Арендодатели пошли в рост

Рынок аренды спецтехники: арендодатели пошли в рост

Мировой тренд складывается таким образом, что достичь органичного роста только за счёт прямых инвестиций в развитие арендного бизнеса практически нереально. Поэтому на рынке всё чаще компании укрупняют свои активы, приобретая другие компании. В России же объёмы выручки фирм уже несколько лет остаются примерно на одном уровне. Но сама отрасль развивается.

Количество арендных компаний в 2023 году увеличилось на 10% и составило 5753. Большинство из них — небольшие предприятия. Картина в России схожа с европейской, где 90% рынка арендодателей составляют мелкие компании. По данным Росстата, объём выручки отечественных компаний за прошлый год достиг 53 097 491 тыс. рублей.

«В прошлом году многие арендные компании пересмотрели свои прейскуранты, и вот этот 5-процентный рост выручки, в сравнении с 2022 годом образовался за счёт повышения цен. Но обратите внимание на 2021 год, когда цифра была 59 096 819 тыс. рублей, так что на этот уровень мы ещё не вышли, надо работать», — прокомментировал ситуацию президент Национальной ассоциации арендодателей строительной техники Валерий Клименко.

Результаты опроса участников Ассоциации это подтверждают. 74% респондентов признали поднятие арендных ставок, а 54% отметили увеличение числа новых клиентов. 64% арендодателей стали больше инвестировать в основные средства, причём 56% уже пополнили свои парки новыми видами техники.

Сравнивая отечественный рынок аренды строительной техники с мировым, эксперт обратил внимание на рост экономики в США и застой в Европе. Особо печальная ситуация складывается в Швеции, где в 2023 году объём аренды упал на 6%, а по прогнозу на этот год падение составит 4,5%.

Из текущих проблем г-н Клименко отметил сложности закупки европейской техники из-за огромных цен, а также увеличение сроков поставок азиатского оборудования.

«Стоимость запчастей выросла, китайские вендоры не могут ещё должным образом организовать поставку комплектующих, из-за чего все страдают. Ещё одна интересная тенденция — сокращение „горячей” аренды, то есть с оператором, так как квалифицированных специалистов найти сейчас практически невозможно. Одновременно выросли зарплаты механиков, менеджеров и других сотрудников», — перечислил Валерий Клименко.

Кстати, 61% арендных компаний, входящих в НААСТ, заявили о росте числа кадров с начала этого года. Также увеличился и средний уровень зарплат. Способствовала этому в числе прочего индексация тарифных ставок. 65% опрошенных фирм заявили о росте инвестиций в обновление парков техники, но это связано также и с удорожанием самих машин. В условиях выживания на рынке больше половины арендных компаний расширили ассортимент новыми видами оборудования.

Арендодатели пошли в рост

Чем пополняют парки?

«Основным источником пополнения парков экскаваторами на протяжении нескольких лет оставался импорт. На его долю приходилось 70%, в основном это были европейские и американские бренды. После февраля 2022 года произошло перераспределение марок между дилерами, которым пришлось работать с неизученной техникой из стран Востока. Сейчас рынок экскаваторов на 80% представлен машинами из Китая», — поделился наблюдениями коммерческий директор агентства ID-Marketing Андрей Ловков.

В сегменте фронтальных погрузчиков доля брендов из Поднебесной была весомой и до 2022 года, нынче показатель дорос до 98%. Зато по бульдозерам отечественные машиностроители старательно удерживают свою долю в 30-40%. Из китайских машин у покупателей в почёте LiuGong, Zoomlion, Shantui и SEM. Что касается дорожных катков, то доля техники из Поднебесной выросла с 30% в 2019 году до 91% в 2023 году.

Наибольший объём за XCMG, при этом завозят в Россию и популярные у дорожников модели от Bomag. Также растут темпы ввоза и катков от LGCE.

После событий 2022 года сократился импорт телескопических погрузчиков, львиную долю которых поставляли из Европы. Для сравнения, в 2019 году из Китая их ввезли в количестве 7 единиц. Сейчас эта цифра, конечно, выросла, но в лидерах по-прежнему остаётся французская Manitou. А вот далее в рейтинге со второго по пятое места заняли бренды из КНР. Среди других европейских брендов отметились Dieci и JCB.

Хороший рост после ухода западных производителей показал сегмент подъёмников. Zoomlion занял 21%, на втором и третьем месте – Aurora и LGMG, на четвёртом — Dingli, далее идёт Sinoboom.

Ещё одной тенденцией на рынке арендных компаний называют уход в сторону электрификации, то есть наполнения парков строительной техникой на электротяге.

На что покупают технику?

«Рынок лизинга показал очень хорошие результаты, объём нового бизнеса составил 3,59 трлн рублей. Рекордный рост проходил в условиях высокой инфляции, ослабления курса рубля, отложенного спроса и восстановления экономической активности. Мы заняли пятое место среди европейских рынков по лизингу, и у нас был самый динамический рост», — рассказал региональный директор ООО «ФКМ Лизинг» Денис Федотов.

По его словам, доля спецтехники в объёме нового бизнеса составила 14,5%. Рост вызвали программы государственной поддержки, увеличение объёмов дорожного строительства и развитие инфраструктурных проектов.

После 2022 года рынок трансформировался, и если раньше покупатель мог диктовать свои условия, то в 2023 году правила навязывали уже продавцы с техникой в наличии. Тогда рынок лизинга вырос на 81%, дефицит машин сменило изобилие продукции из Китая.

Что касается прогнозов, то г-н Федотов склонен к оптимистичному развитию событий. Рост рынка лизинга вызовет спрос на дорожно-строительную технику из-за реализации национальных проектов и реиндустриализации. Вдобавок ко всему китайские вендоры всё же начали работать по европейским лекалам и включились в совместную работу с лизинговыми компаниями, в том числе в кэптивные программы.

К рискам для рынка эксперт отнёс кредитную политику Центробанка, из-за которой дорожает лизинг, а также трудности с переводами платежей в другие страны из-за санкционного давления и затоваривание складов у дилеров.

Подъёмники на подъёме

Развитие маркетплейсов и ретейла в целом породило рост складов и техники для них. В частности, стеллажи становятся выше, и возникает потребность в более устойчивых подъёмниках с большими грузовысотными характеристиками.

«Электрические модели раньше были 14 м, сейчас 16 м. Коленчатые подъёмники 22-метровые уже себя зарекомендовали. Мы представили ножничный подъёмник с высотой подъёма до 20 метров, рабочей платформой 7,5 м и грузоподъёмностью 550 кг. Альтернатив практически нет, либо высота меньше, либо поднимать могут более лёгкие грузы», — сообщил заместитель руководителя отдела аренды ООО «ВЕРТЕКС» Кирилл Сафронов.


Подготовил Артём Щетников по данным агентства «Автостат Инфо». Фото: Евгений Ошкин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

аренда | лизинг | нааст | подъемник
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Телеграм-канал iGrader Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: