К летнему сезону – приготовиться. Технологии и материалы для дорожников

Летний сезон для дорожников наступит уже совсем скоро. С учётом тёплой зимы работы по ремонту и строительству могут начать даже не в мае, а раньше. Да и снегоуборочные отвалы с пескоразбрасывателями на КДМ уже скоро предстоит менять на соответствующие погоде. Посмотрим, к чему готовиться организациям, отвечающим за восстановление и содержание дорог?

Битумы и герметики

Специалисты ООО «Битум» разработали двухкомпонентный битумно-полимерный герметик холодного применения. Заявлено, что его рекомендуется применять в качестве заполнителя камеры деформационного шва или для смешивания с минеральными наполнителями для организации щебеночно-мастичных деформационных швов (ЩМДШ) для мостов. Для смешивания компонентов достаточно обычного венчика. Разработчики отмечают, что пользователи могут регулировать «время жизни» герметика, т. е. момент времени, которое пройдёт между вводом второго компонента и запуском реакции поликонденсации, до момента перехода герметика в рабочее состояние.

Основным компонентом герметика является битум, поэтому производитель уверен, что новый продукт займёт ценовую нишу между герметиками горячего и герметиками применений (которые в большинстве своём везут к нам из других стран). Производство обещают наладить уже в этом году.

Сбор данных о состоянии дорог

Правильная оценка состояния дорог — это работа, которая может сэкономить миллионы рублей. Начиная с этого сезона на федеральных и региональных дорогах будет работать мобильная лаборатория «ГРАНД». Современное оборудование позволяет, используя самые современные методы цифровизации, создавать виртуальную модель дороги.

Заказчику выдают ведомость по всем конфликтным участкам, местам, где нужно заменить знаки, установить светофоры, отремонтировать дорожное покрытие, обновить разметку и так далее. Процесс полностью автоматизирован, субъективность оценки исключена, на цифровой модели можно приблизить и рассмотреть все спорные моменты. В итоге это даёт возможность правильно спланировать бюджет и направить средства туда, где нужен срочный ремонт.

Организация движения на время ремонта

ДТП по причине дорожного ремонта — страшный сон любого подрядчика. Дорога сужается, из двух полос остаётся одна, водители нервничают на жаре… Самый действенный способ упорядочить дорожное движение и обезопасить себя от возможных неприятностей — установить мобильный светофор. Правда, подрядные организации их не жалуют из-за типовых проблем: пропадает связь, поскольку за городом сотовые вышки ловят не везде, сложное программирование, неудобный режим, громоздкость и неудобство конструкции креплений и т. п.

В этом сезоне производители решили вопрос радикально. Компания «Айтехникс» представила новый мобильный светофор собственной разработки. Светофоры синхронизируются одновременным нажатием буквально двух кнопок, сотовая и радиосвязь не применяются, настройки очень просты и интуитивно понятны, все кнопки и настоечное табло, где видно состояние рабочего режима, выведены на панели светофора. Полное соответствие ГОСТам и минимальное энергопотребление.

В комплектацию входят разборная стойка-пилон и светоотражающий экран, что обеспечивает видимость даже в сильный туман. Всё это в новых мобильных светофорах ITS.

Автоматизация

В ряде регионов ДРСУ и принадлежащие им АБЗ всё ещё используют ручную выписку ТТН, паспортов качества, работают в разрозненных таблицах Excel, а бухгалтерия месяцами сводит отчётность. А собственнику производства сложно контролировать несанкционированное использование сырья и готовой продукции, если он не находится круглосуточно на заводе.

«Комплексное отраслевое решение RS-Balance 3. Дорстрой (Управление дорожным строительством) позволяет работать в новом формате операционной деятельности Цифровой экономики». Вся информация в системе доступна руководству через интернет на смартфоне, планшете, компьютере. Автоматически идёт приём материалов в системе и отгрузка продукции. Весовщик не может ввести вес вручную, транспорт не может заехать на территорию или выехать без взвешивания, весь учёт и списание материалов происходит в режиме реального времени.

При каждом взвешивании IP-камеры распознают номер ТС и сохраняется фото. Все попытки обмануть систему (проезд без взвешивания, повторное взвешивание одной и той же машины) сразу же станут известны руководителю. Документы на весовой система печатает автоматически и транспорт не простаивает», — рассказывает старший менеджер по работе с клиентами ООО «Эр-Эс Софтлаб Рисерч» Игорь Кузнецов.

Но автоматизация для сокращения издержек нужна не только на предприятиях. К примеру, в Красноярском крае в новом дорожном сезоне стоит задача по включению системы дорожного освещение в общую интеллектуально-транспортную систему города. Во многих населённых пунктах обслуживанием светофоров и сети уличного освещения занимается одна организация. Поэтому компания «Модульные системы управления» («МСУ») разработала новое программное обеспечение для регулирования освещения на городских, краевых и федеральных дорогах. Автоматизированная система управления наружным освещением («АСУНО-24») создаёт оптимальный график освещения, ориентируясь на детекторы транспорта. На краевых дорогах есть участки, по которым в ночное время машины практически не ездят. На них в то время, когда нет какого-либо средства передвижения, можно отключать каждую третью лампочку. Следствие — 30% экономии электроэнергии. Как только детектор уловит движение, лампочки снова включатся.

В городе график освещения дорог будет зависеть от продолжительности светового дня и может изменяться ежедневно. Проще говоря, если сегодня солнце садится в 19:46, а встаёт в 8:12, то именно в это время лампы будут включены. Есть и возможность локально контролировать уровень света в случае чрезвычайной ситуации. В случае ЧП в определённом районе можно усилить или, при необходимости, понизить освещение.

В этом году систему «АСУНО-24» планируют внедрить в Норильске – для заполярного города это принципиально важно.

Разметка для Дальнего Востока

В Хабаровске открылся большой склад материалов для разметки дорог производителя «Формула-К». Для Дальнего Востока принципиально важны сроки доставки. Возможность не везти материалы через всю страну, а получить с местного склада – это удобство, которое трудно недооценить во время дорожного сезона. Необходимость приобретения не универсальных, а адаптированных материалов стала очевидной несколько лет назад, и только таким образом можно повысить безопасность на дорогах, сделав разметку круглогодичной.

Краска, термопластик, холодный пластик специально адаптированы для регионов со сложными климатическими условиями. В хабаровском представительстве работают сотрудники, имеющие опыт в нанесении разметки, готовые проконсультировать разметчиков в вопросах как применения тех или иных материалов на конкретном покрытии, так и в настройке разметочной техники.

Противогололёдные материалы попадут под ГОСТ

А уже в скором времени в регионах придётся пересмотреть материалы для обработки дорожного покрытия. В Росавтодоре обсуждают разработанный ГОСТ Р 58427-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы противогололёдные для применения на территории населённых пунктов. Общие технические условия».

Сейчас в разных городах применяют реагенты, которые выбирают по своим соображениям. В ряде регионов после массовых протестов жителей и учёных отказались или сократили использование известного «Бионорда». Где-то по старинке дороги посыпают песчано-соляной смесью. В общем, единых требований нет.

Этот пробел и призван устранить новый документ. В нём прописаны показатели вязкости, температуры кристаллизации, плотности, рН и гранулометрического состава твёрдых реагентов, комбинированных и фрикционных противогололёдных материалов. На момент сдачи номера в печать ГОСТ Р ещё не утвердили. Но в любом случае, в Росавтодоре предлагают ввести в действие национальный стандарт с июня 2021 года, при этом отложить вступление в силу более жёстких требований к гранулометрическому составу фрикционных материалов до 2024 года.

Подготовили Артём Щетников и Марина Шиликова

Статья опубликована в журнале Грейдер №2 2020

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.