Новые правила льготного лизинга?

В 2020 году должен вступить в действие новый механизм единого льготного лизинга. Требования к лизингодателям и самой технике обещали стать жёстче. Но в январе в правительстве России решили отложить ввод нововведений, их будут пересматривать. Пока сроки окончания доработки неизвестны, но известно, что поменять могут схему конкурсного отбора лизинговых компаний, сроки выплаты субсидий и условия по газомоторной технике. А мы тем временем, вместе с экспертами за виртуальным круглым столом попробуем разобраться, как новый механизм повлияет на рынок и на производителей.

— Достаточно ли в России востребованных моделей спецтехники и коммерческого транспорта, соответствующих требованиям 719 постановления о локализации и набирающих не менее 1500 баллов?

Начальник отдела финансирования продаж ООО «ИМЗ Автокран» Артур Гаспарян

«Практически все модели спецтехники и коммерческого транспорта российского производства набирают 1500 баллов, с этим трудностей нет. Более того, большинство производителей дорожно-строительной техники ещё не перешли на бальную систему оценки локализации, так что с номенклатурой продукции проблем нет.

Как по мне, по результатам 2018 и 2019 года, видно ярко выраженное влияние программ субсидирование на рынок сбыта. Влияние позитивное для конечного потребителя, получающего реальную экономию, и негативное для лизинговой компании и производителей. Лизинговые компании зачастую сталкиваются с большими трудностями при возмещении субсидии и, как и производители, со спадом продаж в период отсутствия данного механизма».

Директор по маркетингу ООО «ЧЕТРА» Денис Куваев

«Если говорить о спецтехнике, в частности о бульдозерной технике, то новые требования 719 постановления в виде бальной системы на момент подготовки настоящих комментариев в действие не вступили. Однако, логично, что новые требования и ограничения по минимальному количеству баллов должны защищать действующие в России предприятия с полным технологическим циклом (как, например, «Промтрактор» и ЧТЗ) и стимулировать развитие других предприятий, направленное на углубление процессов локализации. Иными словами, российское предприятие должно производить технику, а не заниматься её сборкой из зарубежных комплектующих».

Генеральный директор ООО «Техноспецсталь-Лизинг» Татьяна Донченко

«Основной акцент программы субсидирования лизинга в этом году делается на поддержку производителей с высоким уровнем локализации производства и значительным объёмом НИОКР. Каждая единица техники имеет свой балл, а в программу субсидирования попадает техника не ниже определенного балла. Государство, конечно, стремится поддерживать развитие именно такой техники, и все говорит о том, что этот тренд сохранится и в будущем».

Директор департамента региональной сети АО «Сбербанк Лизинг» Ольга Кириллова

«По спецтехнике в прошлых редакциях не было требования о минимальных баллах.

По колёсной технике лидеры рынка набирают необходимое количество баллов».

Генеральный директор TECH-RENT Михаил Иванов

«Практически по каждому из видов спецтехники можно найти хотя бы одного российского или зарубежного производителя, подпадающего под требования 719 Постановления о локализации и набирающего не менее 1500 баллов. Тем не менее, игроков, соответствующих всем требованиям, пока немного. Думаю, что в течение года их количество может увеличиться, но необходимо понимать, что оперативно расширить производственную базу не так просто. Это потребует внушительных инвестиций.

Впрочем, изучая стратегию локализации производства легковых автомобилей, ключевые игроки примут новые правила игры. Российский рынок достаточно привлекателен для иностранцев, а строительная отрасль остается одним из локомотивов экономики».

— Выгодно ли лизинговым компаниям соревноваться в передаче как можно большего количества техники в расчёте на 1 рубль субсидии или возможные штрафы нивелируют эту выгоду?

Директор программ электрооборудования автотракторной техники ООО «НПП «Итэлма» Татьяна Донченко

«Мы считаем, что лизинговые компании будут стремиться максимально использовать механизм субсидий в своей деятельности в ближайшей перспективе, и конкуренция среди рыночных игроков будет достаточно высокая. Кроме вышеперечисленных причин, существуют еще ряд факторов, которые позволяют нам делать такие прогнозы.

Во-первых, планируемая сумма субсидий на 2020 год в размере 9,8 млрд рублей является не очень существенной цифрой для рынка лизинга России, который, по данным «Эксперт РА» за 9 месяцев 2019 год, составил около 1,031 трлн рублей (здесь и далее).

Во-вторых, рынок лизинга активно растёт в тех сегментах, где потенциально очень высок запрос на механизм субсидий. Это, в первую очередь, такие направления как: лизинг грузового автотранспорта, с ростом в прошлом году в 21,7%, и лизинг строительной и дорожно-строительной техники, с ростом в 37,7%.

В-третьих, несколько предыдущих лет, когда механизм субсидий лизинга существовал на рынке, спрос на эту форму поддержки со стороны лизинговых компаний был чрезвычайно высок.

Безусловно, существуют и сложности, которые несколько затрудняют работу с этим инструментом. В частности, формы и процедуры предоставления субсидий изменяются каждый год, что влечёт за собой достаточно длительный процесс согласования путей взаимодействия всех участников. Появляются новые требования, например, фиксация стоимости техники на период действия субсидий, которые не всегда должным образом отражают и учитывают сложившуюся на лизинговом рынке практику работы.

Ещё одним некомфортным фактором является ограниченный срок, в течение которого лизинговая субсидия может быть использована. На практике это может привести к тому, что участники рынка смогут реально работать с субсидиями около полугода, учитывая заложенные процедуры и сроки. Этот срок небольшой сам по себе, а, кроме того, прогнозируемо будут возникать сложности субсидирования лизинга оборудования с длительными сроками изготовления и поставки.

Также отмечу, что на 2020 год определён недостаточный уровень лимитов на оборудование и спецтехнику — на имущество, которое по итогам исследования «Эксперт РА» за 9 месяцев 2019 года, показало существенный рост.

Все эти нюансы в настоящее время активно прорабатывают участники рынка и государственные структуры, участвующие в программе субсидирования, так что мы надеемся на оптимизацию работы всей системы поддержки лизинга».

АО «Сбербанк Лизинг» Ольга Кириллова

«Само участие лизинговой компании
в программах субсидирования является её несомненным конкурентным преимуществом. Наличие же потенциальных штрафов вынуждает лизинговые компании более ответственно подходить к планированию своего присутствия в том или ином сегменте рынка. Предложенный механизм ранжирования в определённой степени является компромиссом, т. к. раньше, в первую очередь, субсидировались те лизинговые компании, которые первыми подали заявление на получение субсидии. Несомненный плюс введения ранжирования — возможность «зарезервировать» лимит за компанией и в дальнейшем подходить к его расходованию более рационально. А минус в том, что спрос на продукцию определяется исключительно рынком. И при отсутствии спроса именно лизинговая компания будет вынуждена платить штраф. Для нас и наших клиентов плюсы от участия в программе перевешивают минусы в виде потенциальных штрафов».

ООО «ИМЗ Автокран» Артур Гаспарян

«Лизинговым компаниям выгодно не соревноваться в объёмах между собой, а трезво оценить свои возможности и рассчитать целевые объёмы на год. Практически у всех ЛК есть своя собственная статистика и доступ к аналитическим материалам, трезво оценив свои возможности возможно избежать любых штрафов.

К сожалению, на рынке мы видим тенденцию завышения лизинговых ставок при субсидировании предметов лизинга. Этому способствует несколько факторов, но основной, это непонимание ЛК о сроках возмещения предоставленной скидки от МПТ. В итоге, хотели как лучше, получилось, как всегда».

— Как могут новые правила повлиять на расклад сил производителей техники и коммерческого транспорта? Дайте, пожалуйста, свой прогноз.

TECH-RENT Михаил Иванов

«Инициатива Правительства направлена, в первую очередь, на формирование преференций для российских производителей спецтехники. Также она вынуждает зарубежные компании расширять производство в РФ, или организовывать СП с российскими партнёрами, тем самым создавая новые рабочие места. Добавлю, что дополнительное давление создаёт ограничение госзакупок – в тендерах сможет участвовать только та техника, которая соответствует требованиям Постановления №719. В связи с этим, доля рынка зарубежных производителей, не имеющих заводов внутри РФ, в ближайшие пару лет снизится, а отечественных компаний, и компаний, подтянувших уровень локализации до новых требований, наоборот, возрастет».

ООО «Техноспецсталь-Лизинг» Татьяна Донченко

«На наш взгляд, такие ограничения не скажутся существенным образом ни на выборке лимитов субсидирования со стороны лизинговых компаний, ни на деятельности компаний производителей. Причины видятся в следующем.

Во-первых, объём субсидий не настолько велик, чтобы оказать существенное влияние на рынок в целом.

Во-вторых, фактическая льгота, которая формируется при использовании субсидии для лизингополучателя, не будет существенной, так как лизинговые компании будут значительно ограничены в размере предоставляемой льготной суммы.

Ну и, в-третьих, многие позиции по технике, которая попадает или, наоборот, не попадает под действие программы, не являются конкурентными. Другими словами, не попавшая под программу субсидирования техника пользуется спросом и будет достаточно успешно предоставляться в лизинг и на обычных условиях».

Фото: 999.md

— Как могут новые правила повлиять на расклад сил производителей техники и коммерческого транспорта? Дайте, пожалуйста, свой прогноз.

ООО «ЧЕТРА» Денис Куваев

«С сожалением вынуждены констатировать, что новое постановление, касающееся субсидирования лизинга № 1908 от 27.12.19, по сути, лишает отечественных производителей дорожно-строительной техники такого эффективного инструмента как лизинг: на всех производителей «специализированной техники и оборудования» (краны, экскаваторы, бульдозеры, погрузчики, автогрейдеры, катки, самосвалы, цистерны, прицепы и полуприцепы и т. п.) выделено всего 23,5 млн рублей на весь 2020 год — это 0,24% объёма бюджетных ассигнований. Основной объём государственной поддержки по постановлению пришелся на продукцию автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения — 79,1%, а также на продукцию сельскохозяйственного машиностроения — 10,2%. Такая ситуация недопустима поскольку, с одной стороны, противоречит декларируемой государством «поддержке отечественного машиностроения» (а ведь ни для кого не секрет, что зарубежные поставщики предлагают более выгодные лизинговые условия, чем «стандартный» отечественный лизинг без государственной поддержки), с другой стороны, на лицо явный дисбаланс между отраслями с акцентом на автопром».

ООО «ИМЗ Автокран» Артур Гаспарян

«При нынешнем объёме субсидии на дорожно-строительную технику и на коммерческий транспорт, конечно, виден явный перекос в пользу последнего. Но, в планах правительства увеличить сумму субсидии на ДСТ до 3 млрд рублей. При таком раскладе, доли ДСТ и КТ в лизинговых компаниях, скорее всего, останутся на прежних значениях. Не уверен, что в этом году будет какой-то явный перекос в какую-либо одну их сторон».

АО «Сбербанк Лизинг» Ольга Кириллова

«Льготный лизинг поддерживает только отечественных производителей с необходимой долей локализации. Как следствие, в продажах возрастает доля техники отечественного производства. Иностранные производители увеличивают (или планируют увеличить) локализацию производства, чтобы их техника подпадала под механизмы льготного лизинга».

— Насколько вообще популярен льготный лизинг у потребителей? Или его доля сравнима с обычными продажами в лизинг?

АО «Сбербанк Лизинг» Ольга Кириллова

«Льготный лизинг — очень востребованный инструмент, который позволяет увеличить спрос на отечественную продукцию. Его доля ограничена только объемом выделенных средств».

ООО «ИМЗ Автокран» Артур Гаспарян

«Популярность льготного лизинга растет, зачастую компании отказываются от покупки в лизинг в ожидании запуска льготных программ. Думаю, в 2020 году, предполагаемая сумма в 9,8 млрд рублей на единую лизинговую субсидию будет освоена к концу 3-го квартала и перед правительством снова встанет вопрос о дополнительном финансировании».

ООО «Техноспецсталь-Лизинг» Татьяна Донченко

«Государственные субсидии лизинга являются, по сути, механизмом софинансирования лизинговых сделок, и, практически, любая лизинговая компания заинтересована в привлечении дополнительных средств в свои проекты. Кроме того, субсидия снижает стоимость услуги лизинга. Это выгодно как лизингополучателю — ввиду снижения издержек на лизинговые платежи, так и лизингодателю — для повышения привлекательности лизинга для клиентов.

В нашей компании интерес клиентов к субсидиям стабильно высокий. «ТСС-Лизинг» активно участвует в программах субсидирования уже несколько лет и в 2019 году вошла в ограниченное количество лизинговых компаний, с кем было подписано соглашение. За последние три года в нашем портфеле объем сделок с использованием субсидий вырос более чем в 6 раз. Мы собираемся и дальше активно использовать данный механизм в работе».

Фото: ekaterinburg.городскиеуслуги.рф

— Насколько вообще популярен льготный лизинг у потребителей? Или его доля сравнима с обычными продажами в лизинг?

ООО «ЧЕТРА» Денис Куваев

«Как показала наша практика в 2018 и 2019 годах, льготный лизинг оказался очень востребован у потребителей бульдозерной техники, и изначально эта мера государственной поддержки оказала значительное влияние на рост спроса на дорожно-строительную технику отечественного производства.

По оценке компании «ЧЕТРА», в 2018 году прирост отгрузки крупнейших трех отечественных производителей бульдозеров на российский рынок составил плюс 15% к результатам 2017  года. Продажи бульдозеров ЧЕТРА по итогам 2018 года, с учётом использования мер господдержки, выросли на 63%. При этом, в 2018 году 25% контрактов компании «ЧЕТРА» были заключены с использованием программы субсидирования лизинга. В 2019 году, при условии своевременной пролонгации программы субсидирования лизинга, доля контрактов нашей компании с использованием программы смогла бы вырасти с 25% до 68% от объёма продаж, однако позднее принятие постановления Правительства РФ (оно было подписано только 14 июня 2019 г.), регулирующего льготный лизинг техники на 2019 год, недостаточный объем средств федерального бюджета, предусмотренный на эти цели, а также расширение списка субсидируемой техники (в частности на сельскохозяйственные машины) не позволили осуществить эти планы. Если говорить о прогнозе на 2020 год, то без корректировки либо условий программы, либо бюджетных лимитов можно смело утверждать, что если и будет прирост объемов реализации специализированной техники и оборудования, то он никоим образом не будет связан с льготным лизингом».

TECH-RENT Михаил Иванов

«В 2020 году Правительство РФ утвердило размер выделяемых субсидий на поддержку лизинга спецтехники. Сумма субсидий для обеспечения льготного лизинга грузовых автомобилей, дорожно-строительной и коммунальной техники на 2020 году составила 4,9 млрд. При этом количество заявок на субсидии превышает выделяемые из бюджета средства. Как правило, выделенный бюджет исчерпывается в первые два квартала, что свидетельствует о том, что спрос на льготный лизинг в сегменте спецтехники превышает предложение практически в 2 раза. Эффективность этого механизма неоспорима, по итогам 2019 года объём лизинговых сделок по приобретению спецтехники вырос практически в 4 раза во многом за счёт субсидирования. Поскольку под требования нового механизма льготного лизинга подпадают только производители спецтехники с высоким уровнем локализации, отмечу, что российская сборка пока ещё уступает по качеству европейской и американской. Для серьёзных компаний вопрос качества приобретаемой техники остается наиболее приоритетным. Можно сэкономить на этапе покупке, но затем потратить значительно больше на ремонт. При выборе погрузчиков и экскаваторов наша компания предпочитает JCB английской сборки, несмотря на её высокую стоимость. В этом случае мы получаем 100% уверенность в длительном сроке службы, и уменьшаем вероятность выхода нашей спецтехники из строя.

В случае с более простой техникой, такой как автокраны, актуальны и российские марки. Например, автокран «Клинцы» мы приобрели по субсидии».


Упс… Переиграли

Когда номер уже готовили к печати, оказалось, что механизм единого льготного лизинга внедрять всё же не будут. Как минимум, производителям газомоторной, колёсной и спецтехники субсидии пойдут через отдельные программы.

Подробности узнаем уже скоро.


Модератор: Артём Щетников

Статья опубликована в журнале Грейдер №2 2020

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.

Автокраны на выставке СТТ-2019 01.04.2020

Автокран 25 тонн: предложения рынка, характеристики, цены

Хотя от промышленного наследия советской эпохи до 2020 года дожили всего 5 производителей ...

бульдозеры Четра 23.03.2020

Умные машины для строительства

Результат строительства дорог зависит не только от качества применяемых материалов, ...

перевоз крупногабаритных грузов 23.03.2020

Перевозим негабарит и тяжести. Эксперты советуют

Длинномерные, крупногабаритные или сверхтяжёлые грузы нашим читателям приходится ...

Изометрический фургон, оснащенный ХОУ 23.03.2020

Ой, морозь, морозь. Рынок холодильных установок для ...

Продуктовые и аптечные ритейлеры даже в кризис остаются верными партнёрами и клиентами ...

Современная автоматизированная система управления дорожным движением 23.03.2020

Современная система управления трафиком: АСУДД

Каждый год в больших городах становится на 20 000 автомобилей больше. А это значит ...

Тандемный мост для мотогрейдеров 23.03.2020

Приводные решения для мотогрейдеров

Мотогрейдеры относятся к дорожно-строительной технике, которая работает круглый год — на ...