Шасси КАМАЗ-43118 – одно из самых популярных у заводов спецтехники. Каких только надстроек не выпускают для этой модели. Внедорожные свойства и относительная простота в ремонте вывели машину в лидеры продаж на рынке грузовых авто. Рассмотрим поближе её особенности.
В конце 1980-х советских военных уже перестали устраивать морально устаревшие «Шишига», ЗИЛ-131 и Урал-4320. Как, собственно, и предшественник нашему сегодняшнему герою — КАМАЗ-4310. Трёхосное шасси могло нести на себе только 6 тонн, а в Минобороны смотрели на перспективу.
В итоге, в 1992 году Камскому автозаводу дали задание – разработать новую грузоподъёмную модель повышенной проходимости. Несмотря на тяжёлые для новой России времена, инженеры выдали разработку, которой впору присваивать статус легендарной.
Серийное производство КАМАЗ-43118 стартовало в 1995 году. Сперва грузоподъёмность шасси не превышала 10 тонн, но впоследствии на заводе доработали конструкцию и сейчас перевозить на себе внедорожник с колёсной формулой 6х6 может 11,2 т при полной массе 21,6 т.
В первые 14 лет на машину устанавливали силовой агрегат КАМАЗ-740.30-260, соответствовавший нормам «Евро-2». После ужесточения экологических норм под кабиной прописался КАМАЗ-740.662-300. А ныне на заводе устанавливают КАМАЗ-740.705-300 с максимальным крутящим моментом в 1275 Н∙м при 1300 оборотах в минуту. Естественно, с современным Common Rail. Также в последние пару лет с конвейера выходят шасси, снабжённые баками для AdBlue, то есть мочевины.
Коробка передач изначально была исконно российской, но после развития совместного предприятия «КАМАЗа» и ZF внедорожник получил 9-ступенчатую МКПП 9S1310. Для штурма пересечённой местности предусмотрена двухступенчатая «раздатка» с блокировкой дифференциала.
На шасси устанавливают различные виды надстроек, большей популярностью пользуются КМУ с бортовой платформой, вахтовые автобусы, автокраны и топливозаправщики.
На шасси КАМАЗ-43118 устанавливают сразу два топливных бака. Один вмещает 350 литров дизельного топлива, второй – 210 литров. Что, впрочем, немудрено при аппетитах тяжёлой машины. Расход КАМАЗ-43118 порожняком — в районе 33 литров на сотню. А вот гружёный, да ещё и по непролазным топям кушать будет куда больше. Что ж, за удовольствие надо платить.
Грузовик доступен с двумя вариантами «обуви» — радиальными 390/95 R20 и 425/85 R21. Представленные производителями шины этого типоразмера идут с допустимым индексом скорости J, а кое какие и с G. Тем не менее, КАМАЗ-43118 вполне спокойно можно разогнать по трассе до 125 км/ч. Не гружённый, конечно.
По заверению разработчиков модели, она может взбираться на уклоны под углом до 31 градуса. Для торможения установлена барабанная система с пневматическим приводом. Мощная рама перфорирована, в задней части кузова разместили инструментальные ящики.
Оптику ставят светодиодную. Запасное колесо закреплено в задней части под рамой. Чтобы добраться до моторного отсека, придётся поработать руками. В прямом смысле, качая рычагом. Это вам не грузовик европейской семёрки, где нажал кнопку, и кабина сама поднимается.
В салон ведут подножка и две ступеньки с рифлёными ковриками, чтобы грязь внутрь не тащить. К слову, забраться набраться наверх довольно легко, благодаря двум поручням. А вот, чтобы быстро покидать кабину, нужно потренироваться. Помимо водительского присутствует одно пассажирское место.
Перед ним не бардачок, а отсек с блоком предохранителей. Между сиденьями находится рычаг переключения скоростей, расположенный наклонно. Присутствует спальное место для двух человек. Несмотря на шумоизоляцию, рык двигателя в салоне не позволяет спокойно общаться. Нужно повышать голос.
Конструкторы шасси предусмотрели систему подкачки колёс из кабины. Таким образом, машина может кататься по заболоченной местности, по пескам, сугробам… В общем, полёт фантазии для любителей внедорожников не ограничен. Почти. Позаботились и о безопасности во время процедуры подкачки КАМАЗ-43118. Кран управления оснастили редукционным клапаном, который не даст наполнить воздухом шины при нехватке давления в пневмосистеме. То есть, чтобы стальной гигант не остался без тормозов.
Водители отмечают ещё один важный момент. В кабине КАМАЗ-43118 на приборной панели установлен индикатор манометра давления в шинах. Почему один? Да потому что давление во всех можно регулировать одновременно. Порог ограничен делением в 6 кг/кв. см при рекомендации производителя держать давление на уровне 5,6 кг/кв. см. Во время движения, согласно законам физики, резина нагревается, давление растёт. И вот узнать до какого значения не даёт пресловутое ограничение на манометре.
К слову, этот индикатор сохранился с первых экземпляров до настоящих времён. То ли конструкторы считают это некритичным, то ли давление в горячих шинах не опасно, то ли ещё что. В выходящих сейчас с конвейера версиях есть комфортные сиденья Grammer на пневматической подвеске, современная приборная панель, антипробуксовочные системы помощи водителю и куча электроники. В дорестайлинговых же о комфортной поездке приходилось только мечтать.
К слову, замену кабины на современную часто заказывают специалистам АО «Ремдизель», специализирующимся на доработках и капитальном ремонте грузовиков камского автозавода.
На приборной панели сделали небольшой монохромный дисплей для вывода информации с бортового компьютера. К просмотру доступны данные о среднем расходе топлива, количестве моточасов, давлении масла, температуре трансмиссии, напряжении в электросети. Также можно запустить самодиагностику систем.
Водители отмечают прекрасную обзорность за счёт огромных зеркал заднего вида и широченного лобового стекла. При этом недовольны расположением крышек верхних отсеков для вещей. Дело в том, что набить их нельзя, так как при открытии «дверцы» всё содержимое валится вниз. Кроме того, туда не помещаются документы формата А4. Для них, конечно, есть ниши в двери кабины, но при сильном ветре водитель рискует попросту потерять бумаги.
В целом же модель неприхотлива и при должном уходе и своевременном ТО служит довольно долго.
Подготовил Артем Щетников
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: