COMTRANS – крупнейшая в России выставка коммерческих автомобилей.
Ведущие компании-производители продемонстрируют новинки грузовиков
и грузовых LCV, автобусов большого и малого классов, специальной автотехники,
прицепов и полуприцепов, запчастей и комплектующих.
Реклама. ООО «АйТиИМФ Экспо», ИНН 7708326524
Erid: F7NfYUJCUneLuWRzkAQs
Нет-нет, вы не ошиблись. Этот вопрос не из журнала для домохозяек. Уже очень скоро наступит период, когда дороги нужно будет не посыпать реагентами или песком, а наоборот, очищать от мусора и грязи. Про обеспыливание поговорим в следующих номерах, а сейчас обратимся к теме подметания и последующей уборки смёта.
Техники, оборудованной щётками для механизированного подметания, на рынке много. Как самоходной, так и прицепной. Варианты — на любой бюджет. Хочешь — импортную (пока ещё есть на складах дилеров), хочешь — российскую. Не хватает денег? Предложат прицепную подметально-уборочную машину элеваторного типа.
Опять же, хоть зарубежную, хоть отечественную. Всё равно в бюджет не укладываетесь? Тогда смотрим на навесное оборудование для тракторов, погрузчиков и т. д. Правда, в случае применения последних потребуется задействовать ещё и мини-погрузчики для загрузки мусором самосвала. Не оставлять же его в кучках на обочине.
В итоге получаем увеличение времени на уборку, рост затрат на ГСМ, необходимость задействования дополнительных сотрудников и т. д. В качестве разовой акции это ещё в пределах нормы, а вот если таким образом проводить уборку ежедневно, то получится весьма накладно. И, скорее всего, есть смысл посмотреть на механические или вакуумные ПУМ.
«В каждом типе машин есть свои преимущества и недостатки. Разумеется, вакуумные машины — это более современная техника. Для полного понимания можно привести пример из быта: сравнить пылесос и веник/щётку. Само собой, пылесосом уберёшь быстрее и чище. Так и с машинами: вакуумник способен более быстро и качественно убрать обрабатываемую территорию.
Обратная сторона медали, а равно и преимущество механической машины — это её относительная простота конструкции и «неубиваемость». Пылесос сложен по своей конструкции, в основном из-за всасывающего механизма, состоящего из крыльчатки, создающей разряжение и последующий всас мусора, системы очистки и комплекта всасывающих шахт.
Отсюда — более высокая стоимость машины и сложность в обслуживании и ремонте», — объясняет начальник технического отдела ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) Артём Иванов.
Он говорит, что вакуумная ПУМ будет максимально эффективна в регионах с тёплым климатом. Ведь там её можно эксплуатировать круглый год, хоть 24 часа в сутки с перерывами на заправку топливом и плановое ТО. А вот, например, в Сибирском федеральном округе, где полгода идёт снег, такая машина будет простаивать.
И вот тут конструкторы заводов-производителей уборочной техники, можно сказать, дали волю фантазии, создав модульные конструкции. Они предусмотрели возможность менять рабочие узлы в зависимости от условий. Причём даже на компактных шасси.
Летом работает вакуумное подметально-уборочное оборудование, а зимой можно установить распределитель противогололедных материалов, снежный плуг или роторный снегоочиститель и спокойно выпускать на уборку.
Естественно, из-за конструктивных особенностей вакуумную машину обслуживать сложнее. В механической две щётки собирают мусор, отправляя к центру шасси, где цилиндрическая щётка или шнеки отправляют смёт в бункер. Вроде всё просто, но те же скребки и щётки требуют частой замены. Да и за гидравликой следить тоже нужно, особенно если производитель сэкономил и поставил что подешевле. Впрочем, всё это присуще и вакуумным машинам.
«За любым узлом, каким бы качественным и надёжным он ни был изначально, нужно следить и выполнять регламентные работы: производить очистку, смазку, подкрас и т. п. Несоблюдение своевременно данных требований приведёт к быстрому износу узла и, соответственно, к дорогостоящему ремонту или замене.
Выделить конкретные особенности двух типов машин затруднительно. Здесь, скорее, имеет место вопрос качественной эксплуатации машин и ежедневный осмотр. Многое зависит от водителя машины, его навыков управления оборудованием, отношением к машине.
Если водитель бережно обращается с машиной, правильно выполняет технологические операции, а также проводит ежедневный осмотр согласно руководству по эксплуатации, то оба типа машин будут работать исправно и не доставлять хлопот механикам», — говорит г-н Иванов.
Другой вопрос, что даже в отечественных вакуумных ПУМ гораздо больше импортных комплектующих. По словам представителя КОРМЗ, производством такой техники в России занимаются буквально несколько предприятий. Основным сдерживающим фактором является, с одной стороны, сложность изготовления ряда узлов, например крыльчатки. Ведь от точности её изготовления зависит эффективность всей машины.
«С другой стороны — на сегодняшний день в России просто отсутствует производство ряда сопутствующих узлов для изготовления качественной машины, например гидравлики. Вот и получается, что проще купить за границей, чем делать самим.
Наладить производство в России можно и нужно, но для этого необходимо решить ряд вопросов с качеством и стоимостью отдельных узлов. Качественно изготовить в РФ можно, но есть ещё и экономическая составляющая. А будет ли при этом дешевле, чем за границей?» — рассуждает Артём Иванов.
Кстати, на кемеровском заводе уже второй год идёт работа по созданию вакуумной подметально-
уборочной машины на самоходном среднетоннажном шасси с комплектом навесного оборудования для всесезонного содержания дорог. Проект получил одобрение Министерства промышленности и торговли, затраты на НИОКР производителю возместят.
Для соответствия программе импортозамещения постарались отказаться от большинства зарубежных комплектующих, даже силовую установку получили из братской Беларуси. Так что, возможно, уже в этом году мы увидим конкурентоспособный аналог дорогостоящим иностранным вакуумным ПУМ.
Подготовил Артём Щетников
Фото: Евгений Ошкин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: