«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
Руководитель Управления автодорог по Красноярскому краю Андрей Журавлёв — частый гость на страницах нашего журнала. Он не боится говорить о проблемах в отрасли и возможных путях их решения. Эти вопросы обсуждали и на ежегодном заседании Совета директоров ассоциации органов исполнительной власти в области транспорта субъектов Российской Федерации «РАДОР». Об этом, а также о реализации нацпроекта, трудностях внедрения контрактов жизненного цикла и другом мы и поговорили.
— Андрей Вячеславович, чему была посвящена встреча членов ассоциации «РАДОР»? Каким проблемам и задачам уделяли внимание?
— КРУДОР состоит в Ассоциации, включающей в себя все региональные управления дорог, больше 20 лет. Ежегодно на этой площадке мы обсуждаем вопросы, которые возникают у регионов. И, чтобы нам не ходить по одному по всем кабинетам, Ассоциация активно отстаивает интересы дорожников на федеральном уровне.
Взаимодействие с органами власти уже зарекомендовало себя с точки зрения результативности, а учитывая, что в Ассоциацию включены дорожники почти со всей страны и проблемы у них примерно одинаковые, это эффективный инструмент в глобальном масштабе. Нас начинают слышать.
Обсуждение на минувшем заседании можно разделить на два блока. Первый связан с работой Ассоциации, где рассказывали о результатах деятельности за 2018 год, какие законодательные акты подготовлены и направлены в ГосДуму, какие проблемы удалось решить. Второй прошёл с участием представителей Росавтодора, Счётной палаты, ГИБДД, здесь обсуждали нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
В первый же день нашей поездки мы приняли участие в видеоконференции с регионами, не достигшими показателей нацпроекта. В Доме правительства, где проходила видеоконференция, чётко обозначили недопустимость отставания. Нужно отметить, Красноярский край в этот список не попал. Мы находимся выше среднего уровня среди регионов. До 31 мая, как и было запланировано, завершились практически все торги. Из-за сложностей с экспертизой пришлось позже отторговаться по реконструкции переходящего объекта. У всех регионов есть свои трудности: у кого-то корректировка замечаний, у кого-то ФАС нашёл нарушения в документации и т. д. Для объяснения есть масса причин, но, тем не менее, задача стоит, и к её выполнению надо стремиться.
— Много полезного можно вынести для деятельности на этих заседаниях Ассоциации?
— Конечно, на заседания приглашают тех, кому есть что рассказать. РАДОР постоянно собирает информацию, интересный опыт дорожников, анализирует и приглашает исполнителей рассказать о практике. После выступления те, кому это интересно, обсуждают вопросы с докладчиками, обмениваются опытом. Зачастую мы даже с ближайшими соседями общаемся в Москве. Казалось бы, Новосибирск и Хакасия рядом, но у всех своя работа, не до общения. А обмен информацией всегда придаёт тонус, стимулирует. Когда видишь, что у коллег что-то хорошо, а у тебя этот вопрос провисает, хочется провести работу над ошибками. Яркий пример: пункты динамического взвешивания транспортных средств. В Новосибирске их уже 5, и мы начали работать над увеличением их количества.
— В стране с 2017 года идёт реализация федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» (БКД). Красноярск активно в нём участвовал, отремонтировав дороги агломерации и внутригородские объекты. Теперь появился национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД).
В чём разница?
— В проект БКД попали не все регионы. БКД, с точки зрения прагматичного подхода, охватил города-миллионники с их пригородами, обеспечив комфортные дороги для большего количества населения. Увидев результаты, остальные регионы тоже заявили о желании получить федеральное софинансирование. В итоге появился нацпроект БКАД, в который вошли все регионы, кроме Москвы и Санкт-Петербурга.
— Красноярский край участвует в обоих проектах?
— В общем, да, но мы их не разделяем. БКД остался в уличной сети внутри Красноярска, а БКАД охватывает дороги регионального значения, всю нашу сеть в 14 000 км. Масштабные задачи стоят до 2024 года. На 2020 год у КРУДОР уже сформирован перечень объектов, по которым разрабатывают проектную документацию.
Ориентируемся на ремонт 254 км в каждом районе края, плюс поэтапно реализуем крупные проекты, например, реконструкцию дороги Красноярск – Солонцы. Приступим к реконструкции автодороги «Обхода г. Красноярска», где расширим до 4 полос спуск от кольца Северного шоссе до развязки с Солонцами, сделаем освещение. Дальше в планах реконструкция автодороги Красноярск – Элита, переезд в посёлке Зыково, путепровод на автодороге «Саяны» в районе станции Камарчага, сделаем освещение от Дрокинской горы до Солонцов. Ежегодно планы будут корректироваться с учётом состояния дорог в крае.
Опасений насчёт того, что мы не справимся с задачами, у нас нет. Пока объёмы финансирования не изменились и в ближайшей перспективе останутся на том же уровне. Софинансирование федерального бюджета с дорожным фондом примерно равное. Расходы жёстко контролируют.
Отмечу, что для края прошлый год был даже более напряжённым из-за Универсиады, в связи с чем и по нацпроекту увеличивали финансирование. В этом году оно сократилось.
— В крае довольно много участков дорог с гравийным покрытием. Можно ли надеяться, что по нацпроекту покрытие заменят на асфальтобетонное?
— Пока главная задача нацпроекта — приведение существующего покрытия в нормативное состояние. Хотя есть объекты, которые когда-то были асфальтированы, но их не ремонтировали очень давно. Такие изношенные участки будем восстанавливать.
Перевод гравийных дорог в капитальный тип покрытия — это намного дороже. Но мысли такие у нас есть, особенно проблема актуальна для населённых пунктов с транзитным движением. Перечень таких дорог у нас есть, но, к сожалению, пока не подкреплён финансированием.
— У нас в крае много зимников и паромных переправ. Можно ли рассчитывать на строительство мостов по БКАД?
— Нацпроект, к сожалению, не включил в себя строительство и ремонт мостов. Это связано с тем, что в процессе формирования БКАД Федерации нужно было сформировать цели, отталкиваясь от текущих показателей. По автодорогам статистика есть, так как в Росстат ежегодно предоставляют информацию о диагностике состояния дорожной сети. И вот исходя из базовых показателей по России, объёма финансирования и усреднённой стоимости ремонта, определили возможное количество отремонтированных километров дорог при целевом использовании бюджета. По мостам такой централизованной информации нет, следовательно, Федерация не может распределить финансирование. Но вопрос включения мостов в нацпроект обсуждается. Уже есть требование сбора необходимых данных, после чего сформируют принципы финансирования. И возможно в ближайшие годы мосты тоже войдут в состав нацпроекта.
— В последнее время много разговоров идёт о внедрении контрактов жизненного цикла (КЖЦ). По-вашему, готова ли отрасль к ним?
— Для дорожников вопрос с КЖЦ – очень болезненный. Очень эмоционально на том же заседании Ассоциации РАДОР выступали представители некоторых регионов, заявляя о невозможности соответствия показателям. Абсолютное большинство регионов придерживаются мнения, что вводить КЖЦ ещё рано. Если сейчас начать этот процесс, то контрактация выйдет скорее формальная, «притянутая за уши». Хотя президент России строго предупреждал участников национального проекта о недопустимости формализма и качественном достижении показателей. С КЖЦ в 2019 году, на мой взгляд, полноценного контракта, с учётом бюджетного планирования и уже зафиксированных обязательств, не выйдет.
В идеале механизм такой: отремонтировав участок, организация должна его некоторое время содержать. И подрядчик, зная об этом, выполняет работы максимально качественно, чтобы исключить лишние затраты в будущем. Логика понятна, возникает много «но».
Например, краевую сеть дорог уже содержат организации и контракты заключены и на следующий год. А бюджетный цикл у нас вообще запланирован на 2 года, тогда как КЖЦ должен быть сроком более трёх лет. То есть возникают юридические сложности.
Технические проблемы тоже есть. Я не представляю пока, как подрядчик будет ремонтировать 5 км дороги в Абанском районе на расстоянии от Абана свыше 50 км. Как правило, всю сеть содержит один подрядчик, а вот на эти 5 км, получается, выйдет тот, кто победит на торгах по ремонту. И вот он должен доехать на грейдере до отремонтированного другой организацией участка, поднять отвал, проехать 5 км и дальше начать чистить?
— А какое решение видите?
— Делать контракты жизненного цикла, как это положено, начиная со всего комплекса. Есть объект реконструкции, и подрядчик отвечает за весь комплекс работ. Законодательно же закреплено, что к КЖЦ относятся работы по проектированию, строительству, реконструкции и дальнейшему содержанию объекта. Работа по КЖЦ ведётся. Да, в 2019 году таких контрактов будет немного, это, так сказать, «первые ласточки». В будущем же, при отладке механизма, планируем активно переходить на должный уровень.
— Будет ли распространяться действие КЖЦ на мостовые сооружения?
— Как такового понятия «содержание мостов» нет. В каждом регионе, конечно, по-разному. В Красноярском крае содержание мостов отделено от содержания дорог. Первым занимаются мостовые организации. Но это не строительство, не реконструкция и не капитальный ремонт. Это текущие работы, связанные с деформационными швами, укреплением откосной части, бетонные и лакокрасочные работы.
— Насколько я знаю, вы также побывали на выставках bauma-СТТ и «ДорогаЭкспо». Увидели что-то новое, интересное, что можно взять на вооружение в регионе?
— Поразительного, пожалуй, ничего не увидел. Вся техника и технологии знакомы. Но что хотел бы начать использовать в регионе — это ресайклинг. Учитывая состояние отдельных дорог, технология актуальна для внедрения. Мы лет 15 назад пользовались ей.
Специальная машина едет по тому, что осталось от дороги, собирает покрытие, перерабатывает и выдаёт за один проход довольно прочное основание для дорожной одежды. Сейчас у наших подрядчиков таких машин нет. Но если создать несколько проектов по такой технологии, в принципе, дорожным организациям будет это интересно, и они приобретут оборудование. За сезон мы могли бы восстанавливать таким образом порядка 40 км.
В Красноярском крае по нацпроекту БКАД в 2019 году дорожные работы пройдут на 114 объектах. 79 из них — объекты региональной дорожной сети. В июне подрядные организации начали ремонтные работы на автодорогах Канского, Абанского, Ачинского, Балахтинского, Большемуртинского, Енисейского, Емельяновского, Ирбейского, Каратузского, Курагинского, Краснотуранском, Минусинского, Мотыгинского, Назаровского, Рыбинского, Уярского, Тасеевского, Тюхтетского и Шарыповского районов.
Беседовал Артём Щетников
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: