Чтобы дороги не топило
Фото: Freepik

Чтобы дороги не топило

Для решения проблемы с участком дороги, который ежегодно топят талые воды, можно использовать несколько подходов. Одним из способов предотвращения проблем с водой является использование дренажных систем. Дренажные системы должны быть разработаны в соответствии с местными условиями, в том числе относительно свойств грунта и климата. Кроме того, они должны быть установлены с учётом особенностей конкретного участка дороги.

Одним из способов борьбы с водными проблемами на дорогах является обновление дренажной системы, которое позволит эффективнее удалять воду с поверхности покрытия и уменьшить её воздействие на асфальт. Для этого необходимо провести тщательный анализ состояния существующей системы водоотведения и в зависимости от результатов провести её реконструкцию или замену.

Для предотвращения проблем с подтоплением необходимо также обеспечить хорошую вентиляцию и дренаж покрытий, чтобы вода могла свободно проходить через покрытие и не накапливаться. Для этого могут использоваться специальные материалы, которые обеспечивают необходимую вентиляцию и дренаж. Важно учитывать, что каждый регион может иметь свои особенности, поэтому необходимо проводить исследования и консультироваться с экспертами при проектировании и строительстве дороги. Это поможет избежать ошибок и сэкономить деньги в будущем.

Дренажные системы могут не справляться со своей задачей по нескольким причинам. Во-первых, их могли неправильно спроектировать и установить не в тех местах, где они действительно нужны. В этом случае они будут недостаточно эффективными и не смогут правильно отводить воду с дороги.

Во-вторых, трубы и водосборники могут быть засорены различным мусором и грязевыми отложениями, такими как песок, грязь, листья и т. д. Это может привести к забиванию каналов водоотведения и их неработоспособности.

Фото: Freepik

В-третьих, дренажные системы могут не быть обслуживаемыми, то есть не предусмотрена возможность их очистки от загрязнений. В этом случае водоотведение будет работать короткое время и затем перестанет выполнять свою функцию.

Кроме того, дренажные системы могут быть недостаточно эффективными, если они не справляются с большим объёмом воды, например, во время сильных ливней или при таянии снега. В этом случае необходимо использовать более мощные трубопроводы и водостоки или комбинированные решения с применением гидроизоляционных материалов. Таким образом, эффективность дренажных систем зависит от правильного проектирования, установки, обслуживания и подбора оптимального варианта для каждой конкретной ситуации.

Другим ключевым моментом в поддержании качества дорожного покрытия является регулярное обслуживание. Оно включает в себя очистку дренажных систем, ремонт трещин и ям на дороге и другие мероприятия, которые позволяют сохранить покрытие в хорошем состоянии на протяжении всего срока его эксплуатации.

Если причиной проблемы является подмывание основания дорожного покрытия, то необходимо провести его реконструкцию, используя более качественные материалы и способы компактирования основания.

Геосинтетика в помощь

Замена основания и грунтозамещение являются классическими методами решения проблемы с подмыванием грунта. Также возможно использование более толстого слоя асфальта, что уменьшит воздействие воды на основание покрытия. Чтобы повысить срок службы дорожного покрытия, можно использовать более качественные материалы, которые устойчивы к окислению и влиянию воды. Однако в настоящее время существуют и более современные методы.

Одним из эффективных способов борьбы с водными проблемами является использование гидроизоляционных материалов. Они помогают защитить поверхность покрытия от воздействия талых вод, особенно если на участке есть склоны или другие углубления, где вода скапливается.
Гидроизоляционные материалы из полимерных материалов или битума помещают между основанием дорожного пирога и грунтом. Таким образом, они создают барьер, который предотвращает проникновение воды в грунт и тем самым не допускают его подмывание.

Самым распространённым материалом являются мастики, изготовленные на основе битума. Такое покрытие получается бесшовным и долговечным. Наплавляемые гидрофобные материалы рулонного типа являются универсальными для различных климатических условий, выдерживают сильные механические нагрузки и перепады температур.

Фото: Freepik

Также существует жидкая резина, которую изготавливают на основе битумной эмульсии с добавлением большого количества полимерных латексных добавок. Такое покрытие очень эластично, функционально, просто в нанесении, а главное, экологически безопасно, но довольно дорогостояще.

Помимо этого, существуют специальные дренажные системы, которые позволяют отводить излишки воды с дороги, предотвращая её скопление в верхних слоях дорожного пирога и грунте. Эти системы могут быть установлены как на поверхности дороги, так и под землёй.

Существует несколько инновационных материалов, которые могут быть применены в строительстве дренажных систем для решения проблемы воды в дорожном «пироге».
Геокомпозиты. Это материалы, состоящие из нескольких слоёв различных материалов, которые комбинируются для повышения их эффективности. Геокомпозиты могут использоваться для создания дренажных слоёв, которые помогают быстро отводить воду из основания дорожного «пирога».

Геотекстильные материалы. Это материалы, созданные из синтетических волокон, полимеров или полипропилена, которые используются для улучшения характеристик грунтов или поверхностей. Геотекстильные материалы могут быть использованы для создания различных типов дренажных систем, включая геоматы, геомембраны, геокамеры и георешётки.

Дренажные трубы. Это специальные трубы, которые используются для отвода воды из основания дорожного «пирога». Часто в эти трубы встроены дренажные колодцы, которые обеспечивают доступ к системе для её очистки и обслуживания.

Гидроизоляционные материалы. Это материалы, созданные для предотвращения проникновения воды в основание дорожного «пирога». Гидроизоляционные материалы могут быть применены на поверхности или внедрены в слои дорожного «пирога» для создания барьера, который защищает основание от воды.

Эти материалы могут быть использованы в различных комбинациях для создания эффективной дренажной системы, которая поможет предотвратить повреждение дорожного «пирога» от воды.

Помнить всё

Для решения проблемы с подмыванием грунта на дорогах необходим комплексный подход. Он включает в себя проектирование, где нужно учитывать климат, грунты и другие факторы, такие как интенсивность движения, нагрузки на полотно и т. д. Предварительно стоит провести качественные инженерно-геологические изыскания с соблюдением требований нормативных документов, с применением современного оборудования и техники.

Ещё на стадии проектирования дороги немаловажным инновационным инструментом является внедрение BIM-технологий, что позволяет сразу анализировать дорожное полотно на всём его протяжении в 3D-формате и вносить необходимые корректировки в проект.

На стадии строительства для предотвращения проблем с водой необходимо применять правильные технологии и материалы, в том числе геосинтетики, которые подходят для конкретного климата и грунта. И, конечно же, нельзя забывать о последующем обслуживании. Отвод сточных вод является экологически важной задачей, так как поверхностный сток с автомобильных магистралей может служить источником загрязнения природных вод. Только при комплексном подходе можно достичь максимальной эффективности в борьбе с этой проблемой.


Текст: Диана Фомченкова, инженер-конструктор АО «Моспромпроект»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

водоотвод | геосинтетика | дренаж
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: