Сектор грузоперевозок: прогнозы, запросы, сценарии

Вирус COVID-19 погрузил весь мир в суровую реальность, когда даже развитые государства ощутили не состоятельность своих экономических моделей, а ведущие бизнес-игроки — стратегий. Каким будет сценарий для ниши грузоперевозок, если пандемия уже обескровила львиную долю компаний? Эксперты рынка делятся мнением о том, как работать в новой реальности и к чему готовиться…

Какие темы в режиме пандемии в большей степени стали волновать клиентов?

Наталья Шемякина, заместитель операционного директора по автомобильным перевозкам группы компаний AsstrA

Наталья Шемякина, заместитель операционного директора по автомобильным перевозкам группы компаний AsstrA

— Самый главный вопрос — ставки фрахта. С одной стороны, стремительный рост цен был понятен и оправдан увеличившимися расходами перевозчиков и рисками водителей. С другой стороны, мы принимали на себя часть ценовых рисков, сдерживая рост цен для наших клиентов.

Часть перевозок в этот сложный период мы сделали в убыток, выбирая долгосрочные отношения с клиентами. По некоторым перевозкам стоимость фрахтов удалось пересмотреть и найти взаимовыгодный компромисс.

Также наших клиентов волновала ситуация на границах — как это скажется на доставке грузов, наполняемости складов и дальнейших продажах. Для этого мы наладили ежедневное информирование клиентов через сайт компании, указывая оперативную ситуацию в каждой стране и на ее границах. Информация дается со ссылкой на официальные источники и оперативные сводки, которые мы получали от водителей с границ. 


Маргарита Бэнэвиз, директор по транспортным операциям компании FM Logistic

Маргарита Бэнэвиз, директор по транспортным операциям компании FM Logistic

— Так как мы специализируемся на доставках в торговые сети, сроки поставки — основной критерий для наших клиентов. Безусловно, стоимость тоже важна, и не только в текущих условиях. Ответственность компании как перевозчика и экспедитора перед клиентами застрахованы на довольно крупную сумму, поэтому здесь мы себя зарекомендовали как надежный партнер.

Грузопоток на приграничный территории
Фото: investorschool.ru

По какому, на ваш взгляд, сценарию будет развиваться ситуация для ниши грузоперевозок?

Наталья Шемякина, заместитель операционного директора по автомобильным перевозкам группы компаний AsstrA

Наталья Шемякина, заместитель операционного директора по автомобильным перевозкам группы компаний AsstrA

— На данный момент прогноз, к сожалению, пессимистичный. По оценкам экспертов, текущий кризис отличается от прошлых тем, что добавилась биологическая составляющая — угроза здоровью и жизни.

Люди находятся дома на самоизоляции и меньше покупают, товары на складах остаются невостребованными, продажи падают, поэтому нет необходимости перевозить грузы в прежних объемах. К тому же, из-за карантина закрываются заводы и фабрики, что также снижает грузопоток.    

На выход из такого кризиса, возвращение к нормальной жизни, перезапуск заводов и восстановление покупательской способности уйдут месяцы. За это время может произойти сильное снижение ставок фрахта — до уровня ниже себестоимости, что принесет значительные убытки для транспортных компаний. Допускаю, что маленькие компании с лизинговым транспортом могут и вовсе уйти с рынка грузоперевозок.


Маргарита Бэнэвиз, директор по транспортным операциям компании FM Logistic

Маргарита Бэнэвиз, директор по транспортным операциям компании FM Logistic

— FM Logistic работает в основном с сектором FMCG, именно эти товары были наиболее востребованы в преддверии карантина. В марте ритейлеры активно пополняли свои запасы в торговых точках и на складах, в связи с этим объемы перевозок в апреле стали значительно ниже. Такая ситуация, по нашим оценкам, сохранится до конца месяца. Мы не ожидаем значительного роста в ближайшее время, однако, небольшое увеличение возможно перед майскими праздниками.

На текущий момент нет даты официального окончания карантина, поэтому делать прогнозы довольно сложно. Мы ориентируемся на текущую ситуацию, а прогнозировать май будем в конце апреля. Есть предпосылки к тому, что карантин продлится и рынок будет ждать затишье.

Сейчас мы видим сильное снижение в некоторых сегментах: это, конечно же, fashion, а также парфюмерия и декоративная косметика. Однако, как я сказала, мы работаем преимущественно с FMCG и поставляем товары в продуктовые сети: «Тандер», X5, «Ашан», Metro Cash & Carry, «Лента» и др., и снижение в этом направлении незначительное.

Транспортировка груза
Фото: almaty.spravka.kz

Как организовать слаженную работу всех подразделений компании в сложившейся ситуации?

Наталья Шемякина, заместитель операционного директора по автомобильным перевозкам группы компаний AsstrA

Наталья Шемякина, заместитель операционного директора по автомобильным перевозкам группы компаний AsstrA

— Перестроить быстро работу компании возможно в том случае, если есть «антикризисные» меры, подготовленные заранее. Это способность быстро перейти на удаленную работу, мощная корпоративная информационная система, четкие бизнес-процессы и инструменты работы, финансовая устойчивость, грамотное управление и позитивный настрой в коллективе.

В первые дни вспышки вируса мы провели риск-комитет с участием всех подразделений компании, на котором спланировали меры реагирования, обозначили приоритеты, продумали разные сценарии развития событий. Затем мы перешли на удалённый режим работы во всех странах присутствия компании, сохраняя стабильность и результативность работы.

Огромное значение в такой ситуации имеет гибкость компании в целом и каждого сотрудника, способность мобилизоваться на достижение результата, самостоятельность и ответственность сотрудников и руководителей на местах, а также способность оперативно реагировать, не ожидая дополнительных указаний.

Рынок грузоперевозок будет меняться и дальше, и мы готовы меняться вместе с рынком, быть проактивными и быстро реагировать на изменения, чтобы оставаться надёжным партнёром для наших клиентов.


Маргарита Бэнэвиз, директор по транспортным операциям компании FM Logistic

Маргарита Бэнэвиз, директор по транспортным операциям компании FM Logistic

У нас есть возможность перевести большую часть сотрудников на home-office. Представительства, офисы и складские комплексы FM Logistic расположены по всей России.

Мы привыкли использовать в работе регулярные видеоконференции, облачные решения наших TMS-систем, мы не привязаны к серверу и VPN, поэтому большая часть сотрудников может работать из дома. Только 20% сотрудников находятся в офисе, но и этот показатель мы стараемся уменьшить.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.