Нужен ли свой сервис? Мнение экспертов

Техника есть техника, и она не вечна. Детали и узлы изнашиваются, операторы допускают ошибки. Когда обслуживание техники выходит за рамки замены жидкостей и фильтров, у собственников транспорта может возникнуть настоящая головная боль. Особенно, если они только зашли на рынок. Ведь даже поменять «резину» грузовика на ближайшей шиномонтажке не получится. Что уж говорить о случаях, требующих подъёма, к примеру, 16-тонной махины?

На компьютер не надейся

Обычно компании страхуют себя от подобных ситуаций заключением сервисных контрактов с дилерами техники. Но и тут есть свои нюансы — вышедшая из строя машина может находиться за сотни, а то и тысячи километров от сервисного центра. И бригаде механиков потребуется какое-то время, чтобы добраться до места. А это уже простой, плюс добавим сюда диагностику и ремонт.

Да, конечно, современная техника оснащена системами телематики. Но уповать на них эксперты не рекомендуют.

«Сейчас телематика активно устанавливается на коммерческом автотранспорте, но в чаще используется только отслеживание положения ТС, расход топлива, время движения и стоянки и т. п. Есть телематические предложения производителей автомобилей, позволяющие также считывать параметры электронных систем автомобиля, которые на основании определённого анализа прогнозирования отказов будут выдавать соответствующие оповещения о необходимости планирования или проведения ремонта или ТО. При этом ремонт, в любом случае, необходимо будет выполнить в условиях сервисного центра с применением необходимого оборудования», — поясняет директор по организации сервиса ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ» Игорь Рощупкин.

С тем, что телематические системы не могут заменить стенды, согласны и другие коллеги по рынку.

«Например, LIDAT, применяемая компанией Liebherr, позволяет провести предварительную диагностику и получить данные о состоянии машины. Анализ файлов с ошибками позволит сделать предположение о наличии определённой неисправности, кроме того, в отдельных случаях использование такой программы исключит необходимость присутствия инженера на площадке. Однако для выявления механических неисправностей, которые невозможно диагностировать дистанционно, часто требуется выезд специалиста, который делает окончательный вывод о наличии конкретной поломки агрегата. Так, в случае подтверждённой неисправности, например, насоса, в зависимости от условий договора мы заменяем его, а неисправный отправляем на ремонт, если это возможно», — говорит генеральный директор ООО «Либхерр-Русланд» Николай фон Зеела.

Не всем по кошельку

Как же избежать вынужденных простоев? На первый взгляд, решение простое — создать собственную бригаду механиков, закупить мобильное оборудование и стараться быстро решать проблемы на месте.

«На рынке существует множество предложений производителей спецнадстроек, которые устанавливают на шасси серийного автомобиля специальный фургон, который оснащают необходимым оборудованием и инструментом по желанию заказчика. Автомобиль так и называется: передвижная авторемонтная мастерская (ПАРМ)», — объясняет Игорь Рощупкин.

К слову, такими пользуются и сервисные бригады официальных представителей производителей техники.

«Мы применяем мобильные установки для выпрессовки пальцев, втулок, лебёдки для подъёма редукторов, колёс, гидравлические ключи. В зависимости от выполняемых задач на такой машине монтируют масляные станции и даже кран-манипулятор с дистанционным управлением. Также используем сервисные автомобили, которые могут быть оборудованы воздушным компрессором, генератором», — приводит пример топ-менеджер ООО «Либхерр-Русланд».

Тем более, в последнее время на рынке активизировались отечественные предприятия по выпуску оборудования для автосервисов. Соответственно, цены также стали конкурентоспособными.

«Автомобильный транспорт сохраняет значительную долю на рынке грузовых перевозок страны, а специальную технику активно используют в различных проектах. Соответственно, ремонтировать надо много, причём в разных условиях, то есть оборудование для сервисов востребовано. Во-вторых, сыграли свою роль различные меры поддержки сегмента, программа импортозамещения стала давать результаты планы по увеличению производства сложной технической продукции. Наконец, отечественные производители за последние годы увеличили эффективность и стали активнее конкурировать с иностранной продукцией, бороться за потребителя. Всё это позволяет сделать вывод, что отечественное оборудование для сервисов укрепилось на рынке и может ещё увеличить свою долю в будущем», — рассказывает директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков.

Но обзавестись собственной сервисной службой не всегда целесообразно, считает менеджер по поддержке продукции и клиентов John Deere в России и СНГ Алексей Шаронов. По его мнению, приобретение собственной мастерской имеет смысл рассматривать только в случае отсутствия официального дилера поблизости.

«При этом, приобретая оборудование нужно позаботиться о поиске и приёме на работу специалиста, который умеет: а) эксплуатировать такое оборудование; б) глубоко разбирается в устройстве и принципах работы спецтехники, которую планируется диагностировать, ремонтировать и обслуживать с помощью приобретаемого оборудования», — уверен г-н Шаронов.

«Даже несложный, на первый взгляд, ремонт шин требует от исполнителя опыта, серьёзных знаний и навыков, чтобы в итоге ресурс машины увеличился, а работы оказались экономически целесообразными. Специалист широкого профиля вряд ли сможет обеспечить такой результат», — согласен руководитель сервисного отдела JCB Russia Семён Костин.

Кроме того, по его словам целесообразность приобретения предприятием, владеющим спецтехникой, собственного оборудования для её ремонта определяется ещё и «величиной парка машин и способность задействовать оборудование настолько, чтобы обеспечить его окупаемость».

К тому же, одно дело мобильная бригада. А создание полноценного центра по ремонту подразумевает совершенно другие затраты.

«Для создания собственного сервисного центра обслуживания парка специальной техники и коммерческого транспорта потребуется значительная сумма капиталовложений. Если владелец техники в течение трёх лет сможет окупить расходы на создание собственного сервиса, то имеет смысл рассматривать этот вариант, принимая во внимание затраты и принятый КТГ. Необходимо учесть, что технику, находящуюся на гарантии, требуется обслуживать в полном соответствии с заводскими инструкциями для исключения случаев мотивированного отказа в гарантийном ремонте. Однако часто предприятия не готовы выделять материальные и человеческие ресурсы на создание собственной ремонтной базы. В этом случае целесообразнее всего обратиться к профессионалам», — уверен менеджер по качеству ООО «Сумитек Интернейшнл» Олег Дерягин.

Если сервис далеко

 Алексей Козлов, менеджер по организации новых дилеров ООО «Скания-Русь»
Алексей Козлов, менеджер по организации новых дилеров ООО «Скания-Русь»

«Если везти технику на официальную дилерскую станцию накладно или сложно, дилеры Scania предоставляют выездное техническое обслуживание с использование мобильной мастерской в удалённых местах, таких как карьеры, лесные делянки. В этом случае дилер привозит всё необходимое оборудование, запчасти, расходные материалы. Сложный ремонт агрегатов, подвески автомобиля, как правило, не производится в таких условиях. Поэтому с 2017 года Scania и начала создавать небольшие сервисные мастерские (МТО), обеспечивающие полный комплекс техобслуживания и ремонта автомобиля на месте для тех клиентов, машины которых эксплуатируются вдали от дилерских станций.

Такие МТО, как правило, имеют не более 4 постов, но при этом оснащаются в соответствии с теми же международными стандартами премиум-класса к качеству диагностики, обслуживания, ремонта, наличию оборудования и оригинальных запчастей, что и «материнские» СТО. В ремонтных зонах работают только квалифицированные специалисты, прошедшие обучение в «Академии Scania».

Также выездной сервис с использованием мобильного оборудования предоставляется в случаях, когда автомобиль Scania встал на дороге из-за неисправности — тут можно воспользоваться эвакуатором или, если требуется небольшой ремонт, сделать его прямо на месте. Без дилера сам владелец техники, даже купив какой-то набор мобильного оборудования, не сможет обеспечить полноценный выездной сервис, так как современная автомобильная техника сложная и спрогнозировать все ситуации, а значит, и все виды ремонтных работ, просто невозможно».

Главное — специалисты

Алексей Шаронов, менеджер по поддержке продукции и клиентов John Deere в России и СНГ
Алексей Шаронов, менеджер по поддержке продукции и клиентов John Deere в России и СНГ

«Наличие стендов для тестирования необходимо для качественной диагностики. В случае, если тестирование осуществляется официальным дилером, существуют определённые гарантии, что специалист, осуществляющий тестирование и диагностику, обладает соответствующими знаниями и навыками, а также имеет доступ к наиболее свежей сервисной информации и спецификациям.

Однако какой результат можно ожидать от проведения магнитно-резонансной томографии головного мозга специалистом, защитившим докторскую диссертацию в области филологии?

Иными словами, каждый должен заниматься своим делом и постоянно совершенствовать свои знания и навыки.

Мобильное оборудование существует, но это всегда компромисс между мобильностью и функционалом/качеством достигаемого результата. При сверлении отверстия ручной дрелью невозможно обеспечить такую же точность, как при сверлении на сверлильном станке.

Всем известно утверждение: «Если нужно обеспечить выполнение работы быстро, качественно и дёшево — выполнение всех трёх требований едва ли возможно».

Эксперт рекомендует

Владимир Антонов, исполнительный директор ООО «ЧЕТРА»
Владимир Антонов, исполнительный директор ООО «ЧЕТРА»

«Первое, что должно заставить подумать о необходимости приобретения специального оборудования, — это его окупаемость. Как правило, специализированное оборудование и сервисный инструмент — очень дорогостоящие позиции. Если объём сервисных работ не предполагает регулярное и интенсивное использование данного оборудования, то правильней заключить договор на оказание сервисных услуг с авторизированным сервисным центром производителя соответствующих комплектующих или техники в целом.

Соответственно, при относительно небольшом парке техники закупка специнструмента просто нерентабельна. При этом необходимо учитывать, что в настоящее время строительная техника весьма высокотехнологична: она комплектуется сложными узлами и агрегатами различных производителей, которые в свою очередь требуют использования своего, узкоспециализированного фирменного инструмента, подходящего только для конкретных сервисных работ и операций по обслуживанию.

Таким образом, потребители техники могут столкнуться с необходимостью иметь в наличии несколько комплектов недешёвого оборудования, что как уже говорилось выше, экономически будет необоснованным. Также необходимо помнить, что такой инструмент и оборудование должны использоваться высококвалифицированным сервисным персоналом, который не у каждого предприятия есть в штате.

Несомненно, на рынке есть современное, технологичное и очень качественное сервисное оборудование отечественного производства. Оно активно используется как сервисными центрами, так самими потребителями техники в случае организации обслуживания собственными силами. Но в составе машин могут быть комплектующие и агрегаты иностранного производства, к примеру, двигатели и гидроаппаратура. Естественно, что для обслуживания и ремонта таких узлов потребуется фирменное оборудование, и, очевидно, импортное.

Отмечу, что оборудование по типу производителя недостаточно делить на отечественное и импортное. Есть ещё и специализированное оборудование, которое производится, как правило, только заводом – изготовителем техники и которое применяется исключительно для обслуживания только своей техники.

В частности, у ООО «Сервис Промышленных Машин» сервисные центры оснащены полными комплексами испытательных стендов для ремонта узлов трансмиссии, что гарантирует качество ремонтов. По сути, это упрощённые модели тракторов (причём всей базовой линейки), моделирующие реальные условия работы узлов в составе машины и позволяющие проконтролировать основные рабочие параметры.

Такие специализированные стенды стоят достаточно дорого — до нескольких миллионов рублей, и узкая специализация их применения вряд ли обеспечить их окупаемость для предприятий — потребителей. А вот для сервисной службы это, безусловно, необходимое оборудование. Поэтому при проведении ремонтов сложных узлов и агрегатов рекомендуется обращаться в специализированные сервисные центры».

Статья опубликована в журнале Грейдер №6 2019

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.

Экскаватор Volvo EC200D 23.03.2020

Экскаватор Volvo EC200D

В втором квартале 2019 года в России стартовали продажи новой модели 20-тонного ...

садко next 26.11.2019

Внедорожный грузовик «Садко Next». Обзор и тест-драйв

Первое, что бросилось в глаза — чисто визуально герой нашего сегодняшнего теста будто ...

Уличный самодвижущийся пылесос «Кузя-2» 05.10.2019

Уличный самодвижущийся пылесос «Кузя-2»

Пожалуй, в любом крупном городе найдутся улицы, куда серийную подметально-вакуумную ...

Foton Auman EST A 26.08.2019

Седельный тягач Foton Auman EST A

Дизайн, как и начинку, разрабатывали на совместном предприятии Beijing Foton Daimler ...

Manitou MLT-X 735-120 LSU 28.05.2019

Телескопический погрузчик Manitou MLT-X 735-120 LSU

Manitou MLT-X 735-120 LSU — вездеход. Благодаря постоянному полному приводу с ...

Грузовик fuso canter 21.01.2019

Fuso Canter TF 7,5 т

Почти сразу за передней колёсной балкой на левой части Fuso Canter TF разместили отсек ...