• «АО «Романов» — российский производитель уникальных грузовых габаритных шасси БАЗ»
    Узнать больше Свернуть
    Развернуть

    «АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.

    Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
    Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp

    Подробнее Свернуть
  • Блок рукавных фильтров на АБЗ NFLG от SOLOMATIC
    Блок рукавных фильтров на АБЗ NFLG от SOLOMATIC

    Как не ударить производством асфальтобетона по экологии?

    Спойлер: никак. Но не спешите перелистывать страницу, и не стоит обижаться. Мы все очень уважаем труд дорожных организаций и лабораторий, где проектируют составы асфальтобетона. Но давайте все будем честны: к сожалению, ещё ни один рецепт и ни один АБЗ не в состоянии свести выбросы при производстве смесей к тотальному нулю. Но вот минимизировать влияние на экологию можно.

    «По большому счёту, характер загрязнений от АБЗ схож с характером выбросов, образующихся во время сжигания мазутов, солярки, дизельного топлива или бензина — словом, производных нефти. Отличие лишь в том, что битум представляет собой смесь наиболее тяжёлых и опасных с точки зрения экологии нефтяных фракций. Для очистки применяют сухие и мокрые газоочистные аппараты, в основном такие, как пылеосадительные камеры, циклоны, скрубберы, рукавные фильтры», — перечисляет руководитель центра инжиниринга и реализации проектов ООО «Финго-Комплекс» Сергей Усачёв.

    При этом природоохранное законодательство никто не отменял. Более того, его периодически ужесточают. Так что и владельцам АБЗ приходится думать, как модернизировать свои установки, или же приобретать более современные. Последнее, кстати, только ради соблюдения экологических норм зачастую нецелесообразно.

    «Современные системы очистки газовоздушных выбросов работают на давно известных методах улавливания загрязняющих веществ, которые подразделяются на сухие, мокрые, электрические, абсорбционные, адсорбционные, термические, каталитические, конденсационные и смешанные (например термокаталитические).

    Отличие газоочистных установок, применявшихся 40 лет назад, от современных аппаратов заключается в различии в дизайне, компоновочных решениях, размере», — говорит эколог-эксперт, член экспертно-просветительского сообщества Международного социально-экологического союза Денис Дубовец.

    Но это не означает, что развития систем очистки нет. По словам г-на Дубовца, за это время открыли большое количество сорбентов, или фильтрующих материалов, которые имеют лучшие эксплуатационные характеристики. Созданы катализаторы, работающие в более низких интервалах температур и более устойчивые к каталитическим ядам. Кроме того, появились направления использования некоторых уловленных загрязнителей в промышленности.

    «Существующие технологии уже сегодня активно используют многие предприятия дорожно-строительной отрасли Европы и Китая, уделяющие внимание экологической безопасности. Нам в этом смысле есть куда расти: для начала нужно начать применять хотя бы то, что уже придумано и проверено мировым опытом. Тот же блок рукавных фильтров до сих пор используют не везде», — утверждает генеральный директор ООО «Завод СОЛОМАТИК» (SOLOMATIC) Алексей Соломатов.

    Чем пользоваться?

    «В качестве первой ступени очистки газовоздушных выбросов от твёрдых частиц наиболее эффективным является циклон. Этот тип газоочистной установки не требует использования расходных материалов, как, например, рукавный фильтр, а также имеет более низкое гидравлическое сопротивление и позволяет работать в широком интервале температур газовоздушного потока», — рассказывает Денис Дубовец.

    По мнению Сергея Усачёва, рукавные фильтры более эффективны за счёт применения современных материалов, способных улавливать до 99,9% веществ, тогда как циклоны задерживают в лучшем случае 85–90%.

    «Эффективность мокрых аппаратов может достигать 98–99%, но при этом имеется ряд недостатков. Известно, что поступающая газопылевая смесь от сушильного барабана имеет достаточно высокую температуру, поэтому в качестве фильтровальной ткани необходимо использовать стекловолокно или другие высокомолекулярные полимерные соединения, такие как «Номекс», что неизбежно ведёт к удорожанию.

    Пыль, собранную на рукавах, удаляет импульсная продувка в специальный приёмник, а затем её повторно возможно использовать для производства асфальтобетонных смесей. А при мокрой очистке с помощью скруббера это сделать невозможно.

    И ещё одним аргументом в пользу замены мокрого метода очистки на сухой является значительный расход воды, что требует установки цикличных систем подачи воды в пылеочиститель и дополнительной очистной установки образующихся сточных вод», – поясняет г-н Усачёв.

    Собственно, в рукавных фильтрах производители АБЗ уже закладывают два этапа очистки. Как говорит Алексей Соломатов, на первом этапе — в инерционном пылеуловителе — воздух очищается от крупных частиц, а на втором, проходящем непосредственно в блоке с фильтрами, — от мелких. Эксперт уверен, что максимальная отдача возможна только при применении комплекса экологических мероприятий.

    Блок рукавных фильтров на АБЗ NFLG от SOLOMATIC
    Блок рукавных фильтров на АБЗ NFLG от SOLOMATIC

    В него входит не только установка обеспыливающих модулей: циклонного типа и камер с рукавными фильтрами, — но также хранение фракций щебня и песка в крытых складах, применение в роли топлива для горелки природного газа, озеленение и периодическая поливка территории, оснащение конвейеров защитными кожухами.

    «В качестве дополнительных инженерных решений для обеспечения экологической безопасности — и мы уже реализовали часть из них на комплексах наших клиентов — выступают защитные кожухи для горизонтального и наклонного конвейера, система вытяжек, обеспечивающих удаление пыли, возникающей при загрузке инертных материалов в бункеры, их подаче на ленту, а также при прохождении через промежуточный грохот негабарита.

    Сама башня завода может быть обшита профлистами или сэндвич-панелями — они не только снижают уровень шума от работы агрегатов, но и кардинально изменяют внешний вид АБЗ, формируя таким образом положительный образ современной производственной площадки в глазах жителей близлежащих домов, которые, как известно, не всегда рады появлению асфальтосмесительного комплекса, пусть даже возведённого в целях улучшения местной дорожной сети», — объясняет Алексей Соломатов.

    Денис Дубовец также согласен с необходимостью внедрения дополнительных стадий очистки на АБЗ. Он говорит, что неплохо себя зарекомендовали электрофильтры, которые позволяют очистить газовоздушные выбросы от твёрдых частиц размером менее 0,1 мкм с эффективностью, близкой к 100%.

    Отдельное внимание стоит уделить системе вытяжки, установленной под башней АБЗ, добавляет г-н Соломатов. Она помогает очистить воздух от так называемого сизого дыма, который неизбежно образуется во время выгрузки асфальта в кузов грузового транспорта. Сизый дым — по сути, смесь взвешенных масляных частиц и пара — поступает в специальный циклон, где смешивается с пылевым потоком, впитывается частичками пыли и только после этого поступает в блок рукавных фильтров.

    «К тому же система вытяжки полезна не только для удаления сизого дыма, но и для очистки воздуха от инертной пыли, которая выбрасывается в атмосферу в момент выгрузки щебня в ковш погрузчика после зачистки смесителя. Те, кто хоть раз видел этот процесс, понимают, сколько вредных веществ поднимается в этот момент над рабочей зоной», — напоминает руководитель компании SOLOMATIC.

    И как обслуживать?

    Естественно, у всего есть свой срок службы. У большинства газоочистных установок он заявлен в среднем до 15 лет. Но это не точно.

    «В современной практике довольно распространены случаи эксплуатации ГОУ со сроком эксплуатации 40 и более лет. Его истечение вовсе не означает, что ГОУ не будет являться эффективной. Взять как пример обычный циклон, в котором очистка газовоздушных выбросов осуществляется за счёт действия центробежной силы и силы тяжести. Если на корпусе аппарата очистки газов отсутствуют сквозные отверстия и вмятины, а параметры поступающего в ГОУ газовоздушного потока соответствуют проектным, такая ГОУ будет эффективна не меньше новой», — уточняет Денис Дубовец.

    Что касается непосредственно рукавных фильтров, то, по словам Алексея Соломатова, периодичность обслуживания напрямую связана с качеством входящих инертных материалов, которое, к примеру, может быть выражено той или иной степенью запылённости щебня. Кроме того, говорит спикер, свою роль играет точное выполнение оператором технологий производства асфальта без завышения температурных режимов, а также используемый вид топлива для горелки сушильного барабана.

    «Условно, если вы работаете на загрязнённом мазуте, то замена фильтров может понадобиться уже через два месяца, а если на природном газе и при этом следите за температурами, при 8-часовом рабочем дне, со средней производительностью — через два года. Здесь всё индивидуально.
    Что касается процесса монтажа-демонтажа фильтров, то он относительно прост.

    Для понимания временных затрат: установка одного элемента при оснащении нового блока рукавных фильтров занимает 2–3 минуты. Другое дело, если рукава были изначально установлены неправильно или повреждены во время работы: в этом случае пыль окажется внутри элемента, забьёт фильтр, и тогда демонтировать его будет очень сложно, — вплоть до разрезания рукава», — делится г-н Соломатов.

    Он также акцентирует внимание на том, что игнорирование необходимости замены повреждённых рукавов ведёт не только к увеличению выбросов вредных веществ в атмосферу и, как следствие, возможным штрафам со стороны природоохранных органов, но и к дальнейшему повреждению колеса дымососа за счёт постепенного истирания абразивными частицами.

    «Подбор нового аппарата для очистки газопылевых выбросов вместо изношенного оборудования на АБЗ обязательно должен проводиться в соответствии с современными экологическими требованиями и нормативами качества атмосферного воздуха. Работа пылеулавливающего оборудования не должна зависеть от изменения режима работы, технологии производства и качества используемых материалов.

    Во избежание снижения эффективности улавливания необходимо периодически проводить проверку оборудования. Желательно не реже 1–2 раз в год проводить обследование системы газоочистки с привлечением организации, специализирующейся на инжиниринге систем газоочистки, и/или производителя таких систем. Текущее обслуживание оборудование, как правило, выполняется специалистами заводов и требует замены рукавов раз в 1–5 лет в зависимости от условий эксплуатации», — предостерегает Сергей Усачёв.

    В соответствии с требованиями действующего природоохранного законодательства на газоочистных установках текущий и капитальный ремонты проводят в сроки, установленные в паспорте завода-изготовителя, напоминает Денис Дубовец. По его словам, два раза в год необходимо менять фильтрующие материалы и клиноременную передачу электродвигателя, чистить бункер — сборник уловленной пыли или другую ёмкость и др.

    «Производители непрерывно реализуют программы НИОКР. При поиске новых усовершенствованных способов защиты окружающей среды, пригодных как в нынешней ситуации, так и для применения в будущем, используют самые современные инструменты инженерных разработок. Это необходимо, чтобы оборудование соответствовало постоянно повышающимся требованиям со стороны государства», — резюмирует представитель «Финго-Комплекса».


    Подготовил Артём Щетников. Фото предоставлены ООО «Завод СОЛОМАТИК» (SOLOMATIC)

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    асфальтобетонный завод | строительство дорог | экология
    Поделиться:
    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
    Понравился материал?
    Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
    subscription
    Телеграм-канал iGrader Свернуть

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: