Способы экономии на запчастях без ущерба производительности
способы экономии на запчастях

Можно ли сэкономить на запчастях?

За последние несколько лет экономической нестабильности вопрос о минимизации расходов для руководителей компаний становится всё актуальнее. Свободных денег становится всё меньше, а расходы на техническое обслуживание машин — всё больше. В некоторых сегментах бизнеса покупка новой техники практически сведена к нулю. Стоимость иностранной строительной техники, поднявшись после 2014 года на несколько миллионов, так и остаётся недоступной. Подорожали и новые модели отечественных производителей — у кого-то из роста стоимости импортных комплектующих, а у кого-то — в попытке просто воспользоваться ситуацией и получить больше прибыли. Коммерческий транспорт также вырос в цене, но возможность обновления автопарка у бизнесменов осталась, так как рынок транспортных перевозок и продаж товаров народного потребления на плаву и поток финансов не иссяк. Тем не менее, к минимизации расходов стремятся все владельцы автопарков. В том числе, и за счёт экономии на запчастях.

Почти без вариантов?

Дмитрий Колотильщиков

Дмитрий Колотильщиков, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic

Сложнее всего экономить тем, у кого техника находится на гарантии. По условиям договора, обслуживать такие машины необходимо у официальных дилеров.

«В нашей компании транспортные средства, находящиеся на гарантии, обслуживаются только у официальных дилеров, соответственно, и закупка запасных частей производится у данных компаний. Экономить на этом у нас нет возможности, порядок цен внутри региона на отдельную марку грузового транспорта примерно одинаков», — говорит директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Дмитрий Колотильщиков.

Хотя и при наличии гарантии есть небольшая лазейка в вопросах выбора стоимости. Правда, работает она не во всех случаях, но попытаться можно. Например, по словам представителей АО «Исузу рус», можно проводить мониторинг федеральных и региональных акционных и скидочных предложений на сайтах дилеров, использовать запасные части линейки BVP (применимо только к технике Isuzu) и заключать сервисные контракты.

Оригинал по цене аналога

А вот когда у машины гарантия закончилась, владельцам при ремонте есть, где развернуться. Самый простой способ экономии на запчастях — покупка фирменных деталей, которые отличаются от оригинальных только лейблом. Не секрет, что многие производители техники не производят расходные материалы для своих моделей, а закупают у сторонних изготовителей. Например, для доброй половины европейской техники фильтры на сборочные конвейеры поставляют Mahle и Sogefi Filtration под брендом Fram. Поэтому если купить эти же фильтры и установить, то, по сути, это будет та же оригинальная запчасть, которая обойдётся дешевле. А приобретя соответствующие подшипники SKF или SNR, вы также обретёте оригинальную деталь, только без лейбла производителя техники. Разница в стоимости может достигать 40% между прайсом официального дилера и каталогом производителя запасных частей. При том, что деталь будет одной и той же. Главное здесь, точно узнать кто поставляет конкретную деталь для конкретной модели. Как правило, эту информацию можно найти в тематических разделах на специализированных форумах, например, drom.ru.

Некоторые производители машин смекнули, что владельцы старых моделей не особо горят желанием покупать дорогостоящие оригинальные детали с большим ресурсом. И сделали альтернативное предложение.

Павел Каничев

Павел Каничев, генеральный директор ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ»

«В настоящее время в парке грузовых автомобилей KAMAZ преобладают автомобили старше 10 лет. Владельцы таких автомобилей стараются сэкономить на ремонте и обслуживании техники. Учитывая это, ПАО «КАМАЗ» начало реализацию продукции под торговой маркой «KAMAZ-ЭКОНОМ», разработанной специально для постгарантийной техники KAMAZ.
С запуском в продажу запасных частей «KAMAZ-ЭКОНОМ» у владельцев автомобилей KAMAZ появилась возможность приобретать оригинальные запасные части, рекомендованные к применению и одобренные ПАО «КАМАЗ», по доступной цене. Удешевлённые запасные части «KAMAZ-ЭКОНОМ» значительно качественнее альтернативной продукции сторонних компаний и имеют меньший износ при эксплуатации.
Если перед автовладельцем стоит выбор приобрести контрафактную продукцию на сером рынке без всяких гарантий или установить на свой автомобиль оригинальную запасную часть, нет никаких сомнений, что при равной стоимости необходимо сделать свой выбор в пользу «KAMAZ-ЭКОНОМ», — объясняет генеральный директор ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ» Павел Каничев.

Кстати, эксперты рекомендуют обратить внимание на ещё один способ экономии на запчастях. Правда, изначально нужно будет заложить в бюджете несколько большую сумму, которая окупится в перспективе.

«Один из способов — покупка запчастей в ремкомплектах какого-либо узла. Получается большее количество запчастей по меньшей цене, нежели покупать все детали по отдельности», — советует инженер по ремонту Meusburger Новтрак Антон Носов.

Аналогичное качество?

Но многие предпочитают ещё большую экономию, приобретая, так называемые, «аналоги». Такие детали присутствуют на рынке в огромном количестве. Их также производят не на коленке, а на заводах в промышленных масштабах. Там следят за качеством изготовления, однако есть небольшой нюанс. Делать точную копию по той же технологии, что и у поставщиков комплектующих для производителей техники им нельзя по закону. Поэтому инженеры и проектировщики находят способы внести небольшие изменения в состав или вид продукции. Как правило, такие детали обладают чуть меньшим ресурсом, что вполне компенсируется стоимостью. Сторонники применения «аналогов» любят повторять, что в итоге их применение обходится в такую же сумму, что и оригинальные запчасти. То есть, если оригинал стоимостью, к примеру, 5 000 рублей не потребует замены 150 000 километров, то ресурс «аналога» стоимостью 2 500 рублей составит 75 000 километров. Правда, они скромно забывают про затраты на время простоя техники при ремонте.

Ещё один вариант экономии на запчастях — покупка восстановленных оригинальных деталей. Некоторые производители предлагают такие программы, предоставляя гарантию на детали, которые прошли процедуру реставрации под жёстким контролем. Их стоимость в разы меньше новых, но ресурс чуть меньше.

«Транспорт нашего автопарка вне гарантийного срока обслуживается в мультибрендовых технических центрах, и как раз по данному вопросу мы можем выбирать по цене/качеству не только стоимость работ, но и стоимость запасных частей, чем мы активно и пользуемся, проводя тендеры два раза в год. Но нам устанавливают запасные части или восстановленные самим производителем и имеющую соответствующую гарантию, или новые, рекомендованные производителем», — делится опытом Дмитрий Колотильщиков.

Фактически, этот способ является самым оптимальным для тех, кто понимает, что безопасность техники превыше всего. И это как раз тот случай, когда скупой не платит дважды. «ПАО «КАМАЗ» не занимается восстановлением запасных частей, но, учитывая опыт других автопроизводителей, можно говорить о том, что приобретать детали, восстановленные на производственных мощностях заводов-смежиков, являющихся поставщиками ПАО «КАМАЗ», эффективнее, чем покупать запчасти альтернативных производителей сомнительного качества», — считает Павел Каничев.

«Гарантия на восстановленные самим производителем запасные части аналогична произведённым, заявленный ресурс также аналогичен. Вероятность выхода из строя аналога выше, соответственно, принимая во внимание ограниченную или отсутствующую гарантию на аналог, суммарные затраты будут выше», — подтверждают представители официального производителя и дистрибьютера Isuzu в России.

Где брать?

Вопрос выбора торговой площадки для экономии на запчастях немаловажен. Понятно, что при покупке комплектующих у официального дилера, шанс нарваться на контрафакт минимален. Но если речь идёт о машине без гарантии, то выбор поставщика может обернуться в итоге серьёзными затратами.

«С развитием информационных коммуникаций покупка вещей онлайн уже становится привычной. Это относится и к запчастям. Главное — делать покупки на проверенных сайтах. Большинство таких площадок гарантирует качественный товар, а также предоставляет удобные способы оплаты и выгодные цены», — рассуждает Антон Носов.

«Тем не менее, такой способ покупки связан с большим риском, когда вам могут продать некачественный товар. Чтобы не стать жертвой интернет-мошенников, необходимо тщательно выбирать продавца запасных частей. Так, надёжными продавцами запчастей KAMAZ в сети являются интернет-магазины официальных дилеров ПАО «КАМАЗ» и собственный официальный интернет-магазин ПАО «КАМАЗ», который создан для повышения скорости доставки запасных частей в регионы, где нет официальных дилеров», — предостерегает Павел Каничев.

«Лично мне покупки через интернет не нравятся. Это своего рода лотерея. Можно купить качественный продукт, а можно нарваться на откровенную подделку. Кроме того, в ряде случаев интернет-продавцы осуществляют бизнес с некоторыми отступлениями от законодательства. В первую очередь, налогового, что создаёт риск и для покупателя. Тем не менее, интернет-торговля имеет право на жизнь, например, в случаях, когда официальный дилер использует интернет-сайт для приёма заказов от клиентов», — считает менеджер по поддержке продукции и клиентов в России и СНГ John Deere Алексей Шаронов.

Но российская смекалка поощряет развитие ещё одного типа запасных частей — кустарного производства. Речь идёт не столько о промышленных масштабах, сколько об единичных заказах токарям на различных предприятиях. Отшлифовать головку блока цилиндров, выточить металлическую деталь по образцу и т. д. Хотя некоторые ставят дело на поток и начинают продвигать контрафакт оптом.

«Большая часть челябинского рынка представлена такими производителями. Есть как качественные, так и совсем не качественные. Есть порядочные и не совсем порядочные производители — это вопрос рынка. Рынок решает всё. Но зачастую цена и откатная часть стоит в приоритете», — рассказывает генеральный директор ООО «ЧСТ Машинери» Константин Чуланов.

В основном, к услугам «левшей» для экономии на запчастях прибегают частные владельцы техники. Действуют они на свой страх и риск.

«Кто сможет дать гарантию, что производимая кустарным образом запасная часть не выйдет из строя на следующий день и, тем более, в процессе эксплуатации не приведёт к поломкам иного оборудования? Таким образом, у нас нет практики использования данного сервиса, и мы не планируем его внедрять», — заявляет Дмитрий Колотильщиков.

«В начале свой карьеры компании довольно часто пытались изготовить некоторые запчасти самостоятельно. Начиная с втулок и болтов, заканчивая довольно сложными деталями типа шестерён и валов. Большинство таких ситуаций заканчивалось довольно плачевно, но сейчас подобные случаи встречаются все реже и реже.
Попытки сэкономить приводят к необходимости проведения дорогостоящих ремонтов. Например, узел поворотной платформы на экскаваторе или поворотный круг на грейдере состоят из зубчатого венца и ведущей шестерни. Как правило, при проектировании подбираются такие материалы, при которых шестерня изнашивается в первую очередь, т. к. проще и дешевле её сменить. Если изготовить шестерню самостоятельно из более твёрдого материала, то придётся менять зубчатый венец, что довольно дорого и трудоёмко. Если же сделать шестерню из слишком мягкого материала, то её придётся менять слишком часто. Поэтому, мой совет — использовать оригинальные или одобренные производителем запчасти», — рекомендует Алексей Шаронов.

По контракту

Наименее распространённый способ среди владельцев спецтехники — покупка контрактных комплектующих. Этот рынок хорошо развит в сегменте легкового транспорта.

«Это очень актуально и для спецтехники иностранного производства. Но, в связи с подорожанием валюты, зачастую запчасти в России можно найти дешевле, чем, к примеру, в Европе. В частности, в северо-западной части нашей страны, можно приобрести новые запчасти на импортную спецтехнику по очень привлекательным ценам. Всё сугубо индивидуально», — говорит Константин Чуланов.

Кроме того, нерадивые продавцы не гнушаются выдавать снятые с аварийных машин детали за контрактные. Они, конечно же, могут быть не хуже тех, что сняты с машин в других странах, но гарантий особых вам на них предоставят.

«В данном случае нужно смотреть на специфику парка региона. Для регионов с большим парком техники б/у это актуально. Однако следует принимать во внимание отсутствие информации об остаточном ресурсе агрегата и рисках приобретения таких запасных частей», — напоминают в АО «Исузу рус».

ЭКСПЕРТ РЕКОМЕНДУЕТ

Алексей Шаронов, менеджер по поддержке продукции и клиентов в России и СНГ John Deere

Алексей Шаронов

Алексей Шаронов, менеджер по поддержке продукции и клиентов в России и СНГ John Deere

«При приобретении запчастей важно понимать, что цена запчасти — это только одна составляющая стоимости. Если действительно хочется сэкономить, нужно рассматривать вопрос стоимости эксплуатации и себестоимости выполняемых работ в комплексе. Например, рассмотрим грейдер или бульдозер, рабочие органы которых оснащаются режущими кромками. На рынке можно найти кромки по различной цене, но не всегда приобретение самых дешёвых вариантов ведёт к экономии. Как правило, более дорогие кромки служат дольше. А дальше — простая арифметика: если запчасть дороже в 3 раза, то и прослужит она в 3 раза дольше — приобретение более дорогой запчасти экономически более выгодно, т. к. приобретая более дешёвую и менее долговечную запчасть, владелец техники несёт потери, связанные с простоем машины при замене запчасти.
Однако использование запчастей, восстановленных самим производителем, позволяет существенно сэкономить, и при этом иметь гарантию беспроблемной эксплуатации.
У компании John Deere существует программа REMAN, и на её примере я могу рассказать о процессе заводского восстановления запчастей. Сначала дилеры компании выкупают вышедшие из строя узлы и агрегаты у владельцев техники и отправляют их на специализированные заводы компании, на которых производится очистка, разборка, обмер и диагностика комплектующих. Если размеры детали находятся в допуске или могут быть доведены до заданных механической обработкой, то они направляются на повторное использование. А детали, размеры который находятся вне допуска, или имеют повреждения, например, микротрещины, выявленные в результате ультразвуковой диагностики, утилизируются. Вместо них на сборку поступают абсолютно новые детали.
Восстановленный агрегат проходит тестирование и испытание на соответствие заводским спецификациям, и на него предоставляется заводская гарантия равная, а в ряде случаев, превышающая по срокам гарантию на аналогичные новые агрегаты.
В результате клиент получает восстановленный агрегат, который на 10-30% дешевле нового при этом соответствует всем спецификациям и защищён гарантией производителя. Если при приобретении данного агрегата клиент сдаст свой, вышедший из строя, у него появится возможность сэкономить ещё 10-30%».

Павел Каничев, генеральный директор ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ»
«При приобретении запасной части альтернативного производства оценить качество товара крайне тяжело, а значит есть риск приобретения некачественных запасных частей. Использование запасных частей несоответствующего качества небезопасно и экономически невыгодно. Во-первых, это может привести к аварийной ситуации на дороге с ущербом, причинённым как самому владельцу, так и третьим лицам. Во-вторых, поломка некачественной детали зачастую приводит к необходимости замены или ремонта целого узла. Есть негативный пример, когда установка контрафактного шатуна с использованием не самостопорящихся гаек крепления привела к самопроизвольному раскручиванию гаек, повреждению блока цилиндров, головки блока цилиндров и коленвала. Результат — капитальный ремонт двигателя с заменой всех составляющих».

Константин Модников, начальник отдела запчастей компании «ИВ-Сервис» (официальный дилер IVECO)

Константин Модников

Константин Модников, начальник отдела запчастей компании «ИВ-Сервис»

«Грузовые автомобили часто нуждаются в ремонте, потому что им доводится работать в интенсивном режиме и выдерживать большие нагрузки. Ремонт грузовой техники почти всегда требует замены старых запчастей на новые комплектующие. При этом приобретение комплектующих для грузовой техники может быть сопряжено с крупными расходами, что делает актуальной тему экономии на запчастях.
Чтобы получить качественный товар по доступным ценам, имеет смысл найти крупную специализированную компанию, предлагающую запасные части к грузовым автомобилям непосредственно с заводов-изготовителей. Практика показывает, что самый выгодный вариант — это сотрудничество с компанией, которая является официальным дилером известных марок грузовой техники и может предложить любые комплектующие для таких автомобилей.
Приобретение запасных частей для грузовиков любых иностранных марок у официального дистрибьютора позволяет потратить минимум средств, поскольку в данном случае комплектующие поставляются по самым демократичным ценам. При этом ассортимент запасных частей максимально полный, что позволяет приобрести детали даже к самым редким моделям прицепов, полуприцепов, тягачей и другой грузовой автомобильной техники.
Самые выгодные ценовые условия предлагают крупным оптовым покупателям, которыми обычно выступают автосервисы и другие компании, оказывающие услуги по ремонту и обслуживанию грузовиков. Также оптовые продажи нередко осуществляются в адрес торговых компаний, которые занимаются перепродажей комплектующих для грузовых автомобилей иностранных марок».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: