За нашим виртуальным круглым столом вместе с экспертами выясняем, какие интеллектуальные системы наиболее востребованы, какие ещё ждёт рынок и можно ли оснастить «мозгами» старые модели.
— Какие системы помощи водителям коммерческого транспорта/операторам спецтехники пользуются наибольшим спросом у потребителей, а что невостребованно?
Леонид Яковлев, менеджер по продукту по России и странам Восточной Европы ООО «КЛААС Восток» (CLAAS)
«Наибольшим спросом у сельхозтоваропроизводителей сейчас пользуются автопилоты — системы автоматического рулевого управления, которые позволяют трактору или комбайну придерживаться заданной линии движения. При этом траектория может быть как прямой, так и с определёнными изогнутыми линиям.
Тем самым во время полевых работ снижается погрешность на перекрытиях, которые могут составлять от 5% на ровных полях и до 20% при работе на краю поля и участках сложной геометрии. Повышение экономической эффективности происходит главным образом за счёт экономии вносимых объёмов дорогостоящих семян, удобрений, СЗР. Также уменьшается рабочее время и расход топлива.
Второе популярное направление — системы помощи операторам, например, CEMOS для зерноуборочных комбайнов. Они в автоматическом режиме корректируют настройки машины в соответствии с текущими условиями работы для достижения максимальной эффективности.
Меньшим спросом пользуются специализированные системы, рассчитанные на какие-то специфические параметры эксплуатации машины. В качестве примера можно привести функцию автоматического выравнивания комбайна на склонах. Она востребована лишь теми хозяйствами, которым приходится работать на полях с холмистым рельефом. Для России с её площадями возделываемых земель эта проблема нетипична: в большинстве случаев аграрии работают на больших и относительно ровных полях, где технологические операции и без данной системы выдерживаются в горизонтальной плоскости».
Денис Куваев, директор по маркетингу ООО «ЧЕТРА»
«Нашу технику уже в стандартной комплектации мы оснащаем системой мониторинга, которая призвана, в том числе облегчить работу оператора за счёт наличия возможности автоматического отслеживания технического состояния техники и анализа эффективности её эксплуатации.
Система мониторинга является дистанционной, т. е. отслеживать параметры техники можно удалённо, не выезжая на место эксплуатации, без дополнительных временных и финансовых затрат. А у оператора имеется возможность воспользоваться аварийной кнопкой вызова, сообщив диспетчеру о нештатной ситуации.
Если же говорить о дополнительном оснащении, то одними из самых популярных опций помощи оператору, заказываемых потребителями техники «ЧЕТРА», являются камера заднего вида и система кругового обзора, что вполне объяснимо. Несмотря на отличный обзор благодаря большой площади остекления кабины, габариты любого бульдозера, особенно тяжёлого класса, всё же являются значительными и требуют привыкания.
Кроме того, часто заказывают такие «помощники», влияющие на комфортное и безопасное управление, как светодиодные фары, зеркала заднего вида с подогревом. Есть опции, облегчающие жизнь не только операторам, но и обслуживающему персоналу, например, автоматическая централизованная система смазки, которая самостоятельно подаёт смазочный материал к узлам трения, расположенным на машине. Или, например, система быстрой заправки топливом, при использовании которой бак объёмом 400 л. можно заполнить всего за 1 минуту, что в итоге значительно повышает производительность работы».
Сергей Скнарин, исполнительный директор ООО «МониторингАвто»
«Самой большой популярностью пользуются системы, скорее, не помощи, а контроля водителей и охраны транспортных средств и грузов. А уж возможности этих систем позволяют помогать водителям, диспетчерам, операторам и т. д. Наименее популярны на данный момент системы замены водителей, поскольку они слишком дорогие в установке и эксплуатации».
Евгений Галагур, начальник отдела продвижения информационных услуг ООО «Скания-Русь» (Scania)
«Если говорить о грузовой технике, то наиболее востребованы роботизированные коробки передач, которые обеспечивают стабильную производительность, помогают экономить топливо, продлевают срок службы узлов и агрегатов. Стабильно высокий спрос на адаптивный круиз-контроль для поддержания заданной скорости автомобиля. И, конечно, широко востребована телематика для слежения за автомобилями и их работой.
К числу менее востребованных относятся «умные» решения достаточно специфических задач, такие как система Eco-Roll для движения по холмистой местности или в горах. А также новые продукты, которые появились недавно и ещё набирают популярность. Так, с ноября прошлого года в России стала доступна усовершенствованная система помощи водителю ADAS 2 (Advanced Driver Assistance System 2). Работает как круиз-контроль, только в боковом направлении, следит за движением автомобиля между линиями дорожной разметки, помогая водителю не отклоняться от полосы на прямых магистралях, где сложно сохранять концентрацию внимания. Это важно для безопасности».
Станислав Шульга, координатор отдела продаж строительной и индустриальной техники ООО «Маниту Восток» (Manitou)
«Оснащение «умной» электроникой ранее было чем-то особенным, а сейчас становится не просто чем-то обыденным, но и абсолютно необходимым. Перед современными конструкторами погрузчиков стоят сложные задачи. С одной стороны, техника становится всё более и более универсальной для выполнения множества работ на строительной площадке, комфортной для оператора, при этом сокращаются вредные выбросы в окружающую среду, а с другой, машины должны быть экономичными. В этом смысле телеметрия с возможностью удалённого доступа — отличный инструмент, который позволяет сократить затраты на обслуживание машины.
Множество производителей внедряют M2M, понимая, насколько она облегчает повседневную жизнь строителей, оперативно отслеживая состояние машин, предупреждая о необходимом или профилактическом ремонте и даже охраняя машину.
Самыми востребованными являются отслеживание технического состояния погрузчика (отчёты о состоянии систем, необходимом ремонте, необходимости в профилактическом техническом обслуживании), отслеживание местоположения погрузчика, доступ в машину тем или иным сотрудникам, охранные функции».
Сергей Назаренко, главный конструктор по инновационным автомобилям ПАО «КАМАЗ»
«В данный момент мы наблюдаем серьёзную заинтересованность эксплуатантов в следующих технических решениях: системах помощи водителю (ADAS) с уровнем автономности 1 и 2 и системах автономного движения (ADAS с уровнем автономности 4 и 5) для работы на закрытых территориях: карьерных и внутризаводских перевозок».
— Телематика уже давно стала обыденным помощником для владельцев техники. Как изменились её возможности за последние несколько лет?
Денис Куваев, «ЧЕТРА»
«Система мониторинга, устанавливаемая на технике «ЧЕТРА», постоянно развивается. Сегодня система мониторинга «Трекматика» — это геолокация, история передвижений, контроль уровня топлива, а также уже обозначенные функции отслеживания технического состояния и анализ эффективности эксплуатации. Потребители могут пользоваться «Трекматикой» бесплатно в течение всего гарантийного периода, для чего на сайте сервисной компании Концерна «Тракторные заводы» — ООО «Сервис Промышленных Машин» — необходимо войти в программу под собственным паролем и ввести заводской номер машины «ЧЕТРА».
В системе — вся актуальная информация о текущей геолокации техники, а также её индивидуальный паспорт. Данные об обслуживающем машину дилере, дате ввода в эксплуатацию, истечении гарантийного срока вносятся по факту поступления актов ввода. Один из параметров, который «Трекматика» позволяет контролировать, — траектория движения машины: потребитель может сформировать отчёт о треке техники за соответствующий период и наглядно увидеть, какие работы и в каких условиях осуществляла машина с привязкой к реальным картам местности.
Также «Трекматика» позволяет получать данные по распределению рабочего времени и уровню загрузки техники — находилась ли она на объекте или простояла на холостом ходу. Ещё один параметр — расход топлива, который влияет на стоимость владения техникой: его контроль осуществляется через удобные и визуально понятные отчёты. Система также позволяет как в онлайн, так и офлайн-режиме видеть факты срабатывания аварийных датчиков.
«Трекматика» имеет потенциал и для дальнейшего развития, в том числе предусматривается внедрение системы расширенной диагностики техники за счёт увеличения количества снимаемых параметров и внедрения блока аналитики».
Станислав Емельянов, управляющий партнёр ООО «Монтранс» (MONTRANS)
«Самая распространённая и популярная система помощи водителю в РФ — это «Яндекс Карты». Услуга массовая и бесплатная, поэтому и популярная. Построение оптимального маршрута, сигнал о превышении скорости, возможность оперативного поиска всего, чего угодно. В меньшей степени на автопредприятиях внедряют профессиональные решения построения сетки маршрутов на текущий день, оптимизации логистики, контроля стиля вождения или состояния водителя. Эти решения дорогостоящие, требующие внедрения и интеграции в учётные системы и бизнес-процессы предприятия. Их внедрение требует больших трудозатрат, поэтому они не массовые».
Леонид Яковлев, CLAAS
«Да, функционал таких систем существенно развивается. К примеру, на базе CLAAS Telematics аграрии получают возможность подключить свои машины к удалённому сервисному обслуживанию Remote Service. В данном случае дилер получает доступ к информации о техническом состоянии машины, может в текущем режиме удалённо и оперативно не только реагировать на уже возникшие неисправности, но и предотвращать их, давая свои рекомендации оператору или владельцу.
Следующий момент — совместимость систем от разных производителей. Смешанный парк техники — это нормальное и объективное явление, поэтому успех каждого отдельного бренда, востребованность его продукции будет тем выше, чем проще будет включить его машину в единую технологическую цепочку с самоходной, прицепной или навесной техникой от конкурентов. Здесь наглядным примером является система DataConnect — решение, позволяющее обмениваться данными между облачными хранилищами данных от разных производителей сельхозмашин.
Наконец, развиваются и системы обмена данных между машинами и программными средствами управления сельхозпредприятием. К примеру, карты урожайности CLAAS через протокол API легко загружаются и потом обрабатываются в программах сторонних поставщиков подобных систем».
Николай Юрченко, директор по продажам Россия и СНГ ООО «МРС Электроник»
«Телематические решения сильно продвинулись за последние годы. Если раньше владельцев техники интересовали только координаты машины и расход топлива, то сейчас всё больше и больше систем стараются анализировать стиль управления водителя, отслеживать состояние машины для так называемого предиктивного обслуживания и т. д.
Ещё одна тенденция, которую мы видим, — это оснащение телематическими системами различных специальных машин и даже навесного или прицепного оборудования отдельно от тягача или шасси. Например, телематические решения можно устанавливать на гидромолот, на сельскохозяйственные орудия, трейлеры-рефрижераторы и т. п.».
Сергей Назаренко, ПАО «КАМАЗ»
«Телематика — один из китов такой перспективной и активно развивающейся как в РФ, так и во всем мире технологии, как «подключённая автотехника». Телематика позволяет реализовывать такие направления, как V2V, V2I, V2P».
Станислав Шульга, Manitou
«Система оценки состояния машины у Manitou нисколько не отличается от другой разгрузочно-погрузочной спецтехники. Более того, завод не просто установил на погрузчики системы мониторинга, которые позволяют отслеживать местоположение и состояние машины, но и, понимая, что потребителю этих услуг сложно следить за множеством машин в большом количестве разнообразных систем, сделал API открытым, тем самым дав возможность потребителю самому решить, в какой именно системе он будет следить за парком своих машин.
Иными словами, если, к примеру, у клиента основной парк машин Volvo или Komatsu и тот использует систему мониторинга за парком от этих брендов, то, в отличие от многих других производителей, Manitou предоставляет возможность клиенту интегрировать мониторинг за парком своей техники в привычной для пользователя системе, что является несомненным плюсом».
Станислав Емельянов, MONTRANS
«Как ни странно, но на сегодняшний день всё ещё существуют компании, которые не пользуются даже базовыми решениями по мониторингу транспорта. И такие встречаются не только в регионах, но и в Москве. Поэтому кто-то без телематики не представляет, как работать в принципе, а для кого-то это непрочитанная книга. За последние годы телематика шагнула в интеграции с бортовыми системами автомобиля, CAN-шиной. Машины становятся «умными». В вопросах помощи в РФ массово устанавливают ЭРА-ГЛОНАСС».
Евгений Галагур, Scania
«Если рассмотреть, как пример Scania FMS, то за счёт расширения функционала она трансформировалась из системы мониторинга в полноценную систему управления автопарком. Помогает дистанционно координировать работу техники для оптимизации затрат, повышать КТГ автомобилей и обеспечивать их высокую остаточную стоимость. С помощью FMS владельцы техники оптимизируют маршруты, увеличивают время нахождения автомобилей на линии за счёт своевременного предотвращения и устранения проблем, пресекают нецелевое использование транспорта, снижают топливные и административные затраты, расходы на обслуживание и ремонт, обучают водителей и создают программы для повышения их мотивации.
Одна из инноваций в системе Scania FMS связана с техобслуживанием. Наша телематика позволяет не только контролировать техническое состояние каждой машины онлайн, но и формировать гибкий план техобслуживания Scania Flex, исходя из реальных показателей эксплуатации. Раньше при расчёте параметров техобслуживания за основу брался среднестатистический автомобиль, то есть результаты получались усреднённые. Теперь для каждой машины можно разработать индивидуальный график.
Это минимизирует риск поломок и внеплановых ремонтов, повышает безопасность, производительность, срок безотказной работы автомобилей. Причем клиенты получают на сервисе только те услуги, которые необходимы в данный момент. Также с помощью системы при появлении технической ошибки можно оперативно записаться на ремонт в ближайший дилерский центр и быстро сделать диагностику дистанционно, чтобы подготовить всё необходимое к приезду автомобиля и минимизировать его простой.
Расширяются возможности доступа к данным с разных цифровых устройств для удобства пользователей. Так, данные системы FMS можно получать и на борту автомобиля, и на портале Fleet Management, и в мобильном приложении APP Fleet.
Сергей Скнарин, ООО «МониторингАвто»
«Конечно, отрасль постоянно развивается, интегрируется с другими системами учёта, планирования и логистики. Если начиналось всё с простого отслеживания местоположения ТС, то сейчас можно видеть практически все параметры автомобиля и получать данные с любых датчиков, которые в нём есть».
Система Scania FMS также позволяет через IP-сервер интегрировать основные данные в локальные ERP-системы предприятий. Компании применяют такой подход для премирования водителей с учётом их оценок в системе, а также для сбора данных в смешанных автопарках, где есть автомобили разных марок.
Сейчас Scania разрабатывает дополнительное оборудование (датчики) для прицепной техники. Это позволит получать и интегрировать данные с прицепов в общую телематическую систему. В целом мы стремимся к созданию масштабной всеобъемлющей экосистемы, чтобы владелец получал максимум данных для оценки состояния и условий эксплуатации техники.
Так как функционал цифровых систем постоянно расширяется, ещё одна задача — сделать телематику максимально гибкой, предоставить компании только необходимый ей набор данных. Для этого мы расширяем количество предлагаемых пакетов. Скажем, если Scania FMS является основной системой в автопарке, можно выбрать пакет «Мониторинг» с базовым обзором основных показателей производительности и получать краткие еженедельные отчеты по автопарку.
Пакет «Контроль» с полным набором сервисов рассчитан на получение детальных данных, в отличие от «Мониторинга» здесь можно сортировать, фильтровать и создавать отчёты по результатам анализа. Если владелец техники использует разную телематику, подойдёт пакет «Данные», который позволяет интегрировать данные Scania в другие системы, а также в собственную базу данных клиентов, например, 1С. Если все показатели не нужны, но важно оценивать и повышать мастерство водителей, будет оптимален пакет «Оценка водителей», он на 25% дешевле, чем «Контроль».
— Совершенствуют ли разработчики интеллектуальные системы помощи водителям/операторам?
Николай Юрченко, ООО «МРС Электроник»
«Безусловно. Мы со своей стороны видим, что системы помощи операторам приходят в достаточно специфическую технику. К примеру, один из наших заказчиков в Европе реализовал с нашей помощью систему контроля трамбования для виброплит. Если раньше виброплита была довольно простым гидравлическим устройством, то сейчас «умная» плита может сама подсказать оператору, когда покрытие под ней достигло требуемого уровня утрамбовки».
Евгений Галагур, Scania
«От водителей зависит до 77% затрат транспортной компании. В том числе общая операционная эффективность, топливные расходы, затраты на техобслуживание и ремонт. Поэтому развитие «умных» систем нацелено на то, чтобы не только предотвращать нецелевое использование транспорта, контролировать действия водителя за рулём и делать его работу комфортной, безопасной.
Важно также повышать водительское мастерство для роста производительности, экономии топлива и бережного отношения к технике.
С этой целью каждый автомобиль Scania оснащён системой поддержки водителя. Онлайн оценивается уровень мастерства по шести параметрам: превышению скорости, режиму холостого хода, движению накатом, движению с круиз-контролем, предвидению и движению по холмистой местности. По каждому параметру водитель получает оценку (A, B, C, D, E), основанную на сравнении его результатов с другими водителями аналогичной техники Scania с такой же транспортной задачей. Этот функционал не имеет аналогов у других производителей грузовиков.
Оценки выводятся на приборный щиток автомобиля и в приложение для смартфонов APP Fleet, где у каждого водителя есть свой аккаунт, привязанный к магнитному ключу. Это позволяет оценивать мастерство даже при работе на разных автомобилях. Также FMS формирует индивидуальные рекомендации по улучшению стиля вождения. То есть можно отслеживать свои результаты и улучшать их, а также соревноваться с коллегами».
Максим Галимов, директор по продукту ООО БИТ «Мастер»
«Одной из серьёзных проблем при работе водителя на линии является взаимодействие с ним диспетчерской: нет прямого контакта, нет возможности оперативно передать информацию водителю. И если современная телематика позволяет собирать информацию с автомобиля, то дать обратную связь водителю очень тяжело.
В этом контексте развитие систем помощи должно идти — и идёт — по пути создания водительских терминалов. На базе традиционных смартфонов или планшетов или с использованием специализированных устройств можно организовать не только навигационное сопровождение поездки, но и прямое информирование водителя о появлении новых задач, о корректировках маршрута, об инцидентах на дороге, о нарушениях водителем определённых правил и т. п.».
Леонид Яковлев, CLAAS
«Основное направление совершенствования интеллектуальных систем — повышение их автономности и онлайн управления, т. е. снижается роль человеческого фактора и повышается аналитическая составляющая. Происходит определённая систематизация и централизация управления всем парком техники, а не отдельными машинами.
У сельхозпроизводителей появляется возможность эффективно контролировать и оперативно корректировать работу всех механизаторов, повышать их эффективность независимо от опыта. В режиме онлайн сейчас не только собирается отчётность о выполненных работах, но и отправляются задания на работу, содержащие траекторию движения машины по полю, карты для дифференцированного внесения удобрений. Оператору остается только принять задание в работу.
Наконец, на базе накапливаемых данных совершенствуются и сами системы автоматической настройки, они становятся всё более «тонкими». К примеру, на зерноуборочных комбайнах CLAAS сначала появились системы CEMOS Auto Separation и CEMOS Auto Cleaning для повышения эффективности процессов сепарации и очистки, а сейчас внедрена и CEMOS Auto Threshing для обмолота.
И ещё одно важное направление — это удобство взаимодействия человека и машины через упрощение интерфейса».
Станислав Емельянов, MONTRANS
«За последние 2 года набирают популярность системы контроля состояния водителя. Это незаменимая вещь в вопросах безопасности. Водитель мгновенно получает сигнал во время движения, если система зафиксировала усталость, курение, разговор по мобильному телефону и пр. В ближайшем будущем такими системами будут оснащать все автомобили на конвейере, и это очень разумно».
Денис Куваев, «ЧЕТРА»
«На примере техники «ЧЕТРА»: все перспективные модели укомплектовывают усовершенствованной бортовой информационно-управляющей системой, которая позволит, например, контролировать режимы функционирования узлов и агрегатов, защитит технику в предаварийных режимах, автоматизирует процессы управления движением и работой навесного оборудования, а также проинформирует оператора об остаточном ресурсе агрегатов машины и о необходимости проведения очередного технического обслуживания».
Сергей Скнарин, ООО «МониторингАвто»
«Конечно, совершенствуют регулярно. Есть функционал, который нужен всем и сам напрашивается на реализацию. Например, если подключают какой-то новый датчик, то нужно сделать и отчёт о его использовании. А есть функционал, который разрабатывают для конкретной задачи конкретного заказчика по специализированному ТЗ.
Интеллектуальная система на то и интеллектуальная, что позволяет не просто получать какие-то данные, а производить полноценные расчёты, проводить аналитику, интегрироваться с другими системами. Опять же самый простой пример: раньше была отдельная система мониторинга транспорта, которая отслеживала только местоположение. Потом появилась система планирования маршрутов и доставок. Логичным продолжением стало интегрирование этих систем, чтобы можно было сравнить план и факт, увидеть несовпадения, нарушения и т. п., а не делать это вручную.
Соответственно, следующий шаг — это настройка взаимодействия оператора и водителя/экспедитора внутри этой системы. Поэтому системы постоянно развиваются и не стоят на месте как в плане возможностей ПО, так и в плане возможностей оборудования».
Станислав Шульга, Manitou
«С нашей точки зрения, разработчики систем удалённого мониторинга будут всё глубже погружаться в техническое состояние телескопических погрузчиков, чтобы предоставить операторам и собственникам машин возможность получить максимально детальную информацию о состоянии погрузчиков, нажимая на пару кнопок телефона. Это, в свою очередь, позволит ещё более детально следить за состоянием и местоположением машин (например, выполнять превентивное обслуживание), а значит, экономить ресурсы собственника».
Сергей Назаренко, ПАО «КАМАЗ»
«То, что мы сейчас наблюдаем в мировом автопроме, является тенденцией в сторону беспилотного автотранспорта, которое подразумевает полностью автономное движение. Уровень Driverless достигается либо путём постепенной автономизации движения на дорогах общего пользования посредством ADAS, либо постепенным приближением имитационной среды (полигона, закрытой территории) эксплуатации полностью автономных ТС к условиям дорог общего пользования. В связи с этим, да, разработки всё время совершенствуют».
— Давайте немного помечтаем и представим, какие «умные» системы могли бы стать полезными для владельцев техники?
Станислав Емельянов, MONTRANS
«Думаю, это полностью беспилотный автомобиль-робот без присутствия человеческого фактора».
Сергей Назаренко, ПАО «КАМАЗ»
«Бескабинные полностью автономные автомобили, поддерживающие технологию V2x (подключённая автотехника)».
Леонид Яковлев, CLAAS
«Думаю, здесь наибольшие перспективы у систем, которые позволяют автоматизировать работу не только техники, но и персонала, особенно менеджеров среднего звена: инженеров, агрономов и т. п. Важно снижать влияние на процессы человеческого фактора, предотвращать ошибки, которые в сельском хозяйстве очень часто могут стать непоправимыми. Такие цифровые помощники будут верифицировать принимаемые решения, давать обоснованные анализом данных рекомендации. Но в любом случае человек и его компетенции будут оставаться главным фактором».
Николай Юрченко, ООО «МРС Электроник»
«Могу предположить, что владельцам техники хотелось бы видеть системы, помогающие даже начинающим операторам работать на уровне сегодняшних профи. Например, для ряда экскаваторов уже сейчас предлагаются системы, позволяющие автоматически выдерживать нужный профиль копаемой траншеи, но распространённость таких систем пока невелика в силу их дороговизны».
Денис Куваев, «ЧЕТРА»
«Умные» системы — это уже не мечты, а наступившая реальность. Примером могут служить уже имеющиеся сегодня возможности по дистанционному управлению техникой, а в ближайшем будущем — роботизация выполняемых операций, т. е. автономная работа техники без участия оператора».
Максим Галимов, ООО БИТ «Мастер»
«Безусловно, для многих случаев беспилотные системы или приближенные к ним решения позволят значительно снизить издержки на транспорте, уйти от человеческого фактора, повысить безопасность. Однако наличие автопилотов непосредственно на технике должно сопровождаться развитием интеллектуальных систем в бэк-офисе любого парка: например, планирование загрузки техники, максимизация полезной нагрузки и минимизация пробега с учётом объёмов работ. Эти системы можно и нужно применять и сейчас.
Думаю, что большое будущее — у систем искусственного интеллекта: анализ эффективности паттернов загрузки техники и выявление наиболее успешных практик работы техники и водителей на базе постоянно пополняющегося массива данных должны существенно улучшить процессы работы автотехники и спецтехники любого предприятия».
Сергей Скнарин, ООО «МониторингАвто»
«Вариантов очень много, но самый общий, пожалуй, такой: система, полностью исключающая человеческий фактор и при этом дешёвая в установке. Но в данный момент об этом можно только мечтать».
Евгений Галагур, Scania
«К самым прогрессивным технологиям относятся системы для беспилотного транспорта, и мы стремительно движемся вперёд в этом направлении. В городских условиях такое пока обеспечить сложно, а для магистральных перевозок и добывающей промышленности подобные технологии уже существуют. Их тестируют, модернизируют, и они должны быть готовы к выводу на рынок в течение ближайших пяти лет.
К примеру, уже действующая система движения в автоматизированной автоколонне, системы Eco-Roll и ADAS 2, по сути, и есть предтеча автопилота. Да, человек ещё присутствует в кабине автомобиля и держит руль, но программа сама принимает решения. Осталось недолго ждать, чтобы беспилотники заработали в полную силу».
— У многих читателей возникает вопрос по теме безопасности. Фантасты часто пугают всех вероятным восстанием машин. Насколько защищены интеллектуальные системы в транспорте от воздействия тех же хакерских атак?
Станислав Емельянов, MONTRANS
«Сейчас беспокоиться не о чем: нынешний «умный автомобиль» взломать удалённо нельзя, да и не за чем. Пока он «примитивен» для управления им удалённо. Но сейчас всё развивается очень быстро, поэтому в перспективе 10 лет возможно, будет такая проблема».
Евгений Галагур, Scania
«Интеллектуальные системы Scania для грузового транспорта максимально защищены. Политика безопасности очень строгая — все данные зашифрованы, находятся на защищённых серверах. Процесс шифрования начинается сразу, как только данные поступают в коммуникатор грузовика с его CAN-шины и спутников GPS. Без знания кода невозможно расшифровать этот набор цифр.
Даже дилерский центр, который подключается к автомобилю через систему Scania FMS, видит только технические данные о состоянии автомобиля. Скачать историю поездки и другие аналитические данные он не может, здесь система доступа очень жёсткая для соблюдения коммерческой тайны транспортных компаний. Аналитические данные доступны только владельцу техники, и он на собственное усмотрение может ограничивать доступ к этой информации для сотрудников разных уровней».
Леонид Яковлев, CLAAS
«Вопрос безопасности данных и эксплуатации машин всегда находится в центре внимания CLAAS. Во-первых, с технической точки зрения мы стремимся держать системы, которые напрямую влияют на безопасность машин в разных шинных данных. Во-вторых, все подключения техники к онлайн-ресурсам зашифровываются.
Поэтому ситуации, когда кто-то через интернет подключился к машине и начал менять траекторию или скорость её движения, какие-то другие параметры её работы, практически исключён. По крайней мере, даже специально сделать это не удалось. А в целом перед нами не стоит задача освободить трактор или комбайн от оператора.
Это продиктовано как законодательными, так и морально-этическими нормами: за всё, что происходит с машиной при сельскохозяйственных работах, ответственен тот человек, который ею управляет, находясь непосредственно в кабине, и у него всегда есть возможность её остановить, своего рода красная кнопка: «Стоп машина!».
Максим Галимов, ООО БИТ «Мастер»
«Современные системы базируются на промышленных сетевых протоколах, многократно проверенных и защищённых. При грамотном проектировании архитектуры управляющей системы, коммуникаций с телематикой и водительскими терминалами риск угрозы взлома минимальный.
Однако, как и в любой IoT-системе, угрозы физического воздействия, саботажа остаются. В нашей практике мы сталкивались с явным вредительством водителей, когда выданные им устройства прекращали функционировать уже через несколько дней. Думаю, что только комплексный подход к защите с применением технических и организационных мер может сработать».
Николай Юрченко, ООО «МРС Электроник»
«В настоящий момент, скорее, действует принцип security through obscurity, т. е. подобная техника не слишком интересна хакерам в силу различных причин, они не знают её особенности и уязвимости. Однако в будущем вполне можно ожидать увеличения интенсивности атак на подобные системы, особенно с развитием инфраструктуры V2V (машина-машина) и V2X (машина-другие объекты), основанной на сетях 5G.
На канальном уровне (по классификации OSI-7) защиту можно обеспечить, к примеру, с помощью шлюзов шин CAN и LIN, наиболее распространённых в мобильной технике. С помощью таких шлюзов можно блокировать передачу опасных сообщений между телематическими устройствами и контроллерами ключевых узлов машины: двигателя, трансмиссии и т. д. Мы предлагаем широкую линейку подобных шлюзов, в том числе и в крайне компактном исполнении».
Денис Куваев, «ЧЕТРА»
«Если в качестве примера рассматривать уже упомянутую автономную работу, то, безусловно, контролировать работу группы беспилотных машин будет человек, который при необходимости сможет заблокировать подобное «восстание». Но и сама система будет иметь встроенные блокировки, которые остановят машину либо в случае возникновения нештатной ситуации, либо при определённых условиях (например, при потере связи с внешней системой управления). Такие требования — это основа любой продвинутой системы, а в технических заданиях на подобные системы разделу безопасности уделяют очень большое внимание».
Сергей Скнарин, ООО «МониторингАвто»
«Хакерские атаки и восстание машин — практически противоположные явления. Если отвлечься от фантастики, то можно сказать следующее. Мне кажется, если какой-то хакер поставит себе цель «положить» сервер того же «Виалона» или «Гелиоса», у него это не займёт много времени. Если понадобится взломать РНИС, то чуть подольше. Но, как показывает практика, если mos.ru постоянно «падает» от этих атак, то и они не очень-то защищены».
Сергей Назаренко, ПАО «КАМАЗ»
«Кибербезопасность — одно из ключевых направлений работы по созданию автономных и подключённых автомобилей. Бояться такого рода угроз глупо, так как любая человеческая деятельность имеет риски и может быть подвержена к негативному влиянию как снаружи, так изнутри. Волков бояться — в лес не ходить».
— Тем не менее существуют ли какие-то резервные опции или защита при сбоях в работе систем помощи водителям/операторам?
Леонид Яковлев, CLAAS
«Как я уже говорил, любые системы автоматизации, которые мы создаём, работают таким образом, чтобы приоритет в управлении всегда оставался за человеком — оператором. Это тоже происходит в автоматическом режиме: как только человек каким-либо образом вмешивается в работу, например, меняет скорость или направление движения через рулевое управление, меняет настройки, электроника это «видит» и сразу переводится в режим ручного управления. Это и есть «резервная опция» или защита: т. е., если механизатор как-то вмешивается в работу автоматики, значит, последняя не справляется и есть смысл «сбросить настройки».
Сергей Назаренко, ПАО «КАМАЗ»
«Сама концепция и структура системы по определению имеет дублирование и защиту, в частности, верхний уровень программирования включает в себя два параллельных и дополняющих друг друга блока: блок машинного зрения и блок связи и навигации.
Данные блоки способны «прикрывать» друг друга при возникновении каких-либо потерь связи или любых других сложностей. Они состоят из модулей, каждый из которых выполняет свою часть работы таким образом, что даже при выходе из строя некоторых из модулей система либо продолжает адекватное функционирование, либо может довести автомобиль до логического конца: остановки движения и парковки в безопасном месте».
Евгений Галагур, Scania
«Основная проблема, из-за чего могут возникать сбои в работе телематики на грузовой технике, – это отсутствие сотовой связи на некоторых территориях. В этом случае данные записываются во внутреннюю память коммуникатора и, как только появляется сигнал, выгружаются на сервер. Конечно, память коммуникатора ограничена, но её достаточно для эксплуатации автомобиля без связи в течение 3-5 дней».
Денис Куваев, «ЧЕТРА»
«Если речь идет о роботизированном режиме работы, то, как правило, техника либо останавливается, либо функции управления передаются оператору или диспетчеру (если речь идёт об управлении группой машин). Если же мы говорим о более простых решениях, таких как, например, автоматическое переключение передач, то у оператора всегда есть возможность переключиться в «ручной» режим».
Николай Юрченко, ООО «МРС Электроник»
«Классическим приёмом защиты от такого рода сбоев является резервирование. Критичные для безопасности управляющие блоки, как правило, имеют внутри два независимых процессора, которые следят друг за другом и страхуют друг друга в процессе работы. К примеру, такая схема реализована в контроллере MRS Electronic M2600. Также в данном контроллере все выходные сигналы коммутируются через специальное реле, разомкнув которое, можно отключить его от внешнего мира в случае нештатной ситуации».
Сергей Скнарин, ООО «МониторингАвто»
«Конечно! Бекапы, несколько серверов, «чёрные ящики» в оборудовании, которые пишут данные в себя при отсутствии связи с серверами, наличие нескольких сим-карт или сим-чипов на несколько операторов, чтобы связь не терялась, и т. п.».
— Давайте коснёмся финансовой стороны. многих потенциальных потребителей отпугивает стоимость опциональных систем помощи (мы не говорим о базовых abs, ebs, esc и т. д.), таких как адаптивный круиз-контроль, датчики взвешивания, телематика с множеством функций, системы нивелирования, уклона, глубины и т. д. Есть ли примеры сроков окупаемости «умных» электронных помощников, сравнения затрат на эксплуатацию техники с ними и без них?
Денис Куваев, «ЧЕТРА»
«Система нивелирования, которая, кстати, в качестве опции доступна для установки на бульдозеры «ЧЕТРА», — очень показательный пример. Проводили эксперимент по сравнению работы техники с установленной 3D-системой нивелирования и без неё (выемка и отсыпка участка дороги: разбивка, черновые земляные работы, профилирование земляного полотна, профилирование основания), который показал, что при использовании системы нивелирования в 2,1 раза увеличивается производительность за счёт уменьшения времени выполнения работ, в 1,7 раза снижаются эксплуатационные расходы за счёт экономии топлива (меньшее число проходов и меньший парк используемой техники) и материалов (повышение точности выполнения работ в 2-2,5 раза)».
Леонид Яковлев, CLAAS
«Здесь всё очень индивидуально. Всё зависит от того, на какой технике такие системы используют, на каких работах её задействуют, какие культуры возделывают, какова загрузка и т. д. и т. п. В среднем срок окупаемости варьируется в пределах двух лет. К примеру, в Центрально-Чернозёмном районе оценивали экономическую эффективность применения системы параллельного вождения GPS Pilot на тракторе AXION 800 при возделывании озимой пшеницы.
При пропашных, посевных и других работах на площади в 43 тыс. га экономия хозяйства по сравнению с предыдущим годом, когда систему ещё не использовали, составила 7% или 2,4 тыс. руб./га. Основной вклад внесло сокращение расходов при внесении удобрений, средств защиты растений и семенного материала, которые составляли 77% от всех издержек».
Евгений Галагур, Scania
«Мы разрабатываем комплексное решение транспортной задачи. Подбираем его индивидуально, начиная от комплектации техники до цифровых систем помощи, поэтому в каждом случае окупаемость будет разная. Да, «умные» помощники имеют определённую стоимость, но они обеспечивают существенную экономию средств за счёт эффективной безаварийной эксплуатации и уменьшения расхода топлива. Например, система Eco-Roll, которая помогает водителю экономить топливо, стоит около 20 тыс. рублей в год для одного автомобиля.
Окупается очень быстро: при среднем пробеге грузовика 150 тыс. км и расходе топлива 34 литра на 100 км, снижение всего на литр — до 33 л. на 100 км — уже экономит около 70 тыс. рублей (при цене топлива 49 руб.).
Пакет «Контроль» системы Scania FMS для одного автомобиля стоит около 20 тыс. рублей в год, а для большого парка даже дешевле. Если грамотно отслеживать показатели и быстро вносить изменения в процесс эксплуатации парка, то экономия только на топливе может ежегодно достигать нескольких миллионов рублей.
Плюс превентивные меры, такие как предотвращение слива топлива, снижение простоев, сокращение рисков незапланированного ремонта вкупе обеспечивает ещё более значительную экономию. Поэтому чем машина «умнее», тем она надёжнее, эффективнее и экономически выгоднее».
Сергей Скнарин, исполнительный директор ООО «МониторингАвто»
«Подсчитать достаточно сложно. Простая система мониторинга с контролем топлива окупается в среднем за один-два месяца. Экономический эффект от такой системы будет виден сразу же, и понять, сколько компания сэкономила с её помощью, можно просто и точно.
А вот, например, с системой взвешивания или «безопасного вождения» всё сложнее. Меньше изнашиваются разные узлы и агрегаты, колёса, в итоге дешевле обходится ТО, но оценить прямую зависимость достаточно сложно».
Станислав Емельянов, MONTRANS
«ROI при внедрении транспортной телематики зависит в первую очередь от того, насколько эффективно эксплуатируется техника. Иными словами, сколько километров/моточасов в месяц она нарабатывает. Чем больше наработка, тем быстрее окупаемость.
На одной топливной составляющей окупаемость внедрения может составить от одной недели до трёх месяцев, но топливо — это только самое начало. Далее идёт повышение полезной загрузки техники или КПД. Эффект от внедрения телематики не сопоставим со стоимостью самого решения».
Максим Галимов, ООО БИТ «Мастер»
«Если говорить о комплексе интеллектуальных систем, находящихся не под капотом, а в диспетчерском центре, то здесь применение умных алгоритмов логистического планирования и диспетчеризации даёт неожиданно большую экономию уже за счёт увеличения загрузки и производительности техники, снижения парка. 20-30% экономии сразу после запуска таких систем в эксплуатацию — это обычная практика!
Ещё больше можно экономить за счёт применения принципов «shared economy», когда простаивающая техника может быть предоставлена соседней организации по запросу. Такие площадки-маркетплейсы уже работают».
Николай Юрченко, ООО «МРС Электроник»
«К сожалению, у меня нет конкретных цифр. Могу только сказать, что зачастую такие системы позволяют снизить риск крайне неприятных и затратных событий. Это как страховой полис: может быть, страховой случай не наступит во время его действия, и тогда покупка полиса принесет чистый убыток. Но если страховой случай наступает, то его цена оказывается многократно выше цены полиса. Дороже ли тот же адаптивный круиз-контроль ремонта тягача после аварии, вызова грузового эвакуатора и штрафа за не поставленный вовремя или вовсе потерянный груз?».
Сергей Назаренко, ПАО «КАМАЗ»
«Любые инновации становятся доступными при росте масштабов производства. Здесь важно участие государства по направлениям «законодательство», «софинансирование НИОКР», «стимулирование продаж», «госзаказы».
— Производители техники зачастую говорят о применении интеллектуальных систем помощи, презентуя новые модели машин. а можно ли сделать «умным» старый грузовик, экскаватор, трактор, lcv и т. д.? Какие ограничения существуют?
Сергей Скнарин, ООО «МониторингАвто»
«Конечно, можно! Многое зависит от того, что нужно внедрить. С телематикой всё понятно — можно поставить куда угодно. Если есть электронные датчики, можно подключиться к ним, если только механические системы, то их можно доукомплектовать дополнительным концевиком, датчиком и т. п. Даже на старый трактор можно поставить систему управления, просто она будет состоять из большего количества приборов, но всё равно по факту в итоге получится беспилотник, просто вся система будет стоять не с завода, её смонтируют сверху».
Евгений Галагур, Scania
«Никаких особых ограничений нет. Система Scania FMS устанавливается на все автомобили с 2012 года, и её можно активировать в любое время. Единственный момент в том, что новые модели становятся «умней» за счёт дополнительных датчиков и более совершенных агрегатов, что позволяет получать больше данных».
Николай Юрченко, ООО «МРС Электроник»
«Это возможно, нам доводилось видеть примеры подобных проектов. Однако зачастую такая переделка будет сравнима по стоимости с покупкой новой или слегка б/у машины. Ведь главной статьёй расходов здесь будут не «умные» компоненты как таковые, а умные инженеры, способные разработать проект модернизации такой машины, подготовить при необходимости её сертификацию и т. д. Поэтому такого рода модификации имеет смысл делать или для очень дорогой техники со сроком службы в несколько десятков лет или же для большого парка однотипной техники».
Станислав Емельянов, MONTRANS
«Безусловно можно. Нужно лишь «обвесить» технику соответствующими датчиками, и ваша старая модель станет такой же «умной», как новая, сошедшая с конвейера».
Леонид Яковлев, CLAAS
«Тут два аспекта. Во-первых, о каких именно системах идёт речь, а во-вторых, насколько экономически целесообразно оснащать старую модель новейшими электронными системами. Допустим, не представит проблемы оснастить системой автоматического вождения даже 15-летний трактор. Но вопрос в том, на каких работах он будет задействован, с каким оборудованием будет агрегатироваться.
Для транспортировки урожая или удобрений точность траектории движения не нужна. А если речь о внесении дорогостоящих СЗР, встаёт вопрос, возможно ли к этой машине подключить орудия, которые располагают собственными интеллектуальными системами, будет ли ему достаточно мощности? Это всё нужно просчитывать с точки зрения техники и экономики.
Потому что если для работы с новейшими орудиями старый трактор придётся дополнительно оборудовать терминалом, датчиками, шинами для подключения и т. п., то это может потребовать таких вложений, что будет логичнее задуматься о покупке нового трактора, у которого всё это будет в стандартной комплектации, более того, CLAAS, к примеру, даёт ещё и пятилетнюю лицензию на всю телеметрию».
Денис Куваев, «ЧЕТРА»
«Модернизировать можно и старые модели: всё зависит от того, какой именно функционал потребитель желает получить и какой конструктив имеет сама машина, т. е. обеспечит ли машина реализацию этого функционала. В качестве примера: на бульдозере с гидромеханической трансмиссией возможно внедрить функцию автоматического переключения передач, а вот на бульдозере с механической трансмиссией такое сделать уже невозможно».
Сергей Назаренко, ПАО «КАМАЗ»
«Сама конструкция традиционных ТС развивается и не стоит на месте. Те улучшения, которые сейчас появляются в серийном исполнении грузовых ТС, строительной техники и пр., помогают интеграции интеллектуальных систем. А старые и морально изношенные автомобили нужно выводить из эксплуатации, парк должен обновляться, так как старая автотехника представляет опасность для участников дорожного движения».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: