АБЗ — экономика вопроса

Число асфальтобетонных заводов в регионах России увеличивается с каждым годом. Где-то с ними борются экологи и природоохранная прокуратура, где-то их слишком много и спрос на продукцию мал, где-то АБЗ не хватает.

Время ремонта

Асфальтобетонные заводы с началом сезона запустили производство смесей для дорожников. И с каждым годом их количество растёт. На место закрытых нелегальных производств приходят новые.

Благо, предложений от поставщиков АБЗ — не счесть. Традиционно, в Россию везут установки из Китая, Южной Кореи и Украины. В европейской части страны ещё покупают германские заводы, но их доля постепенно сокращается.

«Модели АБЗ очень даже существенно различаются по цене, комплектации, мобильности, производительности, качеству производимой смеси, программному обеспечению и цифровизации управления.

Например, производительность при 3 % влажности на разных моделях заводов может составлять от 5 тонн в час до 350 тонн в час — существенные отличия уже очевидны.

Производство асфальтобетона может быть непрерывным, а может быть циклическим. Сам АБЗ может быть стационарным, может быть быстрого монтажа, а может быть мобильным.

Может быть партерного типа — невысокий, но занимать большую площадь, а может быть башенного типа — для такой модели не нужна большая площадка.

По комплектации модели АБЗ тоже прилично различаются. Например, для склада агрегатных материалов может быть 4 бункера, а может быть 12.

Горелка сушильного барабана может работать на одном виде топлива, а может и на четырёх», — поясняет руководитель проекта ЦКАД-4 Группы Компаний «Автобан» Игорь Полынцев.

В последние годы выросло число мобильных заводов. К слову, именно они чаще всего и являются предметом показательной порки со стороны властей и правоохранительных органов.

Ушлые предприниматели давно смекнули, что если вложить с десяток миллионов рублей в покупку АБЗ, выиграть госконтракт на поставку асфальтобетона (или вступить в сговор с подрядчиком), то безо всякого оформления документов, установка окупится за сезон.

Да ещё и маржу принесёт крупную. А если вдруг запахнет жареным, то завод за пару дней можно разобрать и перевезти в другое место.

Радует лишь то, что законно ведущие бизнес крупные дорожные организации предпочитают в таких мутных схемах не участвовать и сами производят асфальт на собственных мощностях.

Руководитель отдела инжиниринга «КитСтройГруп» Евгений Страбыкин

«Мобильные заводы производят с колёсными парами. Они готовы к переезду с одной площадки на другую и быстрому монтажу на новом месте.

В заводах непрерывного действия увеличение производительности достигается за счёт постоянной непрерывной подачи материалов в миксер.

Все более популярными становятся мини-заводы до 60 тонн в час с двухвальным миксером, но без разделения инертных на фракции в виброгрохоте.

В этом случае инертные разной фракции загружаются в бункеры-питатели, откуда после взвешивания поступают сразу в миксер (без узла грохочения).

Такая модификация существенно дешевле, а качество асфальта на выходе соответствует всем ГОСТам», — рассказывает руководитель отдела инжиниринга «КитСтройГруп» Евгений Страбыкин.

Курс на экологию

Несмотря на то, что Год экологии давно прошёл, вопрос загрязнения атмосферы остаётся актуальным. Ежегодно общественные деятели в разных регионах находят какой-нибудь АБЗ, которому объявляют войну из-за выбросов. Это в какой-то степени тоже стимулирует рынок установок — если уж не покупать новую, то хоть на комплектующие раско

шелиться приходится.

Коммерческий директор ООО «КРЕДМАШ» Михаил Кошелев

«Сейчас многие асфальтобетонные установки модернизируют — ускоряют смешивание смесей, улучшают пылеочистку завода для большей экологичности. Раньше все АБЗ выпускали только на циклоне, сейчас применяются рукавные фильтры.

Таким, образом заводы в любом случае постепенно улучшаются. Покупка и монтаж завода производительностью 60 т обойдётся в около 30-35 млн рублей.

Потребителю нужно ежегодно закладывать на ТО и замену изнашиваемых деталей порядка 1,5 млн рублей», — отмечает коммерческий директор ООО «КРЕДМАШ» Михаил Кошелев.

«Поставляемые заводы по умолчанию имеют фильтр-циклон. Кроме того, они могут комплектоваться фильтром влажной очистки или рукавным фильтром. Наибольший эффект даёт рукавный фильтр.

К тому же собранный в нём минеральный порошок используется как сырье при производстве смеси на этом же заводе. Мы всегда рекомендуем на заводах от 60 тонн в час не поскупиться на рукавный фильтр.

Норма выбросов при его использовании удовлетворит любого эколога. А стоимость самого фильтра за сезон окупится из-за экономии на минеральном порошке, который из фильтра идёт в силос и используется как сырьё при выпуске смеси», — подтверждает Евгений Страбыкин.

Тут отметим, что вопрос экологии зависит сугубо от сознательности владельца асфальтобетонного завода. Дело в том, что рукавный фильтр увеличивает стоимость АБЗ.

А закон пока не запрещает эксплуатировать дешёвые в обслуживании фильтры-циклоны и, по словам г-на Кошелева, «для перехода на более экологичное оборудование нужна инициатива от государства и от экологов».

Дорого — на значит сердито

Фото: slavdorstroy.com

Кроме вышеописанного способа экономии, в том числе и за счёт наших с вами лёгких, вполне естественно, что ещё при покупке АБЗ у предпринимателей из сегментов малого и среднего бизнеса возникает острое желание сохранить максимальное количество денег.

Инвестировать огромные суммы в качественные установки позволяют себе в основном давно работающие на этом рынке компании. Остальные изучают предложения от посредников с дешёвыми китайскими поставщиками и объявления вторичного рынка.

«Например, отечественный б/у АБЗ производительностью до 40 тонн в час можно купить и за 3 млн рублей. Правда, о высоком качестве выпускаемой смеси, о системах ресайклинга асфальта, подачи волокнистых или поверхностно-активных добавок можно будет забыть.

Скорее всего, что через пару месяцев работы такой завод уже потребует вложений в модернизацию и ремонт. А новый комплекс из линейки Amman, например, Amman Super Quick производительностью до 350 тонн в час может стоить порядка 150 млн рублей.

Стоит учитывать, что цены на одну и ту же модель АБЗ могут различаться на миллионы рублей — продавец может включить в стоимость контракта демонтаж, погрузку, транспортировку, шеф-монтаж на месте и обучение персонала, даже если вы в состоянии все это организовать собственными силами.

Во многом итоговая стоимость будет зависеть от состояния АБЗ, который, как и автомобиль, можно купить новый, а можно и б/у», — рассуждает Игорь Полынцев.

Правда, обслуживать нужно, что европейские, что азиатские. И стоит сразу же оценить свои финансовые возможности, чтобы не попасть на выставленную неустойку от дорожников за сорванные сроки ремонта дороги из-за простоя смесительной установки.

«Сумма инвестиций зависит от выбранной производительности АБЗ. Для автоматического завода производительностью 10 тонн в час объём инвестиций на данный момент составляет около 7 млн руб.

Для завода производительностью около 100 тонн в час — 35 млн руб. При этом на стоимость завода влияет выбранная комплектация и опции — бункера-накопители, рукавные фильтры, дополнительные бункеры хранения мин. порошка, система подачи целлюлозы — всё это опции, сильно влияющие на итоговую цену проекта.

С поставкой АБЗ мы всегда рекомендуем кроме имеющегося ЗИПа брать запчасти из расчёта на год обслуживания. Скупой платит дважды, и поломка в сезон может принести убытки, если на складе нет нужной запчасти и её доставку нужно ждать.

По бюджету на сезон на завод средней производительности (60 тонн в час) примерно 600-800 тысяч рублей нужно резервировать на запчасти, быстроизнашиваемые части и другой форс-мажор», — советует представитель «КитСтройГруп».

Другой вопрос — в оплате за обслуживание специально обученным людям. На случай, если своих опытных специалистов в штате нет.

«Если есть специалисты, которые прямо на заводе занимаются обслуживанием АБЗ, то самому этим заниматься не нужно. Если же они имеют недостаточную квалификацию, необходимо вызывать других специалистов.

Но, в принципе, обслуживать АБЗ своими силами возможно. В поставке и монтаже завода есть свои тонкости, которые нужно хорошо знать. К примеру, нужно соблюдать регламент обследования газовода — с точной периодичностью проверять его, чтобы вовремя смазать ту или иную деталь.

Если человек знает, как это делать, то может обслуживать АБЗ, но всё-таки лучше обращаться к специалистам», — говорит г-н Кошелев.

Цементобетон пока далеко

Руководитель проекта ЦКАД-4 Группы Компаний «Автобан» Игорь Полынцев

«Без контрактов ближайшие 10 лет производители асфальтобетона точно не останутся. Рынок производства и сбыта асфальтобетона напрямую зависит от состояния дорожной сети и динамики дорожного строительства, а в России дорожное строительство преодолело сокращение рынка и стагнацию, вызванную кризисом 2014-2016 гг., и находится на пороге подъёма.

В России по-прежнему дефицит предложения — катастрофически не хватает новых качественных дорог. Протяжённость федеральных автомобильных трасс в стране в 20 раз меньше, чем в Китае и в 10 раз меньше, чем в США.

До сих пор не преодолена старая радиальная схема, при которой нет удобной связи между регионами, а все основные дороги стремятся вМоскву, где упираются в вечную пробку на МКАД. Очевидная беда с дорогами стала основанием того, что в майских указах Президент поставил задачу удвоить до 2024 г. общий объём инвестиций в дорожное строительство до 11 трлн рублей.

Нацпроект «Безопасные и качественные дороги» — второй в стране по объёму инвестиций: к 2024 году из федерального бюджета на него будет перечислено 4,78 трлн рублей. К 2020 году планируется построить 18 000 км новых федеральных дорог — это без учёта регионального и муниципального дорожного строительства.

Один только трансконтинентальный проект «Европа — Западный Китай», который сейчас находится на этапе разработки предпроектной документации, предполагает строительство автомагистрали протяжённостью 2300 км.

Одномоментно строительство десятков тысяч километров новых дорог на цементобетон при всём желании не переведут, так что говорить о снижении рентабельности или об отказе от асфальтобетонной смеси я бы не торопился».

Статья опубликована в журнале Грейдер №3 2019

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.

Обсуждение закрыто.

23.01.2020

40-тонный автокран-подъёмник «Челябинец» «Серия Плюс»

Всё чаще строительные организации стремятся к функциональности грузоподъёмных машин. ...

SHEHWA SD7N 31.01.2019

Бульдозер SHEHWA SD7N

Бульдозер SHEHWA SD7N можно охарактеризовать как одну из популярных в строительной ...

EarthForce S18 12.10.2018

Мини-погрузчик Earthforce S18: мал, да удал

Мини-погрузчик Earthforce S18 оснащён четырёхцилиндровым японским двигателем Kubota / ...

ДЭК-1001 10.10.2018

Дизель-электрический гусеничный кран ДЭК-1001

Дизель-электрический ДЭК-1001 — кран на гусеничном ходу с грузоподъёмностью 100 тонн, ...

Полуприцеп Front 05.09.2018

Полуприцеп Front с отстёгивающимся периметральным гусаком

Модель Front с периметральным гусаком позволяет экономить длину автопоезда. И при ...

01.10.2017

Автогрейдеры John Deere: изменения к лучшему

Компания John Deere всегда прислушивается к мнениям своих заказчиков и на основании этого ...