IFA W50L. «Элли» — знакомая иностранка - iGrader.ru
ifa w50l

IFA W50L. «Элли» — знакомая иностранка

«Работаю водителем автопоезда на междугородных перевозках. Во время рейсов нередко встречал на дорогах грузовики ИФА. И меня заинтересовало, сколько этих автомобилей поступило в нашу страну, и с какого года начались их поставки». Такое письмо пришло в редакцию журнала «За рулём» от орловчанина Ю. Половцева в далёком 1979 году.

Торговое предприятие «Транспортмашинен» (ГДР) тогда сообщило работникам автомобильного журнала, что до конца 1978 года в Союз приехали 23 900 грузовиков. Это, кстати, не предельная цифра: с 1973-го до конца 1980-х из Германии к нам поступало по 10 000 автомобилей в год.

Впрочем, всё это дела давно минувших дней. С тех пор перестали существовать и полюбившаяся нашим соотечественникам марка ИФА, и страна, которая выпускала эти автомобили, и сам Советский Союз. А некоторые немецкие машины всё ещё живы, хотя и превратились в музейную диковинку. Обладателем одного из таких автомобилей стал член красноярского центра сохранения ретротранспорта «Авто-ретро» Юрий Семёнов, который и продемонстрировал корреспондентам журнала «Грейдер» это чудо немецкой автомобильной мысли.

IFA W50L

Всё дело в имени

Полное «имя» нашего сегодняшнего экспоната — IFA W50L. Если его расшифровать, получится целая автоистория. «В 1957 году в ГДР появился завод под названием «Народное предприятие Заксенринг» — бывшее «Народное предприятие Хорьх». Здесь выпускались автомобили Sachsenring-4000, они же S4000. Но через несколько месяцев там решили выпускать легковушки Trabant с пластиковым кузовом, а производство грузовиков передали на завод «Эрнст Грубее» в городе Вердау. Там стали выпускать модернизированную S4000-1, которую быстро переименовали в W3000. Так что W — это память о городе Вердау.

А в 1961-м «Эрнст Грубее» вошёл в состав промышленного объединения IFA. Это аббревиатура от Industrieverband Fahrzeugbau — объединение производителей транспортных средств. Эта организация была чем-то вроде министерства автомобильной промышленности», — рассказывает заведующий историческим отделом центра «Авто-ретро» Алексей Карелин.

Марку «IFA» носили разные автомобили, Однако по праву эта эмблема принадлежала лишь созданному в ГДР принципиально новому грузовику IFA W50. Его прототип появился в «Эрнст Грубее» в 1963-м , когда в ГДР было принято решение наладить производство автомобилей в соответствии с нуждами народного хозяйства. А потребности тогда были простыми: требовался удобный грузовик-пятитонка с хорошей проходимостью. Собственно, «50» в названии машины и есть грузоподъёмность в центнерах (если точнее, грузоподъёмность составляла 5200 кг, цифру округлили для красоты названия). Что же касается литеры L, то это указание на тип автомобиля: Lastwagen – это грузовик. В родной Германии машину звали W50, а у нас ИФА или «Элли».

Грузовиков стране, а точнее странам Союза экономической взаимопомощи, требовалось много: предполагалось выпускать 15 000 автомобилей в год, а в реальности выпускали и больше. Соответственно, нужно было предприятие с достаточными производственными мощностями. Им стал завод в предместье Берлина Людвигсфельде, где и начался массовый выпуск известных многим странам грузовых автомобилей.

кабина IFA W50L

Не по-нашему

Конструкция грузовиков, равно как и сама идея, оказалась очень удачной. Завод был призван производить автомобили различных модификаций в большом количестве, причём так, чтобы они были унифицированы между собой — дабы упростить обслуживание и снабжение запасными частями. В результате на свет появилось большое семейство W50. Помимо базовой модификации существовали грузовики с удлинённым шасси, изотермическим кузовом, рефрижераторные и мебельные фургоны, грузовики с гидравлическим краном для самопогрузки, автовышки, мусоровозы и многие другие. Всего же существовало 75 вариантов и 265 модификаций W50L. Пожалуй, не было в ГДР такой хозяйственной отрасли, где не засветилась ИФА.

На первый взгляд, ИФА — грузовичок непримечательный, разве что не по-нашему малогабаритный и изящный — на фоне ГАЗ-66 или «Колхиды». Но в его конструкции множество особенностей. Одно слово — иностранец.

Коробка передач у автомобиля не в блоке с двигателем, а отдельно от него. Оказалось, что такая конструкция удобна для монтажа и демонтажа. Первичный и вторичный валы КПП расположены не в вертикальной, а в горизонтальной плоскости, опор валов четыре (против традиционных двух или трёх), а разъём картера горизонтальный.

Задний мост тоже особенный: полуоси расположены не внутри балки моста, а снаружи. Наличие редукторов в ступицах позволило сократить габариты редуктора главной передачи и увеличить дорожный просвет до 300 мм, то есть сделать машину более проходимой. Тормозная система гидравлическая с двумя независимыми контурами — на передние и на задние колёса. Даже если один гидрошланг оборвётся, машина всё равно в нужный момент остановится. Система снабжалась пневмоусилителем — чтобы водителю легче работалось. А ещё было предусмотрено «торможение выпуском»: между выпускным коллектором и глушителем устанавливалась заслонка, которая при отпускании педали подачи топлива закрывалась автоматически. При движении в горах — незаменимое дополнение.

задний мост IFA W50L

Кабина выполнена по принципу «всё для людей». Органы управления расположены рационально, приборов немного, зато все по делу. Есть звукоизоляция кабины, а также «климат-контроль» — отопитель салона и люк. Регулируется продольное расположение сиденья и наклон его спинки. Кресло добротное и монументальное. Большие панорамные окна обеспечивают отличный обзор. Водителям высокого роста, правда, не слишком удобно — колени в руль упираются. Но в 1970-80-х шофёры, особенно советские, на такие мелочи не жаловались — машина по тем временам была очень прогрессивной.

Кабина автомобиля не поднимается, так что подобраться к двигателю можно только через салон. Но немцы всё продумали: если силовой агрегат сломался капитально, его достаточно отвернуть и выдвинуть вперёд, моторный щит снимается. Коробка к мотору пристыкована через короткий кардан: 4 болта — и всё готово.

Двигатель в машине рядный дизельный четырёхцилиндровый, объём — чуть более 6,5 л, с системой впрыска топлива по лицензии западногерманской фирмы MAN (с 1967 года), мощность в ранних моделях 110 л. с., а в более поздних — 125 л. с. при 2300 об./мин.

Автомобили IFA W50L оказались настолько удачными, что их в процессе выпуска практически не модернизировали. В 1969-м появился новый стояночный тормоз, а в 1973-м — новый рулевой механизм. Вот и все усовершенствования.

Добро пожаловать в Союз!

W50L изначально выпускался для внутреннего пользования, но очень быстро пошёл в мир. Машина эксплуатировалась в 45 странах мира, даже в боевых действиях на Ближнем Востоке эти грузовики засветились. И в Союз их тоже поставляли, причём, как уже упоминалось, в огромном количестве.

Закономерен вопрос: неужели своих грузовиков в стране не хватало? Были у нас и собственные автомобили примерно такого же класса — ГАЗ-53 или ЗИЛ-130. Но их действительно не хватало, техники всегда было мало: строили-то глобально, дела столетий делали за годы. К тому же ГДР была нам дружественной страной — ну насколько могли быть дружественными немцы.

«Тогда ведь существовал Союз стран экономической взаимопомощи, была налажена кооперация. И, чтобы не было внутренней конкуренции, в нашу страну поставляли машины, которых не было в нашем типаже, допустим, тех же маленьких фургончиков либо автомобилей соответствующей грузоподъёмности. И мы так же поставляли свою продукцию. Первая партия была к нам поставлена в 1971-м — привезли 4000 машин, хотя ранее отдельные экземпляры демонстрировались на технических выставках. К нам направили бортовые грузовики W50L и самосвалы W50L/K. Их особенно много было в Ленинградской области, Пскове, Новосибирской области, Алтайском крае – там даже были автобазы, полностью состоящие из грузовиков ИФА с прицепами. О том, чтобы их массово применяли в Красноярске, мне неизвестно, но отдельные экземпляры у нас, конечно, были, и все эту машину знали. Помню, в детстве во дворе у нас стояла ИФА: характерная широкая нижняя «юбка» кабины, выступающая подножка, фары по углам кабины, ромб черный с серебристыми буквами IFA и шильдик — W50L. В СССР и дети знали эту машину, потому что выпускались игрушечные грузовики — маленькие «Ифы», — рассказывает Алексей Карелин.

руль IFA w50l

Эксплуатируя грузовики ИФА, наша страна исполняла соцобязательства, но о кооперации с ГДР наши водители никогда не жалели. Как уже упоминалось, машина по тем временам была «продвинутой». Да и водители, которые сели на этот автомобиль, в 1990-2000-х не соглашались менять его на что-то более современное.

«У меня машина поздняя — 1984-го года. Я её как раритет не покупал, просто нужен был небольшой грузовичок. Ездил на ней, снег и землю возил, я бы не сказал, что от нынешних чем-то сильно отличается. У моей руль тяжело крутится, а так могу сказать — приятный автомобиль, нравится на нём ездить. И перегружать её пробовал – ничего, везёт. Вообще-то у неё всё родное, я её в таком виде и купил, её подкрасить, борта лишние срезать – и можно на ретровыставку. Насколько я знаю, она одна такая в городе – чтобы и ездила, и комплектная была, так что, наверное, летом буду её как экспонат выставлять», — рассказывает Юрий Семёнов.

Про перегруз — история вечная. Вообще-то кузов у машины удобный: при небольших габаритных размерах автомобиля по длине он был не меньше, чем у советских грузовиков. Но точные и аккуратные немцы сделали его достаточно низким — чтобы больше 5 тонн не нагружали. Однако в Советском Союзе было понятие «план», и его лучше было перевыполнять. Так что борта кузова наращивались — в автомобиле Юрия такие доработки тоже имеются. Владелец намерен лишнее срезать — говорит, что без кустарных усовершенствований машина заметно лучше смотрится.

По задумке создателей, грузовикам ИФА требовалось большое количество специального инструмента для обслуживания и ремонта. Правда, в нашей стране все чаще обходились смекалкой и подручными средствами. С дизельным двигателем наши шофёры и механики уже были знакомы по МАЗам, ничего особенно сложного в конструкции иномарки не было — несмотря на её оригинальность. Запчасти к нам тоже поставлялись регулярно – с этим проблем не было. Были и каталоги, и инструкции на русском языке. Правда, в 1987-м централизованные поставки прекратились: «соцлагерь» доживал последние годы, а на заводе-производителе разработали новую модель с откидывающейся кабиной и грузоподъёмностью в 6 тонн. В 1990-м две Германии объединились, завод в Людвигсфельде отошел к Mercedes-Benz, который в 1991-м году прекратил выпуск грузовиков ИФА, признав их устаревшими.

Ну а в России наследие ГДР прожило заметно дольше, и ставили на них за неимением оригинала то, что было в наличии: шины и переднюю балку — от ЗИЛ-130, кузова, цистерны — какие находили. Конструкция незначительно дорабатывалась отечественными умельцами, и автомобиль с «донорскими» деталями ходил ещё несколько лет.

До наших дней дожили лишь немногие легендарные грузовики ИФА. Тривиальная история: в частные руки ни грузовики, ни фургончики в Союзе не давали — чтобы не было соблазна возить, например, овощи с огорода на продажу, а госсобственность по сроку давности шла в металлолом. Те же, что в 1990-е оказались у «частников» сегодня сошли с дистанции по возрасту: шутка ли — четверть века прошло с момента выпуска последнего автомобиля. История отдельных коллекционных экземпляров при переходе от одного владельца к другому теряется — так случилось и с автомобилем Юрия: нынешний хозяин о прошлом своей «Ифы» не знает. Но бывалые водители вспоминают немецкие грузовики добрым словом — осталась хорошая память о хорошем автомобиле.

ИФА в Назарове (Красноярский край)
ИФА в Назарове (Красноярский край), образец «местного усовершенствования».

Богатая родословная

На самом деле, история марки ИФА началась даже не в 1957-м, а сразу после войны — она тянется со времён образования Восточной Германии. Тогда в советской части страны завод Horch в Цвиккау был переименован в «Народное предприятие Хорьх». Здесь началось производство грузовиков НЗА грузоподъёмностью 3,5 тонны. Он считается первым автомобилем, созданным в ГДР. Позже на базе НЗА строили разные модификации — тягачи, самосвалы и другие. Через 10 лет решено было переименовать завод в «Народное предприятие Заксенринг» — чтобы не было ненужных ассоциации, ведь Horch выпускал автомобили для правительства Третьего Рейха. Но технологии меняются медленнее имён, и Sachsenring-4000 — дедушка «Ифы» — имел двигатель от НЗА, правда, модернизированный.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: