Пленарное заседание "Устойчивое развитие дорожного хозяйства РФ"

«Пятилетку — в четыре года!», или О чём говорили на «Дорога-2022»

«Дороги в России ещё никогда так быстро не строили», — этим фактом делился практически каждый участник пленарного заседания «Устойчивое развитие дорожного хозяйства Российской Федерации», прошедшего в рамках Международной выставки-форума «Дорога-2022». Можно даже сказать, что при обсуждении пятилетнего плана дорожного строительства коммунистический дух так и витал в стенах одного из концертных залов «Казань-Экспо».

Строить с опережением

Пленарное заседание своим видеообращением открыл председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Он напомнил о программном документе российского дорожного хозяйства —пятилетнем плане, подписанном в июне 2022 года. Согласно плану, до конца 2027 года в стране должны обновить свыше 100 тыс. км автодорог. Объём финансирования на строительства весьма внушительный — 13 трлн рублей.

«Благодаря системной поддержке президента и слаженной работе в прошлом году дорожное строительство достигло исторических результатов. На российских трассах было уложено более 160 млн м² нового покрытия. В текущем году перед отраслью поставлена задача повторить, а по возможности и увеличить эти объёмы. По многим показателям работа идёт с серьёзным опережением», — отметил г-н Мишустин.

По словам председателя правительства, по итогам 2022 года в нормативное состояние должны привести 77% федеральных дорог, а не 74%, как было запланировано. Строительство региональных дорог тоже идёт быстрее, поэтому к концу года должно быть отремонтировано 48% дорог вместо 46%. В километрах дорожного полотна опережающие темпы строительства и ремонта автодорог выглядят так: 3,5 тыс. км вместо 3 тыс. км.

Г-н Мишустин упомянул в своей речи регион, в котором состоялась выставка, точнее магистраль, проходящую через Казань.

«Через столицу Татарстана планируется проложить стратегический транспортный маршрут из Европы в Западный Китай. Чуть более двух лет назад здесь был дан старт строительству первого участка автомагистрали М-12 от Москвы. По решению президента она будет продлена до Екатеринбурга и далее до Челябинска. Правительство оказывает необходимую поддержку, чтобы работы велись опережающими темпами, в том числе при возведении самого длинного моста на трассе через Волгу», — сообщил г-н Мишустин.

Продолжил тему скорости дорожного строительства заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин. Он заявил, что опережение сроков должно стать «традицией» для отрасли.

«В этом зале много дорожников, которые всю жизнь этому посвятили, помнят, как было во времена Советского Союза. У нас всегда, к сожалению, была такая ситуация, что редко укладывались в намеченные сроки по многим объектам. Причём происходило это как по объективным причинам, так и по субъективным. И в этом году у нас, наконец, сложилась хорошая тенденция строить с опережением», — с гордостью отметил спикер.

Дорога

В день конференции был открыт участок трассы М-12 во Владимирской области. Говоря об этом событии, г-н Хуснуллин подчеркнул, что в стране никогда не строили 830 км дороги первой категории за 3 года, сравнив это с опытом Китая. 

Финансирование и качество

Заместитель председателя правительства говорил не только о положительных моментах. Так, г-н Хуснуллин посетовал, что раньше не было постоянного плана финансирования дорожно-строительной отрасли: деньги «то давали, то забирали, обещали дать и не давали».

Но после «долгих споров» в стране наконец внедрили план развития дорожного хозяйства, где прописали объём финансирования. Спикер пояснил, что из заявленных 13 трлн рублей 5 трлн 100 млрд рублей выделяют из федерального бюджета, 7 трлн 500 млн рублей — из регионального.

При этом г-н Хуснуллин считает, что доля частного капитала в дорожном строительстве должна быть на порядок выше. По его словам, ситуация с инвестиционными соглашениями в РФ обстоит «не самая хорошая».

«Когда мы заходим в концессию, за которую потом регионы просят 80‒90% финансирования из федерального бюджета, суммарно некоторые объекты оказываютсяв 2‒3 раза дороже, чем изначально планировали. Надо, безусловно, заниматься привлечением частных денег и создавать условия, но это не должно стоить дороже, чем мы строим дороги. Это важный момент, прошу губернаторов обратить внимание, потому что я получаю много негативных обращений», — рассказал г-н Хуснуллин.

Однако в практике спикера встретился и пример альтруизма, «удивительный», по его словам. Речь идёт о частнике, который несколько лет за свой счёт занимался строительством дороги Альметьевск—Казань, примыкающей к М-12.

Кроме того, г-н Хуснуллин заявил, что нужно перевоспитывать заказчиков и проектные институты. Последние, по его словам, «рисуют дорогие проектные решения», что приводит к большим тратам госбюджета.

То, что экономия принципиальна, стало окончательно понятно во время выступления главы Бурятии Алексея Цыденова. Он предложил выделять средства из дорожного фонда на приобретение техники для муниципальных организаций, которые занимаются содержанием дорог. В ответ спикер получив довольно резкий отказ г-на Хуснуллина.

«Регионы, у которых денег не хватает, захотят купить технику непонятно где, непонятно по какой цене. Купят 10 «КамАЗов», а потом дороги приводить в порядок не будут. Поэтому давай так: дорожный фонд — это священная корова, которую трогать не надо. Средства идут на дороги. Всё остальное — это творчество регионов, которые должны находить деньги на содержание, ремонт, и технику», — заявил г-н Хуснуллин.

Со средствами отчасти разобрались, а как быть с качеством?

«13 триллионов — это гигантская сумма. Под эти деньги, кроме ремонта и строительства дорог, мы должны выстроить систему управления, в том числе контроля качества. Потому что, если мы 13 трлн потратим на некачественные дороги и потом те развалятся, грош нам всем цена», — восклицал во время своего выступления г-н Хуснуллин.

Разговор о качестве автодорог продолжил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков. Он представил участникам модель перехода на 24-летние межремонтные сроки дорог.

Спикер рассказал, что согласно ГОСТу Р 58861 облегчённый ремонт автодорог высших категорий должны проводить через 12 лет, капитальный ремонт — через 24 года. Порядка 6,9 тыс. км автодорог федеральной сети (11,5%) в РФ уже построили таким образом, чтобы их можно было эксплуатировать в течение 24 лет.

«Старая конструкция дорожной одежды состояла из меньшего количества слоёв: подстилающий слой ПГС, два слоя асфальтобетона и поверхностная обработка. Мы с техническим комитетом разработали новую конструкцию, которая представляет большее количество слоёв дорожной одежды либо изменённый состав этих слоёв. Мы начали добавлять комплексные вяжущие, применять технологию использования старых материалов с добавлением минеральных либо органических вяжущих. Раньше при капремонте меняли все слои дорожной одежды до основания. Сейчас, учитывая то, что нижние слои более несущие, зачастую этого делать не надо, достаточно заниматься только верхними слоями», — объяснил г-н Хуснуллин.

Весомый вопрос

Глава Бурятии Алексей Цыденов затронул в своём выступлении вопрос весового контроля и представил фото машин с закрытыми или снятыми номерами на пунктах проверки. Такие машины проезжают беспрепятственно, потому что сотрудники ГИБДД не присутствуют на контрольных пунктах.

«Нам постоянно говорят, что расплодится коррупция. Мы боимся коррупции в каком-то конкретном месте, но при этом на самом деле убивают дороги. Если бы сотрудники были на местах, это позволило бы сберечь дорожное полотно», — заметил г-н Цыденов.

Заместитель председателя правительства ответил, что одни только представители ГИБДД на контрольных пунктах делу не помогут. По мнению г-на Хуснуллина, вопрос нужно пересмотреть полностью: «либо правила должны быть для всех, либо тогда их лучше не ужесточать».

Рынок новых грузовиков по данным за 10 месяцев 2020 г.

Помощник президента РФ Игорь Левитин тоже дал свой комментарий по этому поводу.

«Я сейчас был на Дальнем Востоке: все машины, которые везут лес, идут с закрытыми номерами. У нас было поручение президента, что те, кто берёт по конкурсу лесной участок, должны проходить пункт весового контроля, когда выезжают с делянки. Но правительство ответило, что так не надо делать. Я думаю, что мы всё-таки вернёмся к этому вопросу. Все перевозчики леса, сыпучих грузов не должны разбивать дороги. К тому же они  выходят не на федеральные дороги, а на муниципальные, потому что, как правило, находятся в небольших населённых пунктах».

В конце заседания г-н Левитин тоже взял слово, чтобы поделиться своими впечатлениями об экспонентах выставки и отметить темпы российского производства дорожно-строительной техники.

«Мы, наконец, начинаем что-то делать в дорожном хозяйстве в технике. Хочу сказать, что 10 лет назад у нас было 30% всего своего: битума и всего остального. Вообще ничего не было, и то, что сегодня мы увидели на выставке, показывает, зачем дорожный фонд был нужен. Он даёт возможность сделать пятилетку», — отметил спикер.

Если задуматься, эти темпы развития не кажутся столь внушительными, особенно если сравнить с тем, о чём участники говорили в начале заседания. Однако настроения это нисколько не испортило, закончилась конференция поздравлениями, хвалебными словами и позитивными прогнозами на будущее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автодор | весовой контроль | Дорога 2022 | ремонт дорог | строительство дорог
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: