность водителя или автоматической коробки передач удерживать двигатель в эффективной зоне при постоянно меняющихся условиях движения. Единые стандарты проведения топливных испытаний призваны учитывать все особенности работы различных типов коммерческого транспорта».

Топливная эффективность для коммерческого транспорта: маркетинговая уловка или реальность?

Павел Селев, MAN Truck & Bus

«В новой линейке MAN автомобилей экономия достигается за счёт не только доработки двигателя, но и улучшенной роботизированной коробки передач с функциями постоянной коррекции выбранной передачи и скорости движения, а также наших оптимизированных решений в аэродинамике машины».

Александр Капитонов, ПАО «КАМАЗ»

«Безусловно, перед серийным выпуском нового модельного ряда мы проводим испытания на полигоне, приближенные к реальным условиям эксплуатации автомобиля, проводим сравнение заездов на дорогах общего пользования на магистральных и горных маршрутах.

Кроме того, существует практика передачи автомобиля в подконтрольную эксплуатацию транспортным компаниям, в ходе которой мы имеем возможность получать и анализировать данные с автомобилей. Анализ позволяет определить поведение систем, узлов и агрегат, установленных в автомобиле.

Расход топлива автомобиля зависит от множества факторов: двигателя, трансмиссии, аэродинамических показателей автомобиля, дорожных и погодных условий, квалификации и опыта водителя и др.

Для корректного сравнения автомобилей одного класса (в  нашем случае это магистральные автомобили) проводились подконтрольная эксплуатация и испытания на одинаковых маршрутах, в одинаковых дорожных и погодных условиях, с одинаковой загрузкой автомобиля.

Сравнение новых магистральных автомобилей КАМАЗ К5 проводилось как с лучшими аналогами магистральных автомобилей, имеющихся на рынке, так и с предыдущим поколением автомобилей КАМАЗ К4».

— На расход топлива влияет множество факторов. И современные модели техники оснащаются «умными» устройствами, позволяющими оператору/водителю уменьшить потребление топлива, сохранив производительность. Но это в теории. А на практике это действительно так, или, пока не появится беспилотная техника, человеческий фактор будет мешать топливной эффективности?

Михаил Марков, Allison Transmission

«Как я уже говорил, автоматизация процессов снижает влияние человеческого фактора на расход топлива — это было доказано практикой неоднократно. Возьмём область нашей работы. Современные коробки сейчас имеют электронное управление клапанами в гидроблоке, а значит, автоматизировать можно не только переключения передач.

Электронный блок коробки передач постоянно оценивает скорость и ускорение движения автомобиля, величину уклона, поведение водителя и нагрузку на двигатель. Если сфокусироваться на экономии топлива, то можно использовать дополнительные алгоритмы, которые будут ограничивать ускорение автомобиля.

При этом получается так, что тяговое усилие на колёсах меньше зависит от поведения водителя и больше от текущих условий движения. Таким образом не допускаются чрезмерные ускорения автомобиля, которые приводят к лишним нажатиям на педаль тормоза, что равносильно переводу накопленной при разгоне энергии в тепло вместо продвижения вперёд.

Переключения передач на автомобилях с АКП автоматизированы по определению. В сочетании с круиз-контролем и вспомогательной функцией помощи при спуске влияние водителя сводится к минимуму, что положительно сказывается на расходе топлива.

А беспилотная техника действительно позволит ещё больше снизить расход топлива, так как стратегию движения можно полностью согласовать с работой двигателя и коробки передач. Анализируя дорожную обстановку, блок управления автомобиля сможет заранее выбирать скорость движения, которая позволит минимизировать число остановок».

Александр Капитонов, ПАО «КАМАЗ»

«Я уже упоминал систему динамической картографии Electronic Horizon. Она позволит автомобилю производить анализ ландшафта дороги и в зависимости от ситуации изменять скорость и обороты коленчатого вала двигателя. Система определяет, когда впереди затяжной подъём, когда поворот и спуск, и с помощью данной информации регулирует работу автомобиля.

Действительно стиль вождения имеет большое влияние на расход топлива. Поэтому в автомобилях поколения К5 предусмотрена бортовая информационная система, которая оценивает стиль вождения и предоставляющая информацию, которая может быть использована для корректировки поведения водителя. Также наши специалисты разрабатывают программу обучения водителей экономичному вождению».

Павел Саломатин, Scania

«Действительно, на автомобили устанавливают различные системы, как обеспечивающие автоматический контроль технического состояния автомобиля, так и облегчающие вождение и повышающие топливную экономичность.

В качестве примеров можно назвать: систему контроля давления воздуха в шинах, автоматическое управление коробкой передач и вспомогательной тормозной системой (гидрозамедлителем), автоматическое управление разгоном автомобиля, систему поддержания скорости автомобиля (включая адаптивный круиз-контроль и круиз-контроль с активным предсказанием по сигналу GPS). Многие клиенты Scania заказывают и используют перечисленные системы, поскольку видят реальную экономию топлива.

На всех автомобилях также есть система объективной оценки стиля и экономичности вождения каждого водителя. Это позволяет владельцу компании устанавливать прозрачную и эффективную систему мотивации для экономии топлива.

Тем не менее влияние водителя на топливную экономичность и полную себестоимость эксплуатации имеет большое значение (даже если исключить проблему воровства топлива). Именно поэтому квалифицированные водители являются «золотым фондом» любой успешной транспортной компании.

Для того чтобы помочь перевозчикам экономить топливо и снизить расходы на обслуживание и ремонт автомобилей, Scania предлагает разные формы повышения уровня мастерства и наставничества для водителей силами своих опытных и квалифицированных инструкторов.

В будущем, по мере передачи все большего количества функций управления от водителя к автоматической системе, возможности оптимизации режимов движения и экономии топлива увеличатся как для отдельного автомобиля, так и для транспортных потоков в целом. Эта тенденция лежит в русле такого общего закона развития технических систем, как закон увеличения степени управляемости».

Топливная эффективность для коммерческого транспорта: маркетинговая уловка или реальность?

Павел Селев, MAN Truck & Bus

«Наши грузовики нового поколения позволяют максимально эффективно использовать мощность и крутящий момент двигателя и устанавливают новые стандарты в области экономии топлива. Кроме этого, трансмиссия грузовиков и седельных тягачей MAN специально разработана для универсального применения в условиях локальных и магистральных перевозок.

При этом изменилась логика переключения передач. Система в зависимости от дорожной ситуации самостоятельно выбирает наилучший сценарий работы трансмиссии. Например, функция SmartShifting позволяет во время подъёма быстрее перейти на пониженную передачу при сохранении тяги. Это позволяет поддерживать невысокий расход».

Дмитрий Гузеев, ГК «Монополия»

«Если предлагаемые решения («умные» устройства) использовать в совокупности с мотивационными программами (финансовыми) и соответствующим обучением водителей и операторов, то в этом случае человеческий фактор усилит эффективность «умных» устройств, ведь они — просто инструмент».

Станислав Емельянов, ООО «Монтранс»

Станислав Емельянов, управляющий партнёр ООО «Монтранс»

«На расход топлива действительно влияет множество факторов: аэродинамика транспортного средства, давление в шинах, встречный ветер и погодные условия, дорожное покрытие, манера управления водителем, состояние двигателя наконец.

Современная телеметрия, «умные устройства» подсказывают водителю и о давлении в шинах, и о резком ускорении или торможении, показывают динамику мгновенного среднего расхода топлива и многое другое, что, безусловно, подсказывает водителю, как ехать правильно, с оптимальным расходом топлива.

Беспилотные автомобили — это наше ближайшее будущее. У робота отсутствует человеческий фактор, у него нет эмоций и он не устаёт, поэтому на роботизированном транспорте расход топлива будет максимально оптимальным».

— В последнее время эксплуатанты стали чаще обращать внимание на газомоторную или электрическую технику. на первый взгляд, в сравнении с ценой на дизельное топливо стоимость квт или кубометра газа действительно меньше. Но корректно ли сравнивать эти виды техники, учитывая совокупную стоимость владения?

Павел Селев, MAN Truck & Bus

«Действительно, мировой опыт показывает тенденцию к постепенному отказу от двигателей внутреннего сгорания. Проблема сохранения окружающей среды действительно существует, и наша компания целиком поддерживает стремление к её решению.

Например, не так давно мы презентовали электробус, который установил новый стандарт запаса хода — автобус прошёл на одной зарядке 500 км. То есть можно говорить, что электротранспорт стал окончательно пригоден для повседневной эксплуатации и может выступать отличной альтернативой в городском общественном транспорте.

В перспективе, к 2040 году, мы планируем окончательно отказаться от выпуска автомобилей с ДВС и перейти на электротранспорт с нулевым выбросом вредных веществ. К этому времени мы отладим поставки своей техники на рынки всех стран присутствия, где, надеемся, уже успеют вступить в силу новые нормы экологичности для большегрузного коммерческого транспорта».

Дмитрий Гузеев, ГК «Монополия»

«Верно, так сравнивать некорректно. На совокупную стоимость владения окажет влияние и необходимая для заправки (зарядки) инфраструктура, а именно АГЗС или точка зарядки. Они не распространены также широко, как традиционные АЗС, из-за чего возникают дополнительные пробеги до мест заправки (зарядки).

«Холостые» пробеги легко «съедят» дополнительную экономию на цене топлива. Для реальной экономии и борьбы с расходами следует использовать различные математические алгоритмы оптимизации маршрутов в увязке с АЗС, ценой и объёмом заправки».

Павел Саломатин, Scania

«Это типичная ситуация в развитии техники, когда появляются альтернативные технические системы, предназначенные для выполнения одной и той же функции и конкурирующие между собой и с традиционной системой. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. В нашем случае речь идёт о различных видах топлива и энергии, используемой на транспортных средствах.

Конечно, неправильно делать выбор только на основе текущих цен на топливо и электроэнергию. Здесь используют обычные методики технико-экономического анализа новой техники, применимые для систем различного масштаба: транспортное предприятие, транспортная отрасль, топливная промышленность и энергетика, национальная экономика.

Для наших клиентов — транспортных компаний — сравнение альтернативных вариантов корректно проводить в среднесрочной перспективе с учётом производительности транспортных средств, капитальных и текущих затрат, срока службы и амортизации машин. Как свидетельствует реальный опыт предприятий, эксплуатирующих автомобили Scania на газомоторном топливе, сейчас уже имеется множество разнообразных транспортных задач, где природный газ очень выгоден. И эта сфера будет только расширяться».

Александр Капитонов, ПАО «КАМАЗ»

«Безусловно, газомоторная и электрифицированная техника будет развиваться и привлекать внимание клиентов ввиду улучшения таких потребительских свойств, как стоимость топлива-электричества, экологическая безопасность.

Однако при сравнении данной техники будет корректным учитывать все факторы: мощностные и экономические показатели техники, стоимость силовой установки, интервал межсервисного обслуживания (в том числе развитие сервисной сети), ремонтопригодность, работоспособность в разных климатических условиях и т. д.»

Топливная эффективность для коммерческого транспорта: маркетинговая уловка или реальность?

Станислав Емельянов, ООО «Монтранс»

«Газомоторное топливо гораздо выгоднее дизельного, при постоянной работе транспортного средства оборудование окупается в среднем за полгода, и сравнивать газ с дизелем в этом контексте абсолютно корректно. Что касается электрических двигателей, это более сложный вопрос, т. к. на первый взгляд электричество может показаться значительно выгоднее дизеля. Но нужно учитывать стоимость изготовления и утилизации батарей, а это уже более глобальный вопрос в первую очередь с точки зрения экологии».

Михаил Марков, Allison Transmission

«Зачастую под стоимостью владения транспортным средством понимают операционные расходы на его эксплуатацию. Эта величина позволяет оценить сравнительную эффективность различных транспортных средств между собой без учёта их стоимости. Расходы на топливо действительно представляют собой значительную долю в операционных расходах на эксплуатацию транспортного средства, поэтому стоимость самого топлива оказывает сильное влияние на величину операционных расходов. В разрезе операционных расходов газомоторная и особенно электрифицированная техника могут выглядеть весьма выгодно в сравнении с техникой, использующей дизельное топливо.

Однако данное сравнение не учитывает затраты на приобретение. Как правило, в термин «совокупная стоимость владения» в качестве составной части входят затраты на приобретение транспортного средства. В совокупной стоимости «положительному» фактору экономии на стоимости топлива будет противопоставлена более высокая стоимость газомоторной и особенно электрифицированной техники, а окончательный эффект будет зависеть от конкретных цифр.

В случае общей оценки рентабельности инвестиций в газомоторную и электрифицированную технику необходимо учитывать капитальные затраты на инфраструктуру. Очевидно, что учёт затрат на газовые заправочные или электрические зарядные станции, на строительство соответствующих требованиям к обслуживанию такой техники помещений делает такое сравнение крайне трудным для газомоторной и весьма трудным для электрифицированной техники.

Поэтому, как производитель систем привода, предназначенного как для газомоторной, так и для гибридной и электрической техники, в своей работе мы сфокусированы на повышении эффективности использования энергии, снижении расходов на простои и ремонты.

Наш новый гибридный привод eGen Flex™ позволяет глушить ДВС и двигаться исключительно на электрической тяге, когда это необходимо, в черте городских зон нулевых выбросов, допуская переходы между режимами гибрида и чистого электропривода по геопозиционированию.

Транспортное средство с  таким приводом не привязано жёстко к зарядной инфраструктуре, не требует настолько крупных капитальных вложений, как электротранспорт, и при этом обеспечивает как нулевые выбросы и пониженную шумность в требуемых зонах, так и экономию энергии за счёт рекуперации. Это обстоятельство положительно сказывается при оценке рентабельности внедрения такой техники и решает некоторые задачи экологического характера.

В сегменте электрифицированной техники максимально возможная эффективность использования энергии крайне важна при оценке рентабельности для возможно большей компенсации «тяжёлого» давления со стороны капитальных затрат на инфраструктуру. Осознавая это, мы разработали ведущий электрический мост eGen Power с межколёсным расположением электрических машин, который не содержит конические пары.

Также существует ряд современных решений, когда электрическая машина устанавливается взамен двигателя внутреннего сгорания. Такие решения приводят к потерям из-за остающейся без изменений системы трансмиссии, карданных валов и главной передачи. Эти потери приходится нести дважды: как в режиме тяги, так и в режиме рекуперации. Ведущий мост же минимизирует такие потери».

— Редко, но бывает, что на расход топлива влияет какой-либо неисправный датчик. Или засорившийся фильтр. Или давление в шинах, или ещё что-то на первый взгляд незначительное. Как оператору/водителю понять проблему и по возможности исправить?

Михаил Марков, Allison Transmission

«В настоящее время всё большее распространение получает распределённая схема управления транспортными средствами. Всё управление: от крупных агрегатов до лампочек и щёток стеклоочистителя — ведётся группой электронных контроллеров, соединённых между собой едиными шинами данных. Такая реализация позволяет водителю самостоятельно проводить диагностику большинства компонентов. Водитель может с места контролировать как давление в шинах и исправность датчиков оборудования, так и состояние различных фильтров.

Традиционно отечественные производители техники начали внедрять такие системы несколько позже западных коллег, поэтому раньше их можно было встретить лишь на иномарках. Разработка и внедрение такой системы представляет собой сложную задачу, которая требует определённой квалификации. Однако в настоящее время и в нашей стране производители плавно переходят на такую схему.

С 2018 года действие международного стандарта по функциональной безопасности транспортных средств (ISO 26262) расширено также и на коммерческий транспорт. Это ещё один повод для производителей начать усовершенствование системы управления и диагностики».

Павел Селев, MAN Truck & Bus

«В нашей новой линейке грузовиков заложена совершенно новая электроархитектура, которая отслеживает состояние основных систем. В случае какой-либо неисправности система сразу же оповещает водителя. Кроме этого, если нештатная ситуация всё же возникнет, то компания MAN всегда поможет найти самый короткий путь к эффективному решению проблемы.

Усовершенствованная цифровая система управления техническим обслуживанием помогает сократить эксплуатационные расходы и обеспечить максимальную скорость ремонта, а наши сервисные партнёры MAN доступны 24 часа в сутки в приложении мобильного сервиса MAN Mobile24. Благодаря телематическому сервису управления парком MAN Pride, операторы видят техническое состояние каждого автомобиля в рейсе, что является залогом оперативного реагирования на нештатные ситуации».

Александр Капитонов, ПАО «КАМАЗ»

«Автомобиль КАМАЗ 54901 — автомобиль нового поколения магистральных тягачей, который не уступает, а в частных случаях даже превосходит конкурентов. Системы оповещения водителя установлены на приборной панели.

При возникновении неисправностей на приборной панели появляются уведомления, водитель их видит и реагирует на них. Конечно, такая проблема, как недостаточное давление в шинах, может привести к неприятным последствиям, таким как увеличение расхода топлива на 10%. Но это временная неприятность, которую в перспективе мы планируем решить установкой датчиков по измерению давления.

Большинство агрегатов в автомобиле оснащено датчиками для контроля собственного состояния. Бортовая информационная система способна, используя данную информацию, оценивать состояние автомобиля и выдавать рекомендаций по устранению неисправностей. Рекомендации могут быть выданы как для устранения неисправности, так и для её предупреждения».

Дмитрий Гузеев, ГК «Монополия»

«Для этого необходимы:

• постоянный мониторинг соблюдения норм расхода;
• соблюдение сроков технических регламентов;
• развитие культуры водителей на экономию;
• вознаграждение за экономию, например, бонус в виде денежного эквивалента».

Топливная эффективность для коммерческого транспорта: маркетинговая уловка или реальность?

Павел Саломатин, Scania

«Техническое состояние автомобиля сильно влияет на расход топлива. Поэтому предусматривают различные системы предупреждения водителя об отклонении параметров от нормы: контроль давления воздуха в шинах на автомобиле и прицепе, контроль состояния воздушного и сажевого фильтров, предупреждение об ограничении мощности двигателя и другие.

Установленная на автомобилях Scania система бортовой диагностики (IVD) позволяет водителю, диспетчеру транспортной компании и специалисту сервисной станции видеть текущие коды неисправностей систем автомобиля в реальном времени. При необходимости диспетчер или сотрудник сервиса могут дистанционно дать водителю инструкции о необходимых действиях».

Станислав Емельянов, ООО «Монтранс»

«Чтобы оперативно выявить неисправность датчика или какого-либо агрегата на борту в движении, нужно иметь телематическое оборудование, которое будет давать сигнал водителю (и диспетчеру) мгновенно в движении, для того чтобы принять меры как можно быстрее и исправить ситуацию.

Современная техника, как правило, имеет встроенную телеметрию, установленную на конвейере, и  даёт водителю информацию по многим параметрам. Профессиональные системы телематики, которые устанавливаются дополнительно, дают более исчерпывающую информацию как водителю, так и диспетчеру».

— Давайте в заключение дадим непосредственным эксплуатантам практические советы, как можно работать эффективно и при этом не тратить топливо зазря.

Павел Селев, MAN Truck & Bus

«Нужно, конечно, регулярно проводить диагностику и техническое обслуживание автомобиля. Наша усовершенствованная цифровая система управления техническим обслуживанием помогает сократить эксплуатационные расходы и обеспечить максимальную скорость ремонта. Кроме этого, значительное влияние на расход топлива оказывает стиль вождения водителя, и мы учли это в своих автомобилях.

Например, наш телематический сервис управления парком транспортных средств MAN Pride позволяет в  режиме реального времени контролировать маршруты движения каждого автомобиля, его скорость и пробег, уровень топлива, режим труда и отдыха, в том числе качество управления. При этом и сам водитель может оперативно отследить, как система оценивает его стиль вождения».

Михаил Марков, Allison Transmission

«Чтобы правильно оценить эффективность работы, необходимо тщательно и непредвзято анализировать совокупную стоимость владения при приобретении техники. Эксплуатирующие организации, с которыми мы взаимодействуем, проводят такую оценку в том или ином виде, как только начинают всерьёз заниматься снижением издержек. Если раньше большинство организаций при закупке ориентировалось лишь на самую низкую цену приобретения, то в последнее время всё чаще такие организации стараются учитывать долгосрочный эффект.

Типичная ситуация из нашего опыта: в парке есть автомобили, работающие в тяжёлых условиях, часть из них оснащена автоматическими коробками передач. Расход топлива у всех сопоставим. Однако если проанализировать цикл эксплуатации за год, то выясняется, что автомобили с автоматическими коробками перевезли больше груза, прошли большую дистанцию и меньше времени провели в ремонте, не только снизив затраты на ремонт и запасные части, но и минимизировав упущенную от простоев выгоду.

Если взять все затраты за год на эксплуатацию автомобилей, включая стоимость топлива и запасных частей, а затем разделить на массу перевезённого груза и пройденную дистанцию, то это будет наиболее верным способом оценки эффективности, на которую влияет не только топливо. Учитывая, что более современные решения могут иметь более высокую стоимость при закупке, целесообразно соотнести такое удорожание с отдачей, получаемой от применения этих решений на протяжении жизненного цикла транспортного средства».

Станислав Емельянов, ООО «Монтранс»

«Лично я не представляю управление автопарком в современных реалиях без систем телематики. Хоть мы и не транспортники, но у нашей компании тоже есть автопарк, состоящий из 50 автомобилей сегмента LCV, работающих в разных городах России.

Они все оснащены телематикой: мы видим, как эксплуатируется автомобиль, вовремя ли приезжает инженер на объект, видим манеру и стиль вождения водителя, все нарушения и штрафы, видим автоматическое сравнение, сколько топлива попало в бак на заправке и сколько списалось с топливной карты. Без этой информации как без рук. Ты находишься в информационном вакууме и не видишь реальную картину, не можешь принимать правильных управленческих решений в управлении парком техники».

Топливная эффективность для коммерческого транспорта: маркетинговая уловка или реальность?

Александр Капитонов, ПАО «КАМАЗ»

«ПАО «КАМАЗ» — клиентоориентированная компания. Мы всегда заботимся об интересах наших клиентов и делаем всё, что в наших силах, чтобы пользование нашей техники приносило прибыль своим владельцам, а непосредственно пользователям автомобиля было комфортно, безопасно и удобно в процессе эксплуатации. Мы можем предоставить больше, чем совет.

Компании, которые с нами уже сотрудничают, знают, что для их водителей проводилось специально обучение, где были раскрыты нюансы управления данным автомобилем. Водители прошли курс экономичного вождения и сами были приятно удивлены, какой положительный результат получили после.

Основные правила экономичного вождения:

• удержание оборотов коленчатого вала в диапазоне 950-1050;
• максимальное возможное использование «наката»;
• максимальное использование моторного тормоза;
• необходимо избегать динамичных разгонов и торможений;
• не следует перегружать автомобиль;
• необходимо проверять давление в шинах, своевременно мыть автомобиль;
• своевременно заменять фильтрующие элементы и использовать качественные горюче-смазочные материалы;
• необходимо поддерживать хорошее техническое состояние автомобиля (проводить регулировку механизмов, контролировать состояние систем впуска/выпуска, охлаждения, топливной аппаратуры, использовать актуальные версии программного обеспечения блоков управления)».

Дмитрий Гузеев, ГК «Монополия»

Дмитрий Гузеев, директор бизнес-направления «Монополия. Топливо» (ГК «Монополия»)
Дмитрий Гузеев, директор бизнес-направления «Монополия. Топливо» (ГК «Монополия»)

«Практические советы:
• постоянный мониторинг норм расхода топлива и технического состояния ТС;
• мотивация (в том числе материальная) водителей (операторов) на экономию топлива путем использования оптимизационных алгоритмов р асхода ТС (имеется в современных ТС);
• использование рекомендованных производителем марок (сортов) топлива;
• установка устройств, блокирующих несанкционированный слив топлива из ТС;
• использование сторонних решений для безналичной заправки ТС (топливных карт, приложений с функциями заправки у ТРК) с аналитикой и системами противодействия мошенническим схемам обналичивания денежных средств на АЗС.

Пример: сервис «Монополия. Топливо» предлагает заправку без использования топливных карт (средством идентификации ТС является СТС), а также развёрнутую аналитику расходов (на топливо и иные услуги в дороге) в «личном кабинете» клиента».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04: достойная альтернатива импорту
Асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04: достойная альтернатива импорту
За последние несколько лет от дорожных организаций только и слышно, что приходится покупать дорогостоящие импортные асфальтоукладчики с...
07 октября 2021
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
С введением на дорогах общего пользования пунктов автоматического взвешивания по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» вопрос осевых...
14 мая 2021
Показать ещё ↓
Строительство дороги
Строительство и обслуживание дорог
Инноваций в дорожном строительстве не досчитались Общая длина всех магистралей и направлений давно превысила отметку в миллион километров. А вот к опорной сети в Росавтодоре относят пока только 138 000 км. Ещё 57 000 км в 106 городских агломерациях...
23 ноября 2021
Строительство и обслуживание дорог
На трассе М12 инертные материалы будут измерять лазерными 3D-системами На строящейся федеральной автодороге М-12 Москва — Казань устанавливают системы лазерного (LiDAR) 3D-измерения объёмов поставки инертных материалов грузовым транспортом. Компания...
30 августа 2021
Система мониторинга состояния автомобильных дорог
Строительство и обслуживание дорог
Система мониторинга состояния автомобильных дорог Содержание автомобильных дорог в зимний период в соответствии с нормативами — задача ответственная и затратная. Органы управления дорожным хозяйством в соответствии с проектом содержания...
19 июля 2021
Старый новый ГОСТ
Строительство и обслуживание дорог
Старый новый ГОСТ Р 52575-2006 В этом году вступила в силу новая редакция ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования». Соответствующее решение принято...
14 мая 2021
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: