«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
Развозные фургоны — пожалуй, самый популярный вид коммерческого транспорта как у потребителей, так и у кузовостроителей. За первые 6 месяцев 2022 года, по данным Национального агентства промышленной информации, в России приобрели 20 812 цельнометаллических единиц этого вида транспорта.
Добавим сюда же 1 416 рефрижераторов, 3 738 микроавтобусов, 1 478 карет скорой помощи, которые аналитики считают отдельно, и получим 27 444 фургона за полгода. Бортовых и тентованных LCV за этот период купили 10 058 штук.
«Каждый клиент выбирает автомобиль для своей транспортной задачи: если для одного использование цельнометаллического фургона будет достоинством, то для другого может стать недостатком.
Так, если клиент перевозит строительные материалы, логичнее будет выбрать каркасный шторно-бортовой автомобиль с трёхсторонней загрузкой. А для перевозки замороженных продуктов идеальным вариантом станет изотермический фургон-рефрижератор.
При этом при перевозке строительных материалов такой вариант, разумеется, не подойдёт, но это не является его недостатком», — рассуждает генеральный директор ООО «Газпромбанк Автолизинг» Лилия Маркова.
Правда, рынок цельнометаллических фургонов сейчас сильно сократился из-за ухода популярного Ford Transit, хотя за 7 месяцев этого года дилеры успели распродать 5 925 единиц этой модели. Альтернативой остаётся лидирующая в объёме реализации «ГАЗель Next». В регионах активно скупают уазовские «таблетки».
На место Ford Transit метит JAC Sunray, эту модель будут собирать в Елабуге, также её поставляет к нам Минский автозавод под своим брендом «Купава». А вот место некогда премиальных Mercedes-Benz Sprinter пока никто занимать не торопится.
«Цельнометаллический кузов выигрывает в максимальной защите груза от возможного повреждения даже в случае столкновения автомобиля с препятствием. Эти фургоны занимают свою долю рынка, которая соответствует определённому типу заказов и портрету клиента, но вряд ли она значительно увеличится», — считает генеральный директор логистического агрегатора «Грузовичкоф XXL» Ирек Нуртдинов.
По его словам, потребители редко разбираются в типах автомобилей, им важно, чтобы груз доехал до места назначения в целости и сохранности, поэтому они выбирают закрытый тип кузова в большинстве случаев. Впрочем, разница в стоимости у цельнометаллического, каркасного и бескаркасного фургонов существенна и тоже влияет на выбор. Но если смотреть на совокупную стоимость владения, то самые дешёвые модели в итоге выходят затратнее.
«Владельцы фургонов, которые не брендируют поверхности транспорта, в целом меняют визуальные элементы автомобиля довольно редко, поэтому мы можем наблюдать выцветшие тенты или ржавые кузовы. Коммерческий транспорт вынужден заменять тенты или металлические листы, если они теряют товарный вид.
В среднем тент выцветает или рвётся в течение 1–2 лет, на цельнометаллических фургонах раз в два года обновляется плёнка, реже происходит полноценная замена металлических листов. На бортах меняется пол по необходимости, так как он может повредиться под весом или отсыреть, заплесневеть.
Брендирование автотранспорта стало намного затратнее для грузоперевозчиков, так как цена на плёнку выросла, по оценкам наших аналитиков, на 110–120%. Плёнка поставляется в основном из Европы, в нашем сервисе мы заказывали её из Германии. Поиск достойной замены затрудняется в связи с отсутствием качественных альтернативных вариантов, например в Китае, поэтому отрасль надеется на продолжение поставок из Европы.
С чернилами на рынке похожая ситуация, они подорожали в среднем на 100–110% из-за более сложной логистики через Казахстан, и были угрозы снятия их с производства из-за наличия запрещённых веществ в составе. Ткань на тенты также дорожает, наш сервис успел закупить их в Китае по лояльным ценам, но этого количества хватит на 6–7 месяцев. Фурнитура используется отечественная, но она тоже стала дороже в среднем на 100–120%», — делится опытом Ирек Нуртдинов.
По мнению Лилии Марковой, цельнометаллические машины по стоимости владения намного выигрышнее. Что касается каркасных и бескаркасных фургонов, то эксперт напоминает, что рефрижератору понадобится регулярное обслуживание холодильной установки, а шторно-бортовому фургону — ремонт или замена тента.
В среднем, говорит г-жа Маркова, это примерно одинаковые стоимости в разрезе эксплуатации автомобиля в течение 3–5 лет. При том, что стоимость этих, казалось бы, разных надстроек при прочих равных также весьма сопоставима.
«У каждого кузовостроителя есть свой покупатель, на сегодняшний день предложений на рынке множество: от бюджетных вариантов до надстроек класса люкс. Конечно, конкуренция высока, но покупатель от этого лишь в выигрыше.
При этом каждый производитель вносит в конструкцию свои изменения, исходя из потребности и финансовой возможности клиента. Можно смело сказать, что конкуренция в данном случае привела к эволюции этого направления в РФ», — утверждает генеральный директор компании «Газпромбанк Автолизинг».
Заводы спецтехники работают не только на поток, но и по индивидуальным заказам. Кому-то нужен гидроборт, кому-то — увеличенный объём кузова, кому-то — поддержание температурного режима и т. д. Частные перевозчики выбирают варианты без изысков.
«Каркасные фургоны, евротенты являются самыми популярными у самих перевозчиков из-за удобства погрузки с разных сторон и простой замены самого тента в случае выцветания или повреждений. У борта есть ограничения в перевозимых грузах, например, сыпучий груз может намокнуть или испортиться», — говорит руководитель «Грузовичкоф XXL».
Естественно, владельцы фургонов, особенно из частного сектора, вынуждены сталкиваться с нюансами. Не каждый заказ возьмёшь в силу особенностей машины.
«Это могут быть ограничения по высоте, ширине, а также размещению палет. Так, в цельнометаллическом фургоне технически невозможно разместить по ширине две палеты просто потому, что мешают колёсные арки.
Каркасные фургоны лишены этого недостатка, но погрузочная высота у них больше, поэтому вновь встаёт вопрос логистических задач клиента: для одного это ограничение, для другого — компромиссное решение», — рассказывает Лилия Маркова.
Несмотря на сложности с экономикой в стране, сегмент фургонов будет только развиваться. Пусть и не столь быстрыми темпами, как 3–5 лет назад. Ретейл требует перевозок.
«Спрос на фургоны из-за всё растущих мегаполисов с их ограничениями на передвижение большегрузов в центре будет только расти.
А значит, рынок продолжит развиваться. Вспомните хлебные фургоны на базе легендарного ЗиЛ-130 и посмотрите на авто для перевозки хлеба сегодня: функционал одинаковый, но комфорт эксплуатации очевидно разный.
Сейчас производители надстроек прислушиваются к заказчикам и вносят интересные конструктивные решения. Например, для шторно-бортовых надстроек стали делать быстросъёмные борта, что существенно ускорило процесс загрузки-разгрузки.
А вместо мебельных фургонов во избежание течей производят лёгкие изотермические фургоны: такое решение как раз было предложено клиентами», — считает представитель «Газпромбанк Автолизинг».
Да, гигантского роста продаж ждать не приходится. Всё же сказывается снижение покупательской способности в целом, да и удорожание самой техники. Поэтому потребителям тоже приходится экономить.
«Содержание и ремонт автопарка стали дороже. Компании отказываются от отсрочки платежей, требуют полной предоплаты до начала поставок или ремонтных работ, что увеличивает нагрузку на бизнес и задерживает сроки перевозок, создавая дефицит.
Уже сейчас, например, пятитонных автомобилей по Москве не хватает. Если говорить о типах фургонов, популярность евротента в ближайшие лет 5 вряд ли снизится. Будет расти доля отечественных автомобилей в парке, а также многие компании, как и мы, разработают внутреннюю матрицу взаимозаменяемости комплектующих.
Теперь вместо зарубежных брендов сервис приобретает отечественные колёса, шины, масло», — делится Ирек Нуртдинов.
Подготовил Артём Щетников
Фото: Евгений Ошкин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: