Экскаваторы нового поколения
Узнать больше Свернуть
Развернуть

ООО «Тимбермаш Байкал» — официальный дилер дорожно-строительной техники John Deere в Сибирском федеральном округе.

Подробнее Свернуть

Масла: убытки или прибыль?

Убытки из-за непредвиденных простоев техники приходилось считать, пожалуй, каждому владельцу автопарка. По данным концерна Shell, из 65 опрошенных руководителей строительных организаций в России 34% предприятий объявили, что непредвиденные перебои в эксплуатации техники за 3 года привели к потерям свыше 6 млн рублей. 25% респондентов оценили расходы в сумму, которая превышает 15 млн рублей. А по данным опроса сотрудников из 350 транспортных компаний в Европе, Америки и Азии, за последние три года 53% столкнулись с незапланированными простоями техники из-за некорректного подбора и использования смазочных материалов. По этой причине 32% компаний понесли убытки, превышающие 6,5 млн рублей. Каждый четвёртый опрошенный сообщил, что потери бизнеса из-за остановок техники составили свыше 15 млн рублей.

Сплошные расходы?

И строители, и перевозчики считают, что масла относятся к статье расходов для предприятия. Забегая вперёд, скажем, что небезосновательно. Однако есть и другая сторона медали: общую стоимость владения техникой можно снизить благодаря рациональному подходу к подбору и использованию смазочных материалов. Специалисты Shell утверждают, что экономия получается за счёт увеличения интервалов замены масел, снижения расхода топлива, времени технического обслуживания, а также минимизации простоев.

По расчётам специалистов нефтяной компании, смазочные материалы являются наименее затратной статьёй расхода (0,8–1,3%) на 1 км пробега по сравнению с прочими переменными издержками — на топливо (38–43%), амортизацию и капитальный ремонт (20–25%), зарплату водителей (15–20%), шины (6–7%), техническое обслуживание и текущий ремонт (2–3%).

Фото: bp.com

Почему же бизнес считает иначе? Как говорят сотрудники Shell, в ходе того же опроса выяснилось, что влияние использования масел на финансовые показатели недооценивают из-за недостаточной подготовки персонала (67% компаний редко обучают сотрудников работе со смазочными материалами), недооценкой возможностей высококачественных масел (54% компаний не ожидают повышения производительности при смене смазки) и важности технической поддержки и дополнительных сервисов от поставщика смазочных материалов (такое мнение разделяют 75% компаний).

Кроме того, респонденты значительно преуменьшают экономический потенциал от комплексного подхода в сфере смазочных материалов. Лишь 5% компаний полагают, что благодаря правильному подбору смазочных материалов экономия могла бы превысить 25%.

«По данным концерна Shell, современный подход к применению смазочных материалов и своевременный мониторинг состояния автопарка позволяют сократить себестоимость 1 км пути более чем на 25%. таким образом, используя инновационные решения, наши партнёры тратят меньше средств на замену масла, техническое обслуживание и капитальный ремонт машин, сокращают время простоя техники. За последние пять лет предприятия, находящиеся в партнёрских отношениях с нами, уже смогли получить дополнительную прибыль, равную 139 млн долларов», — заявил руководитель отдела технической поддержки «Шелл» в России Андрей Кудимов.

Опыт, сын ошибок трудных

В качестве примеров в Shell приводят транспортную компанию из Татарстана. Переход на премиальное, полностью синтетическое масло позволил предприятию сохранить 1,86 млн рублей. Аналогичное решение помогло компании из г. Набережные Челны, владеющей автопарком из более чем 1000 грузовиков Scania, увеличить межсервисные интервалы с 45 000 до 80 000 км.

Другая компания с автопарком из 250 единиц техники Mercedes и MAN с помощью синтетического энергосберегающего масла снизила расход топлива на 2,1% и получила экономию в размере 259 000 долларов США в год. Похожих результатов смог добиться и перевозчик, эксплуатирующий автопарк, состоящий из 430 грузовиков DAF. Он уменьшил расход топлива на 2%, а общая экономия составила 874 000 долларов США в год.

Строительное предприятие на Дальнем Востоке с помощью специальной программы постоянного контроля за состоянием оборудования и работающих в нём смазочных материалов свело до 0 часов время простоя техники и только на одном буровом станке экономит 5 млн рублей. Такое же ПО позволило компании из Москвы выявить неисправности топливной системы на ранней стадии и избежать капитального ремонта двигателей двух автомобилей. Экономия составила 120 800 рублей. Диагностика неисправностей и общего состояния двигателя с помощью сервиса Shell помогла предпринимателю из Кызыла выявить неисправности общего состояния двигателя и сохранить 130 000 рублей, избежав дорогостоящей транспортировки и разбора двигателя.

Фото: bp.com

Аналитики концерна уверяют, что, по их расчётам, грамотный подход к применению смазочных материалов позволяет получить экономию в 9 млн рублей от десятилетнего владения одним гусеничным бульдозером массой менее 50 тонн. Ещё один пример — работа двигателя Cummins K-серии при наработке более 35 000 моточасов и пробеге более 1,2 млн км без капитального ремонта. А индивидуальное комплексное решение для компании в Якутии обеспечило сокращение объёма потребления масла на 30% и сокращение на 25% затрат на его покупку.

Почему это не работает?

Всё вышеописанное работает при применении правильно подобранного масла. Однако в России множество компаний сталкиваются с тем, что приобретённые смазочные материалы приносят не прибыль, а сплошные убытки. Казалось бы, меняй масло согласно рекомендациям производителя, своевременно проходи ТО, и машина подводить не будет. Но техника выходит из строя. Причиной тому — подделки, которые, как говорят специалисты независимой лаборатории по проверке масел в Новосибирске, заполоняют рынок.

«Контрафактные масла на российском рынке присутствуют в пропорции 50/50. Особенно если закупка происходит по тендеру, где основное требование —экономия, то к заказчику вместо масла может попасть что угодно. В основном подделывают Mobil, Shell, Castrol. там ни вязкость, ни температурные режимы, ни присадки не соответствуют требованиям. В основном подделывают минеральные масла вязкостью 15w40, но и суперсовременная синтетика попадается. С дилером LandRover после того, как у новых машин запороли несколько двигателей, проводили анализ и выявили поддельный Castrol. Что конкретно туда добавляли и какую «базу» там брали, мы не выясняли, но содержимое не соответствовало заявленному в заводском паспорте», — рассказывает генеральный директор ООО «титан» (экспертная лаборатория масел) Денис Прытков.

Мошенники, создающие поддельные масла, напали на золотую жилу. Как и настоящие производители смазочных материалов, они берут базовое масло и добавляют различные присадки – противоизносные, для стабилизации вязкости и т. д. Но какие это вещества, в каких пропорциях их смешивают фальсификаторы — вопрос открытый. В итоге, продукт не соответствует тем требованиям, на которые рассчитан оригинал. Но самое печальное, что столкнуться с подделкой можно практически в любом месте.

Фото: i.ytimg.com

«Отличить масло визуально перед покупкой нереально. Упаковка идентична заводской, масло по цвету и запаху такое же. Но анализ показывает, что параметры не соответствуют. Мы брали на анализ 20 видов масла в литровых канистрах, купленных в разных магазинах Новосибирска. Из них настоящими оказались всего три. Нет никакого регламента по отслеживанию масла в розничных сетях», — уверяет эксперт из лаборатории.

В итоге, убытки могут исчисляться десятками, а то и сотнями тысяч рублей из-за простоя и ремонта. И ведь не каждому в голову придёт, что виной поломки стали смазочные материалы. В лабораторию за заключением о соответствии залитого масла оригинальной рецептуре обращаются редко. Между тем, эксперт говорит, что поставщика можно обязать вернуть деньги после заключения, что масло контрафактное. Но всё зависит от контракта.

«Если в договоре прописано, что масло должно соответствовать каким-либо ГОСтам или нормативам, а по факту оно поддельное, и если доказать, что именно из-за него вышел из строя двигатель, то поставщик должен будет возместить ущерб», – обнадёживает г-н Прытков.

Статья опубликована в журнале Грейдер №5 2017

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.