Топливо и присадки. Просто добавь в ДТ… - iGrader.ru

Топливо и присадки. Просто добавь в ДТ…

По статистике, почти в половине случаев причиной выхода из строя дизельного двигателя является некачественное топливо. Останавливаясь «покормить коня» на заправках с ультрадешёвой соляркой, многие думают, что увиденная в рекламе «мега-чудо-супер-присадка» для «улучшения смазывающих свойств», «коррекции цетанового числа», «снижения расхода топлива» и т. д. спасёт топливную систему и сам двигатель. Ведь каких только чудес не обещают производители этой химии.

Как-бы-топливо

О качестве дизельного топлива на российских автозаправочных станциях шуток в народе ходит немало. О плохом запуске и сизо-чёрном дыме из выхлопной может рассказать, наверное, каждый водитель или оператор техники. Даже специалисты Росстандарта признают, что горючее практически нигде не соответствует нормативам на 100%. Например, в Кемеровской области после забора проб на заправках выяснилось, что дизельное топливо марок ДТ-Л-К4, ДТ-Л-К5 отклоняется от требований на 14,1%.

Кроме того, существует целый подпольный рынок контрафактного горючего. К полуфабрикатам дизтоплива добавляют красители и различные присадки для повышения цетанового числа. А некоторые умельцы научились получать подобие солярки в результате переработки растительного масла после жарки, но опять же в целях максимальной выгоды, экономя на технологии. Рынок сбыта самодельного дизтоплива огромен — его реализуют на трассах, поставляют на мелкие АЗС, продают через Интернет и т. д. Естественно, после работы двигатель на этом «как-бы-топливе» приходит в негодность. У кого-то сразу, у кого-то через несколько заправок.

«Настоятельно рекомендуем всем организациям, эксплуатирующим нашу технику, внимательно относится к выбору поставщиков дизельного топлива и использовать только то, которое соответствует экологическим классам К4 или К5 (как его ещё называют, Евро-4 и Евро-5). Например, опыт эксплуатации автомобилей Hino показал высокую надёжность их систем питания: при использовании качественного топлива топливная аппаратура служит долго, и применение каких-либо дополнительных химических составов для этого не требуется», — говорит руководитель отдела сервисного обслуживания «Хино Моторс Сэйлс» Дмитрий Михайлов.

В дизельном топливе немаловажным фактором является цетановое число. По российским законам допускается норма не ниже 45. При содержании менее 40% цетана время между началом впрыскивания и воспламенением топлива затягивается. Параллельно растёт и скорость нарастания давления в камере сгорания. В результате износ ДВС наступает разы быстрее. Правда, нужно учитывать, что если цетановое число выше 60, то полнота сгорания топлива снижается, из выхлопной трубы валит больше дыма, а расход топлива переходит все пределы.

Недобросовестные «кулибины» зачастую практикуют хитрый ход: в печное или судовое топливо добавляют нитраты и перекиси, а потом выдают его за автомобильное дизельное топливо премиального класса. В реальности не предназначенное для спецтехники топливо приводит, в лучшем случае, к снижению мощности двигателя, а в худшем — к его капитальному ремонту.

Приправа для дизеля

Одним из важнейших критериев дизельного топлива является количество серы, содержание которой определяет класс горючего. Напомним, сейчас распространены классы 3, 4 и 5, попадающие под стандарты «Евро». Тем не менее, солярка второго класса хоть и уходит в прошлое, но ещё попадается в продаже. В ней содержится больше всего серы. В высших классах горючего её, соответственно, меньше. Под давлением экологов, для неё ещё в старом ГОСТе установили максимальный процент содержания — не более 0,2%. А в том же Евро-5 допускается вообще не выше 10 частей на миллион. Присутствие серных соединений издавна объяснялось смазывающими свойствами, однако при их сгорании цилиндры ДВС подвергаются коррозии, а когда сера взаимодействует с маслом — происходит постепенная закоксовка. Сейчас природную смазку понемногу вытесняют присадки, хотя полностью отказаться от её использования нельзя. Причём присадки добавляют на нефтеперерабатывающих заводах.

Но продавцы бутыльков со «спасительными» жидкостями упорно заявляют, что без их продукции дизельное топливо совсем не правильное. Хотя эксперты не раз говорили, что в присадках содержатся крайне вредные вещества, как для двигателя, так и человека. Например, ацетон, которого и без того хватает в топливе. При добавлении большего количества в бак, солярку начинает сушить, что ведёт к быстрому выходу из строя плунжерных пар. Содержится в присадках и спирт, который разъедает прокладки. Бензол и толулол уничтожают все эластичные детали ДВС и способствуют появлению коррозии.

Оговоримся, что таковые «вредители» входят в состав далеко не всех представленных на рынке присадок. Существует продукция, эффективность которой доказана. Но это утверждение относится больше к очистителям топливной системы и антигелям.

«Нет оснований надеяться на чудодейственный эффект присадок, производители которых обещают прирост мощности, снижение расхода топлива и увеличение ресурса топливной аппаратуры. Подобные составы, в лучшем случае, способны немного улучшить смазывающую способность и скорректировать цетановое число. Но подобные присадки могут также повысить интенсивность износа топливной аппаратуры, либо даже вывести её из строя», — объясняет Дмитрий Михайлов.

«Безусловно, мы видим смысл в использовании присадок. John Deere предлагает два типа присадок. Первый тип позволяет очищать узлы топливной системы от возникающих отложений, которые возникают в процессе работы дизельного двигателя, особенно если используется некачественное топливо. Можно просто добавлять присадку в топливный бак, а также существует более концентрированная форма раствора, которая используется для периодической промывки топливной аппаратуры без её демонтажа. Эту услугу мы включаем в состав крупных ТО по желанию клиента. Второй тип присадок увеличивает смазывающую способность топлива, что особенно актуально для арктического топлива. Все это помогает увеличивать ресурс компонентов и машины. Клиентам John Deere мы рекомендуем использовать именно наши присадки, так как они идеально подходят к компонентам техники, и мы полностью гарантируем их безопасность», — комментирует руководитель группы технической поддержки дилеров John Deere Антон Веремчук.

дизельное топливо

Чудо-жидкость

Разобраться в обилии предложений производителей присадок не так уж и сложно. Те же качественные антигели, предотвращающие застывание дизельного топлива в холодное время года, сейчас выпускают именитые компании вроде Shell, Liqui Moly, Castrol. Но доверяют им не все. Опытные дальнобойщики, к примеру, точно скажут, что зимой лучше добавить немного керосин. С этим не спорят и производители техники.

«В единичных экстренных случаях для улучшения низкотемпературных свойств дизельного топлива допускается добавлять в него керосин. При этом объём добавляемого керосина в этом случае не должен превышать 20%. При заправке грузового автомобиля необходимо сначала влить в бак керосин, а затем дизельное топливо, что обеспечит хорошее перемешивание. Повторюсь, керосин можно использовать только в единичных случаях. Любые иные присадки кроме керосина запрещены», — комментирует инженер по дизельным установкам ООО «Скания-Русь» Михаил Кононов.

Особенно этот совет пригодится в случае, когда некоторые недобросовестные производители горючего добавляют в летнее ДТ присадки, пытаясь сделать из него «Арктику». Но в силу неверной дозировки или использования добавок сомнительного происхождения в топливе при низких температурах оказывается парафин. Случаи, когда в лабораториях обнаруживают в принесенных на проверку клиентами образцах тяжёлый фракционный состав нередки.

После применения присадок зачастую вязкость топлива не соответствует нормативам. Если она уменьшается, то страдают форсунки, гильзы, нагнетательные клапаны секций топливного насоса и плунжерных пар. А если вязкость повышенная, то топливо хуже проходит по системе и не сгорает полностью, приводя к закоксовыванию ДВС.

А вот известный рецепт добавления в дизельное топливо масла для двухтактных двигателей подходит только технике со старыми двигателями и ТНВД. Современные машины с инжектором, оснащённые системой Common Rail, получат вместо пользы только отложения лаков и смол в инжекторе, что ведёт к залипанию иглы и неправильной подаче топлива.

«Стоит ли добавлять в топливо присадки и, тем самым, рисковать преждевременным выходом из строя дорогостоящей топливной аппаратуры? Рекомендовать нашим клиентам мы этого не можем. В случае неисправности, если при диагностике системы питания либо при экспертизе топлива будут обнаружены следы попадания в него посторонних включений, — увы, в гарантии на систему питания будет отказано. Это касается и случаев, когда такие включения будут результатом применения присадок», — уверяет Дмитрий Михайлов.

Эксперты допускают и ещё один случай, в котором есть смысл применять присадки.

«Длительное хранение топлива в неподходящих условиях ведёт к накапливанию в нём водного конденсата, что может вызвать рост микроорганизмов (бактерий и грибков). В продаже имеются различные антибактериальные топливные присадки. При первой заправке после тщательной очистки топливной системы в топливо можно добавить антибактериальную присадку, чтобы гарантировать успешную прочистку. Постоянное использование подобной присадки может привести к повреждению топливной системы, что не рекомендуется», — говорит Михаил Кононов.

Выбор есть всегда

Мы понимаем, что призыв «не экономить на топливе» излишен. В конце концов, если у компании крайне скудный бюджет, то никакие увещевания не помогут. Однако помните, что покупка дизельного топлива сомнительного качества приведет к дорогостоящему капитальному ремонту двигателя и других систем техники.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04: достойная альтернатива импорту
Асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04: достойная альтернатива импорту
За последние несколько лет от дорожных организаций только и слышно, что приходится покупать дорогостоящие импортные асфальтоукладчики с...
07 октября 2021
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
С введением на дорогах общего пользования пунктов автоматического взвешивания по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» вопрос осевых...
14 мая 2021
Показать ещё ↓
Строительство дороги
Строительство и обслуживание дорог
Инноваций в дорожном строительстве не досчитались Общая длина всех магистралей и направлений давно превысила отметку в миллион километров. А вот к опорной сети в Росавтодоре относят пока только 138 000 км. Ещё 57 000 км в 106 городских агломерациях...
23 ноября 2021
Строительство и обслуживание дорог
На трассе М12 инертные материалы будут измерять лазерными 3D-системами На строящейся федеральной автодороге М-12 Москва — Казань устанавливают системы лазерного (LiDAR) 3D-измерения объёмов поставки инертных материалов грузовым транспортом. Компания...
30 августа 2021
Система мониторинга состояния автомобильных дорог
Строительство и обслуживание дорог
Система мониторинга состояния автомобильных дорог Содержание автомобильных дорог в зимний период в соответствии с нормативами — задача ответственная и затратная. Органы управления дорожным хозяйством в соответствии с проектом содержания...
19 июля 2021
Старый новый ГОСТ
Строительство и обслуживание дорог
Старый новый ГОСТ Р 52575-2006 В этом году вступила в силу новая редакция ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования». Соответствующее решение принято...
14 мая 2021
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: