В Красноярском крае идёт битва за подряды на федеральных трассах

С 1 июля 2018 года отдельные участки федеральной дороги Р-255 «Сибирь», выставленные на торги ФКУ Упрдор «Енисей», остались без обслуживания.

Занимающиеся этим на протяжении многих лет Балахтинское и Ачинское ДРСУ, бьют тревогу – комиссия по проведению аукциона не допускает их до торгов.

Председатель профсоюза дорожной отрасли и транспорта Красноярского края Виктор Медведев уже устал отправлять жалобы во всевозможные ведомства.

В красноярском Доме журналистов 26 июня прошёл круглый стол, но это не дало никаких результатов, и дорожники организовали 2 июля брифинг.

Тема обсуждения одна – частное предприятие «Енисейавтодор», которое принимает участие в аукционе, ведёт губительную работу в отношении дорожной отрасли Красноярского края. На этот раз профсоюз дорожников настроен более, чем решительно. Но обо всём по порядку.

Три человека решают судьбу дорог

Балахтинское и Ачинское дорожные управления всегда активно участвовали в аукционах, но в этом году, а именно 28 мая, внезапно оказались вне участников розыгрыша лота на содержание федеральной дороги Р-255 «Сибирь» на участке 557 – 812 км.

Официальная причина вроде бы есть – якобы в заявке была указана не та зернистость примеси, а показатели содержания глины в асфальтобетонной смеси не указаны вообще.

Однако представители госпредприятий заявляют, что со смесями у них всё в порядке, и их отстранили незаконно.

Согласно постановлению правительства РФ от 4 февраля 2015 года №99, заказчики должны были включить в ОКПД дополнительные требования по ремонту и содержанию автомобильных дорог, так как начальная цена лота превысила 10 млн рублей (лот Р-255 «Сибирь» стоит 1,8 млрд рублей).

По мнению профсоюза дорожников, в лотах намеренно не указали необходимые пункты, заменив их на подходящие для своего предприятия.

Виктор Медведев убеждён, что история берёт своё начало со вступления Сергея Аникина на должность начальника Федерального казённого учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Енисей», которая выступила заказчиком тендера.

Соответственно, в аукционную комиссию вошли заместитель начальника Андрей Капустин, исполняющий обязанности главного инженера Дмитрий Кропотов и представитель заказчика Алексей Соломатов.

Все три члена комиссии отказали в доступе к торгам красноярским дорожным управлениям. Сейчас в аукционе участвует только «Енисейавтодор», который учредил «Новосибирскавтодор».

Изначально новосибирская компания тоже претендовала на лот, но по непонятным причинам отказалась от участия, что фактически сделало «Енисейавтодор» победителем торгов.

По мнению Виктора Медведева, здесь чётко прослеживается согласованность действий аффилированных компаний «Новосибирскавтодора». Целая цепочка фактов говорит сама за себя.

Итак, действующий руководитель «Енисейупрдор» Сергей Аникин до 2016 года входил в совет директоров обанкротившегося хакасского предприятия «ДЭП 369», которое тоже участвовало в торгах (год назад его выкупил «Новосибирскавтодор»).

Потом Аникина сменил Андрей Капустин, но это ещё не всё. Председатель совета директоров «Новосибирскавтодора» Дмитрий Пингасов состоит в совете учредителей предприятия «Енисейавтодор», генеральный директор которого Александр Новосёлов в свою очередь состоит в совете директоров «Новосибирскавтодора».

Напрашивается вполне обоснованный вывод: всё уже решено, а торги проводятся для отвода глаз.

Ремонтные работы на транспортной магистрали
Фото: Евгений Ошкин (журнал «Грейдер»)

Дорожники попали в замкнутый круг

Представители ДРСУ знали свои права и не собирались отмалчиваться. При поддержке профсоюза дорожной отрасли они начали обращаться во всевозможные инстанции и дошли до самой высшей – Президента Российской Федерации. Здесь-то и началось самое интересное.

«Мы сразу обратились с жалобой к Владимиру Путину. По решению управления Президента по общественным связям и коммуникациям, 13 июня прошло заседание Федеральной антимонопольной комиссии.

Она признала действия членов комиссии аукциона незаконными, и его итоги были аннулированы.

Несмотря на это, ФКУ Упрдор «Енисей» стремительно назначает аукцион на 26 июня, но уже не только на трассу Р-255, но и на Р-257 «Енисей» до монгольской границы, которая стоит около 3 млрд рублей.

Аукционов такого размаха я ещё не видел. Они хотят убрать сразу всех наших дорожников, работавших на этих дорогах десятилетиями», — рассказывает Виктор Медведев.

Но даже не это самое поразительное: 2 июля эти же члены комиссии по той же самой причине повторно отстраняют Балахтинское и Ачинское ДРСУ от аукциона.

Снова обращения в прокуратуру, федеральную службу безопасности по Ачинскому району, счётную палату Красноярского края, снова составление жалобы Президенту РФ.

В итоге Федеральная антимонопольная служба назначает заседание вечером того же дня и вновь признаёт действия комиссии незаконными.

По всей видимости, профсоюзу остаётся ждать назначение третьего аукциона, но почему-то складывается ощущение, что этот замкнутый круг закончится нескоро.

Председатель регионального Союза журналистов Дмитрий Голованов, ранее неоднократно поднимавший тему новосибирских варягов в дорожной отрасли, назвал эту ситуацию борьбой нанайских мальчиков: «ФАС признали требования членов комиссии «Енисейупрдора» не обоснованными, но они всё равно их оставляют.

Это вопиющее игнорирование закона. Посмотрите на дорожные щиты «Новосибирскавтодора» и «Енисейавтодора». Фирмы разные, а имя ответственного за участок написано одно и то же. Они нисколько не стесняются своей аффилированности.

Почему правоохранительные органы не видят явную заинтересованность членов комиссии в победе?». Кто знает, может быть, их попросили этого не замечать?

Впрочем, в ситуацию вмешалось управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю.

В ведомство поступило заявление Общественной организации «Красноярская территориальная (краевая) организация Общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства».

Рассмотрев его, в УФАС возбудили два дела по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольного законодательства в отношении ФКУ Упрдор «Енисей».

Круглый стол
Фото: Валентина Лескина (журнал «Грейдер»)

Региональным дорогам – не быть

Допустим, Балахтинское и Ачинское ДРСУ не выиграет торги, и федеральными дорогами Р-255 и Р-257 завладеет «Енисейавтодор» (то есть, фактически «Новосибирскавтодор»). Может быть, ничего страшного в этом нет?

Г-н Медведев напомнил официальное заявление Дмитрия Пингасова, которое прозвучало на судебном заседании: «На моих предприятиях никаких профсоюзов быть не должно», и сделал вывод — от профсоюза, а потом и от дорожных управлений попросту избавятся, а люди потеряют работу, ведь никто не даст гарантий, что кто-то из них устроится в «Енисейавтодор».

Есть и второй вариант развития событий. Предположим, что «Новосибирскавтодор» возьмёт Балахтинское или Ачинское ДРСУ на субподряд.

Сплошь и рядом можно наблюдать, как в подобных ситуациях частные компании забирают до 40% от финансового объёма.

«Чтобы хоть как-то сохранить трудовые коллективы, люди на госпредприятиях вынуждены продолжать работу, в то время как новое начальство с работниками рассчитываться не спешит.

Им говорят: идите в Арбитражный суд и забирайте через него причитающиеся вам деньги. Судебное разбирательство длится месяцами, зарплату платить нечем, поэтому ДРСУ приходится брать кредиты.

Оно плавно подходит к банкротству, и предприятие-рейдер с лёгкостью выкупает его по остаточной цене. Такие схемы проворачивают во многих областях», — сказал Виктор Медведев.

Сейчас «Новосибирскавтодор» активно ведёт PR-кампанию, направленную на снижение репутации госпредприятий – мол, они не умеют работать, потому что получают меньше прибыли.

Однако не стоить забывать, что практически всю прибыль госпредприятия тратят на содержание региональных дорог, которые в планы частников входить не будут – они закупят технику, установят её в приобретённых ДРСУ и займутся на федеральных дорогах своим бизнесом.

Как ни крути, ситуация складывается не в сторону развития дорожной отрасли.

Ремонт дороги
Фото: Евгений Ошкин (журнал «Грейдер»)

Пострадают обычные люди

Самое удручающее, что у частного предприятия «Енисейавтодор» нет реальной практики в содержании автомобильных дорог, его основные направления – строительство и ремонт.

Председатель профсоюза дорожной отрасли разъяснил, что обслуживание дорог – очень тяжёлая работа, в которую входит скашивание придорожной зоны, опиловка и вырубка деревьев, обработка обледенелости во время зимнего периода, выезды на аварии и многое другое.

«ДРСУ имеют специализированные точки распределения на дорожной сети, откуда оперативно выезжают в случае аварии и помогают на месте.

Частники зачастую выезжают только за деньги, потому что считают бесплатную работу бессмысленной.

Ачинское и Балахтинское ДРСУ знают свою ответственность. Они всегда выполняют свою работу независимо от того, выделяют им средства или нет.

Если «Енисейавтодор» выиграет торги, вся западная и южная часть региональных дорог фактически останется заброшенной.

Это очень опасно, ведь в случае аварии некому будет выехать на помощь. В этом главная проблема — пострадают обычные люди», — сказал Виктор Медведев.

Он уверен, что таким же способом расправятся с ГП «КрайДЭО», то есть следом за южными и западными дорогами отберут и восточные.

На брифинге прозвучала и мысль, что, скорее всего, в «Енисейавтодор» прекрасно понимают, что не справятся с обслуживанием дорог.

Вероятно, предприятие хочет проникнуть в эту сферу не просто так. Другими словами, это очень похоже на очередной рейдерский захват средств, выделяемых правительством.

Если не за этим, то зачем ещё участвовать в торгах компаниям, которые никогда не работали в сфере обслуживания?

«Мы хотим честную конкуренцию»

Председатель профсоюза исчерпывающе рассказал о нынешнем положении дел: частная компания «Енисейавтодор» с полным отсутствием опыта в обслуживании до торгов допущены, а настоящие профессионалы — нет.

«Чтобы не быть голословным», председатель профсоюза дорожной отрасли Виктор Медведев пригласил на брифинг представителей Ачинского и Балахтинского ДРСУ. Отстаивать свои права пришли простые рабочие.

«Наше предприятие многие годы успешно занималось содержанием дорог. Мы имеем развитую инфраструктуру – материально-техническую базу и высокопрофессиональных работников с большим опытом работы.

Однако под разными предлогами нам не дают выиграть аукцион в честной конкурентной борьбе. Это не что иное, как жёсткое лоббирование частных интересов компаний, которые открыто пользуются ФКУ Упрдор «Енисей», дискредитируя остальных участников.

После первого отстранения от торгов мы получили уведомление о предстоящей нехватке финансирования. У нас всего два выхода: либо урезать заработную плату, либо сокращать людей.

Минимальный заработок не может быть меньше определённой суммы, поэтому выбор очевиден. В случае отстранения от торгов придётся уволить около 100 человек», — взял слово председатель профсоюзного комитета ГПКК «Ачинское ДРСУ» Иван Хетчиков.

Председатель профсоюзного комитета «Балахтинское ДРСУ» Зинаида Барциц рассказала, что предприятие всегда занималось обслуживанием дорог, выставленных на торги, и более того, даже принимало участие в их строительстве.

У дорожного управления есть три филиала, которые работали в четырёх районах. В общей сложности на госпредприятии числится около 500 работников. В случае проигрыша на торгах около 100 из них тоже попадут под сокращение.

«У нас есть всё, чтобы работать – квалифицированные кадры, мощная материальная база, необходимое оборудование. Мы можем и хотим работать, поэтому убедительно просим правительство вмешаться в ситуацию», — сказала Зинаида Барциц.

На брифинг приглашали представителей прокуратуры и антимонопольной службы, директоров конкурирующих предприятий, но по непонятным причинам никто из них не пришёл.

«Все предприятия должны участвовать на общих основаниях, а комиссия должна честно выявлять наиболее оптимального кандидата.

Непонятно, почему красноярских дорожников до торгов не допускают. Игнорирование обществом призывов профсоюза, мягко говоря, удивляет», — добавил Дмитрий Голованов.

Красноярский край всегда держался на плаву благодаря качественной работе государственных ДРСУ и профсоюза дорожной отрасли и транспорта.

Если «Енисейавтодор» всё-таки получит подряд, то местные дорожники не получат денег за содержание федеральных трасс, что аукнется через год-два, когда некому будет работать и на региональных дорогах.

«Напрямую это нас не касается. С другой стороны, мы переживаем за последствия таких решений. Они так или иначе скажутся на состоянии краевых дорог. Хотим мы этого или нет», — прокомментировали в пресс-службе ККГУ «Управление автодорог по Красноярскому краю», которое также выступает заказчиком по содержанию и ремонту, но уже региональных трасс.

Около 200 высококлассных специалистов могут остаться без работы. Дорожную сферу придётся восстанавливать за счёт налогов, что непременно скажется на общей экономике Красноярского края.

Профсоюз бьёт в набат – если правительство будет и дальше игнорировать ситуацию, дорожники выйдут на улицы с протестами.

«Мы уже приготовили заявку на проведение пикета перед зданием администрации или в парке имени Сурикова. В первую очередь мы требуем освободить начальника Упрдор «Енисей» от занимаемой должности.

Заметьте, мы не поднимаем такие социальные проблемы, как повышение зарплаты, а всего лишь пытаемся добиться справедливой конкурентной борьбы», — заявил Виктор Медведев.

Дорожно-строительная техника
Фото: Евгений Ошкин (журнал «Грейдер»)

Общественное давление

Между тем, в ФКУ Упрдор «Енисей» с обвинениями не согласны. Говорят, никакого сговора нет, а на них оказывают давление.

«Конкурсная комиссия отказала в доступе к торгам Балахтинскому и Ачинскому ДРСУ, а ФАС России признали отклонение заявок необоснованным – это факт.

Сейчас мы ждём предписания, где будет указано, какие показатели необходимо исключить из конкурсной документации. Это абсолютно нормальный рабочий процесс, который происходит всегда.

Сложно что-то сказать, когда ещё нет никаких результатов. Да, процесс затянулся: мы вернулись на первый этап аукциона, подача заявок осуществляется заново. Пока неизвестно, когда будут объявлены торги.

На безопасности федеральных дорог это никоим образом не скажется. Данный период времени для проведения торгов выбран не просто так. Сейчас осуществляются минимальные работы по содержанию – фактически, это покос травы и уборка мусора.

В сложившейся ситуации действия данных подрядных организаций — не что иное, как склонение нас к нарушению 44-ФЗ и оказание общественного давления.

Это делается для того, чтобы результаты торгов были в пользу конкретных подрядных организаций. Вообще, на первом этапе аукциона – рассмотрении заявок на электронной площадке – заказчик видит только номера участников без конкретных наименований.

Госпредприятия решили обратить на себя внимание путём скандальных заявлений, необоснованной клеветы и вообще непонятной для нас информации – например, рассказы про недостаточную финансовую составляющую.

Это не имеет никакого отношения к госзакупкам на оказание услуг по содержанию федеральных дорог. По каким-то причинам они считают, что статус госпредприятия позволяет иметь им какие-то особые условия, хотя у федерального управления дорог «Енисей» более 40 подрядных организаций», — прокомментировала пресс-секретарь ФКУ Упрдор «Енисей» Юлия Кравченко.

Статья опубликована в журнале Грейдер №4 2018

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.