• «АО «Романов» — российский производитель уникальных грузовых габаритных шасси БАЗ»
    Узнать больше Свернуть
    Развернуть

    «АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.

    Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
    Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp

    Подробнее Свернуть
  • Российские гудронаторы: распределяем вяжущие

    Несмотря на то, что современные машиностроители за последние несколько десятилетий успели создать варианты более сложных универсальных машин, значительное число наших дорожников по-прежнему отдаёт предпочтение более простым и понятным гудронаторам.

    Тем более что их стоимость куда более доступна, чем у термос-бункеров и заливщиков. Ну а на фоне последних событий у этих агрегатов для розлива битумных смесей появляется ещё одно весомое преимущество — их могут производить в России.

    Сколько нашего осталось в российских гудронаторах?

    Вот уж чего-чего, а отечественных гудронаторов у нас хватает. И даже, как утверждают, есть полностью собранные из российских комплектующих.

    С одной стороны, в пользу такого мнения говорит тот факт, что гудронаторы в какой-то степени были одними из первых детищ советской машиностроительной отрасли. Дебютную машину выпустили аж в 1934 году и стабильно развивали это направление вплоть до распада СССР.
    То есть базовые технологии и  принципы производства у нас были хорошо отработаны.

    С другой стороны, многие эксперты не устают напоминать о том, что все былые успехи советских станко- и машиностроителей были потеряны после развала Союза. За  счёт этого, а также из-за новых требований к технике и экологических регламентов многие российские изготовители пришли к использованию импортных комплектующих. И такое вынужденное решение сегодня сыграло с производителями злую шутку.

    «Из-за влияния санкций ситуация в российской дорожной и машиностроительной отрасли печальная. Такой гигант, как «КАМАЗ», в  больших объёмах использует импортные комплектующие, чтобы выпускать современную технику, удовлетворяющую возрастающим экологическим нормам. И товары под санкциями больно бьют как по этому параметру, так и техническим характеристикам шасси.

    Сейчас «КАМАЗ» активно переходит на «Евро-2», который действовал более 20 лет назад, чтобы применять механический ТНВД и, возможно, отказаться от систем безопасности и коробок передач ZF.

    Автопроизводители вынуждены рассматривать альтернативные выходы из этой ситуации, и все, кто работает с «КАМАЗом», переходят на  импортозамещение, поднимают архивы. То, что, казалось, уже не будет задействовано, сегодня необходимо вновь возрождать»,  — комментирует начальник технического отдела ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) Артём Иванов.

    Что диктуют современные требования?

    Даже выудив секреты советских мастеров из архивов, производители не смогут игнорировать современные требования, которые предъявляют к гудронаторам как дорожники, так и законодательство.

    Ряд основных требований по целому ряду характеристик к автогудронаторам прописан в ГОСТ 27811–95 «Автогудронаторы»: от типоразмеров и вместимости цистерны до скорости подогрева/остывания битума и особенностей его циркуляции.

    Вместе с обязательными параметрами многие производители отрабатывают те, которые являются наиболее приоритетными для современных дорожников. Например, сегодня решающими часто становятся функции и дополнения, позволяющие снизить временные издержки и потребление материала.

    «Мы всегда отмечали требования заказчика к точности процесса розлива смеси. Точность дозирования и подачи приводит к существенному сокращению возможного перерасхода дорогостоящего материала.

    Также заказчики обращают внимание на возможность гудронатора работать с разными типами материалов, тем самым увеличивая свою универсальность. Это также может помочь сократить возможные дополнительные расходы и  приравнивается к оптимизации», — пояснил директор по развитию направления техники HYDROG ZBM ООО «ЭмБиКа» Денис Семочкин.

    В остальном же типов и моделей гудронаторов на рынке достаточное количество, и выбор многих характеристик будет зависеть (помимо стремления сократить расходы) исключительно от задач дорожников. Эксперты отмечают, что иногда даже не обязательно покупать наиболее популярные автогудронаторы — в  случае некоторых типов ремонта дорог такие машины будут попросту простаивать.

    «Прицепные целесообразно использовать для ремонта уже существующих дорог. Самоходные машины для ямочного ремонта задействовать слишком затратно — они более эффективны для строительства дорог или глобального ремонта со снятием всего слоя», — заметил Артём Иванов.

    Комбинированные варианты: нужны ли?

    С наблюдением, что интеллектуальные и сложнокомбинированные машины не пользуются популярностью у отечественных дорожников, согласны и наши эксперты. Артём Иванов считает, что эту технику ценят как раз за её простоту и надёжность. Денис Семочкин отмечает, что к универсальным дорожным машинам (УДМ) у заказчиков интерес небольшой.

    «Согласно данным из статистики продаж нашей компании, только один из 10–12 заказчиков выбирает гудронатор, например, с дополнительным баком для воды или ёмкостью для дизтоплива.

    Обратная ситуация наблюдается в случае с комбинацией «гудронатор-пескоразбрасыватель-поливомойка». Когда на одном шасси (в идеале самосвальном) летом, в период строительных работ, используется гудронатор, в период уборки — «поливомойка», а  зимой  — пескоразбрасыватель. Но в этом случае надо учитывать риск скорой поломки шасси, так как нагрузка на него возрастёт втрое»,  — уточняет Денис Анатольевич.

    Какая опасность таится в простоте?

    На первый взгляд кажется, что трудности могут возникнуть только при покупке сложной техники. Недобросовестные продавцы могут «нагреть» покупателя, навязав лишний функционал, а  производители — сэкономив на  электронных компонентах.

    Гудронаторы же, даже самые последние модели, обладают простейшей конструкцией. Некоторые эксперты и вовсе считают, что этот вид техники представляет собой непаханое поле для модернизаций и улучшений.

    «В таком виде техники можно улучшить не только точность и скорость подачи материала, но и  системы управления, эргономику расположения узлов и агрегатов гудронатора. В этом вопросе ещё есть куда расти», — считает представитель ООО «ЭмБиКа».

    Однако нечистые на руку «умельцы» нашли способ сэкономить и смухлевать даже в случае с  гудронаторами. Например, делают цистерну меньшей ёмкости, пользуясь тем, что визуально этот параметр отследить трудно. Согласно статье завода «Спецдормаш» на «Яндекс. Дзен», в 2018 году разница в стоимости за 1 м3 могла доходить до 150 000 рублей в зависимости от объёма и комплектации. Сейчас эта цифра может быть ещё выше.

    Также можно встретить занижение толщины стенок цистерны и её облицовки, что может привести к нарушению целостности и теплоизоляционных свойств ёмкости. И самый распространённый вариант — использование дешёвых ЛКМ, из-за которых коррозия может появиться уже после первого рабочего сезона.

    Поэтому обязательно обращайте внимание на брендирование отдельных комплектующих и допинструментов, воспользуйтесь (если таковая есть) возможностью предварительных тестов и не стесняйтесь спрашивать технический паспорт и сертификаты как производителя, так и его поставщиков.

    Денис Семочкин, директор по развитию направления техники HYDROG ZBM ООО «ЭмБиКа»
    Денис Семочкин, директор по развитию направления техники HYDROG ZBM ООО «ЭмБиКа»

    Денис Семочкин, директор по развитию направления техники HYDROG ZBM ООО «ЭмБиКа»

    «Как правило, в условия города, а именно когда работы ведутся в локации дворовых и придворовых территорий, крайне важна мобильность техники. Величина ёмкости в этом случае может быть небольшой, так как хранилище материала обычно находится неподалёку, поэтому вполне возможно использование небольших прицепных версий. Опять же не стоит забывать и о финансовой привлекательности данного выбора. Количество материала, доставленного за раз, ставится во главу угла тогда, когда объект расположен удалённо. В этом случае автогудронатор предпочтительнее».

    К последним технологиям для гудронаторов эксперты относят пневмо-набрызг, который распределяет микс вяжущего вещества и щебня при ямочном ремонте. Специалисты подчёркивают, что при соблюдении технологии нанесения и подготовке дорожной карты пневмо-набрызг очень эффективен.


    Текст: Артём Щетников, Мария Бобова
    Фото: Евгений Ошкин

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Hydrog | гудронатор | КАМАЗ | КОРМЗ
    Поделиться:
    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
    Понравился материал?
    Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
    subscription
    Телеграм-канал iGrader Свернуть

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: