«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
Несмотря на то, что современные машиностроители за последние несколько десятилетий успели создать варианты более сложных универсальных машин, значительное число наших дорожников по-прежнему отдаёт предпочтение более простым и понятным гудронаторам.
Тем более что их стоимость куда более доступна, чем у термос-бункеров и заливщиков. Ну а на фоне последних событий у этих агрегатов для розлива битумных смесей появляется ещё одно весомое преимущество — их могут производить в России.
Вот уж чего-чего, а отечественных гудронаторов у нас хватает. И даже, как утверждают, есть полностью собранные из российских комплектующих.
С одной стороны, в пользу такого мнения говорит тот факт, что гудронаторы в какой-то степени были одними из первых детищ советской машиностроительной отрасли. Дебютную машину выпустили аж в 1934 году и стабильно развивали это направление вплоть до распада СССР.
То есть базовые технологии и принципы производства у нас были хорошо отработаны.
С другой стороны, многие эксперты не устают напоминать о том, что все былые успехи советских станко- и машиностроителей были потеряны после развала Союза. За счёт этого, а также из-за новых требований к технике и экологических регламентов многие российские изготовители пришли к использованию импортных комплектующих. И такое вынужденное решение сегодня сыграло с производителями злую шутку.
«Из-за влияния санкций ситуация в российской дорожной и машиностроительной отрасли печальная. Такой гигант, как «КАМАЗ», в больших объёмах использует импортные комплектующие, чтобы выпускать современную технику, удовлетворяющую возрастающим экологическим нормам. И товары под санкциями больно бьют как по этому параметру, так и техническим характеристикам шасси.
Сейчас «КАМАЗ» активно переходит на «Евро-2», который действовал более 20 лет назад, чтобы применять механический ТНВД и, возможно, отказаться от систем безопасности и коробок передач ZF.
Автопроизводители вынуждены рассматривать альтернативные выходы из этой ситуации, и все, кто работает с «КАМАЗом», переходят на импортозамещение, поднимают архивы. То, что, казалось, уже не будет задействовано, сегодня необходимо вновь возрождать», — комментирует начальник технического отдела ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) Артём Иванов.
Даже выудив секреты советских мастеров из архивов, производители не смогут игнорировать современные требования, которые предъявляют к гудронаторам как дорожники, так и законодательство.
Ряд основных требований по целому ряду характеристик к автогудронаторам прописан в ГОСТ 27811–95 «Автогудронаторы»: от типоразмеров и вместимости цистерны до скорости подогрева/остывания битума и особенностей его циркуляции.
Вместе с обязательными параметрами многие производители отрабатывают те, которые являются наиболее приоритетными для современных дорожников. Например, сегодня решающими часто становятся функции и дополнения, позволяющие снизить временные издержки и потребление материала.
«Мы всегда отмечали требования заказчика к точности процесса розлива смеси. Точность дозирования и подачи приводит к существенному сокращению возможного перерасхода дорогостоящего материала.
Также заказчики обращают внимание на возможность гудронатора работать с разными типами материалов, тем самым увеличивая свою универсальность. Это также может помочь сократить возможные дополнительные расходы и приравнивается к оптимизации», — пояснил директор по развитию направления техники HYDROG ZBM ООО «ЭмБиКа» Денис Семочкин.
В остальном же типов и моделей гудронаторов на рынке достаточное количество, и выбор многих характеристик будет зависеть (помимо стремления сократить расходы) исключительно от задач дорожников. Эксперты отмечают, что иногда даже не обязательно покупать наиболее популярные автогудронаторы — в случае некоторых типов ремонта дорог такие машины будут попросту простаивать.
«Прицепные целесообразно использовать для ремонта уже существующих дорог. Самоходные машины для ямочного ремонта задействовать слишком затратно — они более эффективны для строительства дорог или глобального ремонта со снятием всего слоя», — заметил Артём Иванов.
С наблюдением, что интеллектуальные и сложнокомбинированные машины не пользуются популярностью у отечественных дорожников, согласны и наши эксперты. Артём Иванов считает, что эту технику ценят как раз за её простоту и надёжность. Денис Семочкин отмечает, что к универсальным дорожным машинам (УДМ) у заказчиков интерес небольшой.
«Согласно данным из статистики продаж нашей компании, только один из 10–12 заказчиков выбирает гудронатор, например, с дополнительным баком для воды или ёмкостью для дизтоплива.
Обратная ситуация наблюдается в случае с комбинацией «гудронатор-пескоразбрасыватель-поливомойка». Когда на одном шасси (в идеале самосвальном) летом, в период строительных работ, используется гудронатор, в период уборки — «поливомойка», а зимой — пескоразбрасыватель. Но в этом случае надо учитывать риск скорой поломки шасси, так как нагрузка на него возрастёт втрое», — уточняет Денис Анатольевич.
На первый взгляд кажется, что трудности могут возникнуть только при покупке сложной техники. Недобросовестные продавцы могут «нагреть» покупателя, навязав лишний функционал, а производители — сэкономив на электронных компонентах.
Гудронаторы же, даже самые последние модели, обладают простейшей конструкцией. Некоторые эксперты и вовсе считают, что этот вид техники представляет собой непаханое поле для модернизаций и улучшений.
«В таком виде техники можно улучшить не только точность и скорость подачи материала, но и системы управления, эргономику расположения узлов и агрегатов гудронатора. В этом вопросе ещё есть куда расти», — считает представитель ООО «ЭмБиКа».
Однако нечистые на руку «умельцы» нашли способ сэкономить и смухлевать даже в случае с гудронаторами. Например, делают цистерну меньшей ёмкости, пользуясь тем, что визуально этот параметр отследить трудно. Согласно статье завода «Спецдормаш» на «Яндекс. Дзен», в 2018 году разница в стоимости за 1 м3 могла доходить до 150 000 рублей в зависимости от объёма и комплектации. Сейчас эта цифра может быть ещё выше.
Также можно встретить занижение толщины стенок цистерны и её облицовки, что может привести к нарушению целостности и теплоизоляционных свойств ёмкости. И самый распространённый вариант — использование дешёвых ЛКМ, из-за которых коррозия может появиться уже после первого рабочего сезона.
Поэтому обязательно обращайте внимание на брендирование отдельных комплектующих и допинструментов, воспользуйтесь (если таковая есть) возможностью предварительных тестов и не стесняйтесь спрашивать технический паспорт и сертификаты как производителя, так и его поставщиков.
Денис Семочкин, директор по развитию направления техники HYDROG ZBM ООО «ЭмБиКа»
«Как правило, в условия города, а именно когда работы ведутся в локации дворовых и придворовых территорий, крайне важна мобильность техники. Величина ёмкости в этом случае может быть небольшой, так как хранилище материала обычно находится неподалёку, поэтому вполне возможно использование небольших прицепных версий. Опять же не стоит забывать и о финансовой привлекательности данного выбора. Количество материала, доставленного за раз, ставится во главу угла тогда, когда объект расположен удалённо. В этом случае автогудронатор предпочтительнее».
К последним технологиям для гудронаторов эксперты относят пневмо-набрызг, который распределяет микс вяжущего вещества и щебня при ямочном ремонте. Специалисты подчёркивают, что при соблюдении технологии нанесения и подготовке дорожной карты пневмо-набрызг очень эффективен.
Текст: Артём Щетников, Мария Бобова
Фото: Евгений Ошкин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: