Каково женщине за рулем грузовика? - iGrader.ru
Фото: aleksandarlittlewolf | ru.freepik.com

Легко ли девушке за рулём тягача?

Профессия водителя в России входит в тройку самых востребованных специальностей. Включая, естественно, грузоперевозки на дальние расстояния. Стереотип обычно рисует в этом амплуа суровых мужчин. Однако представительницы прекрасного пола за рулём грузовика вовсе не редкость. Каково им на дороге?

Согласно данным Международного союза автомобильного транспорта, средний возраст водителей в странах Евразии приближается к 50 годам. Молодёжь в отрасль практически не идёт, аналитики насчитали всего 5% шофёров в возрасте 25 лет. Особенно грустная картина по водителям-международникам. Даже с учётом опытных кадров доля девушек не превышает 0,8%.

В России Минтруд попытался переломить ситуацию, разрешив с 1 января 2021 года работать на международных перевозках женщинам. В соседней Беларуси с этим было проще.

«Мы три года назад открыли у себя профессию водитель-дальнобойщица, сертифицировали наши грузовики, и уже три года в нашей компании работают девушки. Всё произошло спонтанно, было огромное желание привлечь девушек к этой профессии. Наши сотрудницы активно работают на рынке международных перевозок, от Барселоны до Москвы. Дальше столицы стараемся девушек не отправлять, потому что есть определённые сложности в Российской Федерации по стоянкам, есть небольшой стереотип в глубинке к водителям-дальнобойщицам», — говорит директор белорусской транспортной компании УП «Янстронг» Дмитрий Воронцов.

Он, кстати, отмечает, что дамы более ответственны и внимательны. По статистике, количество дорожно-транспортных происшествий с  участием девушек в разы меньше, чем с мужчинами. Его российские коллеги тоже с этим согласны.

«Для нас при отборе кандидатов решающими являются высокие профессиональные компетенции — эти требования мы предъявляем к каждому водителю в компании вне зависимости от пола, и именно они становятся ключевыми при выборе кандидатов. Гендерные различия значения не  имеют», — уверяет заместитель генерального директора международной транспортно-логистической компании «ТРАСКО» по транспорту Михаил Пальков.

Однако в большинстве транспортных компаний сотрудницы всё же не крутят баранку, а заняты другими обязанностями. О реальном дефиците профессиональных водителей говорят многие игроки рынка. При этом имея в виду, что в сферу ответственности специалистов входит не только вождение грузовиков, но и умение разбираться в товаросопроводительных документах, оперативном возврате их заказчику, способность работать с различными программами для регистрации на загрузку, выгрузку и подтверждения заявки, с мобильными сканерами и др.

«Помимо этого, техническое состояние автомобиля также находится в зоне ответственности дальнобойщика. И если работа с документами и цифровыми сервисами у профессиональных водителей любого пола не  вызывает вопросов, то с поддержанием рабочего состояния грузовика могут возникнуть сложности. Например, вес запасного колеса в сборе варьируется от 100 до 130 кг, и оперативная замена его на дороге  — непростая задача и для мужчины, и для женщины.

Периодически на местах выгрузки необходимо выкатывать на пандус гружёные паллеты, вес которых доходит до 600 кг. Для этого водителю предоставляется обычная гидравлическая тележка без какого-либо электропривода», — уточняет директор по закупкам транспортных услуг АО «ФМ Ложистик Восток» (FM Logistic в России) Эдуард Миронов.

Легко ли женщине за рулём тягача?
Фото: aleksandarlittlewolf | ru.freepik.com

Трудности перевоза

Тем не менее, как и в любой профессии, новобранцев предстоит обучить. По словам Дмитрия Воронцова, на международные направления девушки выезжают с наставниками, как правило, мужчинами 50–55 лет, которые имеют огромный опыт работы в перевозках и у которых в семьях есть дочери, так что они могут объяснить, рассказать и по-отцовски помочь войти в профессию.

«Девушки, которые приходят в эту профессию, уже осознанно хотят работать, они реально оценивают эту работу. У нас трудятся и 25-летние девчонки, и 42-летние, уже бабушки. Есть даже женщина, имеющая троих детей, самому младшему, если мне не изменяет память, в районе 10 лет. Муж дома по хозяйству, а она занимается такой интересной тяжёлой работой», — поясняет г-н Воронцов.

Кстати, сами дальнобойщицы утверждают, что устали от стереотипов о сложностях работы. Мол, современными грузовиками управлять просто. К тому же есть и другие профессии, где условия намного тяжелее.

«Мы очень сильно переоцениваем значение, простите, половых органов. Никаких специфических сложностей, связанных именно с тем, что я женщина, за пять лет работы не увидела. Всё то же самое, мальчик-девочка, неважно. А тем, кто считает, что тяжело работать, приведу пример. У меня есть друг в Польше, у него нет одной ноги, но он работает дальнобойщиком, в основном ездит в Смоленск», — возмущена Евгения Маркова, работающая водителем на международных направлениях.

По её словам, с трудностями приходится сталкиваться всем, независимо от пола и направления поездок. В той же Европе, с одной стороны, можно понежиться на берегу моря. Но с другой стороны, найти в выходной день работающий магазин на трассе в Германии — целая проблема. Или купить что-то в обед в Италии, когда там двухчасовая сиеста. Но больше всего девушку возмущают цены на горячую воду в душевых отелей Голландии. При том, что уровень зарплат во многих транспортных компаниях довольно низкий.

«Объективно — очень низкие зарплаты в этой отрасли, поэтому только из-за денег туда никто не пойдёт, дураков нет. 70–80 тысяч в месяц — это не деньги. Да, может быть, для человека из деревни это приемлемая сумма, но если у него нет тяги водить грузовик и путешествовать, зачем ему такая зарплата? Если человек идёт заниматься тем, чем ему неинтересно, он может пойти заниматься машинным обучением, оно сейчас востребовано, или пойти в  бухгалтерию, там уже сейчас зарплата выше», — рассуждает г-жа Маркова.

Между тем сама по себе профессия водителя подразумевает вредные условия труда, считает председатель общероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Владимир Ломакин. И облегчить их даже в мелочах приходит в  голову далеко не всем руководителям автотранспортных предприятий.

«Мы призываем работодателей учитывать как минимум гигиенические особенности. Вы знаете, когда я прихожу в учебное заведение, я всегда иду, извините, в туалет. Как там всё устроено — для меня показатель того, кого мы сегодня воспитываем. Я бы хотел, чтобы мы с уважением относились к женщинам, и если есть необходимость в особых условиях, то они должны быть созданы работодателем.

А ведь организмы у женщин разные. Даже в Трудовом кодексе есть особая глава про женщин, имеющих детей или осуществляющих уход за детьми. Там как бы нивелируется половая принадлежность, ведь и отец может сегодня быть в отпуске по уходу за ребёнком. Вроде как мы все равны. Но когда, допустим, беременная сотрудница или кормящая грудью, здесь уже никуда не денешься.

В Кодексе записано, что работодатель обязан перевести её на лёгкую работу. А где лёгкая работа в транспортном предприятии будет, если там всего лишь 5–10 работающих? На какую лёгкую работу? Переобучать надо, наверное. Или вот тренд сейчас идёт, что скоро беспилотники будут массово ездить по дорогам. А куда деть водителей, которым 50–55 лет, что мы им предложим?» — вопрошает г-н Ломакин.

Водитель-дальнобойщица
Фото: scania.com

Я б в водители пошёл, пусть меня научат

Другой аспект, связанный с грузоперевозками на международных направлениях, — профессиональная подготовка. Точнее, её отсутствие в учебных заведениях.

«Несмотря на кажущуюся простоту и доступность, эта сфера сложна и многогранна. Кроме непосредственных навыков по управлению грузовым автомобилем на дороге необходимо уметь его правильно эксплуатировать, быть готовым к перевозке самых разнообразных грузов, знать особенности крепления и обеспечения сохранности отправок, разбираться в оформлении необходимых сопроводительных документов и многое другое.

Из-за многообразия необходимых компетенций и аспектов знаний своих водителей мы уважительно называем «Менеджер грузовика» и занимаемся периодическим совершенствованием их навыков, используя как собственные программы, так и программы автопроизводителей. Полагаю, что при наличии соответствующего современным реалиям профессионального образования для водителей мы бы увидели и больше женщин за рулём тяжёлых грузовых автомобилей», — говорит Михаил Пальков.

Евгения Маркова признаётся, что ей пришлось два раза проходить обучение профессии водителя. Первый раз в  отечественной автошколе, и впечатления, мягко говоря, не ахти.

«Из автошколы Европы выходят люди, которым можно сразу дать ключи и отправить работать. Из наших автошкол выходит не пойми что. Что такое 16 часов вождения на площадке и в городе? Более того, вместо фур у  нас, простите, Isuzu Elf с прицепом от велосипеда. Это не обучение, если из колледжей выходят люди с информацией 1953 года», — вспоминает женщина.

Между тем в Европе водителями признают тех, кто прошёл 180-часовую подготовку на современных грузовиках. Во многих регионах России в лучшем случае это будет старенький «КамАЗ», в худшем — «ГАЗ-51».

«Действительно, для получения водительских удостоверений категорий C и E сдают экзамены даже близко не на  той технике, на которой потом приходится работать. По сути, транспортным компаниям необходимо переучивать новых сотрудников и дополнительно инвестировать средства. Тогда водитель будет на «ты» с современной техникой, которую используют в международных перевозках», — подтверждает Дмитрий Воронцов.

И даже несмотря на то, что современные седельные тягачи оснащены множеством электронных помощников, а  кабины превратились в жилые комнаты, проблем у водителей хватает.

«Много девушек низкого роста. Только в нашей колонне пять девчонок, три из них ниже меня, а мой рост 164 см. Наши дорогие производители грузовиков додумываются до мультиварки в кабине, но не могут догадаться внедрить банальную регулировку ремня безопасности. Вот не было у меня такого трака, где ремень был бы не на шее. В любой дешёвой легковушке, Kia Rio там или Renault Logan, есть такой флажочек, чтобы опустить ремень вниз. Почему в траках этого сделать не могут?» — недоумевает Евгения Маркова.

Как вариант, можно пересесть за грузовик менее внушительных размеров. Как, например, Ульяна Королёва из Красноярского края. Она ездит на «ГАЗели Next» и вполне довольна. Хотя и признаётся, что мечтает пересесть за руль большого тягача.

Женщина за рулём грузовика - уже не редкость
Фото: cottonbro | Pexels.com

«Современные транспортные средства максимально автоматизированы, но роль водителя по-прежнему велика. Без знания принципов работы своего автомобиля тяжело в дороге будет приходиться и мужчинам, и женщинам. В моменты, когда потребуется значительная физическая сила, женщинам, конечно, без помощи мужчин не обойтись. Но нужно помнить, что у нас постоянно растёт количество автомобильных сервисов на ключевых магистралях страны, где в случае необходимости можно получить экстренную помощь.

Иногда бывают такие форс-мажоры, когда машина не может физически доехать до сервиса. В такой ситуации не стоит забывать о неписанной солидарности между водителями: я убеждён, что желающие помочь даме за рулём всегда найдутся! Российские водители — люди опытные, наученные эффективной работе даже в самых непростых климатических условиях, всегда готовы прийти на помощь попавшим в непростую ситуацию коллегам», — считает Михаил Пальков.

Однако ожидать серьёзного прироста водителей-дальнобойщиц хотя бы до уровня европейских стран вряд ли стоит. И дело не только в шовинистских взглядах или небольшой зарплате.

«Проблема не в зарплате, не в технике, не в компаниях, не в профсоюзе. Проблема в том, что женщины иногда рожают детей. Более того, сейчас практически все европейские страны активно мотивируют рожать детей. А ребёнок требует, чтобы постоянно рядом с ним был взрослый. Днём он может быть в детском саду, в школе, но  всё равно ежедневно и еженощно с ребёнком должен быть взрослый.

Сейчас в России ситуация такова, что практически все мои друзья-мужчины, за редким исключением, воспитывают детей. При этом они понятия не имеют, вырастив несколько детей, как поменять подгузник. Поэтому, чтобы девушки шли в профессии, требующие длительного отсутствия дома, нужно, чтобы выросло поколение отцов, с  которыми можно оставить ребёнка.

Подруга со слезами увольнялась, у неё трёхлетняя дочка. Человек, который с ней был, больше не сможет заботиться о ребёнке, и моя подруга будет сама этим заниматься. Ей пришлось перейти в логисты, потому что уезжать надолго она не может, у неё ребёнок. И отец, хотя у него работа рядом с  домом, совершенно, видите ли, не готов сидеть с дочкой. Вот пока у нас такие мужчины, много женщин в такой профессии не будет», — резюмирует Евгения Маркова.


Текст: Артём Щетников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: