Для транспорта наступит «ЭРА-ГЛОНАСС»

20.07.2016

С 2017 года новые автомобили (включая коммерческий и грузовой транспорт) в обязательном порядке должны будут поступать на отечественный рынок с терминалами системы экстренного реагирования при ДТП «ЭРА-ГЛОНАСС». И хотя противников сего довольно много, и они просили, как минимум, отсрочить внедрение до 2020 года, в Министерстве промышленности и торговли России твёрдо решили: «Надо». Тяжко вздохнув, часть производителей принялась оснащать оборудованием для мониторинга свою продукцию. В частности, сбор данных о стиле вождения, скорости передвижения, торможении и выполнении маневров, километраже поездок и местонахождении уже идёт с новых автобусов «Вектор NEXT» и микроавтобусов Ford Transit. Также терминалы установлены и на старые «транспортные средства, используемые для коммерческой перевозки пассажиров и перевозки опасных грузов, твёрдых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), выпускаемые в обращение на территории стран Евразийского экономического союза».

Система и устройство

Дарья Елфимова

Дарья Елфимова, директор департамента развития ГК «ВЭЙ-Групп»

С 1 января 2017 года системы вызова экстренных оперативных служб должны появиться на всём транспорте, попадающим под категории M1 (ТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, а также автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси) и N1 (ТС, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 тонн). Под раздачу на заводах попадут и все остальные транспортные средства. Только тут речь идёт не о целых системах, а об устройствах вызова экстренных оперативных служб.

Разница между ними, на первый взгляд, несущественная. Система, в отличие от устройства, куда более полно интегрируется в конструкцию автотранспорта, задействуя штатные компоненты. Кроме того, она автоматически срабатывает от сигналов датчиков подушек безопасности или других компонентов систем пассивной безопасности, а также от специальных датчиков, определяющих ускорение в момент ДТП. Ну а устройство активируется вручную, то бишь нажатием кнопки. В остальном сбор данных о координатах, скорости и направления движения с помощью сигналов GPS и ГЛОНАСС, использование сетей подвижной радиотелефонной связи GSM/UMTS для передачи сообщения при аварии и ином происшествии, а также для переговоров с экстренными оперативными службами устройство и система вызова экстренных оперативных служб производят идентично.

«Данная тенденция и изменения на рынке автомобильных грузовых перевозок должны значительно «почистить» рынок от серых экспедиторов, ожидается общее сокращение количества игроков, при этом значительное «укрупнение» последних, рынок будет более прозрачным, но данные изменения значительно отразятся на цене перевозки», — считает директор департамента развития ГК «ВЭЙ-Групп» Дарья Елфимова.

Об увеличении стоимости и самих автомобилей в связи с обязательным оснащением терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС» говорят и их производители. В качестве примера показательна LADA Vesta, продажи которой с треском провалились, в том числе и из-за заложенной в стоимость системы вызова экстренных оперативных служб.

За нами следят

Алексей Стариков

Алексей Стариков, генеральный директор ООО «Монитор»

Тем не менее, задумка вроде бы преследует благие цели. Авторы внедрения системы заявляют, что она сократит время доставки информации об аварии до экстренных оперативных служб, что в свою очередь снизить смертность и травматизм водителей и пассажиров машин, попавших в ДТП или иную нештатную ситуацию на дороге. Но телематика — вещь для многих непонятная. И недоверие к ней у водителей и руководителей автопарков всё же остаётся. Особенно у тех, кто уже сталкивался с «детскими болезнями» систем мониторинга. Одна из претензий в адрес оборудования за слежением о перемещении транспорта — неточное определение координат. Известны случаи, когда по записанным трекам машина находилась в десятках метрах от дороги.

«Смещение трека может быть по нескольким причинам. Во-первых, недостаточное количество спутников «видит» трекер, отсюда погрешность позиционирования возрастает, и трек смещается. Здесь необходимо проверить местоположение антенны ГЛОНАСС/GPS — не загораживают ли её металлические предметы, направлена ли она вверх.
Вторая основная причина — это несовпадение координат трека и карты. Оказывается, разные карты далеко не всегда точно совпадают друг с другом. Например, на «Яндекс.Картах» трек может быть смещён, а на карте OpenStreetMap окажется точно на дороге и наоборот. Эти расхождения связаны с разными подходами картографов к переводу рельефа шарообразной Земли в плоскую карту. Но расхождения там, правда, не на десятки метров.
Несколько лет назад трекеры с первыми ГЛОНАСС-приемниками могли так смещать трек. Лечится это отключением ГЛОНАСС, прибор продолжает работать только на GPS. В современных трекерах такой проблемы давно нет», — объясняет генеральный директор ООО «Монитор» Алексей Стариков.

«Точность информации в любой системе мониторинга транспорта зависит от многих параметров: от используемых в системах карт, от качества самого навигационного терминала (насколько качественные компоненты используются при производстве терминала, например, GSM–приемники, ГЛОНАСС/GPS модули) и т. д. Производитель OMNICOMM постоянно работает над повышением качества терминалов: предъявляет жёсткие требования к выбору поставщиков компонентов для навигационного оборудования. За счёт этого в последней линейке терминалов производитель смог добиться уменьшения времени старта (запуска) терминала и выхода его из режима «сон». Тем самым, теперь в системе мониторинга отсутствуют так называемые «прыжки», когда идёт длительный поиск спутников после старта (запуска) терминала и на карте трек выглядит как полет ТС с одного места на другое», — подтверждает коммерческий директор ООО «Альянс Омником» Ксения Каширская.

Отдельная тема — данные о перемещениях и местонахождении, определяемые оборудованием «ЭРА-ГЛОНАСС». Доступ к ним получают не только сотрудники МЧС. А так как информация согласно официальным документам не попадает под действие 152-ФЗ «О персональных данных», то кто и для каких целей ей может воспользоваться — большой вопрос.

Когда нет связи

Ксения Каширская

Ксения Каширская, коммерческий директор ООО «Альянс Омником»

Ещё одним недостатком существующих систем мониторинга называют зависимость от покрытия сетей сотовых операторов, которые, к сожалению, пока имеют белые пятна на карте России. Соответственно, данные в режиме почти реального времени (так как существует задержка в несколько минут на передачу, приём и обработку данных) не передаются.

«Компания OMNICOMM достаточно давно разработала решение для данной ситуации. В линейке терминалов представлен бортовой навигационный терминал с возможностью передачи данных с использованием WiFi. Он предназначен для использования в районах полного или частичного отсутствия покрытия GSM-сетей.
Бортовой терминал собирает и накапливает данные во время работы. Периодически накопленные данные передаются через WiFi на локальный коммуникационный сервер (ЛКС), установленный на ноутбуке, а затем эти данные при необходимости любым способом (например, через внешний USB-носитель или вместе с ноутбуком) передаются в офис клиента, где происходит их передача в систему мониторинга та транспорта Omnicomm Online.
Хранение данных происходит в энергонезависимой памяти. Возможность записи 150 000 сообщений при определенных настройках терминала обеспечивает возможность сбора данных и хранения в терминале до полугода.
Также отмечу, что наличие второго канала GSM позволяет наиболее эффективно использовать терминалы в смешанном режиме, когда часть времени транспорт задействован в зоне покрытия сотовых сетей, но при этом регулярно совершает длительные выезды в районы без сотовой связи», — говорит Ксения Каширская.

«Самый лучший и проверенный способ — это трекеры со спутниковым модулем Iridium. Как правило, отправку данных мы настраиваем один раз в час. Стоимость траффика в этом случае составляет 2500-3000 рублей в месяц. При такой редкой отправке данных уровень топлива измерять смысла нет, так как начало и конец заправки мы не увидим, но использование расходомеров в этом случае в самый раз. Трекер будет отправлять раз в час количество топлива, которое сжёг двигатель за это время. Для контроля расхода – это то, что нужно. В отчётах клиент, конечно, увидит полный расход», – рассказывает Алексей Стариков.

К слову, и система и устройство «ЭРА-ГЛОНАСС» передают данные только через сотовые сети. Так что, случись что в «мёртвой» зоне, то есть без радиопокрытия, — на помощь никто не придёт. По крайней мере, пока. В планах, конечно, стоит использование спутникового канала и ведомственной связи. Но когда это ещё воплотят…

На практике, пользователи пока отмечают плюсы после внедрения в автопарках систем мониторинга.

«Для транспортной компании это, в первую очередь, возможность отследить, где находится в данный момент времени ТС с грузом. Это очень сильно дисциплинирует и самого перевозчика, отражается на сроках доставки, что также положительно сказывается на сервисе для клиента. Ну и конечно же, это доверие к перевозчику, минимизация рисков траты груза. Мы и сейчас предлагаем нашим клиентам функцию «дислокация», в первую очередь, на ж/д транспорте — т. е. отслеживание и оперативное ежедневное информирование клиента о местонахождении груза (станция/город). Данный сервис пользуется большой популярностью среди клиентов, что говорит о его ценности и необходимости. Безусловно, мы использует системы мониторинга, но не переводим этот процесс в режим «автопилота». Поэтому здесь важнее не столько техническая работа и опции, сколько индивидуальный подход к каждому клиенту и поддержка обратной связи на протяжении всей перевозки. Поэтому опытный менеджер должен всегда «держать руку на пульсе». Мы стремимся данный сервис довести до совершенства и предоставить клиенту возможность онлайн слежения. Есть у нас и собственный автопарк, он оснащён для нашей же безопасности GPS-трекерами. Помимо этого, в системах мониторинга есть и другие полезные функции — контроль расхода топлива, возможность оптимизации транспортных маршрутов и т. д. Мы всегда стараемся идти в ногу со временем и прекрасно оцениваем все «плюсы» данных технологий и стараемся использовать данные «плюсы» в своей отрасли», — уверяет Дарья Елфимова.

Что же дальше?

Иван Котов

Иван Котов, руководитель группы управления продуктами ГК «СКАУТ»

У многих уже оснастивших свою технику коммерческими системами мониторинга предпринимателей возникает резонный вопрос: «А зачем устанавливать ещё одну систему?». В России датчики контроля интегрированы уже более чем сотне тысяч грузовиков. И потратиться на оснащение системами и устройствами «ЭРА-ГЛОНАСС» им тоже всё же придётся. Ведь не зря же с 2001 года «распилили» свыше ста миллиардов бюджетных рублей. Но это не значит, что от существующих систем мониторинга стоит отказываться.

«Нельзя говорить о том, что «ЭРА-ГЛОНАСС» отменит необходимость в системах мониторинга. Мы предоставляем клиентам не просто трекеры, но и дополнительные датчики, специальные отчёты, интерфейсы и т. д. В то время как «ЭРА-ГЛОНАСС» сама по себе не сможет заменить коммерческую систему мониторинга, которая позволяет определять не только местоположение, но и контролировать другие параметры: расход топлива и выполнение работы специальной техникой, соблюдение скоростных режимов, стиль вождения и многое другое. К тому же, системы мониторинга можно интегрировать с корпоративными учётными системами и использовать данные мониторинга в других программах. А что касается будущего «ЭРА-ГЛОНАСС», то в условиях развития централизованных платформ и появления технологий вынужденного спроса мы будем интегрировать с ними свой продукт. И, опираясь на нашу компетенцию, сможем использовать «ЭРА-ГЛОНАСС» как дополнительный источник данных в решении прикладных задач клиентов», — уверяет руководитель группы управления продуктами ГК «СКАУТ» (компания-разработчик «Системы СКАУТ») Иван Котов.

ЭКСПЕРТ РЕКОМЕНДУЕТ

Кирилл Хорошев, директор ООО «Эсмиком и К»:

Кирилл Хорошев

Кирилл Хорошев, директор ООО «Эсмиком и К»

Устранить причины неверных значений трека

Смещённое отображение трека на карте от фактически пройденного пути, может быть связано с несколькими причинами.
• Неправильный выбор места установки внешней спутниковой антенны (или самого прибора, если антенна спутникового позиционирования встроена в сам бортовой контроллер), в результате бортовой контроллер мониторинга не может поймать достаточное количество спутников для своего точного места позиционирования. Во избежание этой проблемы, мы, например, вообще не используем бортовые контроллеры с внутренними антеннами, и в настоящее время используем антенны внешние и контроллеры двойного стандарта GPS/ГЛОНАСС.
• Некорректная обработка данных позиционирования бортовым контроллером и серверным ПО мониторинга при построении маршрута, так как все равно в зависимости от количества видимых спутников погрешность позиционирования в текущий момент может изменяться от 1 до 10…15…25 метров.
• Неправильно выбран период позиционирования бортового контролера. Например, чем больше период позиционирования, тем реже идёт текущее позиционирование, и наоборот. В «АвтоГРАФ» реализована такая функция как «адаптивная запись», запись точек производится в момент изменения вектора движения ТС. Для чего это? Для снижения количества записанных точек в память прибора, т. е. происходит экономия памяти и снижение трафика передачи данных, при этом качество отображения трека нисколько не страдает.

Ещё для отображения трека можно выбрать любую из предлагаемых электронных карт. Тут большое значение играет корректная привязка к картам.

В настоящее время из своего опыта могу сказать, что серьёзные системы мониторинга транспорта, например, «АвтоГРАФ» уже давно решили эти проблемы, и вопрос точного отображения траектории движения машины на карте зависит только от качества монтажа и настройки системы, чтобы машина не ездила «по домам».

Установить системы мониторинга на ТС даже без CAN-шин

При установке полнофункционального бортового контроллера мониторинга (например, Автограф GSM+) на автотранспорт, не имеющий CAN-шины можно получить оперативный мониторинг всех необходимых параметров использования автотранспорта в режиме «реального времени». С помощью самого бортового контролера мониторинга и дополнительных датчиков можно отслеживать такие важные параметры, как уровень топлива в баке, фактический расход топлива, обороты двигателя, температура двигателя, температура в рефрижераторе, нагрузка на ось, параметры работы навесного оборудования, такие как угол наклона, скорость и количество оборотов вращения, местоположение и пр. Также можно снимать информацию с различных контроллеров и приборов, отвечающих за работу или состояние определённого оборудования по цифровым и аналоговым интерфейсам. При этом точность и разнообразие данных может быть выше, чем можно получить с CAN-шины.

Не бояться отсутствия зоны покрытия GSM

Если техника работает там, где нет покрытия сотовых сетей, мы применяем бортовые контроллеры Автограф GSM-WiFi, которые могут передавать данные не только по сетям GSM/3G, но и сетям WiFi. При этом прибор можно использовать в полностью автоматическом режиме: например, можно настроить прибор, что при наличии сети GSM данные будут передаваться по сотовой сети, при ее отсутствии по сети WiFi, которая может быть организована стационарно, например на территории автобазы, объекта работы техники данных или может быть установлена точка доступа WiFi на вахтовом автобусе или топливозаправщике, любой машине которая регулярно подъезжает к транспорту на 50-200 м. Данные, полученные посредством сети WiFi в дальнейшем передаются дальше на сервер мониторинга.

Второй вариант, более регулярная передача данных при отсутствии зоны GSM, но дороже траффик, — это передача данных через спутниковые каналы связи. В данном случае мы используем бортовой контроллер АвтоГРАФ-GSM+SAT River. Он позволяет передавать данные через спутники INMARSAT с заданной периодичностью. Если же прибор находит сеть GSM, то данные передаются через сотовую связь.

Когда верстался номер

Стало известно, что с 1 января 2017 года внедрение «ЭРА-ГЛОНАСС» не будет обязательным для всех-всех транспортных средств.

«Вновь вводимые требования распространяются на транспортные средства, которые проходят оценку соответствия позднее даты ввода требований об обязательном оснащении «ЭРА-ГЛОНАСС». При этом одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которые были выданы до даты ввода требований, действительны до окончания срока их действия. Учитывая изложенное, при наличии действующего ОТТС допускается выпуск в обращение транспортного средства без устройства вызова экстренных оперативных служб», — сообщили в Росстандарте.

Как поясняют наши коллеги из comnews.ru, ОТТС даётся на тип конструкции, то есть на некую совокупность автомобилей, и действует три года. И если производитель авто получит ОТТС в Росстандарте 31 декабря 2016 года (или продлит его), то он получит ОТТС, который будет действовать ещё три года, то есть до 31 декабря 2019-го. Можно также продлить документ в режиме «распространения с продлением», то есть выпустить новую модификацию старой модели.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.