Температура двигателя растёт, а радиатор парит
радиатор

Система охлаждения. Парит, но не птица

Редкий водитель грузового транспорта не сталкивался с проблемами системы охлаждения. Едешь себе, едешь, и тут из-под капота (или кабины) пар появился. Стрелка температуры двигателя стремится в красную зону. Всё, приехали. Радиатор потёк. Главное, вовремя заметить проблему и никуда дальше не ехать. Дизельные двигатели очень щепетильны к вопросам охлаждения, так что если не хотите попасть на ремонт всей «головы», то стоп. Глушим мотор.

Самой большой ошибкой неопытных водителей станет запрос всезнающему Google о том, что делать. Не разобравшись в результатах поисковой выдачи и попав на рекламу всевозможных «чудо-жидкостей» «стоп-течь» или жидких герметиков, а что ещё страшнее — поверив им, не стоит побежать в ближайший магазин автотоваров для их покупки. Не нужно быть Вангой, чтобы сказать: «Запорете всю систему охлаждения». Для начала — не паникуйте. Передохните, откройте капот (или поднимите кабину) и внимательно осмотрите радиатор. Вполне возможно, что проблема просто в пробке, которая из-за длительной эксплуатации (или некачественных материалов) перестала держать давление. Только не старайтесь открутить её «на горячую», есть риск получить ожог кожи и глаз из-за вскипевшего антифриза. Если травит именно пробка, то решить проблему можно и нужно приобретением и установкой новой.

Также стоит проверить соединительные шланги. Они могли растрескаться от длительной эксплуатации. Попутно обратите внимание на крепёжные хомуты — они могут ослабнуть, вследствие чего и возникает утечка.

Другой распространённой причиной является трещина в ванночке радиатора. Самый верный вариант — ехать к специалистам, снимать радиатор и паять трещину аргоном. Что, к сожалению, не всегда спасает (особенно, если радиатор алюминиевый, а не латунный) и придётся покупать новый или контрактный радиатор.

Чтобы не перегреть двигатель, лучше всего добираться до места ремонта на буксире. В крайнем случае, из пробки радиатора нужно удалить предохранительный клапан (это снизит давление), запастись большим количеством воды и потихоньку двигаться к месту назначения. Не забывая почаще подливать жидкость.

Можно попробовать заделать небольшую трещину самостоятельно. Для этого нужно слить антифриз, высушить радиатор, обезжирить поверхность и замазать место порыва металла двухкомпонентным клеем Poxipol. Известны случаи, когда спасением выступали герметики, но раз на раз не приходится. В любом случае, мера это временная и просто отсрочит покупку и установку нового радиатора.

К более редким случаям специалисты относят пробоину в сотах радиатора. Как мы уже упоминали, алюминиевый радиатор аргоном паять бесполезно — всё просто расплавится. Однако не стоит сразу бежать за новым радиатором, всё же удовольствие это недешёвое. Как показывает опыт российских водителей, с такими пробоинами хорошо справляются в сервисах по ремонту холодильников. Они используют герметизирующий карандаш, который при нагреве от 120 градусов плавится и заклеивает место утечки. Теоретически, можно попробовать сделать операцию по запаиванию дыры самостоятельно, но важно помнить некоторые меры предосторожности: не направлять пламя на сам карандаш и наносить слой не более 1,5 мм. Правильно заклеенное место выдержит давление в 30 атмосфер и температуру до 180 °С. Одна из самых нежелательных причин перегрева двигателя – поршневые газы в системе охлаждения. Они могут попадать туда из-за пробитой головки блока мотора или прогоревшей прокладки.

Протечка охлаждающей жидкости также возникает из-за изношенной помпы. Внутри неё находится подпружиненное уплотнение и подшипник, которые от трения и перепадов температур теряют свои свойства.

Эксперты напоминают и о другой проблеме — утечки из прохудившегося радиатора печки, разгерметизировавшихся соединений патрубков радиатора или из крана, регулирующего подачу горячего антифриза из двигателя к печке. В этом случае «мокрить» будет в салон. Тут уж поездку в сервисный центр откладывать нельзя. Дело в том, что в составе антифриза находятся ядовитые вещества и длительное вдыхание паров не лучшим образом отразится на здоровье.

Ни в коем случае

Пожилые водители иногда советуют при течи радиатора засыпать в него горчицу. Этот способ действительно помогал во времена существования Советского Союза, когда по дорогам ездили ЗИЛ-157 и ГАЗ-51. Однако для современных машин он неприемлем. Дело в том, что соты печки гораздо меньше, чем в основном радиаторе и первым делом забьются они. А затем и всё остальное. При этом прочистить радиатор после попадания внутрь горчицы практически нереально, так что его сразу можно отправлять на свалку.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: