• «АО «Романов» — российский производитель уникальных грузовых габаритных шасси БАЗ»
    Узнать больше Свернуть
    Развернуть

    «АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.

    Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
    Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp

    Подробнее Свернуть
  • Системы телематики

    Нужна ли на самом деле телематика для техники? Отвечают эксперты

    Системы телематики уже прочно вошли на рынок спецтехники и коммерческого транспорта. Владельцы крупных автопарков отслеживают эффективность работы машин, выявляют нерадивых водителей и операторов, следят за сливами топлива и т. д. Только вот всё чаще появляются высказывания, что M2M — не более чем игрушка, дань моде и т. п. Ведь, по сути, никакой автоматизации процессов большинство пользователей не ощутили. Так это или нет — разбираемся с экспертами рынка за нашим виртуальным «круглым столом».

    — Помимо отслеживания перемещения транспорта, параметров работы техники, какую ещё реальную пользу несёт телематика?

    Главный конструктор по инновационным автомобилям ПАО «КАМАЗ» Сергей Назаренко

    Главный конструктор по инновационным автомобилям ПАО «КАМАЗ» Сергей Назаренко
    Главный конструктор по инновационным автомобилям ПАО «КАМАЗ» Сергей Назаренко

    «Подбор наиболее оптимального маршрута, учитывающий имеющиеся по пути следования ТС заказы на перевозку груза, с учётом предлагаемой премии и необходимых для загрузки/разгрузки дополнительных пробегов, т. е. догрузки попутным грузом, снижение порожних пробегов.

    Снижение нагрузки на логистов-операторов и значительное повышение эффективности их работы.

    Получение в режиме онлайн параметров автотехники позволяет оценивать её состояние, планировать ТОиР прямо в рейсе, прогнозировать состояние её узлов, агрегатов и систем в будущем, что позволяет минимизировать дорогостоящие простои в пути по причине неожиданных поломок».

    Генеральный директор ООО «Бетонсервис+» Михаил Иванов (бренд Tech-Rent)

    «С помощью ГЛОНАВИ, которой мы пользуемся, можно задать конкретный перечень разрешённых действий для каждого из участков местности, контролировать местонахождение техники в реальном времени, получать данные по скорости передвижения и расходу топлива. Возможна интеграция системы мониторинга транспорта с «1С Бухгалтерия» и автоматическое создание путевых листов на основе реальных данных, учёт расходов по заправкам, расходу топлива, учёт списания топлива по установленным нормам и расчёт заработной платы водителей».

    Директор департамента коммерческого транспорта ГК «АвтоСпецЦентр» Максим Шишко

    Директор департамента коммерческого транспорта ГК «АвтоСпецЦентр» Максим Шишко
    Директор департамента коммерческого транспорта ГК «АвтоСпецЦентр» Максим Шишко

    «Помимо отслеживания перемещения и технических параметров работы специальной техники и коммерческого транспорта, телематическое оборудование позволяет контролировать нецелевое использование служебных автомобилей, например, водитель по дороге к месту выполнения заказа может попытаться выполнить дополнительные работы для личного обогащения. Также тематика может мониторить расход топлива, пробег, износ и неправильную эксплуатацию спецтехники, проводить удаленную диагностику транспортного средства и планировать сервисное обслуживание.

    Преимуществом коммерческого транспорта, оснащенного телематикой, является автоматическое удаленное обновление программного обеспечения и контроль состояния здоровья водителя.

    Нарушение режима труда и отдыха, сонливость, неадекватное поведение, вызванное опьянением — можно отследить на основе данных о манере езды автомобилиста и, в случае необходимости, дистанционно блокировать работу техники».

    Директор по закупкам транспортных услуг АО «ФМ Ложистик Восток» (бренд FM Logistic) Эдуард Миронов

    Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов
    Директор по закупкам транспортных услуг АО «ФМ Ложистик Восток» (бренд FM Logistic) Эдуард Миронов

    «При покупке магистрального тягача большинство производителей предлагают бесплатно или за символическую плату использовать собственное M2M-решение для контроля огромного количества параметров. На выходе «продвинутые» системы показывают рейтинг автомобиля и водителя, а также прогноз по работоспособности агрегатов и комплектующих.

    Для компаний, которые не готовы разбираться в методологии расчётов и хотят довериться крупным производителям, такие системы действительно помогают принимать решение по мотивации сотрудников с высоким рейтингом и планировать ремонты автомобилей. Для тех собственников транспортных средств, у кого уже есть система мотивации персонала, выстроенная по определённым параметрам, M2M-решение необходимо для индикации этих показателей. Их обработкой занимаются либо отдельные сотрудники, либо дорогостоящая система, основанная на искусственном интеллекте и работе с Big Data».

    Коммерческий директор ООО «МАН Трак энд Бас РУС» (MAN Truck & Bus) Павел Селев

    «Телематика построена на системах спутниковой навигации, современной компьютерной технике и цифровых технологиях связи. Помимо отслеживания перемещения транспорта и параметров работы техники, с помощью нынешних цифровых устройств можно дистанционно прогревать двигатель, следить за его состоянием, снимать показатели всех датчиков, прогнозировать износ деталей, что может существенно сэкономить деньги.

    В случае ДТП информацией с телематического устройства может воспользоваться ГИБДД и с помощью этих данных выяснить, как менялась скорость автомобиля и где именно произошло ДТП.

    Телематическая система позволяет точнее контролировать эксплуатацию автопарка и работу водителей, снижая издержки и оптимизируя процессы внутри бизнеса.

    Телематическая система позволяет дистанционно отслеживать соблюдение водителем режимов труда и отдыха водителя (например, во время магистрального рейса), что в свою очередь напрямую влияет на безопасность движения при перевозках пассажиров и грузов».

    Директор дивизиона Wialon ООО «НьюАпекс» (бренд Gurtam — разработчик телематической платформы Wialon) Александр Кувшинов

    «Используя систему мониторинга, предприятия не только экономят на каждом конкретном автомобиле, но и оптимизируют структуру своих автопарков. Наша статистика показывает, что большинство автопарков неэффективно использует уже имеющуюся у них технику.

    И почти в каждом легко можно было бы сократить количество ТС на 5-10% за счёт правильного перераспределения нагрузки.

    Что ещё? Упомянутое отслеживание местоположения – это только малая часть того, что может дать бизнесу телематика. Ещё одно важное направление — контроль расхода и пресечение краж топлива. Датчики, установленные в баке, в режиме онлайн отправляют данные об объёме оставшегося бензина. Любой слив будет замечен сразу же. Практика показывает, что экономия на топливе после внедрения такого решения может достигать 30%.

    Грузоперевозчиков часто штрафуют из-за несоблюдения водителями режимов труда и отдыха. С помощью телематических решений можно получать данные с тахографов и контролировать водителя.

    Много возможностей у телематики и в части безопасности.

    Например, если ваша техника должна работать в определённой зоне, то можно настроить блокировку двигателя при попытке выехать из нее. Различные кнопки SOS, умные пломбы (для контроля сохранности грузов) — это всё тоже телематические решения. Как видим, сфера применения телематики обширна и всё зависит от задач, которые нужно решать бизнесу».

    Руководитель сервисного отдела ООО «Джей Си Би Раша» (JCB в России и СНГ) Семён Костин

    «Телематические системы и регистрируемая информация (в том числе, отметки о проведённых ТО) является расширенной сервисной книгой, которая помогает в случае необходимости устранять неисправности, а также повышает стоимость машины при перепродаже. Штатная телематика некоторых производителей позволяет не только осуществлять удалённую диагностику всей электронной системы техники, но и обновлять программное обеспечение контроллеров для предотвращения возникновения известных возможных неисправностей и повышения эффективности использования техники».

    Исполнительный директор АО «МЦМ» Дмитрий Шишов

    Исполнительный директор АО «МЦМ» Дмитрий Шишов
    Исполнительный директор АО «МЦМ» Дмитрий Шишов

    «Телематика в коммерческом транспорте позволяет:

    • снижать и оптимизировать финансовые, временные и материальные издержки при эксплуатации автопарка;
    • упростить контроль и обеспечить оперативное управление работой сотрудников, например, через внедрение мобильных приложений, SMS-оповещений и рассылки по почте;
    • повысить лояльность клиентов и создать конкурентное преимущество;
    • облегчить планирование автоперевозок и управление автопарком;
    • сократить расход топлива и пробег автотранспорта, при этом объём выполненных работ существенно увеличивается;
    • снизить время простоя машин, затраты на содержание и обслуживание автопарка, потери от хищений и нецелевого использования, появляется возможность сократить количество необходимых для работы единиц техники;
    • за счёт соблюдения дисциплины сотрудниками существенно повышается безопасность перевозок, а получение оперативных данных о работе автопарка даёт возможность объективно решать все спорные вопросы с персоналом».

    Руководитель аналитического центра ООО «Монтранс» (бренд «MONTRANS») Дмитрий Журавлёв

    «Современный мониторинг транспорта — это мощный вычислительный комплекс в дата-центре, служба техподдержки и сервисные инженеры в полях. В функции телематики можно выделить ключевые моменты: сбор телеметрии с подвижных и стационарных объектов, обработка и визуализация данных по местоположению и параметрам для оперативного контроля. Мобильное приложение водителя для получения заданий и приложения механика для получения оповещений и отчётов.

    Для руководителей подразделений — это аналитика, которая включает в себя: топливный баланс, безопасное вождение, контроль эффективности. Все процессы, обработанные телематикой, непременно сравниваются и обрабатываются в системах учёта предприятия: 1С, SAP. Бухгалтерия не занимается сбором бумажек и сравнением отчётов, а получает готовые данные от системы беспристрастного контролера. Время обработки путевых листов — минута в минуту. При этом возникают ежемесячные траты на инструменты облачной обработки и повышение уровня обслуживания.

    За сервис нужно платить».

    Консультант по технологическим решениям ООО «Джон Дир Русь» (бренд John Deere) Олеся Чупрун

    Консультант по технологическим решениям ООО «Джон Дир Русь» (бренд John Deere) Олеся Чупрун
    Консультант по технологическим решениям ООО «Джон Дир Русь» (бренд John Deere) Олеся Чупрун

    «Телематические системы позволяют повысить прибыльность бизнеса клиента.

    John Deere предлагает два вида решений для парка техники. Решения для увеличения производительности позволяют производить анализ эффективности работы каждой машины и каждого оператора, оптимизировать производственный процесс, рационально использовать машины на конкретной площадке.

    Это контроль расхода топлива, определение рабочих зон и времени работы машин, мониторинг параметров работы, сравнение показателей работы техники с целью контроля и выбора оптимальной загрузки. В свою очередь, такие решения, как система нивелирования и взвешивания, обеспечивают владельцу не только контроль за выполняемой работой и повышение точности, но и значительно упрощают работу оператора.

    Разработки для увеличения времени безотказной работы машины — это вторая группа решений, направленных на повышение коэффициента технической готовности машины и снижение эксплуатационных расходов. Сюда входят получение диагностических кодов неисправностей, удаленная диагностика
    и перепрограммирование машин, информация о предстоящем техническом обслуживании, возможность дистанционного контроля за параметрами работы. Все это позволяет оказывать своевременное обслуживание и предотвращать поломку за счёт оперативного реагирования на уведомления о работе техники.

    Кроме того, эту информацию можно просматривать с портативных устройств через мобильные приложения. Также возможно загружать данные с машин в бизнес систему клиента с помощью специального интерфейса прикладного программирования».

    — Системы удалённого мониторинга зачастую преподносят, как помощников для бизнеса. Но, по большому счёту, для выявления ошибок в работе операторов/водителей, для контроля за безопасностью и сохранностью техники, для отслеживания нерадивых сотрудников требуется создать ещё один отдел, который будет анализировать полученные с датчиков данные. То есть, это не только дополнительные затраты для собственника бизнеса, но ещё и увеличение рисков «человеческого фактора» — за большим парком сложно уследить, контролёры могут ошибиться в отчёте, вступить в сговор с водителем и т. д. А перепроверять все данные собственнику — потеря времени. Нужна ли ему эта головная боль? Может по старинке проще?

    Руководитель аналитического центра ООО «Монтранс» (бренд «MONTRANS») Дмитрий Журавлёв

    Руководитель аналитического центра ООО «Монтранс» (бренд «MONTRANS») Дмитрий Журавлёв
    Руководитель аналитического центра ООО «Монтранс» (бренд «MONTRANS») Дмитрий Журавлёв

    «Телематика в руках российских пользователей превратилась в игрушку. Начитавшись рекламных слоганов, форумов и инструкций, обыватель наделяет обычный регистратор необычайными свойствами. Сайты производителей обещают избавить от головной боли и повысить эффективность. Это вера в маркетинг.

    На деле, клиент получает головную боль в виде набора железок, недовольных водителей, возросшего штата контролеров и кучей дополнительных отчетов, которым невозможно поверить. Это правда жизни. Выходит, тем, кто повелся на рекламные слоганы, приходится и дальше тонуть в своей рутине, будучи уверенными, что ничего лучше, чем доверие и мерная линейка еще никто не придумал.

    Оборудование сбора телеметрии, как и программа обработки мониторинга — это лишь средство сбора данных. Предприятие, которое в силу отсутствия опыта и нехватки времени акцентирует своё внимание на цене железок и абонентского обслуживания, очень скоро оказывается в замкнутом круге «мониторинг – люди – бухгалтерия». Информация от мониторинга начинает жить своей жизнью, сотрудники привыкают жить с новыми контролёрами, а бухгалтерия работает с бумагами и путевыми листами. Итог: затраты есть, эффективности нет.

    При этом все вокруг говорят про цифровизацию. В настоящий момент, правильная система управления транспортным предприятием выглядит как экосистема цифровых сервисов, каждый из которых собирает свои данные от различных средств объективного контроля (мониторинг транспорта, телемедицина, инвентаризация и прочие), далее сравнивает с заявленными данными (чеки в бухгалтерии, ведомости АЗС, штрафы госуслуг, путевые листы водителей, отметки медика, 1С склад, 1С ЗУП, 1С УАТ, задания и прочее).

    Для того, чтобы данный комплекс заработал без участия человека и MS Excel необходимо провести интеграцию данных мониторинга с учётными системами. Понятно, что автопредприятие такими компетенциями не обладает. Поэтому всё остается на уровне исполнителей.

    Как пример: мы поставляем как базовый мониторинг для таких юзеров, так и продвинутую систему управления автопарком MONTRANS.ONLINE, где в одном интерфейсе сразу интегрированы базовые модули: мониторинг транспорта, топливный баланс, безопасное вождение, путевые листы, инвентаризация и справочники, управление ремонтами и водителями, обмен заявками с подрядчиками и службой сервиса. На рынке сейчас нет подобных программ, особенно с мобильным приложением для персонала.

    Изюминкой является интерфейс руководителя, куда собираются финальные данные в виде dashbord (графики и таблицы) с расчетом различных коэффициентов, так необходимых любому управленцу, экономисту, собственнику.

    Конечно же, запуск данного продукта на предприятии проходит при активной интеграции различных источников данных для сравнения: те же путевые листы мы можем выгружать одновременно с 20 разных конфигураций 1С в рамках холдинга. Остальные коннекторы (госуслуги, мониторинг транспорта, топливные карты) у нас уже написаны, поэтому процесс интеграции занимает менее 2-х месяцев.

    Согласитесь, понимание стоимости и сроков всегда очень важно для расчёта рентабельности проекта.

    Первый вопрос, какой мы слышим после презентации: сколько человек в администрации потеряют свои рабочие места?

    Я приведу такой пример нашего клиента: для управления парком в 80 единиц достаточно 3-х человек по направлениям: 1) базовые или инвестиционные затраты (лизинг, топливо, поставщики, 2) операционные затраты (ФОТ, ремонты, подрядчики), 3) привлечение заказов или продажи (оформление и контроль выполнения заявок). Остальное аутсорсинг. Можете сделать выводы сами».

    Павел Селев, MAN Truck & Bus

    Павел Селев, MAN Truck & Bus
    Павел Селев, MAN Truck & Bus

    «Системы спутникового мониторинга предлагают большое количество преднастроенных отчётов, сформировать которые возможно буквально двумя щелчками «мыши», тем самым роль человеческого фактора сводится к минимуму. Возможно, настроить построение и отправку на электронную почту требуемых отчётов по расписанию (например, один раз в неделю), при этом потери времени сводятся к нулю и у собственника появляется возможность дистанционно контролировать работу автопарка. Также возможность оперативного контроля работы автопарка имеется с помощью мобильного приложения системы мониторинга.

    Суть телематической системы — в упрощении бизнес-процессов т. е. сделать бизнес для собственника проще, быстрее, понятнее, с минимизацией «человеческого фактора», а значит эффективнее и менее затратным. В этом заключается концепция MAN Simplifying business».

    Максим Шишко, «АвтоСпецЦентр»

    «Благодаря внедрению IT-решений собственник спецтехники получает наиболее полную информацию о состоянии и использовании своего имущества. Например, трекеры Trackunit позволяют отслеживать, использовали ли спецтехнику в выходные при заключённом договоре аренды только на будние дни, что позволят снизить потери выручки владельца коммерческого транспорта. Также благодаря телематике стабилизируется связь, увеличивается объём отчётных данных, которые получает собственник — не только о местонахождении коммерческой единицы транспорта, но и о фактически отработанных часах сотрудником.

    Возможность видеть, где и как работает техника, кто ею управляет, оказалась востребована и у клиентов, которые арендуют коммерческий транспорт или оформляют его в лизинг. Телематика позволяет оплачивать только фактическое использование техники, что выгодно для арендаторов».

    Олеся Чупрун, John Deere

    «Большинство современных систем мониторинга разрабатываются для того, чтобы уменьшить влияние человеческого фактора, а также максимально автоматизировать текущие процессы. Телематическую систему для управления парком машин JDLink от John Deere поставляют в базовой комплектации почти всех новых машин.

    Интерфейс системы разработан таким образом, чтобы у клиента была возможность быстро и просто получать нужную информацию, а также анализировать работу сразу всего парка машин John Deere с возможностью пользовательской настройки и группировки по типу машин или участкам. Данная система как раз и решает проблему контроля парка техники, поскольку позволяет использовать одно окно для контроля сразу всей техники, оперативно принимать решения и вносить коррективы в рабочий процесс.

    Система телематики

    Клиенты имеют возможность осуществлять контроль техники самостоятельно, либо передать ответственность за техническую готовность машин дилеру John Deere.

    В штате наших официальных дилеров имеется специальный отдел, который занимается мониторингом работы машин. Здесь работают инженеры с высокой квалификацией и большим опытом диагностики и ремонта машин, которые по запросу клиента оказывают качественную сервисную поддержку, в режиме реального времени уведомляют клиента о возникающих неисправностях и отправляют аналитические отчёты с полезными решениями по улучшению работы техники».

    Сергей Назаренко, «КАМАЗ»

    «Всё зависит от цели, которую ставит перед собой управляющий/собственник.

    Что касается ошибок и сговоров, то вероятность этого не исключена ни в одном из видов человеческой деятельности. Телематика — это лишь инструмент. Если на предприятии грамотно выстроена систематическая и плановая работа, охватывающая как персонал, так и технику, то её применение даёт прекрасный эффект, если же нет, то и самый передовой и эффективный инструмент не изменит ситуации.

    Практика показывает, что на рынке автоперевозок сильнейшая конкуренция. На плаву остаются наиболее эффективные. Одним из способов повышения эффективности автопредприятий является использование систем телематики. Действенность этого инструмента проверена временем. В России уже как минимум 80% автопредприятий в той или иной форме контролируют технику при помощи систем телематики».

    Михаил Иванов, Tech-Rent

    Михаил Иванов, Tech-Rent
    Михаил Иванов, Tech-Rent

    «Всё зависит от цели, которую ставит перед собой управляющий/собственник.

    Что касается ошибок и сговоров, то вероятность этого не исключена ни в одном из видов человеческой деятельности. Телематика — это лишь инструмент. Если на предприятии грамотно выстроена систематическая и плановая работа, охватывающая как персонал, так и технику, то её применение даёт прекрасный эффект, если же нет, то и самый передовой и эффективный инструмент не изменит ситуации.

    Практика показывает, что на рынке автоперевозок сильнейшая конкуренция. На плаву остаются наиболее эффективные. Одним из способов повышения эффективности автопредприятий является использование систем телематики. Действенность этого инструмента проверена временем. В России уже как минимум 80% автопредприятий в той или иной форме контролируют технику при помощи систем телематики».

    Семён Костин, JCB

    «Знание о присутствии на машине системы мониторинга уже само по себе служит «ограничивающим фактором» для оператора, заставляющим его внимательнее следить за техническим состоянием машины и не игнорировать предупреждения о неисправностях. Если главный инженер предприятия один раз настроит периодическую отправку отчётности на электронную почту или аварийных уведомлений — на мобильный телефон, то работа с системой и анализом данных не добавит ему никаких дополнительных затрат по времени, кроме необходимости обсудить обнаруженные «отклонения» с оператором машины».

    Дмитрий Шишов, «МЦМ»

    «Системы удалённого мониторинга, в первую очередь, направлены на исключение человеческого фактора отслеживания процессов и результатов деятельности водителей, сервисной части обслуживания автотранспорта — но, если они внедрены комплексно и системно, полностью внедрены в бизнес-процессы предприятия на всех этапах.

    В таком случае подобные системы с учётом опыта их эксплуатации позволяют минимизировать роль человеческого фактора, повышают уровень ответственности должных лиц, использующих показатели и результаты анализа показателей работы автопарка.

    В ГК «МЦМ» — есть свой успешный отечественный продукт: интеллектуальная система Runovo IMP, которая предназначена для управления транспортными ресурсами, анализа и оптимизации логистических процессов. С её помощью можно решить ряд важных для любого предприятия задач. Система обеспечивает максимальный контроль за деятельностью автотранспортного подразделения компании, в том числе позволяет контролировать маршрут передвижения и скорость техники, работу навесных механизмов, несанкционированную эксплуатацию автопарка.

    В итоге повышается дисциплинированность и ответственность работников, снижается риск хищений за счёт автоматизированного отслеживания местонахождения транспортных средств в режиме реального времени. В целом, благодаря накоплению статистической информации о маршрутах движения машин и персонала оптимизируется работа предприятия, повышается оперативность перевозок.

    Затраты собственника автотранспорта на систему удалённого мониторинга окупаются многократно при соответствующем использовании данных мониторинга для управления бизнеса в целом».

    Александр Кувшинов, Gurtam

    Александр Кувшинов, Gurtam
    Александр Кувшинов, Gurtam

    «Автоматизация и внедрение любых ИТ-системы нужны для того, чтобы избавиться от ручной работы, снизить влияние «человеческого фактора» и облегчить ведение бизнеса. Если приходится делать всё вручную, то, наверное, вы что-то делаете не так. Как правило, достаточно один раз настроить отчёт с нужной информацией и оповещения, чтобы получать данные в удобоваримом виде.

    Например, если автомобиль выехал из нужной зоны — приходит SMS с оповещением, резко снизился уровень топлива в баке — сообщение по электронной почте с указанием имени водителя, двигатель работает вхолостую уже полчаса — оповещение в Telegram. Я не буду говорить за все телематические системы, но в Wialon, например, возможность формировать понятные отчеты есть. Если нужно, их можно загружать в BI-системы, просто настроив шаблон».

    — Каков средний бюджет на установку систем телематики на одну единицу техники? И каковы затраты на абонентскую плату?

    Павел Селев, MAN Truck & Bus

    «Бюджет на установку телематики зависит от различных факторов, к примеру, от марки автомобиля, типа телематической системы, возможностей системы и т. п. Абонентская стоимость также различается в зависимости от системы».

    Эдуард Миронов, FM Logistic

    «Ежемесячная абонентская плата оператору M2M-решения, которое используем мы, составляет 350 рублей в месяц. Стоимость ежемесячного обслуживания не выглядит слишком большой, но для парка численностью в 100 ТС — это уже заметная статья расходов, особенно при условии работы с несколькими провайдерами».

    Александр Кувшинов, Gurtam

    «Средний бюджет назвать сложно, он зависит от устанавливаемого оборудования, его количества и сложности. Если говорить о минимальных ценах, то стоимость базового набора для мониторинга (GPS/ГЛОНАСС-трекер, SIM-карта и доступ к платформе) у наших партнёров начинается от 5-5,5 тысяч рублей, абонентская плата — 400-600 рублей в месяц. Всё чаще встречаются варианты с арендной моделью, когда заказчики не покупают оборудование, а каждый месяц платят определённую сумму арендодателю. Важно отметить, что в 90% случаев инвестиции окупаются уже в первые несколько месяцев. Это происходит благодаря налаживанию производственной дисциплины и недопущения случаев нецелевого использования транспортных средств».

    Семён Костин, JCB

    Семён Костин, JCB
    Семён Костин, JCB

    «JCB c 2013 года устанавливает штатную телематическую систему JCB LiveLink на все модели техники мощностью более 60 л. с. в стандартной комплектации, в том числе на ДГУ. Оплаченный абонентский контракт на 5 лет включён в стоимость приобретаемой машины. Его продление на 1 год по истечении указанного срока будет стоить 15 000 — 20 000 рублей».

    Сергей Назаренко, «КАМАЗ»

    «Цена комплекта бортового оборудования зависит напрямую от поставленных собственником задач. Можно уложиться в несколько тысяч и получить базовый функционал — контроль местоположения техники. Если же стоит задача по сбору данных с CAN-шины автомобиля (в т. ч. для предиктивной аналитики состояния ТС), ёмкостных датчиков уровня топлива, дополнительных датчиков, контролирующих навесное оборудование, либо параметры спецнадстройки, то речь идёт о нескольких десятках (в редких случаях сотен) тысяч рублей. Как правило, большинство клиентов останавливает свой выбор посередине между этими крайними вариантами.

    Стоимость абонентской платы так же зависит от частоты и количества данных, собираемых с автотехники. Можно уложится и в несколько сотен рублей в месяц с единицы техники. Более требовательным клиентам услуга может обойтись в сумму порядка тысячи рублей в месяц».

    Максим Шишко, «АвтоСпецЦентр»

    «Средняя стоимость установки инновационных систем на одно транспортное средство зависит от количества опций. Например, оснащение одной единицы спецтехники блоком ГЛОНАСС/GPS мониторинга, датчиками контроля работы механизмов и прибором измерения уровня топлива обойдется в сумму от 5 500 – 6 000 рублей, плюс ежемесячная абонентская плата — 450 рублей. Установка отдельно системы ГЛОНАСС выйдет дешевле: от 3 500 до 4 900 рублей за сам терминал и ежемесячные платежи — от 100 до 300 рублей в зависимости от выбранного тарифа».

    Михаил Иванов, Tech-Rent

    «От 4 000 до 12 000 рублей за установку ПО и датчика ГЛОНАСС, стоимость варьируется в зависимости от необходимого функционала. Абонентское обслуживание — в среднем от 300 рублей в месяц за единицу техники».

    Дмитрий Шишов, «МЦМ»

    «Понятие «средний бюджет» в телематике — понятие, на наш взгляд, не совсем корректное и неправильное. Затраты зависят от целей и задач который ставит заказчик. Компания, имеющая в парке 2-3 единицы автотранспорта представительского класса, внедряет удалённый мониторинг с целью выявления местонахождения и установления фактического пробега — это одна ситуация, заказчику будет стоить условно 5 000 рублей.

    Если говорить, например, о КАМАЗе который много «жрёт» и бензина и масла, перевозит руду — то при мониторинге фактического веса перевозимого груза (при использовании датчики давления на ось), местонахождения, при контроле плановой замены запчастей — позволяет сэкономить значительные средства и могут окупаться за 2 недели, в зависимости от того как изначально налажен контроль и учёт у заказчика».

    Олеся Чупрун, John Deere

    «John Deere видит будущее в телематических решениях, без которых владельцам техники будет сложно оставаться конкурентными, по этой причине вся наша новая техника за редким исключением в базовой комплектации оснащается телематической системой JDLink с бесплатной подпиской на 3 года, которая по истечение указанного срока может быть продлена. Машины предыдущих поколений также можно оснастить системой, для этого клиенту следует обратиться к официальному дилеру John Deere».

    Дмитрий Журавлёв, «MONTRANS»

    «В среднем бюджет на оснащение одной единицы рассчитывают после определения набора функций, какие должны быть в отчёте. Если это топливный баланс, то ключевые компоненты: терминал мониторинга и датчик уровня топлива (базис от 20 000 рублей и годовая оплата от 7 000 рублей). Если принципиально, чтобы водитель не уснул за рулем, то это комплекс видеомониторинга с контролем состояния шофёра (от 56 000 до 78 000 рублей и годовыми платежами в 12 000 рублей).

    Системы удалённого мониторинга

    Вариант оснащения топливозаправщика Контроллером Учёта топлива и топливный баланс с выдачей по картам обойдётся в 250 — 320 тысяч рублей (с видеокамерами и без) плюс топливные карты с возмещением НДС 20% и автоматическим сравнением ведомостей для бухгалтерии. Годовые платежи за обслуживание уже начинаются от 18 000 рублей.

    Если вы планируете считывать тахографы без участия водителя и поставить терминал телемедика с печатью путевых листов, то это ещё 280 000 рублей за одно рабочее место и последующее годовое обслуживание в размере от 140 000 рублей.

    Интеграция с текущими учётными системами (а от них не получается отказываться, поскольку есть отдел продаж, есть аудиторы, есть склады и техпроцессы) занимает от 20 000 рублей за Google Docs и до 200 000 рублей за один коннектор для 1С, SAP.

    Получается цифровизация — это не только разовые затраты (CAPEX), но и постоянные затраты (OPEX) на содержание этой инфраструктуры.

    Важный момент: постоянные затраты на содержание в разы эффективней, чем расходы на ФОТ и человеческий фактор, поскольку они: а) прогнозируемы, б) масштабируемы, в) сокращаемы без ущерба для производства.

    Кто этот путь прошёл, увидел другие горизонты. Согласитесь, 1900 рублей в месяц за грузовик, который генерирует доход, не такие большие деньги, с учётом того, что все цифры в отчётах проверены роботами за вас. В частности, у нас в тариф за 700 рублей в месяц включена валидация данных. Основной её плюс в том, что далее вы проверенные данные можете загрузить в свою учётную систему, не нарушив вето бухгалтерии».

    — Какие распространённые ошибки среди пользователей телематики на коммерческом транспорте и спецтехнике?

    Александр Кувшинов, Gurtam

    «Я бы назвал ошибкой неполное использование всех возможностей телематических систем. Телематика — это не просто слежение за точками на карте. Даже имея лишь прибор с ГЛОНАСС, можно сделать свой автопарк эффективнее. Например, составлять оптимальные маршруты для курьеров, контролировать нецелевые поездки и использование рабочего автомобиля в личных целях.

    Ещё одна ошибка — установить на свой транспорт систему ГЛОНАСС-мониторинга и надеяться, что не понадобится корректировать иные бизнес-процессы. Простой пример. Если ранее водитель официально зарабатывал 30 000 рублей и ещё столько же клал себе в карман за счёт «левых» рейсов и сливов топлива, то, лишившись половины дохода, он либо уволится, либо продолжит искать возможности обмануть работодателя.

    Поэтому внедрение системы мониторинга – это комплексный процесс, затрагивающий многие аспекты работы предприятия. И чем качественнее прошёл этап внедрения, тем более долгосрочными будут экономические преимущества, которые предприятие получит».

    Дмитрий Журавлёв, «MONTRANS»

    «Самая частая ошибка при выборе поставщика решения — некомпетентность исполнителей вашего поручения по поиску. Кого показывают поисковые системы? Тех, кто больше заплатил за маркетинг. Далее у исполнителя важное обстоятельство — показать свою эффективность, поэтому он вам даст несколько предложений и будет вам экономить деньги, выбирая самое простое и понятное решение.

    Система телематики

    Сразу скажу: варианты с техническим заданием и описанием интеграции техпроцессов занимают гораздо больше времени и требуют гораздо больше компетенций, нежели business view вашего механика, при всём уважении. Поэтому вторая самая распространённая ошибка: это отсутствие подведения итогов и, как следствие, неумение и нежелание признавать свои ошибки.
    У нас множество примеров, когда компании тянут свой чемодан без ручки до последнего, боясь получить по шапке за сделанные ранее ошибки. Часто забывая, что проще списать неликвид, чем продолжать платить за отсутствующий сервис или не валидные данные».

    Олеся Чупрун, John Deere

    «Многие клиенты используют на своих рабочих площадках годами проверенные способы контроля и управления, в связи с этим им сложно быстро перестроиться и начать использовать телематические системы».

    Максим Шишко, «АвтоСпецЦентр»

    «Основные ошибки в использовании телематики на спецтехнике совершают, в основном, сами водители. Нередки случаи намеренного повреждения датчиков ГЛОНАСС, накрытие их железом в автомобиле, чтобы невозможно было поймать сигнал спутника. Для владельцев бизнеса подобные манипуляции тоже имеют последствия — простои в работе оборудования, выяснения отношений с сотрудниками и подрядчиками, увольнение недобросовестных кадров и поиск новых.

    Помимо этого, зачастую владельцы бизнеса выбирают, покупают и устанавливают М2М-устройства на автопарк самостоятельно, без консультации и поддержки специалистов. Это приводит к тому, что спецтехника либо переоснащена датчиками и сбор данных осуществляется хаотично, либо не дооснащена и тогда выстраивание бизнес-процессов оказывается бессмысленным.

    Небольшие автопарки сильно отстают в оснащённости системами телематики, но недостаточное количество автоматизированных решений и в крупных компаниях. Основные причины этого — наличие на рынке большого числа устройств и игроков, предлагающих сложные и дорогие услуги, которые автомобилисты предпочли бы получить бесплатно. Страховые компании, сервис-провайдеры и операторы управления автопарком предлагают собственные устройства и платформы в дополнение к системам, наличие которых обязательно согласно законодательству.

    На сегодняшний день оснащением всего автопарка системами телеметрии занимаются только крупные логистические и транспортные компании, так как не каждый может позволить инвестиции в создание программно-аппаратного комплекса и разветвленной сети под нужды определённого предприятия».

    Дмитрий Шишов, «МЦМ»

    «Внедрение системы мониторинга транспорта — это не панацея. Если система внедрена, а на каком-то этапе передачи данных, например в бухгалтерию, где фактические показатели по пробегу потом вводят вручную, — это резко снижает эффективность её использования, не устраняет человеческий фактор, а усиливает его.

    Результаты мониторинга — это информационный материал для принятия соответствующих управленческих решений. Если итоги мониторинга не анализируют или не используют при управлении компании — система вместо эффективного инструмента управления может превратиться в дорогую игрушку».

    Пользователи системы телематики

    Сергей Назаренко, КАМАЗ

    «Система телематики — это не волшебная палочка. Это комплексный внедренческий проект, зачастую имеющий свои нюансы для каждого отдельного АТП. Мало установить бортовое оборудование. Нужно проводить анализ и, порой, перестройку технологических операций на предприятии. И что самое важное — эта процедура должна периодически повторятся.

    Водители со временем приспосабливаются к новым условиям труда, находят способы обхода, либо обмана системы. Первоначальное внимание при внедрении системы со временем может ослабнуть. Но это уже вопрос, больше относящийся к организации труда. Иногда об этом забывают».

    Семён Костин, JCB

    «Внедрение системы мониторинга транспорта — это не панацея. Если система внедрена, а на каком-то этапе передачи данных, например в бухгалтерию, где фактические показатели по пробегу потом вводят вручную, — это резко снижает эффективность её использования, не устраняет человеческий фактор, а усиливает его. Результаты мониторинга — это информационный материал для принятия соответствующих управленческих решений. Если итоги мониторинга не анализируют или не используют при управлении компании — система вместо эффективного инструмента управления может превратиться в дорогую игрушку».

    Сергей Назаренко, КАМАЗ

    «Система телематики — это не волшебная палочка. Это комплексный внедренческий проект, зачастую имеющий свои нюансы для каждого отдельного АТП. Мало установить бортовое оборудование. Нужно проводить анализ и, порой, перестройку технологических операций на предприятии. И что самое важное — эта процедура должна периодически повторятся.

    Водители со временем приспосабливаются к новым условиям труда, находят способы обхода, либо обмана системы. Первоначальное внимание при внедрении системы со временем может ослабнуть. Но это уже вопрос, больше относящийся к организации труда. Иногда об этом забывают».

    Семён Костин, JCB

    «Одной из распространённых ошибок можно назвать некорректную настройку уведомлений о безопасности и техническом состоянии машины. Приведу типичный пример. Заказчик обращается с просьбой произвести диагностику и ремонт топливной аппаратуры.

    При изучении проблемы выясняется, что телематическая система на протяжении не одной недели фиксировала уведомления о критическом содержании воды в топливе. Оператор игнорировал их, а управляющий или владелец машины не мог проконтролировать этот момент, так как доступ к телематике не был настроен должным образом».

    Павел Селев, MAN Truck & Bus

    «Основываясь на данных, получаемых системой спутникового мониторинга, можно говорить о следующих наиболее часто выявляемых ошибках при использовании ТС:

    • увеличенное время работы ТС на холостом ходу;
    • недостаточное использование круиз-контроля;
    • торможение только рабочей тормозной системой (без использования моторного тормоза);
    • превышение допустимой скорости движения ТС;
    • несоблюдение экономичного интервала работы ДВС.

    Все вышеперечисленные параметры влияют на повышение эксплуатационного расхода топлива.

    Также анализ данных, получаемых системой телематики, позволяет говорить о частом несоблюдение требуемых режимов труда и отдыха водителя и встречающихся случаях движения ТС без вставленной в тахограф карты водителя. Это, в свою очередь, напрямую влияет на увеличение издержек на оплату штрафов и оплату ущерба от ДТП».

    — Реально ли автоматизировать бизнес-процессы в компании с большим парком техники с помощью телематики?

    Сергей Назаренко, «КАМАЗ»

    «Реальность автоматизации уже подтверждена многолетней практикой. В России не осталось сколько-нибудь крупного предприятия (как частного, так и с государственным участием), не внедрившего телематику. Но телематика сама по себе не самоцель.

    Логичным шагом в её развитии становится объединение с другими ERP, MRO, TMS — системами с целью цифровизации/автоматизации максимально возможного числа бизнес-процессов компаний, в т. ч. охватывая их партнёров и смежников».

    Александр Кувшинов, Gurtam

    «Реально. Всё зависит от конкретной компании, её внутренних процессов, целей и планов. Если нужна полная автоматизация всех бизнес-процессов, связанных с автопарком, то только телематических решений недостаточно – они должны быть интегрированы в общую IT-инфраструктуру компании, работать в связке с CRM, бухгалтерскими, складскими, BI и другими системами (скажем, от 1С), чтобы лучше планировать те же затраты на топливо или загрузку сотрудников. Один из простейших примеров – это интеграция системы мониторинга с внутренней системой учета предприятия, например 1С. Данные о количестве рейсов и километраже каждого автомобиля (или результатах водителя) могут автоматически попадать в 1С и затем использоваться для дальнейших расчётов, в том числе и по (де)премированию персонала».

    Павел Селев, MAN Truck & Bus

    «Как показывает практика — это возможно. Один из наиболее заметных бизнес-трендов — интеграция решения для мониторинга транспорта с различными системами — от систем управления складом до поставки товаров конечному клиенту. Подобная интеграция лежит в основе эффективного управления автопарком.

    Ещё одно важное направление — предиктивная аналитика. Уже сейчас на базе модуля «Безопасное вождение» можно оценить потенциальные расходы бизнеса на оплату штрафов за превышение скорости, нагрузки на ось, прогнозировать расходы на ремонт техники и так далее. Также система мониторинга позволяет автоматизировать контроль прохождения технического обслуживания автопарка, включая обслуживание дополнительных механизмов и систем (холодильная установка рефрижератора, гидрофикация самосвала и т. д.).

    Система мониторинга, с учётом преднастроенного интервала, отслеживает пробег, наработку транспортного средства в моточасах и временной интервал и заблаговременно отсылает напоминания о необходимости проведения ТО и любого другого преднастроенного события (прохождения государственного технического осмотра, страхования ТС и т. д.)».

    Эдуард Миронов, FM Logistic

    «Существует проблема с интеграцией одних решений с другими. Так, например, одна компания хочет видеть данные с датчика температуры в кузове в одной системе, второй заказчик — в другой, а провайдером этой системы был выбран третий поставщик. И хорошо, если эти системы можно между собой интегрировать. Но зачастую приходится оплачивать оператору каждого M2M-решения трансляцию определённых данных разным клиентам».

    Дмитрий Журавлёв, «MONTRANS»

    «Объём подлежащих автоматизации процессов оценить очень просто. Во-первых, нужно посмотреть за сколько шагов вы строите финальный отчёт по деятельности организации. Как пример: путевые листы обрабатываются с задержкой, закрытие периода происходит 15 числа, накладные от поставщиков услуг приходят в течение месяца, отчёты подразделений никто не проверяет и т. д. Оптимизация MS Excel в ERP или BI даёт огромный пласт аналитической информации и настройку процессов обмена проверенной информацией и освобождает от пут бухгалтерского учёта, поскольку позволяет работать в режиме онлайн с управленческой информацией.

    Во-вторых, нужно понаблюдать сколько и каких бумажек копится на столах и перемещается между отделами. Приведу пример: выгрузка данных по штрафам с портала госуслуг на 1000 ТС с их последующей распечаткой, визированием и оплатой в бухгалтерии занимает время 1 сотрудника в месяц (!). У нас модуль «безопасное вождение» занимает 1 рабочий стол и позволяет проводить оплаты штрафов автоматически (до суммы в 2000 рублей).

    Что касается путевых листов: мы участвуем в проектных группах по цифровым путевым листам и ожидаем, что в ближайшие 2-3 года, путевые листы наконец оцифруют, также, как и телемедиков. Это позволит в ближайшем будущем выписывать путевой лист и проходить медика с отправкой задания в мобильное приложение водителя. Будет сэкономлена огромная масса бумаги и времени на её оформление. Специальность диспетчера уйдёт в прошлое. Логист и механик не будут собирать кучу бумаг, которые для исправного трактора и здорового водителя не нужны».

    Олеся Чупрун, John Deere

    «Одно из основных назначений телематической системы — это управление парком техники. Контроль расходов на топливо и техническое обслуживание важны для каждого клиента. Данные по распределению рабочего времени и уровню загрузки машины отображаются в режиме реального времени в системе, что позволяет клиенту контролировать процесс прямо из офиса без затрат времени на дорогу или дополнительных коммуникаций внутри своей организации. Можно отметить ещё и проведение технического обслуживания, больше нет нужды в ежедневном контроле наработки — всё это делает система в автоматическом режиме.

    Система телематики

    Удалённый мониторинг машин, особенно при взаимодействии с дилером, позволяет клиенту и вовсе сократить штат сервисных специалистов, Использование инструментов удалённой диагностики и перепрограммирования машин позволяет быстро реагировать на возникающие неисправности, а иногда и вовсе их предотвращать, благодаря предупреждающим уведомлениям, отправляемым системой.

    Уже сейчас преимущества использования данных систем подтверждены как отзывами довольных клиентов, так и различными расчётами по эффективности использования подобных инструментов».

    Семён Костин, JCB

    «При помощи телематики можно автоматизировать как минимум процесс организации периодического технического обслуживания. Для этого сервисной компании достаточно настроить отчёты о наработке и в нужный момент согласовать дату и место проведения работ с заказчиком. Последнему при этом не нужно вручную проверять наработку каждой единицы техники. Помимо этого, можно автоматизировать процесс расчёта стоимости машин, сдаваемых в аренду: «счётчик» будет включаться автоматически при выезде с базы заказчика или по прибытии на место работ».

    Дмитрий Шишов, «МЦМ»

    «Как я уже говорил, мы разработали и внедрили автоматизированную систему управления автопарком и автоперевозками с учётом своего 20-летнего опыта. Её успешно используют в таких компаниях как «Газпром», ПАО «Группа Черкизово», ГК «Мортон», АО «Атомэнергомаш», ТК «Гарантпост», «Роснефть», РЖД и других, где количество автотехники достигает десятков тысяч.

    Как правило, успешное внедрение и автоматизация наибольший эффект и результат даёт в компаниях, имеющих высокую корпоративную культуру, где внедрение осуществляется с интеграцией в другие корпоративные автоматизированные управленческие системы».

    Максим Шишко, «АвтоСпецЦентр»

    «Традиционно M2M, также, как и IoT-решения, пользуются спросом именно в транспортной отрасли, особенно, в сегменте большегрузного коммерческого транспорта. Именно на этих автомобилях зафиксировано наибольшее количество M2M-подключений: помимо обязательного «Платона» устанавливают специализированные сервисы мониторинга и контроля, телематические сервисы от самих производителей грузовиков, а также от страховых компаний. Больше миллиона большегрузов зарегистрировано в системе «Платон» и именно на её платформе в ближайшее время будет развиваться единая цифровая платформа транспортного комплекса (ЕЦПТК) для снижения издержек».

    — Какие перспективы вы видите на рынке M2M-решений для коммерческого транспорта и спецтехники?

    Александр Кувшинов, Gurtam

    Система телематики

    «Больше всего возможностей кроется в больших данных и их использовании. И именно в них я вижу основные перспективы для появления IoT-решений. Сами автомобили генерируют огромное количество данных. Например, собрав информацию о типичных поломках конкретной модели двигателя, мы сможем научиться прогнозировать примерную дату ремонта и затраты на него.

    Данные может генерировать и дорожная инфраструктура. Например, установленные на столбах камеры могут отслеживать свободные парковочные местами и передавать их на сервер, откуда их забирают навигаторы. Уже сейчас мы видим, что телематические данные активно используют в сфере страхования: дисциплинированные водители, согласившиеся установить в свой автомобиль трекер для отслеживания стиля вождения, получают скидку на услуги страховых компаний. И это только начало».

    Сергей Назаренко, «КАМАЗ»

    «Время компаний, сделавших себе имя на волне дооснащения автотехники, находящейся у собственников в эксплуатации в том виде как мы их знаем, подходит к концу. Большинство автопроизводителей в той или иной форме уже оснащают телематическим оборудованием выпускаемую продукцию. У каждого автопроизводителя есть своя система телематики, имеющая свои технические нюансы, наиболее полно учитывающие особенности выпускаемой техники. У каждого крупного автопарка внедрена своя система (либо от вендора, либо если достаточно собственных ресурсов – самописная). Вполне ожидаемо, что рано или поздно начнется процесс взаимной интеграции и укрупнения, в т. ч. с уже упомянутыми ERP, MRO, TMS — системами».

    Михаил Иванов, Tech-Rent

    «Учитывая активное развитие беспилотных транспортных средств, сегмент M2M-решений продолжит увеличиваться и совершенствоваться. Объём данных, которыми обмениваются устройства, будет расти и включать в себя исчерпывающее количество параметров.

    Чем совершеннее системы телематики, тем ближе будущее в виде удалённого управления спецтехникой. В настоящее время ни у одной из компаний, предоставляющих услуги по телематике, нет детально проработанной собственной геоинформационной системы (ГИС), большинство используют Яндекс или Google, это одна из перспективных зон роста для игроков на рынке телематики».

    Эдуард Миронов, FM Logistic

    «Дальнейшая эволюция M2M-решений будет заключаться в функциональной совместимости. Такое решение, применённое для платных дорог в России, позволило иметь один транспондер, который работает у любого оператора платного участка дороги. Нет необходимости покупать отдельный транспондер для разных платных дорог, и нет необходимости иметь отдельный счёт у каждого оператора».

    Дмитрий Журавлёв, «MONTRANS»

    «Устройства М2М на текущем этапе развития слишком разношёрстны и выполняют сугубо специфические требования, поэтому в ближайшие 5 лет будет происходить унификация оборудования и укрупнение игроков. Универсальность решений и открытость протоколов для считывания данных должны выиграть. Защита данных, удалённое управление, как и беспилотный транспорт — уже реальность, но потребуют развертывания скоростных сетей обмена данными и шифрование, поэтому пока не получат активного применения на дорогах общего пользования, а для карьерной техники технологии еще не доросли: погодные условия, загрязнения, вибрации не позволят отказаться от оператора ещё очень долго, ведь цена ошибки очень высока».

    Олеся Чупрун, John Deere

    «Индустрия технологических решений продолжит свое развитие в направлении автоматизации, все больше производственных процессов будут осуществляться в автоматическом режиме и носить комплексный характер. Также, вероятно, последует развитие решений для смешанного парка машин, увеличение объема и качества предоставляемых данных. Безусловно, важную роль здесь играет обратная связь от пользователей, поскольку рынок телематических решений развивается исходя из потребностей клиентов».

    Система телематики

    Максим Шишко, «АвтоСпецЦентр»

    «К концу 2020 года ожидается увеличение объёмов рынка транспортной телематики примерно на 18%, к 2022 году количество оснащённых М2М-решениями автомобилей (коммерческие, грузовые, общественный транспорт) в России достигнет 14 миллионов благодаря тому, что инновации позволят оптимизировать бизнес-процессы, повысить безопасность на дороге, сократить расход топливных материалов (исключив возможность воровства), контролировать скорость езды (и избежать штрафов), состояние и манеру езды водителя».

    Павел Селев, MAN Truck & Bus

    «Рынок М2М стремительно развивается. В перспективе пяти лет ожидается положительная динамика авторынка, обеспеченная восстановлением экономики и ожидаемым ростом инвестиций в производство и новые технологии. Оживление секторов малого и среднего бизнеса окажет положительное влияние на сегмент лёгких коммерческих автомобилей. Восстановление экономики, развитие транспортной системы, а также реализация госпрограмм обеспечат рост продаж грузовых автомобилей».

    Дмитрий Шишов, «МЦМ»

    «Перспективу на рынке M2M-решений для коммерческого транспорта и спецтехники видим в части расширения и углубления интеграции в рамках цифровизации экономики, корпоративного сектора и систем «умных» городов».

    Модератор: Артём Щетников

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    FM Logistic | JCB | John Deere | M2M | MAN | montrans | wialon | автоспеццентр | ГЛОНАСС | КАМАЗ | мониторинг | телематика
    Поделиться:
    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
    Понравился материал?
    Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
    subscription
    Телеграм-канал iGrader Свернуть

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: