Рынок мусоровозов ждёт подъём?
Фото: Евгений Ошкин

Рынок мусоровозов ждёт подъём?

Объявленная почти три года назад так называемая мусорная реформа пока ещё буксует, тем не менее региональные операторы всколыхнули рынок техники для вывоза бытовых и коммунальных отходов.

«В последние годы наметилась тенденция к росту. Это связано с тем, что после проведения мусорной реформы эта деятельность стала более прозрачной, в частности, стали понятны расходы как на вывоз мусора, так и на его утилизацию.

Кроме этого, заметно изменился взгляд больших городов к проблеме сохранения окружающей среды, и поэтому возникла потребность в обновлении автопарков, замене старых мусоровозов на новые, которые удовлетворяют современным стандартам экологичности по чистоте выхлопа, уровню шума и т. д.

Кроме этого, и сам бизнес стал предъявлять к мусоровозам более высокие требования в плане надёжности, доступности сервиса, времени безотказной работы. Если делать прогнозы по будущему рынка, то, безусловно, на мой взгляд, он будет продолжать расти», — комментирует коммерческий директор ООО «МАН Трак энд Бас РУС» (MAN Truck & Bus) Павел Селев.

С 2019-го по 2021 год на территории Российской Федерации зарегистрировано чуть больше 7000 новых мусоровозов с различными колёсными формулами, конкретизирует заместитель директора по маркетингу и развитию ООО «Турботракс» (официальный дистрибьютор Ford Trucks в России) Иван Касич.

При этом, по словам руководителя отдела оценки имущества ГК «Альфа-Лизинг» Кирилла Осипова, объём рынка мусоровозов в процентом соотношении на фоне всего объёма рынка грузовых автомобилей небольшой и составляет 2–3% ежегодно, что примерно равно 1500–2000 единиц.

С началом мусорной реформы в 2019 году рынок увеличился в три раза, оценивает директор департамента маркетинга ПАО «КАМАЗ» Сергей Колесников. Он говорит, что последние 2 года рынок стабилен и составляет 1500–1600 единиц в год мусоровозов на шасси «КАМАЗ» полной массой 14 тонн.

С точки зрения продаж мусоровозов, 2021 год был на уровне предыдущего, считает руководитель направления продаж коммунальной, дорожной и специальной техники ООО «Скания-Русь» (Scania) Олег Родионов. В компании показатели считают отличными, так как в московском регионе, где у Scania прошли основные сделки, сразу несколько операторов планомерно расширяют свои автопарки, постепенно осваивая новые территории, то есть идёт укрупнение бизнеса.

«Как часть развивающейся отрасли сбора, обработки и утилизации отходов, этот рынок находится в процессе формирования, на нём продолжается движение: в регионах меняются региональные операторы, перевозчики, поэтому новая техника востребована. В целом спрос превышает предложение, дефицит продолжает сохраняться со второй половины 2021 года. В связи с этим наблюдался достаточно серьёзный рост цен. Скорей всего, он ещё продолжится», — прогнозирует г-н Родионов.

Шасси и надстройки

Игроков на рынке мусоровозных надстроек вроде бы и немного, но конкуренция среди них большая. И это мы не берём в расчёт ломовозы и прочие машины с крюковыми захватами. Речь только о бункерах контейнерного типа с прессами.

Среди иностранных производителей спросом пользуется продукция Zoeller, NTM, FAUN Umwelttechnik GmbH & Co. KG, OMB Technology S.P.A, Hidro-Mak и Geesinknorba. Из российских надстроек в ходу модели от «Меркатор Холдинг», ОАО «Мценский завод Коммаш», челябинского завода «Спецмаш», Ряжского авторемонтного завода и Арзамасского завода коммунального машиностроения.

«Каждый второй мусоровоз на рынке РФ на шасси «КАМАЗ». Связано с тем, что на рынке работает множество известных заводов спецтехники, которые имеют опыт застройки мусоровозной техники на шасси «КАМАЗ», а также выбором линейки различных шасси под разные условия эксплуатации», — отмечает Сергей Колесников.

По данным Кирилла Осипова, лидером по застройке мусоровозными бункерами традиционно являются шасси «КАМАЗ», далее «МАЗ», потом «ЗИЛ» и «ГАЗ». Что касается иностранных, то представитель «Альфа-Лизинг» называет Scania, Mercedes-Benz, Renault, Volvo, Ford, MAN, Iveco. Г-н Осипов объясняет преимущество «КАМАЗа» и «МАЗа» исключительно ценой.

«Я думаю, все бы хотели эксплуатировать MAN, Scania, Mercedes и т. п., но их стоимость заставляет большинство выбирать «КАМАЗ» и «МАЗ», — уверен Кирилл Осипов.

Значительная доля автомобилей, предназначенных для сбора и перевозки отходов, застраивается на базе шасси отечественного и белорусского производства, что в основном связано с доступной стоимостью такой техники, а также широкими возможностями её технического обслуживания и ремонта, поясняет Иван Касич.

При этом он добавляет, что азиатские и европейские бренды также присутствуют на российском рынке, например, Ford Trucks передал одному из региональных операторов по обращению с ТКО Московской области около 100 единиц мусоровозов с колёсной формулой 4×2 на шасси 1833.

На шасси MAN наиболее распространены надстройки Geesinknorba, которые устанавливает компания «Технотрейд».

«Сейчас самые востребованные колёсные формулы — это шасси TGM 4×2 c кузовом 16 м3 и TGS 6×2–4 с кузовом 20 м3. В больших городах очень популярен мусоровоз на базе TGM 18.250 4×2 BL, так как приходится обслуживать много точек в тесных дворах. Большим успехом пользуется и шасси TGS 26.320 6×2–4 BL — оно отличается своей универсальностью, соединяя в себе и большой кузов, и манёвренность одновременно», — перечисляет Павел Селев.

По оценкам аналитиков Scania, в сегменте мусоровозной техники около 73% составляют шасси отечественного производства, на долю «европейской семёрки» приходится порядка 25%, остальное — шасси азиатских и других производителей.

«На выбор шасси для мусоровоза также влияют региональные особенности. К примеру, на густонаселённых территориях, где большой объём мусора и техника должна иметь высокий КТГ, чтобы работать без сбоев, операторы отдают предпочтение максимально надёжным европейским моделям с высокой производительностью.

А мусоровозы на российских шасси выбирают для регионов, где много небольших населённых пунктов, расположенных далеко друг от друга. Соответственно, требуется больше машин, чтобы успеть всё объехать, при этом объём перевозимого мусора у каждой единицы техники относительно небольшой», — рассуждает Олег Родионов.

Он объясняет это тем, что заработок регионального оператора зависит от количества вывезенных отходов, и в краткосрочной перспективе более дорогая европейская техника экономически выгодна там, где есть возможность обеспечить её высокую загруженность.

Правда, г-н Родионов оговаривается, что в долгосрочной перспективе и по маленьким населённым пунктам выгодно ездить на Scania, потому что расход топлива ниже, есть вторичный рынок техники, то есть машину можно выгодно продать.

«По направлению загрузки наиболее востребованы мусоровозы с задней загрузкой — 73% рынка (на 2020 год). Связано это с манёвренностью, таким мусоровозом легче подъехать в наших узких дворах к месту расположения мусорных баков. Простота ручной загрузки мусора из небольших контейнеров. Мусоровоз с задней загрузкой может собирать такие пакеты в буквальном смысле на ходу.

Низко расположенный бункер и конструкция контейнера практически исключают просыпание мусора при выгрузке контейнеров. Более высокий коэффициент уплотнения мусора позволяет вывозить больший объём за один рейс. К достоинствам отнесу также лёгкость управления надстройкой и возможность обслуживания любых контейнеров», — делится представитель ПАО «КАМАЗ».

Коммерческий директор MAN Truck & Bus говорит, что на их шасси делают мусоровозы исключительно с задней загрузкой. В Scania подтверждают, что все европейские производители мусоровозных надстроек в России используют исключительно заднюю загрузку, поскольку машина такой конструкции работает наиболее эффективно.

«Мусоровоз с задней загрузкой эксплуатируется с баками объёмом от 0,8 до 1,1 м3, то есть за один цикл можно загрузить больше отходов, чем при боковой загрузке, которая рассчитана на баки 0,7 м3. Также машины с задней загрузкой бывают с портальными подъёмниками, с помощью которых можно загружать контейнеры объёмом 8 м3.

При задней загрузке скорость сбора мусора выше, и машине легче подъехать к площадке накопления отходов. Кроме того, конструкция баков предусматривает колёса, благодаря которым оператору легче подкатывать их для выгрузки. Коэффициент прессования выше при задней загрузке.

К примеру, у мусоровоза на шасси Scania коэффициент прессования до 1:7, а у моделей других производителей с боковой загрузкой приблизительно 1:3», — разъясняет Олег Родионов.

По словам Сергея Колесникова, для клиентов немаловажным параметром является коэффициент прессования мусора — он должен составлять не менее 1:6, причём этот показатель должен соответствовать заявленному производителем надстройки. Чем выше данный коэффициент, тем больше мусора спрессуется в бункере, тем меньше рейсов сделает мусоровоз.

«Наши партнёры Gessinknorba — производитель мусорных надстроек, обеспечивают коэффициент прессования 7 единиц — это почти на 15% выше, чем у других кузовостроителей. С точки зрения логистики — это большой плюс, так как каждая седьмая поездка у клиента будет условно бесплатной», — заверяет Павел Селев.

А вот представители производителя надстроек «НТМ РУС» (NTM) называют определённый коэффициент прессования не более чем маркетинговым ходом. По мнению специалистов, цифра уплотнения объёма отходов не отражает реальной ситуации, так как эти показатели сильно зависят от морфологии мусора, времени года, культуры обращения с отходами населения и т. д.

«Ни один мусоровоз не сможет, к примеру, в 7 раз спрессовать строительный или крупногабаритный мусор. Поэтому мы говорим, что усилие прессования на наших установках составляет от 243 кН (24,7 тонны) в маленьких моделях до 300 кН (30,5 тонны). На самом деле наиболее правильным показателем, характеризующим эффективность прессования установки, является удельное давление, развиваемое его силовыми элементами», — уточняют в компании.

Что касается колёсной формулы, то руководитель направления продаж Scania говорит, что в ходу в основном мусоровозы европейского производства с подруливающей задней осью, что повышает манёвренность. Наиболее востребованный объём кузова — от 21 до 23 кубометров. Олег Родионов уточняет, что можно сделать и больше — 28–30 м3, но это неэффективно, так как потребуется четырёхосное шасси, более длинное и неповоротливое.

Среди мусоровозов на шасси «КАМАЗ» распространённым объёмом кузова являются 16- и 18-кубовые с колёсной формулой 4х2.

Мусоровозы
Фото: Евгений Ошкин

Считаем деньги

Что касается одного их важнейших факторов при выборе мусоровоза — подсчёта стоимости владения, то в MAN Truck & Bus говорят, что нужно понимать, что этот показатель сильно зависит от многих факторов, в том числе и территориального, где приходится работать мусоровозу. Павел Селев также напоминает про преимущество при выборе бренда — это широкая сервисная сеть, в каждой из которых можно отремонтировать не только шасси, но и саму надстройку.

«Стоимость владения — это множество факторов, которые отвечают за экономический результат. Здесь оцениваются такие параметры, как производительность (грузоподъёмность, объём кузова, коэффициент прессования); количество простоев техники; эксплуатационные и внутренние затраты; первоначальная стоимость и остаточная стоимость техники», — поясняет Сергей Колесников из ПАО «КАМАЗ».

При подсчёте стоимости владения мусоровоза, подчёркивает Кирилл Осипов, как и у любой техники, необходимо просчитать все ТО на период эксплуатации со стоимостью работ, материалов как для шасси, так и для самой надстройки, а также налоги и замену резины.

«У компании Scania есть экономическая модель, опираясь на которую, можно спланировать совокупную стоимость владения мусоровозом и скорость возвращения инвестиций клиента. При этом берётся в расчёт расход топлива, коэффициент технической готовности техники, эффективность работы оборудования, затраты на сервисное обслуживание и зарплату экипажа.

Учитывается заработок клиента за вывезенные тонны отходов, а также затраты на его утилизацию (вывоз на полигоны и сортировку). При покупке техники в лизинг учитываем размер авансового платежа, срок договора, ставку по лизингу. Так, используя целый ряд параметров, мы можем посчитать экономическую эффективность техники для каждого конкретного региона и конкретного клиента», — даёт расклад Олег Родионов.

А вот в случае выбора между стандартным однокамерным мусоровозом и многокамерным эксперты рынка рекомендуют несколько раз подумать и взвесить все «за» и «против». Иван Касич считает, что закупка такой техники требует значительных инвестиций, но в случае дальнейшего ужесточения порядка обращения с отходами доля таких универсальных и технологичных надстроек может и увеличиться.

Экзотическими моделями считают многокамерные мусоровозы и в КАМАЗе, хотя учитывают, что взятый правительством России курс на ужесточение порядка обращения с раздельным сбором отходов может повлиять на региональных операторов.

«Многокамерная надстройка по цене будет стоить очень дорого, проще будет выпустить на линию 2–3 дешёвых мусоровоза для вывоза отдельных видов мусора. Также многокамерные мусоровозы обычно имеют длинную надстройку с двумя отсеками для задней загрузки и ещё одним для боковой. Соответственно, данный мусоровоз сильно потеряет в манёвренности, нужно будет шасси с подруливающей осью, а это ведёт к удорожанию», — рассуждает Сергей Колесников.

Если будет ужесточение требований, то рост спроса на многокамерные мусоровозы, скорее всего, будет, думает Кирилл Осипов. Он говорит, что ужесточение требований всегда выражено штрафными санкциями, вплоть до запрета на осуществление деятельности. А с раздельным сбором отходов лучше всего справятся многокамерные мусоровозы.

«К настоящему времени уже есть примеры раздельного сбора мусора, и опыт показывает, что, в отличие от смешанных отходов, которые нужно собирать ежедневно, за сортированным мусором машина приезжает раз в несколько дней, так как пока нет такого объёма, который нужно забирать ежедневно.

На сегодняшний день мы, как образователи отходов, в начале пути к планомерному, постоянному и правильному разделению отходов. Как следствие, заполняться двух- и трёхкамерные мусоровозы будут неравномерно, что экономически невыгодно при вывозе отходов, при этом стоят они значительно дороже обычных», — уверен представитель Scania.

Мусоровоз
Фото: Евгений Ошкин
Павел Селев, коммерческий директор ООО «МАН Трак энд Бас РУС»
Павел Селев, коммерческий директор ООО «МАН Трак энд Бас РУС»

Павел Селев, коммерческий директор ООО «МАН Трак энд Бас РУС»

«Раздельный сбор мусора — это очень хороший тренд. Но все-таки нужно стремиться к тому, чтобы люди сами осознавали, что намного эффективнее разделять мусор у себя дома, чем строить целые предприятия по сортировке. Могу привести личный пример из своей жизни. Вы не поверите, но когда я сам начал разделять отходы, наглядно стало понятно, какого мусора больше и что нужно делать для его уменьшения, чтобы принести пользу нашей планете.

Касательно решения по многокамерным кузовам, могу сказать, что они давно существуют.
У нас есть возможность предложить клиентам такой вариант, но стоимость такой установки будет значительно выше обычной, у которой задняя загрузка. Как показывает практика, многокамерные мусоровозы не выполняют на 100% свои логистические задачи — они ходят недогруженные. Поэтому с точки зрения рентабельности бизнесу проще иметь несколько машин под каждый вид мусора, чем один многопрофильный мусоровоз».


Подготовил Артём Щетников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

faun | ford | MAN | NTM | scania | Zoeller | КАМАЗ | коммаш | лизинг | мусоровоз
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: