«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
Как известно, в России любят грузить больше и везти дальше. Впрочем, не только у нас. Поэтому, если у шасси или полуприцепа как минимум три оси, тем вроде бы лучше — равномерная нагрузка, увеличение грузоподъёмности. Есть и другие достоинства, о которых расскажем ниже. Но вот когда три оси едут порожняком, то появляются и недостатки. Поэтому пытливые умы конструкторов нашли золотую середину: поднимать и опускать ось при необходимости.
«Подъёмная ось является дополнением к основному ведущему мосту и в случае присутствия дополнительной оси, подъёмной или неподъёмной, мы увеличиваем грузоподъёмность автомобиля и снижаем нагрузку на дорожное покрытие, что позволяет уложиться в разрешённые нагрузки на оси при взвешивании с бóльшим весом груза (по сравнению с одиночной осью) и пройти весовой контроль.
Преимущество подъёмной оси перед неподъёмной в том, что при ненагруженной задней тележке есть возможность поднять ось, тем самым снижая сопротивление качению автомобиля, что позволяет сэкономить топливо и продлить срок службы шин на подъёмной оси», ― объясняет коммерческий директор Renault Trucks Россия (АО (Н) «Вольво Восток») Александр Зоря.
К другим эксплуатационным преимуществам «ленивца» продукт-менеджер АО «Завод Граз» Александр Кустов относит дополнительные возможности, например, контроль базы при крутых поворотах, что позволяет двигаться более эффективно за счёт уменьшения радиуса разворота.
«Система TractionHelp незаменима при трогании с места в горку. Тройное нажатие на тормоз поднимает ось, нагрузка увеличивается на седло тягача, улучшается сцепление шин с дорогой, и трогание происходит без пробуксовок и других неприятных эффектов», ― рассказывает руководитель отдела продаж ООО ПКФ «Политранс» Алексей Дубовик.
По его словам, установку подъёмных осей производитель практикует как на низкорамных и высокорамных полуприцепах, так и на бортовых. В частности, компания модернизировала модель трёхосного бортового полуприцепа, в конструкции которого вместе с рессорно-балансирным агрегатом установлена третья подъёмная ось на пневмоподушках.
Вместе с тем, г-н Дубовик напоминает, что при движении по дорогам с плохим покрытием с поднятой осью от водителя требуется особое внимание ― из-за того, что подъём оси осуществляется всего на 100 мм, и вероятен удар по ней при проезде ям или посторонних предметов. Кроме этого, установка дополнительной оси увеличивает снаряжённую массу полуприцепа.
«Использование вспомогательной оси является более дешёвым вариантом достижения грузоподъёмности трёхосного автомобиля в сравнении с автомобилем, имеющим сзади две ведущие оси (6х4), но не требующим таких же показателей тяговой динамики. Другими словами, проходимость автомобиля 6х2 в сложных дорожных условиях в сравнении с 6х4 будет хуже», ― добавляет директор департамента гарантии и технической поддержки ООО «МАН Трак энд Бас РУС» (MAN Truck & Bus) Пётр Кац.
Правда, если автомобиль перемещается большую часть времени при полной массе, в подъёмной оси нет необходимости, говорит начальник конструкторского отдела агрегатов шасси НТЦ ПАО «КАМАЗ» Владимир Орлянский. Он отмечает, что в основном целесообразно применение подъёмной оси для шасси, которые перемещаются в городской территории (доставка груза для небольших магазинов, коммунальные службы и т. д.).
Дополнительную ось можно установить как перед ведущим мостом, так и за ним, в зависимости от комплектации автомобиля и расположения центра тяжести, говорит Владимир Орлянский.
«Вспомогательная ось, расположенная за ведущим мостом, при подъёме и опускании меняет базу распределения полезного веса, что требует определённой сноровки при загрузке/разгрузке транспортного средства и особенно при необходимости эксплуатации с неполной загрузкой.
Вспомогательная ось перед ведущим мостом расположена ближе к центру приложения веса перевозимого груза, что является более оптимальным, но сама конструкция передней вспомогательной оси сложнее и дороже», ― поясняет Пётр Кац.
В линейке Renault Trucks автомобили c расположением подъёмной оси посередине перед ведущим мостом называют Pusher, а шасси с подъёмной осью в задней части, то есть позади ведущего моста, ― TAG.
«Конструкция таких машин несколько различается. Вариант с осью «Пушер» можно представить как тягач 4х2 с дополнительной осью. Машину 6х2 TAG мы рассматриваем как полноценный трёхосный автомобиль: у него выше грузоподъёмность, больше отличается компоновка от двухосного тягача. Pusher может работать с более низкими полуприцепами. Опять же, обе конструкции ведут себя по-разному при поднятой оси.
У тягача Pusher увеличивается колёсная база, что делает машину более устойчивой. Поэтому её в основном применяют для магистральных перевозок. У TAG колёсная база при подъёме оси уменьшается. Машина становится более манёвренной. Поэтому такая компоновка подходит для региональных перевозок, строительных, сельхозгрузов, топлива», ― рассказывает Александр Зоря.
Он добавляет, что при одинаковой колёсной базе (расстояние от первой оси до первой ведущей) на TAG можно установить больше оборудования, например, топливные баки на раме. На вариантах Pusher это место занято подъёмной осью. При этом сама длина автомобиля у вариации TAG будет больше, чем у Pusher, и в некоторых случаях это может помешать использовать достаточно длинный прицеп, так как автопоезд может превышать габаритную длину в 20 метров.
Среди эксплуатантов полуприцепов-цистерн в основном спросом пользуются модели с задней подъёмной осью, уточняет Александр Кустов. Это связано с лучшей манёвренностью автопоезда.
«Конечно, полуприцеп с подъёмной осью стоит дороже подобного без них. Но полуприцеп ― это инвестиционный товар, вложения в который окупаются со временем. В горизонте планирования от трёх лет переплата за подъёмную ось компенсируется снижением затрат на топливо, на замену шин и на обслуживании подвески в целом», ― даёт оценку Алексей Дубовик.
Применение подъёмной оси экономически целесообразно при перевозке относительно тяжёлого груза, так как позволяет перевозить бóльший вес, подчёркивает Александр Зоря. Также он обращает внимание на снижение рисков получить штрафы из-за превышения допустимых нагрузок на оси.
О снижении стоимости эксплуатации грузовика с подъёмной осью говорит и Владимир Орлянский, отмечая возможность перевезти на 7–9 тонн больше груза за один рейс.
«Выгода от эксплуатации транспортного средства определяется, в первую очередь, правильным выбором его конструкции, исходя из условий использования. Если условия перевозок предполагают грузоподъёмность трёхосного автомобиля и при этом эксплуатация происходит в хороших дорожных условиях, а также частые поездки порожнего автомобиля, тогда использование подъёмной оси будет наверняка очень выгодным», ― рассуждает Пётр Кац.
Он говорит, что само по себе обслуживание не является технически сложным, вместе с тем, имеется ряд очень важных нюансов, поэтому рекомендует проводить обслуживание только в официальных сервисных центрах производителей техники.
Коммерческий директор Renault Trucks Россия уточняет, что подвеска подъёмной оси такая же, как у неподъёмной, за исключением того, что появляется дополнительный пневматический элемент, который отвечает за подъём/опускание оси и перераспределение нагрузок между задними осями.
Представитель «Политранс» советует осуществлять все рекомендации производителя по обслуживанию подвески, обращаться за технической консультацией или помощью к сервисным центрам поставщика техники, чтобы подвеска прослужила долгие годы.
«Эксплуатация подъёмной оси проще передней управляемой оси, поскольку нет поворотных кулаков/шкворневого узла. А для увеличения срока эксплуатации разработана ось с применением в ступичных узлах необслуживаемых ступичных подшипников, теоретический ресурс такой конструкции превышает 1 млн км», ― уверяет начальник конструкторского отдела агрегатов шасси НТЦ ПАО «КАМАЗ».
К слову, на предприятии российского автогиганта освоили производство подъёмных осей, которые серийно устанавливают на грузовики КАМАЗ.
«Политранс» также наладил сборку механизмов подъёма осей, причём примерно на 50% из деталей отечественного производства. По словам Алексея Дубовика, полной локализации мешает отсутствие российских пневмоподушек. Представитель «Завода Граз» говорит, что отечественное производство осей есть, но компания предпочитает использовать импортные решения.
Дмитрий Медведев, генеральный директор ООО «ВАБКО РУС» (Wabco)
«Применение подъёмной оси в совокупности с системой WABCO TEBS (пневматическая тормозная система с электронным управлением) даёт доступ к нескольким функциям, которые, в свою очередь, повышают безопасность, эффективность использования прицепа и комфорт водителя.
К таким функциям относятся:
• помощь при трогании: поднимает подъёмную ось прицепа, чтобы повысить силу сцепления автомобиля на скользкой поверхности и откосе;
• OPTITURN™: повышает манёвренность прицепа на участках с круговым движением и крутых поворотах;
• управление подъёмной осью: позволяет поднимать ось ненагруженного прицепа без участия водителя, обеспечивая оптимальную эффективность эксплуатации».
Подготовил Артём Щетников
Фото: Евгений Ошкин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: