Нац. проект БКАД: первые итоги и перспективы 2019

Завершается первый год реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Некоторые итоги дорожники и чиновники обсуждали на 2-й выставке-форуме «Дорога 2019» в Екатеринбурге. В дебатах звучали как откровенные обвинения, так и дельные предложения.

С чем заканчиваем год?

Самый большой промах озвучил заместитель председателя Правительства России Максим Акимов, заявив, что «ряд регионов отстают в реализации задач нац. проекта БКАД». На момент проведения выставки, полностью выполнили поставленные задачи только в 13 регионах из 83. Ещё 30 субъектов отчитались о скором завершении.

А что же остальные? Если раньше главной отговоркой у региональных властей был недостаток финансирования, то в свете выделенных в 2019 году 111 млрд рублей эту причину уже не называли. Да, и как сказал г-н Акимов, «деньгами российское бездорожье победить невозможно». Поэтому власти отстающих регионов ссылались на плохие погодные условия, стихийные бедствия. Но не тут-то было.

Министр транспорта РФ Евгений Дитрих
Министр транспорта РФ Евгений Дитрих назвал одной из причин отставания по нац. проекту некомпетентных людей на местах

«Мы начали понимать, что существуют проблемы иного уровня. И в первую очередь, проблема наличия тех, кто может выполнять эти работы, делать это квалифицированно. Тех, кто умеет планировать то, что мы хотели бы сделать. Тех, кто умеет смотреть вперёд. Это и подрядные организации, и заказчики, которым сегодня часто не хватает знаний и квалификаций, это и большие плановики», — выделил причину проблемы министр транспорта РФ Евгений Дитрих.

Красноярский край выполнил больше половины задач и стоит на хорошем счету в Росавтодоре.

«У нас все показатели плановые, единственное, почему мы не в первой десятке — из-за нескольких переходящих объектов. По ним срок заключения контрактов был на конец года, а по нац. проекту нужно было законтрактоваться до 1 мая. Но за счёт планового выполнения работ мы держались чуть выше середины списка регионов. В прошлом году мы практически невозможное выполнили по подготовке к Универсиаде, когда нам в августе выделили 833 млн рублей и мы всё успели», — прокомментировал министр транспорта Красноярского края Константин Димитров.

У региона, как и других краёв, областей и республик, где показатели выполнения задач по приведению дорог в нормативное состояние и их содержанию соблюдают, есть все шансы рассчитывать на призовой фонд. Власти обещают разделить дополнительные 16,5 млрд рублей среди лидеров по показателям реализации нац. проекта.

Заместитель председателя Правительства России Максим Акимов
Заместитель председателя Правительства России Максим Акимов

«У нас из 2900 объектов, намеченных к реализации в 2020 году, 60% уже внесены в плановые мероприятия работ. Каждый третий объект ремонта отконтрактован и 20 субъектов уже полностью закомплектовались. Да, это не 83 участника, тем не менее, это значительный шаг вперёд. Но я ожидаю, что поручения по итогам нашего селекторного совещания будет выполнено. Сразу хочу сказать, что надо на этой работе зафиксироваться для того, чтобы и управленцам и, самое главное, дорожникам дать возможность планировать работу и быть уверенными, что есть финансовые и материальные ресурсы для её исполнения», — сообщил Максим Акимов.

Другой важный вопрос — контракты жизненного цикла. О причинах, по которым дорожные организации не спешат их заключать, мы писали неоднократно. Однако пути решения проблем искать придётся волей-неволей.

«Отдельный вопрос, который требует внимания, — это увеличение доли контрактов на принципах так называемого жизненного цикла, то есть на весь период проектирования, строительства, эксплуатации конкретной дороги, конкретного моста, эстакады или другого объекта. Это мировая практика, она позволяет существенно улучшить качество работ и обеспечить последующий мониторинг. Она, конечно, дисциплинирует подрядчиков, которые не заинтересованы в том, чтобы свой брак постоянно переделывать. К концу 2019 года на принципах жизненного цикла в России должен заключаться каждый 10-й контракт на дорожные работы, то есть 10%. Пока удалось достичь показателя приблизительно 7%, поэтому нужно с подготовкой этих документов в целом ряде регионов поторопиться», — дал на заседании поручение председатель Правительства России Дмитрий Медведев.

Что в перспективе?

Планы по нац. проекту в Правительстве ставят поистине наполеоновские. Избавление от второй российской беды там называют национальной идеей. Радует, что власти не просто декларируют набившие оскомину лозунги, а действительно предпринимают реальные шаги.

Председатель комитета Государственной думы по транспорту и строительству  Евгений Москвичёв
Председатель комитета Государственной думы по транспорту и строительству
Евгений Москвичёв

«Улично-дворовые сети должны соответствовать нормативам. Мы сейчас в Градостроительном кодексе принимаем решение, что новые микрорайоны не должны строить без социальной и транспортной инфраструктур. И сдавать их должны одновременно вместе с жильём, чтобы не было так, что граждане России приехали в дома, заселились в свои квартиры и пешком ходят по 5-6 километров. А запуску автобусов мешает ширина дороги в 4,5 метра», — рассказал председатель комитета Государственной думы по транспорту и строительству Евгений Москвичёв.

К задаче обеспечить безопасность на дорогах подключили ГИБДД. Правда, главный госинспектор России посетовал, что в регионах попросту нет мероприятий, направленных на снижение количества ДТП.

«Мы не услышали от начальников Госавтоинспекции оценок с изменением сознания участников дорожного движения. К сожалению, это одна из основных частей, потому что методы наказания — это не основные формы воздействия на участников дорожного движения. Также есть некоторые вопросы оказания медицинской помощи. Зачастую, медпомощь не по территориальности оказывают более эффективно, чем её применяют в том или ином субъекте при доставлении в медицинское учреждение. То есть, совершается ДТП в этом субъекте, за сотни км везут в больницу, хотя приграничная территория соседнего региона позволяет сократить этот путь в несколько раз. Мы теряем этот «золотой час». А для нас сегодня это очень существенно, и смертность в период доставления в больницы ещё остаётся высокой. Если не решать эту проблему, то добиться качества оказания медицинской помощи и достичь результатов динамичного снижения смертности на дорогах будет очень тяжело», — озвучил начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Михаил Черников.

Начальник ГУ по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Михаил Черников
Начальник ГУ по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Михаил Черников

«С января в регионах стартовал федеральный проект, цель которого — дальше уменьшать количество погибших и пострадавших на дорогах. По итогам девяти месяцев удалось сократить количество ДТП приблизительно на 3,4%. Очень важно, что снизилось число погибших — приблизительно на 10%. Снизилось и число раненых — там цифры более скромные: порядка 3%. Но в любом случае это сохранённые жизни и здоровье. И усилия в этом направлении нужно наращивать.

К сожалению, в 35 регионах достичь целевых показателей сокращения смертности на дорогах не удалось, а в 17 — число погибших в ДТП даже выросло. И в причинах этого нужно детально разобраться представителям как региональных, так и федеральных властей.

Работу нужно продолжить на всех направлениях — от разработки законопроектов, которые касаются ответственности водителей, до совершенствования системы медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучения детей навыкам безопасного поведения на дорогах и целого ряда других инициатив, включая просветительскую работу, которая должна вестись в СМИ и интернете», — поставил задачу Дмитрий Медведев.

Сказано

Министр транспорта Красноярского края Константин Димитров
Министр транспорта Красноярского края Константин Димитров

«У нас абсолютно понятные объёмы до 2024 года. Важный вопрос — выполнение показателя по смертности в ДТП. У нас, к сожалению, он выше среднего по стране. Есть такая закономерность: чем лучше дорога, тем меньше количество ДТП, но выше тяжесть последствий из-за скорости.

А в связи с тем, что в нашем крае уровень нормативного состояния дорог был чуть выше, соответственно, показатели смертности были выше. Мы ищем пути решения, развиваем системы фото- и видеофиксации. После того, как на проблемных перекрёстках мы установили камеры, уровень смертности опустился до нуля и снизился показатель травматизма».

Руководитель КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» Андрей Журавлёв
Руководитель КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» Андрей Журавлёв

«Когда слушаешь доклады по реализации задач нац. проекта, возникает дух соперничества. Вот в других регионах люди же смогли, а ты разве не можешь? Приезжаешь на работу с настроем завершить начатое. Да и кто бы чего не говорил, но человеку приятно, когда его отмечают. Пусть даже без материальных наград. Очень важно, чтобы высшее руководство субъекта сместило акцент на дорожную составляющую в общей политике.

Я для себя тоже подметил, где надо перестраиваться. Это касается прежде всего проектных работ, так как у нас их готовили всегда к весне. Проектировщик выходил летом, отрабатывал изыскания, материал получал, зимой садился, обрабатывал все данные и к марту выдавал проект. И только потом мы начинали торги, к июню заключали контракты и приступали к ремонту. В этой ситуации и подрядчик не мог понять, заготавливать ли ему материалы и в каком количестве. Это нехорошо, поэтому надо перестраиваться и готовить проекты до Нового года, объявлять торги».

Текст и фото: Артём Щетников

Статья опубликована в журнале Грейдер №6 2019

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.