В этом году стартовали продажи среднетоннажного шасси «Валдай Next». Естественно, после презентации у наших давних друзей из «Автоцентра ГАЗ Орион» мы попросили машину для тест-драйва. Ибо посмотреть на неё и почитать буклеты ― это одно, а прочувствовать её поведение в реальности ― совсем другое. Забегая вперёд, оговоримся, что это действительно была незабываемая поездка, больше похожая на испытания гоночной дрифт-машины. Но обо всём по порядку.
Нет, ну никак не напоминает «Валдай Next» никакую из машин «Группы ГАЗ» семейства «Next». С виду это Isuzu Elf прошлого поколения. Или Hino 300. Такое впечатление возникает при взгляде на кабину. Она тут бескапотная (что редкость для продукции Горьковского автозавода), к тому же ― импортная. Точнее, штамповки кабин закупают у китайского Foton, а Нижнем Новгороде их уже сваривают и красят.
Собственно, на дверях честно красуется надпись GAZ/Foton, а вот на передней облицовке под лобовым стеклом английскими буквами выгравировано GAZ. В целом, выглядит модель аккуратно. На крыше установлен обтекатель, хотя его целесообразность спорна.
Почему, расскажем ниже. Но сама задумка понятна ― всё же фургон сильно поднимается над кабиной, увеличивая сопротивление воздуха в поездке.
Сама надстройка производства новосибирского «СибЕвроВэн». Здесь ничего необычного: качественная отделка, внутри есть освещение, металлическая запорная фурнитура и алюминиевая подножка для попадания внутрь.
За счёт бескапотной кабины и шасси от предыдущего «Валдая» (о его тест-драйве мы, кстати, писали в № 6 (36) за 2019 год) места на раме для установки различных надстроек предостаточно. По сравнению с тем же «Садко» монтажное место длиннее на 1,2 м.
Производитель заявляет полную массу в 6,7 т. Но, если честно, при взгляде на усиленную раму складывается впечатление о гораздо большем запасе мощности. Уж чем-чем, а этим продукция ГАЗа славится, недаром в 1,5-тонные «ГАЗели» грузят по 2-3 тонны. Так что явно в «Валдае Next» будут перевозить не положенные 3,8 т, а все 5.
Подвеска рессорная, как и положено грузовику. Задний ведущий мост с двускатной ошиновкой. Кстати, на заводе машину «обувают» во всесезонную «Кама Евро» диаметром 17,5 дюймов. Интересно, если поставить больше, пойдёт ли это на пользу?
«Тогда увеличится высота грузовой платформы. Многие, наоборот, колёса меньше и меньше ставят, чтобы именно платформу занизить, объём больше дать, тенденция такая. Те же корейские и японские производители раньше что делали?
Впереди большие колёса ставили, а сзади вообще двенадцатые, чтобы платформа была ниже, объём будки, соответственно, больше будет при той же высоте», ― отвечает на наши размышления технический специалист по предпродажной подготовке техники ООО «Орион-Моторс» Алексей Шимановский.
Именно он и будет сегодня помогать нам в освоении навыков управления «Валдаем Next». Но к натурным испытаниям приступим чуть позже, а пока продолжаем осматривать новинку. С пневматической тормозной системой не стали мудрить и поставили Wabco. Здесь дисковые тормоза «вкруг», как у «Садко Next». От этого же грузовика достались и все огрехи.
Присмотришься к раме внимательно, а она уже с очагами ржавчины и отколовшейся краской. В некоторых местах болтовых соединений тоже проступают «рыжики». И это новый грузовик, на минуточку. Ну да ладно, к таким особенностям отечественной продукции наши потребители уже привыкли.
На обеих осях установили стабилизаторы поперечной устойчивости, так что гружёную машину не должно кренить в стороны. По правой стороне шасси расположили пневмобаллоны, воздушный фильтр. С левой стороны ― аккумулятор на 85 А·ч в закрытом ящике, топливный бак на 125 литров, а под задним свесом ― инструментальный запираемый ящик.
И вновь возвращаемся к кабине. Точнее, пора заглянуть под неё. Откидывать её просто, владельцы подобных развозных грузовиков от Fuso, Isuzu, Hino и т. д. справятся сразу. Взору открывается хорошо знакомый дизельный Cummins ISF 2.8 с прошивкой на 133 л. с. По заверению производителя, в экономичном режиме в диапазоне от 1500 до 2500 оборотов крутящий момент составит 353 Н·м.
Мотор оснащён системой рециркуляции выхлопных газов и соответствует экологическому классу «Евро-5». Присутствует сажевый фильтр, а система Common Rail автоматически вынуждает владельца забыть дорогу к заправкам с сомнительным топливом. Ну или готовиться к вложениям в ремонт.
Коробка здесь, по сути, от «ГАЗели Next». Это «6-ступка» с тросовым приводом и передачей крутящего момента до 450 Н·м, сцеплением от ZF, подшипниками от SKF, синхронизаторами от Hoerbiger, манжетами Rubena. Разве что реализовано не джойстиковое переключение, а стандартное для одноклассников «Валдая Next».
Двери распахиваются на 90°. Присутствует фиксатор, так что при полном открытии порыв ветра не захлопнет вход. Кабина трёхместная, причём сиденье посередине можно трансформировать в столик. Внутри этого столика есть ниша для документов.
Вставляем ключ зажигания. Он здесь, к слову, выкидной, как в современных европейских легковушках. Ещё и с управлением центральным замком.
Сиденье можно отрегулировать только в горизонтальной плоскости. Подрессорирование и регулировка по высоте попросту отсутствуют. Водителям с длинными ногами будет не особенно удобно. Правда, спасает смена положения рулевой колонки по наклону.
Справа от водителя разместили ручку стояночного тормоза. Тут же подстаканник и ниши для мелких вещей. Спереди ― короткий рычаг КПП.
На передней панели находится 2DIN-магнитола с возможностью подключения по Bluetooth, тахограф, блок управления «печкой». Под всем этим спрятали блок с предохранителями.
Перед собой водитель видит показания тахометра и спидометра. Между ними цифровое табло с показаниями о скорости, температуре и прочих данных.
Мультируль выполнен из качественного пластика, впрочем, как и приборная панель. Он не люфтит, правда, на нашем экземпляре почему-то установлен не прямо, что с непривычки сбивает с толку. Кнопки на левой стороне руля отвечают за мультимедийные функции, справа ― за круиз-контроль и телефонию.
Что ж, пора в путь. Пробуем тронуться. Педаль сцепления ходит легко, а вот с переключением передач возникла заминка. Первая попросту не включается. Ладно, трогаемся со второй.
«Двигатель тяговитый. Само по себе передаточное отношение здесь как на всех грузовиках. Первая скорость нужна, чтобы какой-то очень большой груз именно сдвинуть с места. В принципе она больше нам для ничего и не нужна, так как рабочая передача ― вторая», ― комментирует Алексей Шимановский.
Переключать скорости приходится часто. Это сразу выдаёт стихию «Валдая Next» ― город. На пятой передаче машина едет на скорости 50 км/ч с 2100 оборотами. При переходе на 6 передачу обороты снижаются до 2000, а скорость возрастает до 60 км/ч.
«Да, скорости очень короткие, передаточные числа. Полка высоковато расположена, то есть более оборотистый двигатель, настройки более оборотистые», ― рассуждает наш испытатель.
Выезжаем на трассу. Разгоняем машину. На 6 передаче доводим мотор до 2500 оборотов.
«Это для него многовато. В экономичном режиме лучше держать 2200 оборотов. При нажатии на педаль газа двигатель спокойно ускоряется. А так крейсерская скорость для него 65 км/ч. Разгоняем до 70. Будка вроде не слишком большая, а парусность чувствуется. Ветром сдувает. Не рассчитан этот мотор на магистральные перевозки. Если идёшь пустой, то в гору на 2200 оборотах грузовик должен залетать, как пуля, а он у нас умирает», ― констатирует Алексей Шимановский.
Так что лучше эксплуатировать «Валдай Next» в городских условиях. От светофора до светофора, что называется. Как раз коробка на это рассчитана. Плюс на трассе постоянно приходится на скорости подруливать. Наш испытатель объясняет это особенностью всех машин с передней рессорной подвеской: «Наезжаем правой стороной, рессора одна прогибается, соответственно, длина меняется, и балка шевелится».
Уже после тест-драйва мы выяснили, что в конструкции грузовика предусмотрены два режима: экономичный и мощный. И, скорее всего, мы всё время использовали экономвариант. Поэтому не исключаем, что во втором режиме машина будет вести себя по-другому. Правда, и расход топлива будет выше.
О манёвренности «Валдая Next» можно слагать легенды. При полном выкручивании руля складывается ощущение, что грузовик крутится вокруг своего бака. Шутка ли, радиус разворота заявлен на уровне 6,2 м.
К тормозной системе нареканий нет никаких. Она отзывчива к педали, а ABS реагирует очень корректно. Присутствует и антипробуксовочная система. Она активна автоматически при включении зажигания, но её можно отключить при необходимости. Чем мы и воспользовались, чтобы опробовать грузовое шасси в непривычной для него роли ― дрифте.
Алексей Шимановский крутился на «пятаке», выбрасывая из-под колёс снежные фонтаны и повергая в зачарованное состояние окружающих. Не каждый день увидишь, как 8-тонная машина крутится вокруг своей оси в управляемом заносе.
«Выворот колёс просто сумасшедший. Когда в занос поставил, у нас же получается контрруление, контролируешь газом и рулём, чтобы занос поддержать. Это, конечно, машина не для дрифта, но всё же выворот колёс способствует», ― восхищается наш испытатель, выкручивая руль и поддавая газу.
К слову, несмотря на рессорную подвеску, идёт «Валдай Next» по дороге довольно мягко. По сравнению с тем же «Садко Next» ― небо и земля. Не трясёт, к тому же шумоизоляция на достойном уровне ― в кабине можно спокойно разговаривать, не повышая голос. Шум двигателя минимальный.
Очень удачно расположили форсунки стеклоомывателя. Они находятся на «дворниках», и «омывайка» попадает непосредственно на радиус их хода. А не перелетает куда-то за кабину или по бокам.
Весьма порадовала обзорность. Бескапотная компоновка позволяет видеть перед собой всё происходящее. Боковые зеркала двойные. Верхние с электроприводом и подогревом, а нижние сферические нужно регулировать вручную.
В целом в сегменте среднетоннажных грузовиков модель получилась очень даже достойной. Конечно, «Валдай Next» не идеал, но таковых в природе просто нет. Но для городского развозного автомобиля плюсов у него больше. Большой запас грузоподъёмности, отличная манёвренность и управляемость, прекрасная обзорность, необходимые современные системы помощи водителю, включая помощь при трогании в горку, кондиционер и мультимедиа в базовой комплектации, большой пробег без дозаправки и множество ниш для документов.
Хотя конкурентов у машины хватает, в том числе и по стоимости. В первую очередь это JAC N80. А вот Hyundai 78 и Mighty, Fuso Canter и другие обойдутся дороже.
Двигатель ― Cummins ISF2.8s5F148M мощностью 133 л. с.
КПП ― механическая, 6-ступенчатая.
Сцепление ― однодисковое, сухое.
Тормозная система ― дисковая, пневматическая.
Вспомогательные системы: система распределения тормозных усилий, система курсовой устойчивости, система помощи при трогании на подъём и антипробуксовочная система.
Грузоподъёмность ― 3,8 т.
Текст: Артём Щетников, фото: Евгений Ошкин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: