Занятный венгерский думпер-трактор DR-50 «Dutra»

11.08.2020

Гибрид думпера, то есть самосвала, который разгружается от массы собственного груза, и трактора стал героем сегодняшнего рассказа.

Родился этот странный самосвал в 1956 году в столице Венгрии — Будапеште. Завод тракторов Vörös Csillag, «Красная звезда» по нашему, задумал выпускать транспорт, заточенный специально для строительства. Им стали самосвалы-думперы «Dutra» DR-50. К слову, название происходит от сложения двух слов – dumper и tractor.

Занятный венгерский думпер-трактор DR-50 Dutra

DR-50 собран на базе колёсного трактора и укомплектован дизелем Csespel D413 рабочим объёмом в 5322 куб. см мощностью 60 л. с. Конструкция машины проста и неприхотлива. Коробка передач четырёхступенчатая, а задний мост оснащён реверс-редуктором, поэтому и в обратном направлении машина двигалась на 4-х скоростях с той же максимальной скоростью в 34 км/ч.

Занятный венгерский думпер-трактор DR-50 Dutra

Эксцентричный автомобиль мог перевозить до 6 т груза и имел колёсную формулу 4×2 при габаритах 4245x2260x2640 мм. Полная масса DR-50 достигала 5,4 т, а колёсная база имела длину 2375 мм. Клиренс составлял 300 мм, а колея 1800 мм и 1830 мм по передним и задним колёсам, соответственно.

Занятный венгерский думпер-трактор DR-50 Dutra

Примечательно, что кабина у DR-50 отсутствовала. И нет, это не было нелепой ошибкой венгерских конструкторов. Водительское место представляло из себя рулевую колонну, на ней были два руля, а внизу две пары педалей. Кресло вращалось вокруг колонны, и водитель мог сидя за одним рулем ехать вперед, а за другим — назад.

Представьте, что вы управляете грузовиком, а напротив вас сидит ещё один человек и у него тоже есть руль на той же колонне и такая же пара педалей. Вот как-то так это и выглядело. Такое решение позволяло двигаться на автомобиле «челноком» без необходимости разворачиваться, хотя при движении назад видимости практически не было. 

Занятный венгерский думпер-трактор DR-50 Dutra

О минусах автомобиля, во-первых, тяжёлое управление. ГУРа не было при очень нагруженной передней оси. Во-вторых, опасная разгрузка. Форма кузова думпера сделана так, что без опоры он опрокинется от веса груза. Надстройку удерживал фиксатор, который находился впереди. При разгрузке водитель отходил от думпера на несколько метров и дёргал тросик фиксатора.

Занятный венгерский думпер-трактор DR-50 Dutra

После этого, в идеале, груз самопроизвольно выпадал куда нужно, а самосвальный кузов возвращался в привычное положение благодаря пружинам. Однако в большинстве случаев, при разгрузке передняя часть думпера отрывалась от земли. Нужно было соблюдать технику безопасности, чтобы машина не улетела в котлован вместе с грузом. Но, зачастую из-за беспечности водителей происходили трагедии.

Занятный венгерский думпер-трактор DR-50 Dutra

Со временем думпер стали модернизировать. Первая из вариаций называлась DR-50D, её отличал полноценный гидравлический цилиндр подъёма кузова. Машина стала полноценным самосвалом. Не совсем понятно, почему нельзя было сделать так сразу. Закрытой кабиной автомобиль оснастили аж в 1961 году, и эта версия носила название DR-50D. И нет, Д – это не Домик. DR-50D позже стал родителем думпера-самопогрузчика DR-50SD и погрузчика универсала DR-50FD.

Современники отмечали высокую надежность семейства DR-50, и отдельно радовала вышеупомянутая маневренность в ограниченных условиях стройплощадки. Машины были популярны в социалистических странах.

Занятный венгерский думпер-трактор DR-50 Dutra
Фото: de.wikipedia.org

Применяли старый самосвал DR-50 для перевозки разного толка сыпучих материалов, которые широко используют при строительстве. И да, напомним, думперы используют в пределах одной стройплощадки. Это одно из отличий от самосвалов.

Многие DR-50 попали и в СССР. Существуют фотографии, где они колесят по Москве, да, их выпустили со стройки. Однако в Союзе они проработали не долго, и к слову у нас были только версии с обычным управлением, без поворотного кресла. Все от того, что изначальная версия ретро-авто не отличалась хорошей обзорностью, а до стройплощадки еще нужно было доехать.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.