«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
Производители шасси обычно предлагают потребителям модификации с разными колёсными базами. Как правило, если они сами и устанавливают на свои машины какие-то надстройки, то это простейшие бортовые платформы. А вот заводы, специализирующиеся на создании и установке разных видов надстроек, используют все возможные варианты колёсных баз — удлинённые, укороченные и стандартные.
Когда мы пытались понять, какие колёсные базы пользуются у «бодибилдеров» большей популярностью, то столкнулись с тем, что эта задача из серии невыполнимых. Надстройщики с небольшими объёмами закупают шасси под конкретные заказы, соответственно, ориентируясь на пожелания клиента.
А крупные заводы массово выпускают один вид техники, например, автокраны или фургоны, но на совершенно разных моделях авто.
«Колёсные базы и длины зависят от потребностей рынка, точнее заказчика. Для фургонов предпочтительны средняя и длинная база, для самосвалов и эвакуаторов короткая или средняя», — говорит технический директор ООО «Автомеханический завод» Николай Волков.
«В случае дорожной уборочной техники немаловажное значение имеет необходимость установки навесного оборудование в колёсную базу, а также сбоку автомобиля (боковой отвал). Для качественного содержания необходимо выдерживать угол установки такого оборудования, что определяет длину колёсной базы, и такие изменения мы согласовываем с производителем», — дополняет коммерческий директор ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» Игорь Зенченко.
Но не всегда изготовленные шасси подходят для решения задачи по установке какой-нибудь специфичной надстройки. В этом случае конструкторы завода-«бодибилдера» начинают просчитывать варианты удлинения или наоборот, укорочения.
«Согласно требованиям руководства по кузовостроению «Хино Моторс», кузовостроитель может при необходимости удлинять задний свес рамы, переносить крепления запасного колеса и некоторых других узлов. Существуют определённые требования к внесению изменений в конструкцию заднего свеса рамы, изложенные в руководстве по кузовостроению», — поясняет руководитель отдела качества и планирования HINO Сергей Ломунов.
По словам Игоря Зенченко, если изготовитель шасси разрешает удлинение, то стоит придерживаться общих требований: правильно подобрать материал, технологичную, включающую сварку, установку соответствующих накладок, сверление отверстий, установку заклёпок.
Правда, не всегда дело обходится только изменением размеров. Тогда уже к делу подключаются конструкторские отделы изготовителя шасси.
«Чаще всего для кузовных надстроек меняют сечение шасси — поперечное подходит для транспортировки различных грузов, прямоугольное делает кузов более жёстким и устойчивым. Чтобы нарастить задний свес без потери безопасности грузового транспорта необходимо удлинить ходовую раму при помощи вставки в виде швеллера из низколегированной конструкционной стали соответствующего сечения в средней и задней части рамы. Процесс крепления осуществляется при помощи гидравлического инструмента, а крепёжными элементами являются стальные заклепки диаметром 10 и 12 мм. В результате увеличивается колёсная база автомобиля без потерь в маневренности и грузоподъёмности, а увеличение длины рамы позволяет перевозить крупногабаритные грузы», — поясняет директор департамента коммерческого транспорта ГК «АвтоСпецЦентр» Максим Шишко.
Хотя не все производители шасси разрешают глобальные изменения в конструкции. Всё-таки в первую очередь автомобиль должен соответствовать критериям безопасности.
К тому же, фактически получившуюся новую машину нужно ещё и сертифицировать. Во всех случаях вмешательства в шасси «бодибилдеры» проводят расчёты развесовок по осям. Николай Волков отмечает, что каждое шасси после удлинения попадает на тормозной стенд и стенд регулировки света фар.
Всегда были и будут владельцы грузовичков, особенно лёгких, которые считают, что грузить надо больше и везти дальше. Только покупать новую машину — дорого. И предпочитают самостоятельно пользоваться «болгаркой» и сварочным аппаратом. А потом ещё и на эту конструкцию водружают кран-манипулятор или бортовую платформу.
Естественно, ни о какой безопасности и тем более сертификации речи не идёт. Автомобиль при эксплуатации может опрокинуться или переломиться пополам. И ладно, если людей рядом не будет.
Также любители «колхоза», следуя веяниям среди владельцев легковых авто, стараются расширить колею и изменить размер колёсной базы с помощью специальных проставок между диском и ступицей.
«Для изменения параметров узлов автомобиля, например, установки более мощной тормозной системы, тормозного суппорта возникает необходимость изменения вылета», — соглашается Игорь Зенченко.
Хотя но оговаривается, что изменение вылета за рамки допускаемого производителями влечёт за собой нагрузку прежде всего на подвеску автомобиля.
«Установка колёсных проставок чревата снижением управляемости, что вдвойне опасно в случае грузовика из-за большей массы по сравнению с легковым авто, а также ускоренной амортизации ступичных подшипников из-за повышенной нагрузки на них.
Проставки расширяют колесо, а это равносильно изменению вылета диска. Никаких преимуществ для авто и автомобилиста расширение колеи не несёт, особенно, без дополнительных настроек ходовой части, а вот вмешательство в параметры производителей может привести к потере колеса», — предостерегает Максим Шишко.
Представитель HINO категорически против применения проставок, так как гарантировать соответствие автомобиля заводским характеристикам и требованиям безопасности невозможно.
Начальник производства ООО АК «ЛУКАЗ» Ильдар Валеев
«Колёсную базу и монтажную длину рамы подбирают с учётом следующих параметров:
Мы как производители используем в производстве шасси КАМАЗ. Завод-изготовитель предлагает широкую линейку возможных комплектаций, чем значительно облегчает работу заводам-изготовителям специальных автомобилей.
Из полноприводного семейства с колёсной формулой 6х6 наиболее востребованы у заказчиков шасси КАМАЗ 43118 с колёсной базой 3690+1320 мм и 4600+1320 мм. С колёсной формулой 6х4 чаще всего используют шасси КАМАЗ 65115 с колёсной базой 3690+1320 мм и 4470+1320 мм.
Отсутствие вариаций у некоторых производителей шасси, скорее всего, связаны с производственными ограничениями. Как правило, «бодибилдеры» предоставляют информацию производителям о своих надстройках, а последние, в свою очередь, стараются предложить адаптированные комплектации базовых шасси для монтажа надстроек.
Все доработки рамы производят строго в соответствии с рекомендациями производителей шасси. Любые несогласованные доработки могут привести к отзыву гарантийных обязательств производителя. Как правило, доработки рамы связаны с техническими особенностями монтажа специальных надстроек.
К основным доработкам можно отнести удлинение и обрезка рамы.
Допустимый задний свес рассчитывают по общей формуле. Например, для трёхосных автомобилей допустимая длина свеса составляет 70% от технической колёсной базы (расстояние от середины первой оси до оси балансира задней тележки).
Также есть рекомендации производителей по допустимому заднему свесу с учётом нагрузок на мосты автомобиля. Вопрос по увеличению заднего свеса решается либо удлинением рамы автомобиля, либо «раздвижкой» — изменением колёсной базы автомобиля.
Необходимо помнить, что нормативными актами установлены допустимые габаритные размеры грузовых автомобилей, в том числе максимальная ширина 2,55 м. Превышение данных размеров потребует оформления специальных пропусков для передвижения по дорогам общего пользования. Некоторые режимы эксплуатации — условия Крайнего Севера или болотистая местность — требуют установки особых типоразмеров автошин. Если есть необходимость в увеличении вылета колёс — эти изменения в конструкции автомобиля нужно согласовать с производителем базового шасси».
Подготовил Артём Щетников. Фото автора.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: