Дополнительный источник дохода, или как вас обманывают ваши водители - iGrader.ru
Дополнительный источник дохода

Дополнительный источник дохода, или как вас обманывают ваши водители

Нечистые на руку сотрудники часто идут на различные уловки, чтобы не терять дополнительный источник дохода.

Вариантов обогащения за счёт компании хватает: от стандартного слива топлива до продажи урожая на сторону. И речь в данном случае не о канистре, счёт идёт на тонны и цистерны.

Не секрет, что установка системы спутникового мониторинга позволяет значительно снизить затраты на топливо, исключить нецелевое использование транспорта и даже контролировать режим безопасного вождения — проще говоря, заставляет водителей жить на одну зарплату.

За время работы на рынке мониторинга транспорта наша компания накопила большой опыт в выявлении таких фактов. Мы расскажем о нескольких и поделимся советами, как вывести злоумышленников на чистую воду.

С глаз долой, из сердца вон

Самый простой и очевидный шаг со стороны сотрудника, оскорблённого недоверием руководителя, — вывести из строя трекер, «сердце» системы мониторинга.

Сломать можно любой, даже самый защищённый прибор, но гораздо сложнее сделать это тайно, не оставив никаких улик, ведь любой саботаж рано или поздно становится явным.

Самый лёгкий способ уйти с радаров — нарушить связь спутникового трекера с системой мониторинга. Поэтому самым типичным методом саботажа является воздействие на GPS/ГЛОНАСС-антенну трекера.

Для прерывания передачи данных водители экранируют антенну, обматывая её фольгой или покрывая металлом, прокалывают провод антенны иглой, которая замыкает центральный провод с экранирующим внутри антенного кабеля, что вызывает потерю координат, или просто ставят так называемые «GPS-глушилки».

Ещё один распространённый метод вывода оборудования из строя — удар разрядом электрошокера. Злоумышленники используют его как на трекерах, так и на датчиках уровня топлива. Микроэлектроника сгорает, не выдерживая высокого напряжения.

Одному из клиентов мы трижды устанавливали спутниковые терминалы. И каждый раз они переставали работать через неделю. Директор жаловался на некачественное оборудование, но мы сразу поняли, что без вмешательства со стороны водителей не обошлось.

Экспертиза производителя показала, что электронный модуль прибора был просто «убит» высоким электрическим разрядом. После внутреннего расследования в компании клиента оборудование мониторинга транспорта стало работать как часы.

С канистрой по жизни

Топливо — один из самых заманчивых ресурсов, ради которого злоумышленники готовы пойти на риск даже при наличии датчиков уровня. Один из классических методов незаконного использования ГСМ — слив топлива с «обратки».

Поясним, как это работает: во всех транспортных средствах насос подаёт в двигатель чуть больше топлива, чем необходимо для работы. После того, как двигатель израсходовал нужное количество, остатки отправляются обратно в топливный бак.

Принцип такого метода саботажа заключается в том, что на обратном пути циркуляции топлива злоумышленник ставит тройник, с помощью которого сливает топливо в канистру прямо во время движения.

При этом система мониторинга фиксирует только повышенный расход топлива. «Лечится» такой вид саботажа внимательным осмотром топливной системы автомобиля.

Также полезно будет провести сравнительный анализ поездок за аналогичный период или данные транспортного средства такой же марки.

Установка датчика топлива
Установка датчика топлива

Джентельменский набор водителя

Один из самых хитроумных методов слива, с которым нам приходилось сталкиваться в своей практике, — использование, скажем иными словами, средства барьерной контрацепции.

Его помещают в топливный бак и надувают. Размер в данном случае имеет значение: объём такого «воздушного шарика» зависит только от «жадности» водителя и может достигать 40 литров.

По закону Архимеда объём шара вытесняет топливо на такой же объём, и оно выливается из бака в услужливо подставленную канистру. Такой слив в системе не регистрируется, а на графике отражается странный провал.

Постепенно «шарик» под действием агрессивной среды топливного бака растворяется и лопается прямо во время поездки. На графике в это время отображается резкое падение уровня топлива.

Поэтому если в системе присутствуют колебания графика уровня топлива даже без регистрации слива, это повод проверить джентльменский набор вашего водителя.

А дорога серою лентою вьётся

Часто для выявления фактов саботажа на предприятии достаточно установить на корпоративный транспорт только трекер. Так наш клиент установил в качестве теста на один из автобусов автопарка спутниковый терминал и через некоторое время заказал аудит.

Мы провели сравнительный анализ пробегов в путевых листах и в системе мониторинга и заметили периодические несистемные расхождения в пределах от 5 до 30%.

На этом основании мы смогли определить разницу в пробеге и простым умножением на средний расход топлива выявили, что за 2 недели с автобуса слили топливо на 3 000 рублей.

Ещё раз отметим, что эти расчёты были произведены только на основании данных трекера. Стоит ли говорить, что использование датчиков уровня топлива в таких случаях ещё более эффективно, чтобы лишить нечестных водителей возможности получать дополнительный источник дохода.

В случае с бензовозами связка датчик уровня топлива плюс устройство съёма сигнала (УСС) — одно из самых практичных решений.

Так, например, на бензовозах одной из компаний оборудование в такой связке выявило, что перевозчики недоливают топливо в технику сельскохозяйственным предприятиям.

В схеме участвовала целая группировка. В конце рабочего дня в бензовозе на 15 тонн оставалось 1-2 тонны «лишнего» топлива, которое злоумышленники продавали на заправку, а полученные деньги делили между собой.

Датчик топлива
Датчик топлива

Дерзкий побег из свинарника

Но не топливом единым. В каждой отрасли существуют ресурсы, за счёт которых недобросовестные сотрудники не прочь обогатиться. В сельском хозяйстве это зерно, скот, СЗР, удобрения, в нефтяной — бензин, в тяжёлой — металл и т. д.

Например, одна агрофирма регулярно сталкивалась с пропажей свиней. По официальной версии, свинки совершали дерзкий «побег» прямо во время перевозки. Но система мониторинга помогла выявить, что перевозчик сделал остановку, во время которой и произошло хищение.

Народная мудрость гласит, что хороший хозяин все в дом несёт. Так, весовщица известного в области предприятия приписывала перевозчикам лишний вес урожая, привезённого с полей.

Сотрудникам платили от выработки, то есть, чем больше урожая собрано, тем больше зарплата. Таким нехитрым способом персонал увеличивал свою премию. При проверке недосчитались зерна на сумму больше 10 млн рублей.

90-60-90 на трассе и в городе

Говорят, работа должна приносить не только деньги, но и удовольствие. Вот и водитель одного из предприятий настолько проникся этой мыслью, что за один день работы на автомобиле сильно повредил двигатель, что тот уже не подлежал восстановлению.

Система мониторинга показала, что от светофора до светофора Шумахер гонял со скоростью 100 километров в час. Естественно, старенькая «ГАЗель» просто не выдержала.

Так что система мониторинга помогает снизить расходы не только на топливо, но и на техническое обслуживание автопарка, позволяет отследить режим безопасной и экономной эксплуатации транспортного средства.

Найти и обезвредить

Наверняка после всего перечисленного вы хотите знать, как бороться с саботажем и воровством на предприятии. Один из самый действенных инструментов пресечения — внезапные внеплановые проверки водителей.

Со временем риск быть пойманным за руку отбивает всякое желание обогатиться за счёт компании.

Также высокую эффективность показывает визуальный осмотр транспортных средств до и после рейсов. Лучше, если такую «приёмку» транспорта будет проводить независимый механик или инженер.

Ещё один способ выявления саботажа — отправить вместе с водителем в поездку доверенное незаинтересованное лицо.

Особенно это актуально, если у вас уже есть подозрения относительно сотрудника, и вы хотите получить доказательства.

Мы знаем ещё множество хитростей, которые применяют недобросовестные сотрудники, чтобы получить дополнительный источник дохода, и если вы хотите исключить факты саботажа на вашем предприятии, то наши специалисты с радостью помогут вам.

Мы проведём аудит, проанализируем все показатели и выведем саботажников из тени.

Текст: Максим Гутенёв, технический директор TN-Group

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: