• COMTRANS – крупнейшая в России выставка коммерческих автомобилей.
    Узнать больше Свернуть
    Развернуть

    COMTRANS – крупнейшая в России выставка коммерческих автомобилей.
    Ведущие компании-производители продемонстрируют новинки грузовиков
    и грузовых LCV, автобусов большого и малого классов, специальной автотехники,
    прицепов и полуприцепов, запчастей и комплектующих.

    Реклама. ООО «АйТиИМФ Экспо», ИНН 7708326524
    Erid: F7NfYUJCUneLuWRzkAQs

    Подробнее Свернуть
  • Трактор «Беларус» 82.1: старый новый знакомый

    Трактор «Беларус» 82.1. Обзор. Старый новый знакомый

    Ещё со времён существования СССР продукция Минского тракторного завода была и в полях, и на улицах городов, и на всевозможных базах, и на промышленных предприятиях. Их ценили за неприхотливость, ремонтопригодность и простоту. Конечно, как и любая техника, МТЗ «Беларус» имел свои «детские» болячки.

    Но с ними мирились.

    Собственно, и сейчас эти тракторы востребованы. По оценкам аналитиков, тракторы из Беларуси в России занимают более 90% рынка. И не удивительно, ведь по стоимости это самое бюджетное решение.

    Первые впечатления

    Ещё подъезжая к месту, где работает наш сегодняшний герой, замечаем, что мощи у него хватает. Вгрызаясь ковшом в кучу камней, задние колёса аж пробуксовывают. Оператор в кабине ловко орудует рычагами, так что КУН начинает подниматься, а сам трактор уже пятится задом, разворачивается и успевает подъехать к самосвалу, в которой и загружают камни.

    Машину собрали в конце 2020 года, а приобрели в апреле 2021-го. По секрету нам рассказали, что когда тракторист Андрей Василевич узнал, что руководство подумывает о приобретении новой машины, то на радостях вывел из строя предыдущий «Беларус». Кстати, именно Андрей Иванович и будет нам сегодня помогать знакомиться с техникой.

    Андрей Василевич, тракторист
    Испытатель: Андрей Василевич, тракторист

    «Я с армии пришёл в 1993 году в родное село и стал пахать на МТЗ-50 выпуска 1979 года. В 2000 году в город переехал, а тот трактор до сих пор ещё работает. Тут на «восьмидесятке» начал трудиться. Из изменений — вместо центрифуги масляный фильтр поставили, кабину просторной сделали и кулису переключения передач перенесли. А так всё то же самое.

    А, щиток приборов сделали электронным, который всё показывает: на ходу — скорость, остановился — в режим тахометра переключается, вал отбора мощности включаю — показывает, сколько оборотов на щётку подаёт. Там 3 положения, привод от колёс сделали», — сравнивает обновлённое поколение тракторов с предшественниками Андрей Василевич.

    Под капотом у «Беларус» 82.1 неизменно расположен 4-цилиндровый Д-243 Минского моторного завода мощностью 81 л. с. По сути, тот же классический советский силовой агрегат, только с приставкой S2. Экологический класс повысили.

    Машина оснащена такой же старой и надёжной коробкой передач — 18 скоростей вперёд и 4 назад.
    Топливные баки производитель закупает у белорусского ОАО «Инвет», специализирующегося на полимерных материалах. Ёмкости расположены в задней части — один на 67 литров, второй — на 63 литра.

    Трактор «Беларус» 82.1

    Там же в задней части расположено гидравлическое навесное устройство, выдерживающее 3,2 т. Под ним — вал отбора мощности.

    В передней части у трактора в свободном доступе находится портальный мост с коническими редукторами. За несколько десятков лет жалоб от эксплуатантов конструкторы наконец сподобились заменить четырёхгранные болты на шестигранные. Так что обслуживать ходовую часть стало проще. Кстати, такой же болт появился и на коробке передач для смазывания выжимного подшипника.

    Трактор «Беларус» 82.1

    В кабине со времён первых тракторов 80-й серии мало что изменилось. Для подъёма внутрь всё та же железная лесенка. По сравнению с современными импортными тракторами тут всё очень аскетично. Ни подлокотников на кресле, ни розетки USB, ни подстаканников, ни прочих удобств.

    Трактор «Беларус» 82.1

    Хотя улучшения есть. Например, на приборную панель «одели» в экокожу. Смотрится теперь гораздо приятнее. Да и в целом внутренняя часть кабины обтянута кожзамом с уплотнителем, что положительно сказалось на шумоизоляции. Само рулевое колесо тоже сделано из более мягкого пластика.

    Органы управления расположены… — а везде они расположены. Под сиденьем — рукоятка для выбора одного из трёх положений работы вала отбора мощности. Для переключения повышенной и пониженной передачи — отдельный демультипликатор между педалями аккурат под рулевой колонкой.

    Справа от рулевой колонки размещены три рычага управления навесным оборудованием. Садишься в кресло — и по правую руку ещё несколько рычагов, включая «кочерги» для переключения передач, подключения переднего моста и ручного управления газом.

    Зеркало заднего вида в кабине по традиции смещено в правую сторону. Трактористы прозвали его «для бритья», так как во время движения из-за вибрации в нём ничего толком не разглядишь.

    Трактор «Беларус» 82.1
    Трактор «Беларус» 82.1
    Трактор «Беларус» 82.1

    Об эксплуатации

    При взгляде на обилие рычагов кажется, что управлять трактором очень сложно. Но глаза боятся, а руки делают. Да, для запуска машины требуется соблюсти конкретный алгоритм: включить массу, перевести рычаг газа в рабочее положение, а рычаг переключения передач в пониженный или повышенный диапазон, и повернуть ключ зажигания. Трогаться можно с любой передачи.

    Трактор «Беларус» 82.1

    «Беларусы» — вообще неубиваемые, коробки вечные, двигателя по 20 лет ходят. Главное за воздушным, топливным и масляным фильтрами смотреть. Из недостатков только резину на колёсах отмечу да отсутствие кондиционера. Если жара и ветра нет, то никакие форточки не спасают», — вытирает со лба пот Андрей Василевич.

    На самом деле, кондиционер к модели придумали. Даже в двух вариантах: накрышном и подкапотном. Только это опция.

    Трактор «Беларус» 82.1

    Спасибо хоть кресло на воздушной подушке, хоть позвоночник не высыплется на кочках. Правда, на совсем уж рыхлой почве или том, что в нашей стране называют направлениями, сразу вспоминается песенка: «Крепче за баранку держись, шофёр». К слову, сиденье и рулевую колонку можно легко отрегулировать для операторов различной комплекции и роста.

    «Подвеска жёсткая у него. А рессоры ему на кой? Он неустойчивый будет», — отрезает Андрей Иванович, предвосхищая наш вопрос об удобстве в движении.

    По дороге крейсерская скорость трактора составляет 45 км/ч. Наш испытатель говорит, что «если насос крутануть, то и быстрее поедет. Только двигатель изнашиваться будет быстрее». Так что это ни к чему машине, тем более что она ещё на гарантии.

    Трактор «Беларус» 82.1

    Расход обычно при работе на пашне 13 литров на сотню, а при обычной эксплуатации в качестве коммунальной техники или при погрузочных работах — 8-9 литров. Кстати, как говорит Иван, эти тракторы могут работать даже на чистом керосине.

    «Я на нём щёткой работаю, дороги чищу. Лопату вешаю, вилы для загрузки веток. А так на него вообще много навесного придумано», — объясняет тракторист.

    Трактор «Беларус» 82.1

    Гидравлика здесь чешская, от Jihostroy. Но то ли распределители слабые, то ли мощности насоса не хватает, то ли клапан плохо отрегулирован, то ли по какой-то причине, но работа КУНа запаздывает, несмотря на обороты двигателя.

    Между тем в качестве передней «навески» выступает фронтальный погрузчик ПКУ-0,8 от «Сальсксельмаш» с возможностью подъёма груза на высоту до 3,4 м. Оборудование проверено временем, так что тут ни добавить, ни убавить.

    Трактор «Беларус» 82.1

    Задняя навеска может работать со скоростью 540 и 1000 оборотов в минуту. Но в случае применения щётки на высокую производительность лучше не переключаться — может запросто отлететь. 540 оборотов вполне хватает.

    Трактор «Беларус» 82.1

    Вердикт

    Честно говоря, после знакомства с «Беларус» 82.1 складывается впечатление дежавю. Схожая картина с УАЗ «Таблеткой». Сколько лет выпускают, а изменения минимальные. Но тут всё же нужно понимать, что основное применение трактора — на пашне. Где чем техника проще, тем меньше шансов её выхода из строя. Да и починить «Беларуса» в тех же полях опытный механик может чуть ли не коленке.
    Для тех же, кто любит комфорт и современную электронику, тот же завод предложит, к примеру, модель 742.7. Но это уже совсем другие деньги и совсем другая начинка. Что скажется и на стоимости обслуживания.

    Трактор «Беларус» 82.1

    Технические характеристики трактора «Беларус» 82.1

    Двигатель — ММЗ Д-243S2, 81 л. с.;
    КПП — механическая, 18 вперёд/4 назад;
    задний независимый ВОМ — 540/1000 оборотов в минуту;
    грузоподъёмность оси навески — 3,2 т;
    клиренс — 645 мм;
    производительность гидронасоса — 45 л/мин.;
    глубина преодолеваемого брода — 0,85 м.


    Текст: Артём Щетников
    Фото: Евгений Ошкин

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Беларус | МТЗ | трактор
    Поделиться:
    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
    Понравился материал?
    Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
    subscription
    Телеграм-канал iGrader Свернуть

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: