ODIN Group – это единые стандарты обслуживания и ценовая политика на всей территории России.
Компания предлагает комплексный продукт: приобрести грузовую технику SANY, пройти ТО и гарантийный ремонт, заключить сервисный или лизинговый контракт вы можете в любом сервисном центре сети по единым стандартам и ценам.
Реклама. ООО «КГ Событие», ИНН 7717582845
Erid: F7NfYUJCUneLtWtZJbhQ
«Работаю водителем автопоезда на междугородных перевозках. Во время рейсов нередко встречал на дорогах грузовики ИФА. И меня заинтересовало, сколько этих автомобилей поступило в нашу страну, и с какого года начались их поставки». Такое письмо пришло в редакцию журнала «За рулём» от орловчанина Ю. Половцева в далёком 1979 году.
Торговое предприятие «Транспортмашинен» (ГДР) тогда сообщило работникам автомобильного журнала, что до конца 1978 года в Союз приехали 23 900 грузовиков. Это, кстати, не предельная цифра: с 1973-го до конца 1980-х из Германии к нам поступало по 10 000 автомобилей в год.
Впрочем, всё это дела давно минувших дней. С тех пор перестали существовать и полюбившаяся нашим соотечественникам марка ИФА, и страна, которая выпускала эти автомобили, и сам Советский Союз. А некоторые немецкие машины всё ещё живы, хотя и превратились в музейную диковинку. Обладателем одного из таких автомобилей стал член красноярского центра сохранения ретротранспорта «Авто-ретро» Юрий Семёнов, который и продемонстрировал корреспондентам журнала «Грейдер» это чудо немецкой автомобильной мысли.
Полное «имя» нашего сегодняшнего экспоната — IFA W50L. Если его расшифровать, получится целая автоистория. «В 1957 году в ГДР появился завод под названием «Народное предприятие Заксенринг» — бывшее «Народное предприятие Хорьх». Здесь выпускались автомобили Sachsenring-4000, они же S4000. Но через несколько месяцев там решили выпускать легковушки Trabant с пластиковым кузовом, а производство грузовиков передали на завод «Эрнст Грубее» в городе Вердау. Там стали выпускать модернизированную S4000-1, которую быстро переименовали в W3000. Так что W — это память о городе Вердау.
А в 1961-м «Эрнст Грубее» вошёл в состав промышленного объединения IFA. Это аббревиатура от Industrieverband Fahrzeugbau — объединение производителей транспортных средств. Эта организация была чем-то вроде министерства автомобильной промышленности», — рассказывает заведующий историческим отделом центра «Авто-ретро» Алексей Карелин.
Марку «IFA» носили разные автомобили, Однако по праву эта эмблема принадлежала лишь созданному в ГДР принципиально новому грузовику IFA W50. Его прототип появился в «Эрнст Грубее» в 1963-м , когда в ГДР было принято решение наладить производство автомобилей в соответствии с нуждами народного хозяйства. А потребности тогда были простыми: требовался удобный грузовик-пятитонка с хорошей проходимостью. Собственно, «50» в названии машины и есть грузоподъёмность в центнерах (если точнее, грузоподъёмность составляла 5200 кг, цифру округлили для красоты названия). Что же касается литеры L, то это указание на тип автомобиля: Lastwagen – это грузовик. В родной Германии машину звали W50, а у нас ИФА или «Элли».
Грузовиков стране, а точнее странам Союза экономической взаимопомощи, требовалось много: предполагалось выпускать 15 000 автомобилей в год, а в реальности выпускали и больше. Соответственно, нужно было предприятие с достаточными производственными мощностями. Им стал завод в предместье Берлина Людвигсфельде, где и начался массовый выпуск известных многим странам грузовых автомобилей.
Конструкция грузовиков, равно как и сама идея, оказалась очень удачной. Завод был призван производить автомобили различных модификаций в большом количестве, причём так, чтобы они были унифицированы между собой — дабы упростить обслуживание и снабжение запасными частями. В результате на свет появилось большое семейство W50. Помимо базовой модификации существовали грузовики с удлинённым шасси, изотермическим кузовом, рефрижераторные и мебельные фургоны, грузовики с гидравлическим краном для самопогрузки, автовышки, мусоровозы и многие другие. Всего же существовало 75 вариантов и 265 модификаций W50L. Пожалуй, не было в ГДР такой хозяйственной отрасли, где не засветилась ИФА.
На первый взгляд, ИФА — грузовичок непримечательный, разве что не по-нашему малогабаритный и изящный — на фоне ГАЗ-66 или «Колхиды». Но в его конструкции множество особенностей. Одно слово — иностранец.
Коробка передач у автомобиля не в блоке с двигателем, а отдельно от него. Оказалось, что такая конструкция удобна для монтажа и демонтажа. Первичный и вторичный валы КПП расположены не в вертикальной, а в горизонтальной плоскости, опор валов четыре (против традиционных двух или трёх), а разъём картера горизонтальный.
Задний мост тоже особенный: полуоси расположены не внутри балки моста, а снаружи. Наличие редукторов в ступицах позволило сократить габариты редуктора главной передачи и увеличить дорожный просвет до 300 мм, то есть сделать машину более проходимой. Тормозная система гидравлическая с двумя независимыми контурами — на передние и на задние колёса. Даже если один гидрошланг оборвётся, машина всё равно в нужный момент остановится. Система снабжалась пневмоусилителем — чтобы водителю легче работалось. А ещё было предусмотрено «торможение выпуском»: между выпускным коллектором и глушителем устанавливалась заслонка, которая при отпускании педали подачи топлива закрывалась автоматически. При движении в горах — незаменимое дополнение.
Кабина выполнена по принципу «всё для людей». Органы управления расположены рационально, приборов немного, зато все по делу. Есть звукоизоляция кабины, а также «климат-контроль» — отопитель салона и люк. Регулируется продольное расположение сиденья и наклон его спинки. Кресло добротное и монументальное. Большие панорамные окна обеспечивают отличный обзор. Водителям высокого роста, правда, не слишком удобно — колени в руль упираются. Но в 1970-80-х шофёры, особенно советские, на такие мелочи не жаловались — машина по тем временам была очень прогрессивной.
Кабина автомобиля не поднимается, так что подобраться к двигателю можно только через салон. Но немцы всё продумали: если силовой агрегат сломался капитально, его достаточно отвернуть и выдвинуть вперёд, моторный щит снимается. Коробка к мотору пристыкована через короткий кардан: 4 болта — и всё готово.
Двигатель в машине рядный дизельный четырёхцилиндровый, объём — чуть более 6,5 л, с системой впрыска топлива по лицензии западногерманской фирмы MAN (с 1967 года), мощность в ранних моделях 110 л. с., а в более поздних — 125 л. с. при 2300 об./мин.
Автомобили IFA W50L оказались настолько удачными, что их в процессе выпуска практически не модернизировали. В 1969-м появился новый стояночный тормоз, а в 1973-м — новый рулевой механизм. Вот и все усовершенствования.
W50L изначально выпускался для внутреннего пользования, но очень быстро пошёл в мир. Машина эксплуатировалась в 45 странах мира, даже в боевых действиях на Ближнем Востоке эти грузовики засветились. И в Союз их тоже поставляли, причём, как уже упоминалось, в огромном количестве.
Закономерен вопрос: неужели своих грузовиков в стране не хватало? Были у нас и собственные автомобили примерно такого же класса — ГАЗ-53 или ЗИЛ-130. Но их действительно не хватало, техники всегда было мало: строили-то глобально, дела столетий делали за годы. К тому же ГДР была нам дружественной страной — ну насколько могли быть дружественными немцы.
«Тогда ведь существовал Союз стран экономической взаимопомощи, была налажена кооперация. И, чтобы не было внутренней конкуренции, в нашу страну поставляли машины, которых не было в нашем типаже, допустим, тех же маленьких фургончиков либо автомобилей соответствующей грузоподъёмности. И мы так же поставляли свою продукцию. Первая партия была к нам поставлена в 1971-м — привезли 4000 машин, хотя ранее отдельные экземпляры демонстрировались на технических выставках. К нам направили бортовые грузовики W50L и самосвалы W50L/K. Их особенно много было в Ленинградской области, Пскове, Новосибирской области, Алтайском крае – там даже были автобазы, полностью состоящие из грузовиков ИФА с прицепами. О том, чтобы их массово применяли в Красноярске, мне неизвестно, но отдельные экземпляры у нас, конечно, были, и все эту машину знали. Помню, в детстве во дворе у нас стояла ИФА: характерная широкая нижняя «юбка» кабины, выступающая подножка, фары по углам кабины, ромб черный с серебристыми буквами IFA и шильдик — W50L. В СССР и дети знали эту машину, потому что выпускались игрушечные грузовики — маленькие «Ифы», — рассказывает Алексей Карелин.
Эксплуатируя грузовики ИФА, наша страна исполняла соцобязательства, но о кооперации с ГДР наши водители никогда не жалели. Как уже упоминалось, машина по тем временам была «продвинутой». Да и водители, которые сели на этот автомобиль, в 1990-2000-х не соглашались менять его на что-то более современное.
«У меня машина поздняя — 1984-го года. Я её как раритет не покупал, просто нужен был небольшой грузовичок. Ездил на ней, снег и землю возил, я бы не сказал, что от нынешних чем-то сильно отличается. У моей руль тяжело крутится, а так могу сказать — приятный автомобиль, нравится на нём ездить. И перегружать её пробовал – ничего, везёт. Вообще-то у неё всё родное, я её в таком виде и купил, её подкрасить, борта лишние срезать – и можно на ретровыставку. Насколько я знаю, она одна такая в городе – чтобы и ездила, и комплектная была, так что, наверное, летом буду её как экспонат выставлять», — рассказывает Юрий Семёнов.
Про перегруз — история вечная. Вообще-то кузов у машины удобный: при небольших габаритных размерах автомобиля по длине он был не меньше, чем у советских грузовиков. Но точные и аккуратные немцы сделали его достаточно низким — чтобы больше 5 тонн не нагружали. Однако в Советском Союзе было понятие «план», и его лучше было перевыполнять. Так что борта кузова наращивались — в автомобиле Юрия такие доработки тоже имеются. Владелец намерен лишнее срезать — говорит, что без кустарных усовершенствований машина заметно лучше смотрится.
По задумке создателей, грузовикам ИФА требовалось большое количество специального инструмента для обслуживания и ремонта. Правда, в нашей стране все чаще обходились смекалкой и подручными средствами. С дизельным двигателем наши шофёры и механики уже были знакомы по МАЗам, ничего особенно сложного в конструкции иномарки не было — несмотря на её оригинальность. Запчасти к нам тоже поставлялись регулярно – с этим проблем не было. Были и каталоги, и инструкции на русском языке. Правда, в 1987-м централизованные поставки прекратились: «соцлагерь» доживал последние годы, а на заводе-производителе разработали новую модель с откидывающейся кабиной и грузоподъёмностью в 6 тонн. В 1990-м две Германии объединились, завод в Людвигсфельде отошел к Mercedes-Benz, который в 1991-м году прекратил выпуск грузовиков ИФА, признав их устаревшими.
Ну а в России наследие ГДР прожило заметно дольше, и ставили на них за неимением оригинала то, что было в наличии: шины и переднюю балку — от ЗИЛ-130, кузова, цистерны — какие находили. Конструкция незначительно дорабатывалась отечественными умельцами, и автомобиль с «донорскими» деталями ходил ещё несколько лет.
До наших дней дожили лишь немногие легендарные грузовики ИФА. Тривиальная история: в частные руки ни грузовики, ни фургончики в Союзе не давали — чтобы не было соблазна возить, например, овощи с огорода на продажу, а госсобственность по сроку давности шла в металлолом. Те же, что в 1990-е оказались у «частников» сегодня сошли с дистанции по возрасту: шутка ли — четверть века прошло с момента выпуска последнего автомобиля. История отдельных коллекционных экземпляров при переходе от одного владельца к другому теряется — так случилось и с автомобилем Юрия: нынешний хозяин о прошлом своей «Ифы» не знает. Но бывалые водители вспоминают немецкие грузовики добрым словом — осталась хорошая память о хорошем автомобиле.
На самом деле, история марки ИФА началась даже не в 1957-м, а сразу после войны — она тянется со времён образования Восточной Германии. Тогда в советской части страны завод Horch в Цвиккау был переименован в «Народное предприятие Хорьх». Здесь началось производство грузовиков НЗА грузоподъёмностью 3,5 тонны. Он считается первым автомобилем, созданным в ГДР. Позже на базе НЗА строили разные модификации — тягачи, самосвалы и другие. Через 10 лет решено было переименовать завод в «Народное предприятие Заксенринг» — чтобы не было ненужных ассоциации, ведь Horch выпускал автомобили для правительства Третьего Рейха. Но технологии меняются медленнее имён, и Sachsenring-4000 — дедушка «Ифы» — имел двигатель от НЗА, правда, модернизированный.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: