Что общего у автофургонов, воздушных фильтров и трамваев?

Сэндвич-панели для автофургонов с промышленными клеями “homa”

Без чего не обойдется ни один автофургон? Без шасси, надрамника и крепежа, скажете вы и будете правы. Однако современный рынок постепенно уходит от каркасной технологии. Все шесть основных заводов-«бодибилдеров», специализирующихся на выпуске автофургонов, по большей части перешли на изготовление моделей из сэндвич-панелей (подробно об этом читайте в статье). Такие конструкции держат температурный режим и обладают сниженным собственным весом, что позволяет увеличить грузоподъёмность всей машины.

Снижение стоимости автофургона за счет российского производства

Из чего сделаны фургоны? Пожалуй, главное связующее звено, обеспечивающее надёжность и эксплуатационные свойства цельной конструкции из сэндвич-панелей, — продукция из полиуретана. И если ещё пару-тройку лет назад те же адгезивы были преимущественно европейскими, что сказывалось на конечной стоимости готового фургона, то после событий 2022 года ситуация кардинально изменилась.

Один из крупнейших игроков на рынке промышленных клеёв и полимерных дисперсий, Группа компаний «ХОМА», из-за санкций тоже столкнулся с проблемой дефицита химического сырья. Но за 25 с лишним лет компания нарастила солидный багаж знаний и опыта.

Константин Бугров, руководитель департамента продаж «Промышленные адгезивы» ООО «Хома Адгезив»
Константин Бугров, руководитель департамента продаж «Промышленные адгезивы» ООО «Хома Адгезив»

«Компания „Хома Адгезив” — разработчик и производитель клеевых материалов для различных отраслей промышленности. Это полностью отечественное производство. Мы работаем по циклу от разработки рецептуры до создания продукта, его внедрения у заказчика и дальнейшего технического сопровождения при необходимости. Также по возможности мы стараемся использовать собственное сырьё.

Более того, для части клеёв из нашего широкого ассортимента нам пришлось в прошлом году освоить выпуск некоторых уникальных компонентов, так как закупавшиеся ранее аналоги попали в санкционные списки, и их логистика стала носить труднопредсказуемый характер», — говорит руководитель департамента продаж «Промышленные адгезивы» Константин Бугров.

Собственно, из-за накопленного за долгие годы опыта разработки и производства полиуретановых материалов, прежде всего для укладки напольных покрытий, в компании решили обратить внимание и на другие сегменты рынка, где подобные материалы и технологии тоже востребованы. Отрасль машиностроения отлично вписывалась в стратегию развития, тем более что с 2014 года заводы спецтехники стали рассматривать новых поставщиков клеевой продукции, а ситуация, возникшая в 2022 году, кардинально изменила номенклатуру потребления клеёв и герметиков.

Компания «Хома Адгезив» уже провела немало успешных испытаний своих продуктов, созданных на основе гибридных полимеров на ряде предприятий, что позволило запустить серийное производство герметиков и адгезивов торговой марки homaprom. Сделано много, но работа по совершенствованию не прекращается.

«Обратная связь от заказчика для нас очень важна, так как при всём конечном сходстве выпускаемой автомобильной техники производственные процессы могут отличаться от предприятия к предприятию, что позволяет оценивать те или иные характеристики герметиков с разных сторон», — отмечает г-н Бугров.

Валентина Соколова, руководитель лаборатории направления «Неводные клеевые материалы» ООО «Хома Адгезив»
Валентина Соколова, руководитель лаборатории направления «Неводные клеевые материалы» ООО «Хома Адгезив»

«Одно из главных требований к этому продукту — хорошие заполняющие свойства для эффективной герметизации зазоров, сварных швов, поэтому в лаборатории потрудились над максимальными показателями адгезии и эластичности.

К герметикам не предъявляют высокие требования по прочностным характеристикам в отличие от клеёв, для которых, помимо хороших адгезионных показателей, также важна высокая прочность соединительного слоя, так как их основная функция именно в скреплении деталей между собой», — поясняет руководитель исследовательской лаборатории по направлению «Неводные клеевые материалы» Валентина Соколова.

Не фургоном единым

Зайдя на новый для себя рынок, специалисты «Хома Адгезив» не стали ограничиваться одним направлением. Производителям автомобильных воздушных фильтров компания готова предложить вспененные системы различной плотности для выпуска эластичной кромки.

«Комбинация таких технологических параметров, как скорость и плотность вспенивания, стабильность системы и конечное качество уплотнения — основополагающий критерий для выбора клеевой системы. Для конечного же потребителя в первую очередь важны такие показатели, как эластичность и надёжность уплотнительной кромки, чтобы фильтр крепко сидел в корпусе и защищал двигатель на протяжении всего межсервисного интервала в условиях широкого диапазона температур эксплуатации», — перечисляет Константин Бугров.

К слову, в числе прочего срок жизни мотора зависит и от проклейки фильтрующего элемента к корпусу, говорили эксперты в № 6 нашего журнала за 2020 год. Некачественно «пролитые» уплотнители пропускают абразивные элементы. А корректно подобранная рецептура от «Хома Адгезив» поможет защитить «сердце» железного работника при условии использовании качественных элементов, задерживающих пыль. Что особенно актуально на вторичном рынке.

Есть в ассортименте компании не только базовые продукты. Например, в 2023 году под брендом homa® появился клей для промышленных фильтров, который выдерживает эксплуатацию при -60 °С, что подтвердили совместные с потребителями испытания. Валентина Соколова подчёркивает, что «в компании всегда с интересом реагируют на нестандартные запросы, так как подобные задачи позволяют развивать кругозор и наращивать компетенции в самых разных сферах».

Компания разработала и двухкомпонентные клеи для сборки корпусов пассажирского транспорта. А в этом сегменте, как известно, требования особенно строгие.

«Соответствовать им удалось за счёт комплексного подхода и командной работы. Здесь важно не только создать нужную рецептуру продукта с требуемыми характеристиками, но и отработать технологию его производства для воспроизводимости качества, а также обеспечить полный контроль всех характеристик продукции.

Необходима слаженная работа сотрудников всех подразделений, в частности научного центра, технологической и производственных служб, а также лаборатории контроля качества. Также критично для обеспечения стабильности качества готовой продукции и качество используемого сырья. Тут нам не обойтись без сотрудников лаборатории контроля качества и, конечно же, без специалистов отдела логистики, которые проводят тщательный отбор поставщиков», — делится секретом успеха Валентина Соколова.

Что общего у автофургонов, воздушных фильтров и трамваев?

Истина в рецепте

Пока ещё продукция бренда homa® не получила широкого распространения. Кто-то всё ещё окольными путями пытается завозить европейские клеи и герметики, кто-то применяет китайские и турецкие аналоги, кто-то нашёл других российских поставщиков. Конкуренция на этом рынке есть, и тут вопрос времени, когда потребители тех же автофургонов дадут заводам обратную связь о герметичности конструкции, прочности и качестве склейки сэндвич-панелей.

В «Хома Адгезив» отмечают, что не у всех российских производителей надстроек на шасси есть чёткие методики проверки качества клеевого соединения. А между тем, по словам Валентины Соколовой, «прочность склейки — это основная характеристика».

Поэтому данный показатель в научно-исследовательском центре оценивают, используя специализированные разрывные машины, позволяющие оценить нагрузки, при которых происходит разрушение клеевого слоя. Оборудование задействуют для оценки комплекса ключевых параметров, таких как прочность при растяжении, при продольном сдвиге или при расслаивании. Все показатели сопоставляют с методиками, разработанными на основании соответствующих ГОСТов и прошедшими метрологический контроль. Поэтому в компании уверены, что краснеть за свой продукт перед машиностроителями не придётся.

Что общего у автофургонов, воздушных фильтров и трамваев?

«Мы разрабатываем собственные рецептуры, пользуясь своим опытом и накопленными научными знаниями. При создании рецептур важно понимать влияние тех или иных компонентов на характеристики продукта. Потребитель всегда хочет получать товар стабильного качества, это один из основных критериев отбора в поисках нового поставщика. Мы всегда заостряем на этом внимание при подборе сырьевых компонентов и формировании рецептуры продукта, стараемся сформировать состав таким образом, чтобы минимизировать риски», — объясняет г-жа Соколова.

Производителю поступают запросы на разработку клеёв для жёстких условий эксплуатации. Зачастую технику эксплуатируют не только в умеренном климате, но и в северных, арктических районах, отсюда возникают требования по возможности применения клеёв при низких температурах до -60 °С.

«Наш мощный научный блок — краеугольный камень всей группы компаний. Мы по праву гордимся разработками собственных рецептур и технологий клеевых направлений, открытием новых производственных комплексов и участков, в том числе с полиуретановыми и водно-клеевыми материалами. И теперь продукция, выпускаемая под брендом homa®, знакома не только производителям лакокрасочной, целлюлозно-бумажной продукции, строительных материалов, тары и упаковки, но и в машиностроении», — говорит Константин Бугров.

Что общего у автофургонов, воздушных фильтров и трамваев?

Полиуретан — основа всему

В арсенале компании изначально было несколько производственных участков. Водные клеевые материалы выпускали на заводе в Щербинке, а полиуретановые — в Дзержинске. Для каждого типа продукции всегда было специализированное оборудование, чтобы минимизировать риски по получению некондиционных продуктов. По словам Валентины Соколовой, 1К полиуретановые или STP материалы отверждаются за счёт влаги, поэтому производить их на оборудовании, на котором проводится выпуск продуктов, содержащих воду, нельзя.

В 2022 году в Дзержинске запустили новую производственную площадку, на которой установили новейшее оборудование, позволившее объединить «под одной крышей» производство всех клеевых материалов компании, в том числе там же сформировали новый участок по производству продукции из полиуретана.

«Наше производство полиуретановых материалов оснащено оборудованием, позволяющими производить клеи и герметики с различной вязкостью. Фасуют продукты на автоматических линиях в бочки, кубы, ведра, тубы или файл-пакеты („колбаски”) в зависимости от типа и марки», — рассказывает г-жа Соколова.

Производство на заводе максимально автоматизировано. Обслуживающий персонал следит за количеством и наименованием загружаемых компонентов согласно бланкам синтезов и технологических прописей, а также за процессом: в какой последовательности и при каких режимах должны загружаться сырьевые компоненты, сколько времени должна длиться технологическая операция.

Проверку готовой продукции проводят специалисты лаборатории контроля качества. Каждая производственная партия проходит выходной контроль на соответствие требованиям ТУ и ГАК. На предприятии действует система цветных ярлыков. Только продукция с зелёными ярлыками и полностью соответствующая всем требованиям ТУ возможна к отгрузке. При несоответствии качества продукции присваивают красный ярлык, который сигнализирует о том, что её нельзя отгружать потребителю.

Что общего у автофургонов, воздушных фильтров и трамваев?

Всё новое — машиностроителям

Сейчас в компании работают над рецептурой 1К ПУ герметиков. Они дополнят номенклатуру продуктов homa®, созданных на базе гибридов, а именно на основе силанмодифицированного полиуретана (STP).

«Исходя из различия в свойствах MS и STP преполимеров, мы остановились на последних по причине большей вариативности получаемых на их основе рецептур. STP герметики более экологичны в связи с отсутствием свободных изоцианатных групп. Они более стабильны при хранении в отличие от полиуретанов. Однако для некоторых условий применения они не подходят, поэтому мы разрабатываем 1К полиуретановые герметики тоже», — поясняет Валентина Соколова.

В ближайшие два-три года компания планирует продолжать развитие технологий по нескольким направлениям. Обещают расширение ассортимента продукции для машиностроения и рост географии продаж, что обеспечит доступность товаров бренда homa® для заказчиков в разных регионах страны.

В «Хома Адгезив» понимают необходимость минимизации рисков поставок сырья в условиях санкционных ограничений и открыты для сотрудничества с поставщиками компонентов полиуретановых и гибридных продуктов, которых в России, к сожалению, пока немного. Но уже идёт работа с отечественными компаниями по производству полиолов, обсуждается вопрос организации выпуска изоцианатов.

«Наша компания стремится стать надёжной альтернативой зарубежным брендам, и отвечать всем ожиданиям отечественных производителей. Поэтому приглашаю к сотрудничеству компании-дистрибьюторы клеевой продукции и верю, что в ближайшие годы «Хома Адгезив» займёт достойное место среди производителей клеевой химии для автомобильной индустрии и машиностроения», — резюмирует Константин Бугров.


www.homa.ru
zakaz@homa.ru
Профессиональная техническая поддержка
8 800 700 66 83, доб. 5

ОФИС
г. Москва, ул. Привольная, д. 70
+7 (495) 781 66 82

Производство/склад «Дзержинск»
Нижегородская область, г. Дзержинск, Игумновское шоссе, д. 9с
+7 (8313) 27 27 98

Локация на СТТ: Крокус Экспо, Павильон 2, зал 10, место 302


Текст: Артём Щетников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

хома адгезив
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: