Можно ли избежать ДТП с беспилотниками?

Периодически общественность пугают фактами ДТП с участием беспилотного транспорта. Возможно ли, как говорится, предусмотреть всё и не допустить таких случаев? Или это утопия? Об этом поговорим за виртуальным круглым столом с экспертами.

Сергей Назаренко, главный конструктор по инновационным автомобилям ПАО «КАМАЗ»
Сергей Назаренко, главный конструктор по инновационным автомобилям ПАО «КАМАЗ»

«Основная цель создания автономных автомобилей — снизить количество ДТП и тем более смертность в результате ДТП.

Конечно, к сожалению, мы сегодня наблюдаем некоторые негативные последствия эксплуатации автономных автомобилей. Нужно качественно проводить НИОКР, имея все необходимые ресурсы и, учитывая неблагоприятную как макроэкономическую, так и политическую ситуацию, необходима более активная поддержка государства.

Например, в России отсутствуют специализированные полигоны с имитацией городов и дорожных ситуаций для испытания автономных автомобилей, а такие полигоны как раз-таки необходимы для предотвращения негативных последний эксплуатации автономных автомобилей на начальных стадиях коммерциализации».

Александр Разин, директор по административно-хозяйственной деятельности ООО «Байкал-Сервис ТК»
Александр Разин, директор по административно-хозяйственной деятельности ООО «Байкал-Сервис ТК»

«Число подобных ДТП ничтожно ввиду уникальности этого транспорта, поэтому говорить о какой-то статистике можно будет только тогда, когда доля беспилотного транспорта начнёт составлять, как минимум, 10 % от общей.

В отдалённом будущем, я уверен, что можно будет свести количество аварий к абсолютному минимуму, но это станет возможно только тогда, когда мы фактически полностью перейдём на подобный автотранспорт».

Павел Радько, менеджер по международной логистике ООО «СоюзХимТранс-Авто»
Павел Радько, менеджер по международной логистике ООО «СоюзХимТранс-Авто»

«Предусмотреть всё никогда нельзя. И не только потому, что это может быть недоработанная технология, но ещё и потому, что на дороге есть другие участники движения, поведение которых невозможно спрогнозировать.

В идеале лучше было бы вынести эксплуатацию автономных ТС на свои собственные дороги, спроектировать маршруты и проложить дорожное полотно для пользования исключительно беспилотным транспортом».

Сергей Майдебура, директор по цифровой трансформации бизнеса ООО «Байкал-Сервис ТК»
Сергей Майдебура, директор по цифровой трансформации бизнеса ООО «Байкал-Сервис ТК»

«Опасения населения насчёт безопасности беспилотного транспорта оправданы. Ещё в 1988 году нам показали, что роботы могут взлетать, летать, садиться, но это были искусственно созданные стерильные условия с заданными математическими алгоритмами. Тогда впервые в мире полетел в космос «Буран» в автоматическом режиме и без экипажа на борту.

Это было 100 % автоматическое управление космическим кораблём. Но как только мы сталкиваемся с реальными условиями городской среды, обычным городским движением, там это не работает. Для того чтобы система управлялась в автоматическом режиме, необходимы правила, которые соблюдают все остальные участники этого движения.

Как только в этой системе появляется один непредвиденный фактор — человек, который управляет встречной ли машиной (или бешеная бабка с клюкой из-за куста), система летит в тартарары.

То, что в качестве современных прорывных технологий нам предлагают (то же беспилотное такси), на мой взгляд, в транспортную сферу придёт ещё нескоро.

В том же беспилотном такси оператор будет контролировать ситуацию, системы (искусственный интеллект как некий набор программ, способных к какому-то псевдообучению) этого пока делать не умеют, а когда научатся — неизвестно. Хотя разработки продвигаются в этом направлении семимильными шагами.

Мой прогноз — ещё лет 10-15 пройдёт, и такие первые системы появятся. Тогда под них будет готова соответствующая инфраструктура: с датчиками, маяками, автоматическими диспетчерскими службами, которые будут управлять такими потоками. А пока можно говорить только о перспективных наработках.

По той же причине говорить о беспилотной доставке грузов теми же квадрокоптерами не приходится, работать это пока не будет. В Москве запрещены полёты квадрокоптеров (приказом Минтранса России № 48 от 9 марта 2016 года), исходя из политики безопасности страны. Да и на полёты коптеров и дронов за пределами МКАД нужно получать разрешение.

Но технологии развиваются очень быстро. Уже в мегаполисах появились системы, регулирующие с помощью светофоров плотность потока на дорогах, так что первые удачные попытки регулирования движения существуют».

Сергей Скнарин, исполнительный директор ООО «МониторингАвто»
Сергей Скнарин, исполнительный директор ООО «МониторингАвто»

«На данный момент это представляется невозможным. Если весь транспорт будет беспилотным, то избежать ДТП, возможно, и получится, и то любая техника работает со сбоями, особенно с течением времени. А если при этом часть машин будет беспилотной, а часть — с обычными водителями, чьё поведение бывает невозможно предсказать, то ДТП все равно будут случаться, хотя, возможно, и не по вине беспилотников».

Лев Ворушилин, руководитель департамента маркетинга ООО «ЛОРУС Эс Си Эм»
Лев Ворушилин, руководитель департамента маркетинга ООО «ЛОРУС Эс Си Эм»

«Предусмотреть всё невозможно, однако можно просчитать вероятности. Конечно же, риски возникновения ДТП будут ниже, так как роботы не подвержены волнению в стрессовых ситуациях».

Константин Тихонов, заместитель генерального директора ООО «А+С Транспроект»
Константин Тихонов, заместитель генерального директора ООО «А+С Транспроект»

«Определённо будет меньше видов аварийных ситуаций, ведь автономная система способна выполнять экстренное торможение более эффективно, чем человек. С другой стороны, автономные системы сегодня могут эффективно работать в том случае, если расстояние до другого автомобиля незначительно.

А это может повлечь формирование пробок из-за резкого снижения скорости на трассе, так как автономные автомобили по-прежнему не могут снижать скорость так же плавно, как обычные водители.

А вот в самой пробке автономный автомобиль движется быстрее, потому что он оперативнее реагирует на изменение скорости потока, что способствует более эффективному движению автомобиля».

Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «ФИНАМ»
Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «ФИНАМ»

«Очевидно, что абсолютно всё предусмотреть нельзя, об этом свидетельствует более чем вековой опыт эксплуатации традиционных автомобилей. ДТП с их участием, как происходили, так и происходят, и вряд ли что-то изменится, когда на дороги мира массово выйдут беспилотные автомобили.

Нельзя спланировать абсолютно всё, и история автомобилей под управлением человека это доказывает, в начале их истории с ними тоже происходили различные ДТП, и в этом нет ничего особенного.

Люди не знали, как на них реагировать, лошади от них шарахались, дорогу перед ними пытались перебегать, совершенно не реагируя на их скорость, и так далее. Но практически любую новую технику так встречают, это не должно удивлять, так было всегда. И ДТП с беспилотным транспортом, это как раз свидетельство того, что это нечто новое, к чему ещё не привыкли и люди, и техника ещё не совершенна.

По мере её распространения можно ожидать снижения их количества, но полностью их избежать вряд ли удастся, в первую очередь потому, что к ней привыкнут, и будут рассчитывать именно на неё.

Со временем, можно ожидать снижения ДТП с беспилотными автомобилями, в первую очередь потому, что их на дорогах будет становиться больше, и совершать ошибок такая техника может меньше, чем человек».

Артур Мурадян, генеральный директор ООО «Трафт»
Артур Мурадян, генеральный директор ООО «Трафт»

«В российских реалиях, не дожидаясь первых ЧП с летальным и сходом, наша компания и группа партнёров из страхового сообщества прорабатывает прототипы регулирования последствий ДТП.

Для сбора данных, которые лягут в основу риск-модели будущей полноценной страховки для беспилотника, на машину установят специальный тахограф.

Он будет регистрировать все действия беспилотника и оператора в кабине. Кроме того, в руках у находящегося в кабине специалиста будет смартфон с приложением, специально разработанным для мониторинга действий водителя.

Приложение будет вести своего рода бортовой журнал беспилотной поездки, в котором будут записаны все реакции и поведение электроники.

По словам экспертов, массовое использование беспилотников окажет в будущем серьёзное влияние на сами принципы страхования. Так, с распространением автономных автомобилей ответственность будет частично переноситься с водителя или оператора на производителя транспортного средства и ПО для него.

Если в настоящее время тарифы на автострахование привязаны в основном к опыту водителя и его страховой истории, то в случае с беспилотным транспортом ключевым фактором должна стать репутация производителя транспортного средства и беспилотных систем.

Кроме того, страховать придётся не только технику от повреждений и ответственность за ДТП, но и риски хакерских атак или поражения системы вирусом.

Что касается страхового бизнеса, то участники рынка предрекают возможность резкого снижения его объёмов из-за сокращения аварийности.

Так, по оценке консалтинговой компании Ptolemus, к 2030 году число ДТП снизится на 30 %. В компании прогнозируют уменьшение объёмов страховых выплат по этой причине, а также снижение тарифов на автострахование, что приведёт в итоге к падению доходов автостраховщиков.

По подсчётам аналитиков, объём страховых премий снизится на 40 % с 2020 по 2030 год».

Вячеслав Тимонин, IT-советник генерального директора транспортной компании «ПЭК»
Вячеслав Тимонин, IT-советник генерального директора транспортной компании «ПЭК»

«В процессе отладки и испытаний могут происходить различные инциденты. Все известные на сегодняшний день происшествия случались либо из-за сбоя в системе, либо из-за человеческого фактора.

Как только система будет отлажена, а люди привыкнут к соседству с беспилотниками на дороге, тогда и количество несчастных случаев будет сведено к минимуму».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: