В России растёт рынок грузоперевозок

С начала 2017 года наблюдается ежемесячный прирост объёма грузоперевозок на 2-6%. Общий объем рынка перевозок составляет от 234 до 280 млрд т·км (с учётом «серого рынка»). Почти половину этого объёма занимают коммерческие перевозки 123,1 млрд т·км. Такие данные опубликовали специалисты «Ассоциации участников закупок».

Положительная динамика вызывает оптимистичный настрой у автотранспортных компаний, ведь последние 3 года рынок претерпевал существенное падение. С 2014 года небольшие частные компании, которые занимают до 25% рынка, буквально выживали в непростых условиях – при уменьшении количества заказчиков, удорожании дизельного топлива с запчастями и снижении импорта из стран Евросоюза, по причине введённых между странами эмбарго. По некоторым видам продукции грузопоток снизился до 45%. Все эти факторы в совокупности привели к снижению рентабельности предприятий и заставили работать буквально «в ноль».

Цены на топливо занимают особое место среди негативных факторов. Согласно цифрам агентства MegaResearch, с начала 2010 по 2017 год дизельное топливо подорожало более, чем в два раза. На фоне развития «серых» грузоперевозок, это заставило официальные компании снижать даже необходимые издержки и накапливать кредитные долги.

Тем не менее, многие транспортные компании сумели найти возможности для роста и постепенно возвращают упущенные позиции. В частности, благодаря переориентации грузопотоков с Евросоюза на внутренние направления Центр – Юг, Центр – Восток, а также РФ – Казахстан. При этом сами участники рынка отмечают растущие возможности по организации обратных грузов из Сибири в Центральный и Приволжский федеральные округа, а также из Казахстана в центральную часть России.
Стоит отметить, что возможности отечественных компаний по организации перевозок на дальние направления открывают перед бизнесменами дополнительные перспективы. На сегодняшний день доля междугородних грузоперевозок занимает 70%, городских 23%, а международных только 7% в общем объёме. При этом бизнесмены готовы наращивать долю перевозок на дальние расстояния, в том числе – в пределах нашей страны, между западной и восточной частями государства. Но бизнесменов пока сдерживает ограниченное количество сервисных центров у производителей автотранспорта, которые не спешат наращивать количество точек обслуживания в восточных регионах России. А оказаться посреди дороги со сломавшимся грузовиком рискуют не многие, ведь средний возраст 65% грузовых машин в нашей стране (CV и HCV) более 15 лет.

Кроме того, пока перевозчики возвращаются «пустыми» из Новосибирска, Омска и Красноярска – привлекательность этих направлений будет крайне низкой. При активности местных производителей, которые начнут наращивать объёмы поставок в центральный регион, грузоперевозчики увеличат количество «ходок» и свою прибыль.
А вот что уже способствует в нынешнем году наращиванию показателей по грузоперевозкам – так это строительство распределительных центров, силами крупных торговых сетей, которые открывают новые магазины и склады по всей стране. Благодаря этим инвестициям, перевозчики обеспечиваются стабильной работой.
Ещё один фактор, положительно повлиявший на уменьшение «серых схем» (и как следствие на рост официальных показателей) — активность налоговых органов, которые начали более активно контролировать махинации перевозчиков с НДС.

И даже увеличение тарифов на железнодорожные перевозки оказало положительное влияние на автотранспортные компании, ведь доставка машинами стала для многих заказчиков более доступной и удобной альтернативой.

«Отечественные грузоперевозчики обладают большим потенциалом для роста, они ещё недостаточно активно задействовали возможности интернет-торговли, недостаточно активно работают во всемирной сети для налаживания контактов с новыми клиентами из удалённых регионов страны. Когда эти направления будут освоены, недостатка в заказчиках не станет», — считает руководитель аналитического центра «Ассоциации участников закупок» Владимир Ястребов.

При этом эксперт отмечает, что сегодня некоторые компании не обеспокоены перспективами оказаться без большегрузного автотранспорта, а ведь их автопарк неизбежно ветшает и потребность в машинах будет только расти. Согласно данным маркетингового агентства MegaResearch, уже сегодня наблюдается дефицит предложения на рынке тягачей на уровне 6000 единиц, а грузооборот магистральных перевозок в РФ, наоборот увеличится в ближайшие 5 лет на 16%, до 146 млрд т·км.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: