По оценке агентства M.A.Research и логистического оператора ПЭК, рынок автоперевозок в России завершит 2025 год с минимальным ростом — около 1% в стоимостном выражении, до 2,63 трлн рублей. При этом грузооборот увеличится на 2,7%, а выручка перевозчиков останется под давлением после падения тарифов в первой половине года.
Согласно исследованию, в первом полугодии объём перевозок (FTL и LTL) вырос на 3,5%, однако средняя выручка компаний снизилась на 5%. Причина — переизбыток транспорта и высокая конкуренция, приведшие к снижению ставок. «Наблюдался избыток предложения из-за роста числа перевозчиков и замедления товарной экономики», — пояснила управляющий партнёр M.A.Research Людмила Симонова.
По словам финансового директора ПЭК Романа Ромашевского, часть грузопотока за последние годы ушла из открытого рынка в транспортные структуры крупных производителей, агрохолдингов, ритейлеров и маркетплейсов. Сегодня такие перевозчики обеспечивают до третьей части FTL-объёма. M.A.Research ожидает, что до конца года с рынка уйдёт около 15% игроков, что приведёт к повышению тарифов на 15–20% относительно первого полугодия.
Тем не менее, по оценке аналитиков, речь идёт скорее о восстановлении ставок после обвала. Средняя цена автоперевозки в октябре достигла 75 руб./км, но остаётся ниже уровня 2024 года.
Рынок, по мнению экспертов, выходит на новое равновесие: по данным Объединённой лизинговой ассоциации, за два года автопарк перевозчиков сократился примерно на 30 тыс. машин. На 2025 год прогнозируется «логистическая инфляция» на уровне 7,4% при общем индексе потребительских цен 6,8%, что означает минимальную надбавку по сравнению с предыдущим годом.
В 2026 году, по прогнозу M.A.Research, рынок автоперевозок продолжит расти на фоне постепенного восстановления ставок — до 2,73 трлн рублей (+4% год к году). Рост тарифов составит до 15% в FTL и около 7% в LTL, однако к уровням начала 2024 года они вернутся не ранее второй половины 2026 года.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: