В условиях труднодоступности ставших за последние десятилетия привычными для горной промышленности бульдозеров Caterpillar и Komatsu предприятиям приходится либо латать изнашивающиеся узлы техники, зачастую путём каннибализма, либо закладывать в бюджет существенные суммы на приобретение оригинальных запчастей. А иногда и комбинируя эти варианты. Но учитывая удлинённые сроки доставки по схеме параллельного импорта, угольщики несут потери из-за простоев импортных машин.
Российские машиностроители не могли не отреагировать на сложившуюся ситуацию. В более выигрышном положении оказались те, кто ещё до введения санкций начал разработку тяжёлой техники. Например, известное предприятие «ЧЕТРА», чьи конструкторы спроектировали модели Т-45 эксплуатационной массой 72 тонны и Т30 весом 52 тонны.
Про последнюю поговорим более подробно, ведь именно на ней создатели отточили все полученные в ходе реверсивного инжиниринга иностранных машин навыки. Опытный образец отправили на испытания в реальных условиях, которые заняли более 3000 моточасов, после чего составили отчёт о выявленных во время наработки показателях эффективности. После тестовой эксплуатации на площадке АО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», где опытный образец 22 часа в сутки был занят на разработке породы четвёртой категории, машинисты и механики провели сравнительный анализ с Cat D9R. По расходу топлива и объёму перемещаемой породы российский бульдозер оказался даже лучше американского аналога: на 26 % производительней и на 18% экономичней.
Итак, в ЧЕТРА Т30.03 кардинально изменили параметры производительности. Машина получила совершенно новую двухпоточную гидромеханическую трансмиссию с блокируемым гидротрансформатором, что повысило КПД и увеличило экономию топлива. Конструкторы заложили передачу до 30% мощности на планетарный ряд и подключение гидравлического круга циркуляции при превышении среднего показателя нагрузки. На малых оборотах бульдозер работает в режиме стандартной «механики». Примечательно, что в этом решении инженеры «ЧЕТРА» объединили две использующиеся в иностранных аналогах Cat и Komatsu вариации трансмиссий.
К слову, управление большинством операций рабочих органов доступно с помощью одного джойстика. Регулируемое сиденье Grammer на пневмоподвеске снижает нагрузку на позвоночник во время перемещения по территории, кондиционер позволяет избавиться от утирания пота со лба в жаркую погоду, стеклопакеты и отопитель – не замёрзнуть при работе зимой. Также для комфортного времяпрепровождения в перерывах к услугам оператора в выполненной по стандартам ROPS/FOPS кабине есть холодильник.
В моторном отсеке установлен дизельный Cummins QCX15 мощностью 507 л. с., что на 51 «кобылу» больше, чем у бульдозера предыдущего поколения Т25. Сейчас идёт работа над адаптацией российской силовой установки. Допустимый диапазон температур эксплуатации техники заявлен от -50 °С до +35 °С.
В стандартной комплектации ЧЕТРА Т30.03 оснащён полусферическим отвалом объёмом 13,7 кубометра. Опционально доступен сферический вариант на 17 м3 и угольный – на 22 м3. Также на выбор предлагают одно- или трёхзубый рыхлители. За работу навесного оборудования отвечает усовершенствованная гидросистема с электроуправлением, регулируемыми аксиально-поршневыми насосами. Специалисты уже тестируют модификацию Т30 с дистанционной системой управления.
Также из реализованных новшеств отметим бортовой компьютер, отслеживающий рабочие параметры машины и датчик, диагностирующий системы техники. Изначально проектировали его с европейским контроллером, но в свете текущей ситуации нашли замену у партнёра из Екатеринбурга – ООО НПФ «АТИ». Автоматизированная система к тому же защищает агрегаты от сверхнагрузок и отказов узлов из-за каких-либо непредвиденных случаев. Все данные о работе машины видны на многофункциональном дисплее.
Среди других особенностей модели разработчики называют и гидростатический привод вентилятора для обеспечения оптимальной температуры моторного отсека. В качестве опции для упрощения обслуживания можно заказать у дилера автоматическую систему смазки узлов рабочих органов и семикатковой ходовки. Она, кстати, тоже является новой разработкой «ЧЕТРА», за счёт неё оптимизировали удельное давление на грунт и общее сцепление гусениц с поверхностью.
В конструкции применены проверенные временем и распространённые для покупки расходники.
В ближайшие четыре года производитель планирует занять не менее 40% рынка. Способствовать этому должны и находящиеся в разработке 107-тонный бульдозер Т50 для вскрышных работ и машина 6 тягового класса для городского строительства.
Подробные характеристики, или оформить покупку, или проконсультироваться со специалистом можно по ссылке.
На правах рекламы
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: